Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:07, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании путей улучшения реализации региональной инвестиционной политики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
· изучить теоретические аспекты развития инвестиционной деятельности;
· проанализировать пути реализации инвестиционной политики в Нижегородской области;
· выявить основные направления совершенствования реализации региональной инвестиционной политики в Нижегородской области.
Введение…………………………………………………….…………3-4
Глава I. Теоретические основы реализации региональной инвестиционной политики
1.1. Проблемы формирования региональной инвестиционной политики……………….…………….…………………………………..5-12
1.2. Принципы и инструменты региональной инвестиционной политики………………………………………………………………..13-15
1.3. Особенности регулирования региональной инвестиционной политики…………………………………..............................................16-19
Глава II. Анализ региональной инвестиционной политики Нижегородской области
2.1 Инвестиционная привлекательность Нижегородской области……………………………………………….............................20-25
2.2. Анализ факторов регионального инвестиционного климата Нижегородской области ………………………………………………26-30
2.3. Осуществление инвестиционных проектов иностранных компаний в Нижегородской области: успехи и проблемы………….31-35
Заключение…...……………………………………………………..36-38
Список использованных источников...........................................39-40
Министерство образования и наук РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского
Шестой факультет
Специальность «Государственное и муниципальное управление»
Курсовая работа
по дисциплине «Система муниципального и государственного управления»
ТЕМА: «Региональная инвестиционная политика»
Выполнил:
Студент 4 курса
Гр № 6-24 ГМУ/9
Гусев П.М.
Проверила:
Ширяева Ю.С.
Арзамас
2013 г.
Введение…………………………………………………….…
Глава I. Теоретические основы реализации региональной инвестиционной политики
1.1. Проблемы формирования региональной
инвестиционной политики……………….…………….………………………
1.2. Принципы и инструменты региональной
инвестиционной политики…………………………………………………………
1.3. Особенности регулирования региональной
инвестиционной политики………………………………….........
Глава II. Анализ региональной инвестиционной политики Нижегородской области
2.1 Инвестиционная привлекательность Нижегородской
области……………………………………………….....
2.2. Анализ факторов регионального инвестиционного климата Нижегородской области ………………………………………………26-30
2.3. Осуществление инвестиционных проектов иностранных компаний в Нижегородской области: успехи и проблемы………….31-35
Заключение…...…………………………………………
Список использованных источников....................
Введение
Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что в современных экономических условиях, которые характеризуются обострением конкурентной борьбы, все большее значение приобретает процесс инвестиционной деятельности, обеспечивающий повышение конкурентоспособности отдельных регионов так и всей экономики в целом. В настоящее время они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Поэтапное формирование перспективной инвестиционной политики в регионе, создание адекватно отвечающей требованиям рыночной экономики структуры рыночных институтов, которая бы соответствовала потребностям всех субъектов хозяйствования, является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.
Одним из условий устойчивого развития регионов России, увеличения темпов экономического роста является повышение обоснованности экономико-организационных, нормативно-правовых и финансово-кредитных решений, принимаемых на региональном уровне и направленных на формирование перспективной инвестиционной политики в регионе.
Существующий механизм
принятия долгосрочных инвестиционных
решений, формирования перспективной
инвестиционной политики в регионе
в настоящее время
Актуальность решения поставленных в курсовой работе проблем формирования перспективной инвестиционной политики в регионе, создания условий для увеличения инвестиционной активности, взаимодействия различных участников инвестиционного процесса возрастает в современных условиях и определяет необходимость создания действенного механизма формирования перспективной инвестиционной политики посредством экономических, нормативно-правовых, финансовых, организационных, социальных и иных воздействий со стороны органов федерального и регионального управления.
Объектом исследования выступает инвестиционная политика в регионе.
Предметом исследования является пути совершенствования реализации инвестиционной политики в Нижегородской области.
Во время исследования применялись следующие методы:
· изучение и анализ научной литературы;
· сравнение;
· анализ;
Цель курсовой работы состоит в исследовании путей улучшения реализации региональной инвестиционной политики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
· изучить теоретические аспекты развития инвестиционной деятельности;
· проанализировать пути реализации инвестиционной политики в Нижегородской области;
· выявить основные направления совершенствования реализации региональной инвестиционной политики в Нижегородской области.
При написании работы была использована информационно-эмпирическая база: законодательные акты и постановления правительства; статистические данные; научная литература; методическая литература.
Глава I. Теоретические основы реализации региональной инвестиционной политики
1.1. Проблемы формирования региональной инвестиционной политики
Регулирование экономических взаимоотношений между федеральным центром и регионами стало одной из самых острых и актуальных проблем российской экономики. Это убедительно показывает постоянное воспроизведение разногласий между центром и регионами по вопросам распределения между ними доходов и дефицита при принятии федерального бюджета.
Инвестиции – поток вложений средств, с определенной целью отвлеченных от непосредственно потребления.
Инвестиционная политика
– составная часть общей
Инвестиции осуществляются в различных формах, а для учета, анализа и планирования они классифицируются по отдельным признакам.
Во-первых, по объектам вложения денежных средств выделяют реальные и финансовые инвестиции.
Реальные инвестиции – направленные в основном на подержание и развитие материального производства и сферы услуг, включают в себя: капитальные вложения, инвестиции на приобретение земельных участков и т.д. включая затраты оборотного капитала.
Финансовые – вложение средств на приобретение ценностей фондового и денежного рынков (акции, облигации).
Во-вторых, по характеру участия в инвестировании, а также в рамках иностранных инвестиций обычно выделяют прямы и косвенные инвестиции.
Прямые – предполагают непосредственное участие инвестора в выборе объекта для вложения денежных средств.
Косвенные – осуществляются через финансовых посредников – коммерческие банки, инвестиционные компании. Также выделяют портфельные инвестиции - вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности.
В-третьих – по периоду инвестирования вложения делятся на краткосрочные (на срок до 1 года) и долгосрочные (выше 1 года).
В-четвертых – по форме собственности:
Частные инвестиции выражают
вложение средств в объекты
Государственные – характеризуют вложение капитала государственных унитарных и муниципальных предприятий, а также средств федерального и регионального бюджетов и внебюджетных фондов.
В-пятых, по региональному признаку подразделяются на вложения внутри страны и за рубежом.1
Немаловажными являются понятие инвестиционного климата, который включает объективные возможности страны или региона (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск).
Понятно, почему для принятия решений недостаточно рассматривать только потенциал или только риски. Регион может быть первоклассным с точки зрения потенциала - например, там есть сырьевые ресурсы или богатое население, - но если политическая обстановка нестабильна или настолько загрязнена окружающая среда, что еще одного завода, например, население просто не выдержит, то на инвестиции мало кто решится. И наоборот, регион может быть тих и спокоен, но делать там инвестору просто нечего.
Инвестиционный потенциал (инвестиционная емкость территории) складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического "здоровья". Потенциал страны или региона в своей основе характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос населения и др.
Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Он показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну. Риск как бы суммирует правила игры на инвестиционном рынке. В отличие от инвестиционного потенциала многие из этих правил могут измениться в одночасье - так, как меняются настроение и мнение человека. Поэтому по сути риск - характеристика качественная. Степень инвестиционного риска зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций.
Классификация форм инвестиций и видов, четкое формирование задач и целей, позволяет органам власти и предприятиям более эффективно управлять инвестиционными потоками как в регионе, так и за ее пределами.
В области инвестиций
наблюдается прогрессирующее
Неблагоприятно складывалась в подавляющем большинстве российских регионов до 2000 года динамика инвестиций в основной капитал.
Наблюдается чрезвычайно сильная дифференциация динамики инвестиций в основной капитал в отдельных субъектах федерации.
Еще более наглядной, чем в предшествующие периоды, стала тенденция ухудшения динамики инвестиций по мере продвижения с Запада на Восток страны.
Москва является безусловным, абсолютным лидером среди регионов РФ по объему накопленных иностранных инвестиций, на нее приходится чуть менее половины от общего объема иностранных инвестиций, накопленных в России с начала реформ, в том числе 33,94% (почти треть) от общего объема прямых инвестиций по состоянию на сентябрь 2001 года.
Ряд регионов, а именно г.С-Петербург, Московская область, Республика Татарстан, Тюменская и Сахалинская области, Ямало-Ненецкий автономный округ и Краснодарский край, также являются лидерами среди других регионов Российской Федерации по привлечению иностранных инвестиций.
Около 10 регионов, а именно Архангельская область, Республика Коми, Нижегородская, Белгородская, Самарская, Омская, Иркутская области, Красноярский и Приморский край накопили иностранных инвестиций в размере 280-480 млн. дол. США или от 1 до 1,7% каждый от общего объема иностранных инвестиций, осуществленных в России за годы реформ. И, наконец, в более чем 30 регионах объем накопленных иностранных инвестиций не превысил 30-45 млн. долл. США (или не более 0,1-0,16% в каждом из этих регионов от общего объема иностранных инвестиций в России), что дает основание сделать заключение о практически полном отсутствии влияния фактора иностранных инвестиций на экономику этих регионов.2
Хочу отметить, что в обществе бытует убеждение, что главным инструментом формирования инвестиционной политики является налоговое регулирование. И потому наиболее привлекательны те регионы, где налоги ниже, а льготы инвесторам больше. Именно поэтому, считают многие, инвесторы предпочитают Ленинградскую и Новгородскую области другим регионам Северо-запада.
С такой точки зрения
проводимая в последние годы федеральным
центром политика в бюджетно-финансовой
сфере, все больше уменьшающая возможности региональных властей
регулировать налоги, подрывает основы
инвестиционной политики. Особенно сильные
изменения произошли в течение последних
лет: с 2002 года субъекты Федерации лишены
права уменьшать свою часть ставки (16,5%)
налога на прибыль более чем на 4%, а табачные
акцизы с 2003 года будут полностью поступать
в федеральный бюджет.
Ситуация с распределением
привлеченных инвестиций по регионам
требует серьезного анализа и соответствующих
немедленных действий со стороны органов
законодательной и исполнительной власти
как на федеральном, так и на региональном
уровне.