Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:07, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании путей улучшения реализации региональной инвестиционной политики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
· изучить теоретические аспекты развития инвестиционной деятельности;
· проанализировать пути реализации инвестиционной политики в Нижегородской области;
· выявить основные направления совершенствования реализации региональной инвестиционной политики в Нижегородской области.
Введение…………………………………………………….…………3-4
Глава I. Теоретические основы реализации региональной инвестиционной политики
1.1. Проблемы формирования региональной инвестиционной политики……………….…………….…………………………………..5-12
1.2. Принципы и инструменты региональной инвестиционной политики………………………………………………………………..13-15
1.3. Особенности регулирования региональной инвестиционной политики…………………………………..............................................16-19
Глава II. Анализ региональной инвестиционной политики Нижегородской области
2.1 Инвестиционная привлекательность Нижегородской области……………………………………………….............................20-25
2.2. Анализ факторов регионального инвестиционного климата Нижегородской области ………………………………………………26-30
2.3. Осуществление инвестиционных проектов иностранных компаний в Нижегородской области: успехи и проблемы………….31-35
Заключение…...……………………………………………………..36-38
Список использованных источников...........................................39-40
Об эффективности инвестиционно
2.2. Анализ факторов регионального инвестиционного климата Нижегородской области
Инвестиционный климат – это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Он формируется под воздействием взаимосвязанного комплекса географических, природно-климатических, экономических, социальных, научных, законодательно-нормативных и других факторов, определяющих условия и т.д.
Оценки инвестиционного климата колеблются в широком диапазоне от благоприятного до неблагоприятного. Благоприятным считается климат, способствующий активной деятельности инвесторов, стимулирующий приток капитала. Неблагоприятный климат повышает риск для инвесторов, что ведет к утечке капитала и затуханию инвестиционной деятельности.
Инвестиционный
климат Нижегородской области
По объективно-географическому фактору Нижегородская область – это:
столица Приволжского федерального округа (центр европейской части России);
точка пересечения международных транспортных коридоров север-юг» и еврокоридора МТК №2 (расстояние от Нижнего Новгорода до Москвы – 439 км);
площадь – 76,6 тыс.км2 (0,4% территории России);
плотность населения – 44,1 чел. на км2;
граничит с Рязанской, Владимирской, Ивановской, Костромской, Кировской областями, Марийской, Мордовской и Чувашской республиками;
реки – Волга, Ока, Сура, Ветлуга.
В области развита транспортная инфраструктура:
1300 км железнодорожных путей (плотность сети в 3 раза выше среднероссийского уровня);
более 12 тыс км автомобильных дорог (плотность в 2 раза выше, чем в среднем РФ);
речные порты и более 900 км. водных путей;
международный аэропорт.
Анализ основных социально-экономических показателей12 области за последние годы (табл. 1) показал, что она устойчиво развивается по субъективно социально-экономическому фактору.
Наиболее существенным
фактором определяющих уровень социально-
Нижегородская экономика, как и экономика России и большинства стран мира, в 2009 г. переживала влияние мирового финансового кризиса 2008 г.
С 2000 по 2009 гг. индекс промышленного производства уменьшился на 14,6% по видам деятельности в 2009 г. составил «Добыча полезных ископаемых» – 73,3%, «Обрабатывающие производства» – 76,9, «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» – 95,6%. Рентабельность продукции в среднем за 2000-2008 гг. выросла на 9,9%, а по отдельным отраслям достигает 23,4% (металлургия). В объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по добыче полезных ископаемых область занимает 62 место в России (в федеральном округе – 10), по обрабатывающим производствам – 6 (1), по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 19 (7).
На долю области приходится 64,0% общероссийского производства автобусов, 55,2 – грузовых автомобилей, 3,0 – легковых автомобилей, 54,3 – листов из термопластов, 34,7 – машин для городского коммунального хозяйства, 20,7 – стальных труб, 14,9 – полимерных пленок, 11,6 – пищевых концентратов, 7,3 – первичной переработки нефти.
Трудовые ресурсы Нижегородской области, ее отдельных городов и муниципалитетов, в совокупности составляют одну из богатейших территориальных единиц России. Численность экономически активного населения в 2009 г. составила 1824 тыс. чел., что составляет 2,4% по России и 11,4% по ПФО, а уровень экономической активности населения области – 69,3%.
год |
Численность населения (оценка на конец года), тыс. чел |
ВРП, млн. руб. |
Среднемесячная з/п, руб. |
Среднедушевые денежные доходы населения в среднем за месяц, руб. |
Численность предприятий и организаций |
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций, млн. руб. |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
Численность студентов высших учебных заведений (на начало учебного года), тыс. чел. |
2000 |
3595 |
105055,9 |
1697,6 |
1717,9 |
58917 |
1658,5 |
8842 |
5182 |
99,1 |
2001 |
3555 |
149322,6 |
2508,2 |
2406,6 |
63429 |
1638,2 |
14816 |
15383 |
112,6 |
2002 |
3516 |
170826,5 |
3404,1 |
3214,6 |
68854 |
1699,6 |
14471 |
18218 |
135,2 |
2003 |
3479 |
206926,0 |
4205,9 |
4000,1 |
75286 |
1717,7 |
18655 |
27593 |
149,4 |
2004 |
3445 |
241230,4 |
5255,7 |
4793,7 |
80904 |
1712,4 |
26454 |
37399 |
161,8 |
2005 |
3411 |
299723,7 |
6533,4 |
6062,0 |
87367 |
1748,9 |
40356 |
52205 |
180,8 |
2006 |
3381 |
376180,3 |
8111,7 |
8056,5 |
87317 |
1755,1 |
59518 |
64581 |
192,4 |
2007 |
3360 |
473307,4 |
10302,0 |
10181,0 |
87903 |
1760,9 |
90389 |
89272 |
191,4 |
2008 |
3341 |
597987,7 |
13467,7 |
13090,0 |
87941 |
1765,9 |
93237 |
121695 |
189,5 |
2009 |
3324 |
545940,1 |
14746,5 |
14443,8 |
88886 |
1722,2 |
42944 |
196366 |
180,2 |
Наибольшую занятость населения обеспечивают виды деятельности: оптовая и розничная торговля – 355,7 тыс. чел.; обрабатывающее производство – 346,6; строительство – 159,7; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 159,6; образование – 133,0.
Образовательная и инновационная инфраструктура. Нижегородская область – российский центр автомобилестроения, авиастроения, судостроения, приборостроения, ядерной физики, оборонной промышленности и других высокотехнологичных секторов экономики. Развитый научный комплекс представлен 100 научными, образовательными, а также научно-исследовательскими организациями. Сегодня область занимает 3-е место в России по числу занятых в НИОКР. Более 42 тыс. персонала занято исследованиями и разработками. В 2009 г. общая численность исследователей имеющих ученую степень составила 2221 чел. из них 1902 кандидат наук и 564 доктора наук.
Одна из ведущих в России образовательных центров, включающий 7 государственных вузов (5 университетов, 6 академий, 6 институтов), 8 филиалов иногородних и нижегородских вузов.
По законодательно-нормативному фактору Нижегородская область является одним из лидеров среди регионов Российской Федерации. За прошедшие несколько лет создана инвестиционная законодательная база, вобравшая в себя все лучшее из опыта российских регионов.
В области инвестиционная деятельность субъектов хозяйствования осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, а также в соответствии с законами и положениями, принятыми органами местного самоуправления, и составляющие региональное инвестиционное законодательство, которое состоит из следующих нормативных актов: закон Нижегородской области от 22 июня 2000 года №116-3 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области»; закон Нижегородской области от 15 ноября 2002 года №67-3 «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности»; положение о порядке предоставления в аренду объектов государственного нежилого фонда, утвержденное Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.07.2002 №152; методика определения арендной платы за пользование объектами нежилого фонда государственной собственности Нижегородской области, утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 20.06.2002 г. №137; положение о совете по научно-технической и инновационной политике, утвержденное Распоряжением Правительства Нижегородской области от 17.06.2002 г. №307-р.
Выгодное географическое положение, развитая инфраструктура, открытая дружелюбная политика органов власти региона во многом способствуют на формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности экономической деятельности Нижегородской области.
2.3. Осуществление инвестиционных проектов иностранных компаний в Нижегородской области: успехи и проблемы
Основными конкурентными
преимуществами Нижегородской области
являются: выгодное географическое положение,
человеческий капитал, размещение
на территории области научно-
Инвестиционный климат Нижегородской области является одним из самых комфортных на территории России. Региональное инвестиционное законодательство, которое признано экспертами одним из самых эффективных в России, мощная система финансовых и нефинансовых льгот, предоставляемых бизнесу, а также организационная поддержка инвестиций, позволяют инвесторам эффективно реализовать имеющийся у региона значительный экономический и ресурсный потенциал обрабатывающих производств, инновационного сектора. С целью оперативного принятия решений, обеспечения межведомственного взаимодействия, а также снижения бюрократической нагрузки на инвесторов были созданы специальные структуры, ставшие организационной основой инвестиционной политики. В 2005 г. Создано специальное министерство инвестиционной политики (МИП). Основной задачей МИП является разработка и реализация единой инвестиционной политики Нижегородской области, определение приоритетных направлений инвестиций, условий их осуществления. Именно МИП обеспечивает сбор согласований в отношении того или иного инвестиционного проекта, заявленного инвестором к реализации, и берет на себя большинство административных и бюрократических процедур, а также решение вопросов, возникающих на этапе старта инвестиционного проекта, освобождая инвесторов от «хождения по коридорам». Предполагается, что бизнесу при запуске проекта из всех органов власти достаточно контактировать только с этим министерством. В 2006 году создан инвестиционный совет при Губернаторе Нижегородской области (ИС), в состав которого входят руководители структурных подразделений Правительства Нижегородской области, руководители территориальных, федеральных органов государственной власти, главы крупных муниципальных образований, руководители ведущих предприятий области. Регламент работы инвестиционного совета позволяет в режиме открытого обсуждения на основании собранных ранее заключений оперативно принимать решения по заявленным к реализации проектам. Заседания проводятся не реже двух раз в месяц. По состоянию на 12.02.2010, суммарный объем инвестиций по проектам, одобренным на 142 заседаниях инвестсовета, составит 1401,9 млрд. рублей, планируется создание почти 167 тыс. новых рабочих мест. Инвесторам выдано более 1 тыс. полных комплектов разрешительных документов. 55-ти инвестиционным проектам присвоен статус приоритетного инвестиционного проекта Нижегородской области, что предполагает получение инвесторами налоговых льгот в соответствии с Законом Нижегородской области от 31.12.2004 № 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области".
С целью обеспечения
взаимодействия и сотрудничества инвесторов
с Правительством Нижегородской
области по вопросам развития инвестиционной
деятельности был создан постоянно
действующий коллегиальный
представители структур поддержки. Совет действует на общественных началах, Об эффективности проводимой инвестиционной политики можно судить по конкретным цифрам. По итогам 2008 г. объем инвестиций в основной капитал Нижегородской области составил 195,6 млрд. руб. (5,8 млрд. долл. США), что позволило индексу физического объема достигнуть отметки 120,5% к соответствующему уровню предыдущего года. С января по сентябрь 2009 г. индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 117,2% к аналогичному периоду 2008 г. Объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики Нижегородской области, в 2008 г. составил 708,5 млн. долл. США (173,0% к уровню 2007 г.). Одним из стратегических партнеров Нижегородской области традиционно является Германия: в разные годы между областью и землями Северный Рейн-Вестфалия и Саксония действовали соглашения о сотрудничестве, действовали рабочие группы, что позволило накопить положительный опыт взаимодействия, реализованный в конкретных проектах. Успешность инвестиционной политики подтверждается положительной динамикой инвестиций, высокими кредитными рейтингами региона, а также ростом числа инвесторов с мировым именем, работающих в области.
Практика показывает, что наряду с такими показателями, как доброжелательная и заинтересованная позиция руководства региона, наличие эффективной законодательной базы по стимулированию инвестиционной деятельности система информационной поддержки инвесторов в процессе выбора места для реализации инвестиционного проекта именно со стороны региона является зачастую определяющим фактором.
Не секрет, что иностранные, в том числе, и немецкие инвесторы широко пользуются услугами внешних консультантов («Агиплан», «Кушманн энд Вэйкфилд», «Делойт энд Туш» и др.), чтобы перепроверять предоставляемую регионом информацию, и, соответственно, иметь возможность самостоятельно оценить реальную подготовленности региона к приему инвестиций. В этой связи организация работы по созданию единообразной региональной информационной базы на уровне «регион – район», позволяющей на любом из этапов процесса выбора инвестором места для реализации своего инвестиционного проекта предоставлять ему полную и исчерпывающую информацию, обеспечивая тем самым дополнительное конкурентное преимущество для региона, становится наиважнейшей задачей региональной власти.