Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:07, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании путей улучшения реализации региональной инвестиционной политики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
· изучить теоретические аспекты развития инвестиционной деятельности;
· проанализировать пути реализации инвестиционной политики в Нижегородской области;
· выявить основные направления совершенствования реализации региональной инвестиционной политики в Нижегородской области.
Введение…………………………………………………….…………3-4
Глава I. Теоретические основы реализации региональной инвестиционной политики
1.1. Проблемы формирования региональной инвестиционной политики……………….…………….…………………………………..5-12
1.2. Принципы и инструменты региональной инвестиционной политики………………………………………………………………..13-15
1.3. Особенности регулирования региональной инвестиционной политики…………………………………..............................................16-19
Глава II. Анализ региональной инвестиционной политики Нижегородской области
2.1 Инвестиционная привлекательность Нижегородской области……………………………………………….............................20-25
2.2. Анализ факторов регионального инвестиционного климата Нижегородской области ………………………………………………26-30
2.3. Осуществление инвестиционных проектов иностранных компаний в Нижегородской области: успехи и проблемы………….31-35
Заключение…...……………………………………………………..36-38
Список использованных источников...........................................39-40
Основным инструментом повышения инвестиционной привлекательности региона является эффективная законодательная база. К сожалению, зачастую региональным властям приходится прилагать усилия для устранения негативных для местного инвестиционного климата последствий изменения федерального законодательства, а в администрациях многих муниципальных образований региона, также активно вовлекаемых в инвестиционные процессы, нет не только профильных структурных единиц для организации и сопровождения инвестиционной деятельности на их территории, но и необходимой законодательной базы, регулирующей инвестиционную деятельность на данной конкретной территории. Тем не менее, в области применяются механизмы организации инвестиционной деятельности, способствующие преодолению этих негативных явлений и тиражированию положительного опыта. Так в частности, в течение двух последних лет активно ведется работа по созданию на территории региона индустриальных зон, при этом реализуются два подхода: универсальный и кластерный. В рамках кластерного подхода реализуется стратегия по привлечению «якорного» инвестора с последующей организацией в непосредственной близости сопутствующих производств (производственных цепочек) с целью выпуска продукции глубокой переработки (например, кластер автомобилестроения и нефтехимии).
Для создания универсальных индустриальных зон определены несколько территорий, на которых по запросу инвесторов формируются земельные участки необходимой площади и конфигурации, при этом до границы каждого земельного участка подводятся инженерные и дорожные коммуникации в соответствии с требованиями, предъявляемыми инвесторами. Основным приоритетом при выборе местоположения индустриальных зон явилось наличие развитой инженерной инфраструктуры и коммуникаций. Поскольку финансирование строительства коммуникаций осуществляется из консолидированного бюджета Нижегородской области, такой подход распределяет нагрузку между бюджетами разных уровней. Таким образом, для всех инвесторов создаются равные условия независимо от объема инвестиций и размера требуемого земельного участка - 1 гектар или 100. Особенно это актуально для немецких компаний, поскольку именно они представляют в основном мелкий и средний бизнес. Тем не менее, специалистам местных администраций зачастую элементарно не хватает знаний правил межкультурной коммуникации, при этом, как показывает практика, непродуманные реплики могут свести все усилия по привлечению инвестора «на нет».
С целью повышения качества работы с инвесторами региональным властям необходимо:
1. Синхронизировать инвестиционное законодательство регионального и муниципального уровней, создав тем самым единую правовую систему в области регулирования инвестиционной деятельности в регионе.
2. Организовать в структуре
администраций муниципальных
3. Организовать
соответствующую подготовку
Заключение
Цель данной курсовой работы состоит в анализе путей улучшения реализации региональной инвестиционной политики в Нижегородской области. Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие основные задачи:
· изучить теоретические аспекты развития и реализации инвестиционной политики;
· проанализировать пути реализации инвестиционной политики в Нижегородской области;
· выявить основные направления совершенствования реализации региональной инвестиционной политики в Нижегородской области.
Изучив теоретические аспекты инвестиционной политики можно сделать следующие выводы, что в условиях современной России потребность в притоке новых инвестиций обусловлена необходимостью решения текущих, повседневных задач, связанных с необходимостью поддерживать экономическое развитие региона.
Формирование и реализация региональной инвестиционной политики представляет собой комплексную многоступенчатую задачу, каждый из этапов которой требует отдельной проработки и постоянной адаптации к изменяющимся условиям функционирования социально-экономической системы региона.
Практическое достижение целей инвестиционной политики региона связано с созданием и обеспечением эффективного функционирования механизма ее реализации. Качество и успех в реализации инвестиционной политики региона тесно связан с инвестиционным климатом и инвестиционной привлекательностью региона. Эти понятия являются определяющими в формировании инвестиционного имиджа региона, который в свою очередь оказывает влияние на решение потенциальных инвесторов.
Проанализировав показатели реализации инвестиционной политики в Нижегородской области можно сделать вывод, что в области достаточно благоприятный инвестиционный климат.
Анализ инвестиций показал, что за 2008 год предприятиями и организациями всех форм собственности освоено 134,9 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, индекс физического объёма к предыдущему году составил 115,0%.
Объем инвестиций иностранных компаний в экономику области по итогам 2008 года составил $469 млн., что на 14,1% больше, чем в 2007 году. По предварительным прогнозам министерства инвестиционной политики Нижегородской области в 2011 году объем иностранных инвестиций в экономику региона составит $710,2 млн., что на 51,4% больше, чем в 2008 году.
Тем не менее в ходе исследования так же были выявлены следующие проблемы, оказывающие сдерживающее влияние на инвестиционную политику Нижегородской области:
1. Низкий уровень производительности труда. Большинство секторов экономики Нижегородской области демонстрируют относительно низкий уровень производительности труда. Даже в секторах, где в последние годы наблюдался быстрый рост производительности за счет внедрения новых технологий производства, сохраняется большой разрыв.
2. Неразвитость
3. Ограничения энергетической системы. В Нижегородской области существуют ограничения по обеспечению устойчивого энергоснабжения, особенно вновь создаваемых или расширяющихся производственных объектов.
4. Относительно низкое качество условий для жизни. Качество условий для жизни в области является одним из значимых факторов инвестиционной привлекательности региона, а также зачастую является критическим фактором в борьбе за талантливых и квалифицированных специалистов. Понятие «условия для жизни» объединяет комплекс параметров: качество жилищных условий, безопасность, экологическая обстановка в области, наличие и уровень развития инфраструктуры для культуры и отдыха в области, качество системы здравоохранения.
5. Низкий уровень интернационализации (международной кооперации). Нижегородская область характеризуется низким уровнем международной кооперации и интеграции в международную систему разделения труда, что является существенным препятствием для развития экономики Нижегородской области. Закрытость региональной экономики препятствует обмену людьми, технологиями, знаниями и ограничивает возможности роста производительности предприятий области.
Опираясь на данные, полученные в процессе написания курсовой работы, были выявлены следующие направления совершенствования реализации региональной инвестиционной политики:
1. Создание на территории Нижегородской области благоприятных условий для развития приоритетных секторов экономики.
2. Модернизация существующих предприятий.
3. Привлечение инвестиций для создания новых предприятий.
4. Качественный человеческий капитал.
5. Создание благоприятных условий для жизни, работы, отдыха и воспитания детей.
Подводя итоги
данного исследования можно сделать
вывод, что Правительство
Список использованных источников:
1 Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент. С-П.2009.с.5
2Справка о привлечении иностранных инвестиций в экономику регионов: текущее положение и основные направления государственной политики.2010г.с.18
4 Винокуров Н.А., Суходолов А. П. «Экономика Нижегородской области»,-Н.Новгород,- 2009г.
5Индрисов А.Б Инвестиционная политика на территории муниципального образования. М. 2010. с.50
6 Сапегина О.П. Проблемы формирования РИП.”Регион: экономика и социология” №2,2010.с.29
7Индрисов А.Б Инвестиционная политика на территории муниципального образования. М. 2010. с.63
8 Справка о привлечении иностранных инвестиций в экономику регионов: текущее положение и основные направления государственной политики.2010г.с.24
9Тяглов С.Г. Кузнецова Н.Г. Региональная экономика.Ростов-на-Дону.2011. с.139
10 Индрисов А.Б Инвестиционная политика на территории муниципального образования. М. 2010. с.48
11 Лебедев В.М. Формирование инвестиционного климата в России/Финансы – 1995. - № 4. С.15
12 Управление инновационным развитием региона: Под ред. А.П. Егоршина. – Н.Новгород: НИМБ, 2008. С.223