Региональная инвестиционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании путей улучшения реализации региональной инвестиционной политики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
· изучить теоретические аспекты развития инвестиционной деятельности;
· проанализировать пути реализации инвестиционной политики в Нижегородской области;
· выявить основные направления совершенствования реализации региональной инвестиционной политики в Нижегородской области.

Содержание работы

Введение…………………………………………………….…………3-4

Глава I. Теоретические основы реализации региональной инвестиционной политики
1.1. Проблемы формирования региональной инвестиционной политики……………….…………….…………………………………..5-12
1.2. Принципы и инструменты региональной инвестиционной политики………………………………………………………………..13-15
1.3. Особенности регулирования региональной инвестиционной политики…………………………………..............................................16-19

Глава II. Анализ региональной инвестиционной политики Нижегородской области
2.1 Инвестиционная привлекательность Нижегородской области……………………………………………….............................20-25
2.2. Анализ факторов регионального инвестиционного климата Нижегородской области ………………………………………………26-30
2.3. Осуществление инвестиционных проектов иностранных компаний в Нижегородской области: успехи и проблемы………….31-35
Заключение…...……………………………………………………..36-38
Список использованных источников...........................................39-40

Файлы: 1 файл

Региональная.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и наук РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского

 

 

 

Шестой факультет дистанционного обучения

 

 

Специальность «Государственное и муниципальное управление»

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Система муниципального и государственного управления»

 

ТЕМА: «Региональная  инвестиционная политика»

 

Выполнил:

Студент 4 курса

Гр № 6-24 ГМУ/9

Гусев П.М.

Проверила:

Ширяева Ю.С.

 

 

Арзамас

2013 г.

Оглавление 

 

 

Введение…………………………………………………….…………3-4

 

Глава I. Теоретические основы реализации региональной       инвестиционной политики

1.1. Проблемы формирования региональной инвестиционной политики……………….…………….…………………………………..5-12

1.2. Принципы и инструменты региональной инвестиционной политики………………………………………………………………..13-15

1.3. Особенности регулирования региональной инвестиционной политики…………………………………..............................................16-19

 

Глава II. Анализ региональной инвестиционной политики Нижегородской области

2.1 Инвестиционная привлекательность Нижегородской области……………………………………………….............................20-25

2.2. Анализ факторов регионального инвестиционного климата Нижегородской области ………………………………………………26-30

2.3. Осуществление инвестиционных проектов иностранных компаний в Нижегородской области: успехи и проблемы………….31-35

Заключение…...……………………………………………………..36-38

Список использованных источников...........................................39-40

 

 

 

 

 

Введение

 

           Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что в современных экономических условиях, которые характеризуются обострением конкурентной борьбы, все большее значение приобретает процесс инвестиционной деятельности, обеспечивающий повышение конкурентоспособности отдельных регионов так и всей экономики в целом. В настоящее время они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Поэтапное формирование перспективной инвестиционной политики в регионе, создание адекватно отвечающей требованиям рыночной экономики структуры рыночных институтов, которая бы соответствовала потребностям всех субъектов хозяйствования, является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.

Одним из условий устойчивого  развития регионов России, увеличения темпов экономического роста является повышение обоснованности экономико-организационных, нормативно-правовых и финансово-кредитных  решений, принимаемых на региональном уровне и направленных на формирование перспективной инвестиционной политики в регионе.

Существующий механизм принятия долгосрочных инвестиционных решений, формирования перспективной  инвестиционной политики в регионе  в настоящее время характеризуется  отсутствием системности, что не позволяет местным, региональным и федеральным органам управления экономикой эффективно использовать имеющиеся инвестиционные ресурсы, обеспечить повышение инвестиционной привлекательности отдельных регионов и всего народного хозяйства России в целом, что негативно сказывается на темпах экономического развития национальной хозяйственной системы.

Актуальность решения  поставленных в курсовой работе проблем формирования перспективной инвестиционной политики в регионе, создания условий для увеличения инвестиционной активности, взаимодействия различных участников инвестиционного процесса возрастает в современных условиях и определяет необходимость создания действенного механизма формирования перспективной инвестиционной политики посредством экономических, нормативно-правовых, финансовых, организационных, социальных и иных воздействий со стороны органов федерального и регионального управления.

Объектом исследования выступает инвестиционная политика в регионе.

Предметом исследования является пути совершенствования  реализации инвестиционной политики в Нижегородской области.

Во время исследования применялись следующие методы:

·        изучение и анализ научной литературы;

·        сравнение;

·        анализ;

Цель курсовой работы состоит в исследовании путей улучшения реализации региональной инвестиционной политики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

·        изучить теоретические аспекты развития инвестиционной деятельности;

·        проанализировать пути реализации инвестиционной политики в Нижегородской области;

·        выявить основные направления совершенствования  реализации региональной инвестиционной политики в Нижегородской области.

При написании работы была использована информационно-эмпирическая база: законодательные акты и постановления правительства; статистические данные; научная литература; методическая литература.

 

Глава I. Теоретические основы реализации региональной       инвестиционной политики

 

1.1. Проблемы формирования региональной инвестиционной политики

Регулирование экономических взаимоотношений между федеральным центром и регионами стало одной из самых острых и актуальных проблем российской экономики. Это убедительно показывает постоянное воспроизведение разногласий между центром и регионами по вопросам распределения между ними доходов и дефицита при принятии федерального бюджета.

Инвестиции – поток  вложений средств, с определенной целью  отвлеченных от непосредственно  потребления.

Инвестиционная политика – составная часть общей финансовой стратегии, которая заключатся в выборе и реализации наиболее рациональных путей расширения и обновления экономического потенциала. Под региональной инвестиционной политикой следует понимать систему мер и механизм их реализации, направленных на стимулирование инвестиционной активности и формирование благоприятного инвестиционного климата региона.

Инвестиции осуществляются в различных формах, а для учета, анализа и планирования они классифицируются по отдельным признакам.

Во-первых, по объектам вложения денежных средств выделяют реальные и финансовые инвестиции.

Реальные инвестиции – направленные в основном на подержание и развитие материального производства и сферы услуг, включают в себя: капитальные вложения, инвестиции на приобретение земельных участков и т.д. включая затраты оборотного капитала.

Финансовые – вложение средств на приобретение ценностей  фондового и денежного рынков (акции, облигации).

Во-вторых, по характеру участия в инвестировании, а также в рамках иностранных инвестиций обычно выделяют прямы и косвенные инвестиции.

Прямые – предполагают непосредственное участие инвестора  в выборе объекта для вложения денежных средств.

Косвенные – осуществляются через финансовых посредников –  коммерческие банки, инвестиционные компании. Также выделяют портфельные инвестиции -  вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности.

В-третьих – по периоду инвестирования вложения делятся на краткосрочные (на срок до 1 года) и долгосрочные (выше 1 года).

В-четвертых – по форме собственности:

Частные инвестиции выражают вложение средств в объекты предпринимательской  деятельности юридических лиц, а  также граждан.

Государственные – характеризуют  вложение капитала государственных унитарных и муниципальных предприятий, а также средств федерального и регионального бюджетов и внебюджетных фондов.

В-пятых, по региональному признаку подразделяются на вложения внутри страны и за рубежом.1

Немаловажными являются понятие инвестиционного климата, который включает объективные возможности страны или региона (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск).

Понятно, почему для принятия решений недостаточно рассматривать  только потенциал или только риски. Регион может быть первоклассным с точки зрения потенциала - например, там есть сырьевые ресурсы или богатое население, - но если политическая обстановка нестабильна или настолько загрязнена окружающая среда, что еще одного завода, например, население просто не выдержит, то на инвестиции мало кто решится. И наоборот, регион может быть тих и спокоен, но делать там инвестору просто нечего.

Инвестиционный потенциал (инвестиционная емкость территории) складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического "здоровья". Потенциал страны или региона в своей основе характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос населения и др.

Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Он показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну. Риск как бы суммирует правила игры на инвестиционном рынке. В отличие от инвестиционного потенциала многие из этих правил могут измениться в одночасье - так, как меняются настроение и мнение человека. Поэтому по сути риск - характеристика качественная. Степень инвестиционного риска зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций.

Классификация форм инвестиций и видов, четкое формирование задач и целей, позволяет органам власти и предприятиям более эффективно управлять инвестиционными потоками как в регионе, так и за ее пределами. 

В области инвестиций наблюдается прогрессирующее ослабление позиций федерального центра, что  выражается в систематическом снижении доли средств из федерального бюджета в общем объеме инвестиций в стране.

Неблагоприятно  складывалась в подавляющем большинстве  российских регионов до 2000 года динамика инвестиций в основной капитал.

Наблюдается чрезвычайно сильная дифференциация динамики инвестиций в основной капитал в отдельных субъектах федерации.

Еще более наглядной, чем в предшествующие периоды, стала  тенденция ухудшения динамики инвестиций по мере продвижения с Запада на Восток страны.

Москва является безусловным, абсолютным лидером среди регионов РФ по объему накопленных иностранных инвестиций, на нее приходится чуть менее половины от общего объема иностранных инвестиций, накопленных в России с начала реформ, в том числе 33,94% (почти треть) от общего объема прямых инвестиций по состоянию на сентябрь 2001 года.

Ряд регионов, а именно г.С-Петербург, Московская область, Республика Татарстан, Тюменская и Сахалинская  области, Ямало-Ненецкий автономный округ  и Краснодарский край, также являются лидерами среди других регионов Российской Федерации по привлечению иностранных инвестиций.

Около 10 регионов, а именно Архангельская область, Республика Коми, Нижегородская, Белгородская, Самарская, Омская, Иркутская области, Красноярский и Приморский край накопили иностранных инвестиций в размере 280-480 млн. дол. США или от 1 до 1,7% каждый от общего объема иностранных инвестиций, осуществленных в России за годы реформ.                      И, наконец, в более чем 30 регионах объем накопленных иностранных инвестиций не превысил 30-45 млн. долл. США (или не более 0,1-0,16% в каждом из этих регионов от общего объема иностранных инвестиций в России), что дает основание сделать заключение о практически полном отсутствии влияния фактора иностранных инвестиций на экономику этих регионов.2          

Хочу отметить, что  в обществе бытует убеждение, что главным инструментом формирования инвестиционной политики является налоговое регулирование. И потому наиболее привлекательны те регионы, где налоги ниже, а льготы инвесторам больше. Именно поэтому, считают многие, инвесторы предпочитают Ленинградскую и Новгородскую области другим регионам Северо-запада.

С такой точки зрения проводимая в последние годы федеральным  центром политика в бюджетно-финансовой сфере, все больше уменьшающая возможности региональных властей регулировать налоги, подрывает основы инвестиционной политики. Особенно сильные изменения произошли в течение последних лет: с 2002 года субъекты Федерации лишены права уменьшать свою часть ставки (16,5%) налога на прибыль более чем на 4%, а табачные акцизы с 2003 года будут полностью поступать в федеральный бюджет. 
     Ситуация с распределением привлеченных инвестиций по регионам требует серьезного анализа и соответствующих немедленных действий со стороны органов законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне.

Информация о работе Региональная инвестиционная политика