Ресурсы - капиталы как основа устойчивого развития муниципального образования»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 23:01, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы состоит в разработке и формировании теоретико-методологических и методических положений по совершенствованию управления системой ресурсного обеспечения муниципального образования как основы его устойчивого развития. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
• уточнить содержание понятий «ресурсы», «капиталы». «устойчивое развитие территории»; дать теоретическое обобщение современных научных подходов к управлению системой ресурсного обеспечения муниципального образования с позиции концепции устойчивого развития;
• определить классификацию определений понятия «ресурс» в муниципальном контексте;
• конкретизировать методы оценки экономических ресурсов развития муниципальных образований;
• выявить влияние системы ресурсного обеспечения на формирование потенциала устойчивого развития муниципального образования;
• сформулировать ресурсы Одинцовского муниципального образования для обеспечения устойчивого национального развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЙ РЕСУРСЫ- КАПИТАЛА И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ…………………………………… 5
1.1 Понятие - экономические ресурсы и капиталы ……………………………… 5
1.2. Понятие - устойчивое развитие……………………………………………… 9
ГЛАВА 2 РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ………………………………………….. 20
2.1 Классификация определений понятия «ресурс» в муниципальном контексте……………………………………………………………………………. 20
2.2 Оценка экономических ресурсов развития муниципальных образований ….. 25
2.3 Ресурсы Одинцовского муниципального образования для обеспечения устойчивого национального развития………………………………………………. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………. 42

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 453.00 Кб (Скачать файл)

Культура, наука, образование, информация являются теми сферами, которые сопровождают процесс перехода к устойчивому развитию, трансформируя поведение человека как производителя и потребителя, придавая ему экологический вектор, формируя экологически ориентированное сознание.

Для более детального анализа устойчивого развития используются понятия слабой устойчивости и сильной устойчивости.

Сторонники сильной устойчивости занимают жесткую, часто «антиэкономическую» позицию по многим вопросам экономического развития: стабилизация или уменьшение масштабов экономики, приоритет прямого регулирования, жесткое ограничение потребления и пр. (близость к концепции экотопии). Сторонники слабой устойчивости предпочитают модифицированный экономический рост с учетом экологического, «зеленого» измерения экономических показателей, широкое использование эколого-экономических инструментов (плата за загрязнение и пр.), изменение потребительского поведения и т.д. При всех различиях этих позиций они противостоят техногенной концепции развития, которая базируется на неограниченном развитии свободного рынка, ориентации на чисто экономический рост, эксплуатацию природных ресурсов, на вере в бесконечные возможности научно-технического прогресса, максимизации потребления и пр. (Конечно, сами сторонники техногенного подхода на словах выступают за охрану природы, однако их подходы и действия часто носят антиэкологический характер).

Существенным различием в перечисленных трех подходах является отношение к возможной замене природного капитала на физический (искусственный/антропогенный). В какой степени возможна замена природных ресурсов, благ на создаваемые человеком технологии, средства производства? До какой степени мы можем истощать природные ресурсы, используя вместо исчерпанных ресурсов достижения научно-технического прогресса? Техногенный подход говорит о бесконечных возможностях замены природного капитала за счет развития свободного рынка и научно-технического прогресса. Сторонники слабой устойчивости выступают за самые широкие возможности такой замены, однако при сохранении общего агрегированного запаса всех видов капитала. В концепции сильной устойчивости предполагаются лишь минимальные возможности замены природного капитала на искусственный/физический.

Возможности замены природного капитала далеко не безграничны. Так, целый ряд функций и услуг экологических систем, жизненно важных для человека, вообще не могут быть заменены. В связи с проблемой возможности замены природного капитала на искусственный возникла концепция критического природного капитала. Это те необходимые для жизни природные блага, которые невозможно заменить искусственным путем: ландшафты, редкие виды растений и животных, озоновый слой, глобальный климат и т.д. Имеется и целый ряд эстетических качеств окружающей среды, которые также незаменимы. Критический природный капитал необходимо сохранять при любых вариантах экономического развития. Остальная часть природного капитала может быть заменена искусственным. Это касается возобновимых природных ресурсов и части невозобновимых конечных природных ресурсов (замена нефти, газа, угля на солнечную энергию и т.д.).

С учетом критического природного капитала соотношение устойчивого развития может быть дополнено ограничением на исчерпание во времени критического природного капитала. Формула, приведенная ниже,  соответствует сильной устойчивости:                                    

N = Nc + Ns,

где N — природный капитал;

Nc — критический природный капитал;

Ns — природный капитал, который можно заменить искусственным.

В соответствии с изложенными концепциями экономика в своем эколого-экономическом развитии, как правило, должна пройти три стадии: от фронтальной экономики через экономическое развитие с учетом охраны окружающей среды к устойчивому развитию.

Переход к устойчивому развитию делает необходимым включение экологического фактора в систему основных социально-экономических показателей. Этого можно достигнуть через разработку и учет на глобальном и национальном уровнях индикаторов устойчивого развития. Они должны включаться в международные, национальные программы устойчивого развития, планы и программы развития экономики, планы действий по охране окружающей среды.

Имеющиеся сейчас традиционные макроэкономические показатели (валовый внутренний продукт (ВВП), валовый национальный продукт (ВНП), доход на душу  населения и пр.), оценивающие развитие и рост, игнорируют экологическую деградацию. Рост этих показателей сегодня может базироваться на техногенном природоемком развитии. Тем самым создается возможность резкого ухудшения экономических показателей в будущем в случае истощения природных  ресурсов и загрязнения окружающей среды.

Для многих стран мира, в том числе России, ориентация на традиционные экономические показатели  в ближайшей перспективе может иметь самые негативные последствия. Несколько  утрируя,  быстрее  всего  роста этих показателей  (тем самым формально добиться прогресса в социально-экономическом развитии) можно добиться,  быстро выкачав из недр нефть,  газ,  добывая руду и уголь поверхостным способом,  вырубив леса, увеличивая нагрузку на землю, используя дешевые "грязные" технологии и  пр.,  что,  к  сожалению,  в  определенной степени сейчас и происходит. Многие энергетические  и аграрные программы, ориентация  на увеличение добычи полезных ископаемых и пр. позволяют увеличить валовый внутренний продукт.  Однако очевидны  и  чрезвычайно негативные экологические последствия такого курса.

Требуется экологическая корректировка показателей  экономического  развития и прогресса.  Нужно повысить "конкурентоспособность" природы в борьбе с  техногенными  решениями.  На конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992) было принято важное решение, в соответствии с которым 178 страны-участницы должны совершенствовать национальную статистику для учета экологического и социального факторов, формировать сателлитные системы учета природных ресурсов.

Международными организациями и отдельными странами предлагаются критерии и индикаторы устойчивого развития, содержащих нередко весьма сложную систему показателей. Разработка индикаторов устойчивого развития является достаточно комплексной и дорогостоящей процедурой, требующей большого количества информации, получить которую сложно или вообще невозможно (например, по многим экологическим параметрам). Можно выделить два подхода:

1)      построение интегрального, агрегированного индикатора, на основе которого можно судить о степени устойчивости социально-экономического развития. Агрегирование обычно осуществляется на основе трех групп показателей:

  • эколого-экономических,
  • эколого-социально-экономических,
  • собственно экологических.

2)      построение системы индикаторов, каждый из которых отражает отдельные аспекты устойчивого развития. Чаще всего в рамках общей системы выделяются следующие подсистемы показателей:

  • экономические,
  • экологические,
  • социальные,
  • институциональные.

Наличие интегрального эколого-экономического индикатора на макроуровне является идеальным для лиц, принимающих решения, с точки зрения учета экологического фактора в развитии страны. По одному такому показателю можно было бы судить о степени устойчивости страны, экологичности траектории развития. То есть этот показатель может быть своеобразным аналогом ВВП, ВНП, национального дохода, по которым сейчас часто измеряют успешность экономического развития, экономическое благосостояние. Однако, в силу методологических и статистических проблем, сложностей расчета  общепризнанного в мире интегрального индикатора  еще нет.

Тем не менее, конструктивные подходы в этой области довольно активно разрабатываются. Интегральный подход к построению агрегированного индикатора устойчивости наиболее полно реализован в разработках структур ООН (система эколого-экономического учета (СЭЭУ) (a  System  for  Integrated  Environmental  and  Economic  Accounting) (1993)) и Всемирного Банка ("истинных сбережений" (genuine (domestic) savings))  Этими международными организациями предложены методики, позволяющие включить экологический фактор в национальные счета, в показатели национального богатства.

Довольно активно в мире предпринимаются попытки рассчитать интегральные агрегированные индексы устойчивости, базирующиеся прежде всего на экологических параметрах. Эти показатели позволяют оценить тенденции в экологически устойчивом развитии. Агрегированный индекс  «живой планеты» (Living Planet Index) для оценки состояния природных экосистем планеты исчисляется Всемирным Фондом Дикой Природы (World Wild Fund). Разработан также достаточно конструктивный показатель «экологический след» (давление на природу) (The Ecological Footprint) 

Второй подход к построению индикаторов устойчивого развития базируется на построении системы показателей, которые могут отражать отдельные аспекты устойчивого развития – экологические, экономические, социальные и др. По сравнению с интегральными индикаторами устойчивости этот подход более широко распространен в мире. Примером такого подхода является методология Комиссии ООН по устойчивому развитию (КУР) (1996, 2001). Следует также отметить исследования Всемирного Банка: предлагаемые индикаторы в рамках ежегодного доклада Всемирного Банка "Индикаторы мирового развития". Широкое признание в мире получила система эколого-экологических индикаторов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), разработанная на основе структуры «давление-состояние-реакция». Среди разработок отдельных стран следует отметить системы США и Великобритании.

К сожалению, как уже отмечалось, в мире еще нет общепризнанного и хорошо обоснованного интегрального показателя для оценки эффективности перехода к устойчивому развитию. В связи с этим основной акцент делается на построении системы индикаторов. Целесообразно иметь ограниченное число индикаторов, что тесно связано с разработкой системы приоритетов макроэкономической политики. Когда предлагается много показателей, сложно принимать решения, судить о степени устойчивости. Например, для лиц, принимающих решения в исполнительных и законодательных структурах власти, вряд ли подойдет система из 100-150 индикаторов. Необходимо ранжирование системы индикаторов по уровням приоритетности. Этим путем пошли практически все международные организации и многие страны при разработке систем индикаторов. За последние 1-2 года широкое распространение получили системы "базовых индикаторов". Так, Комиссия по устойчивому развитию ООН сократила более чем в 2 раза число первоначально предлагаемых свыше 130 показателей в 2001 году. ОЭСР предлагается 10 базовых экологических индикаторов, Европейским Союзом – 11 индикаторов. Аналогичным путем идут многие страны. В США по основным критериям были отобраны 400 показателей и последующий отбор по дополнительным критериям сократил их число до 40. Семь базовых индикаторов были выделены в Великобритании.

Использование базового списка показателей является необходимым условием начального этапа работы по созданию национальной системы показателей устойчивого развития. Следует иметь в виду, что показатели сами по себе не всегда дают ответ на вопрос об устойчивости/неустойчивости происходящих процессов. Ответ на данный вопрос можно получить только после правильной интерпретации полученных результатов.

В области эколого-экономических индикаторов устойчивости целесообразно давать экономическую оболочку для экологических проблем или сочетать экологические и экономические аспекты: решение экологических проблем должно приносить обществу экономические результаты. Это в какой-то степени аналог политики "двойного выигрыша", когда решение экономических проблем дает экологический эффект.  Тем самым целесообразны эколого-экономические индикаторы, которые имеют ясный экономический смысл, и использование которых будет помогать понять тенденции в развитии экологической ситуации. 

Оценивая тенденции количественного изменения базовых индикаторов следует отметить, что с позиций достижения большей устойчивости экономики динамика показателей может существенно различаться. Уменьшаться должны индикаторы, связанные с природоемкостью: энергоемкость, интенсивность выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Отражением положительных эколого-экономических тенденций будет увеличение коэффициента обновления основных фондов, использования токсичных отходов, площади охраняемых природных территорий. Индикатор выбросов парниковых газов будет расти с экономическим ростом, однако исполнительные структуры власти должны следить за тем, чтобы к плановому периоду 2008-2012 гг. объем этих газов не превысил уровень 1990 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

2.1 Классификация определений понятия «ресурс» в муниципальном контексте

     Основу устойчивого  развития ученые экономисты видят  в оптимальном сочетании использования  следующих факторов:

— ресурсы (природные, производственные, человеческие, финансовые и др.);

— процессы преобразования ресурсов (технологии) и использования ресурсов (спрос);

— эффект синергизма от использования данных сочетаний .

     Ключевым элементом  в концепциях развития являются  ресурсы.

     Традиционно ресурсами  считается некая совокупность  возможностей той или иной территории. Территориальная система, является как базой для размещения отраслевой системы, так и самостоятельной составляющей социально-экономической системы.         Можно отметить, что территориям присущи ряд черт отличающих их от других уровней системы.

Во-первых, территория это комплексная система, где одинаковое влияние оказывают все факторы: территориальные, производственные (отраслевые), социальные, политические. Как следствие, это приводит к необходимости формирования комплексной стратегии развития.

Во-вторых, территория характеризуется проявлением на ней ресурсного потенциала и, следовательно, большую часть потенциала мы приписываем именно к территории.

В-третьих, именно территория является объектом закрепления населения, т.е. в какой-то мере конкурирует за привлекательность для населения. Помимо инвестиционной привлекательности появляется понятие социальной привлекательности территории. Социальная и инвестиционная привлекательность в какой-то мере взаимоувязаны, хотя в их основе могут лежать разные движущие факторы.

      Согласно существующему  ныне административно-территориальному  делению низовыми уровнями управления  социально-экономическим развитием  являются поселения и муниципальные  образования. Именно на них располагается  ресурсный потенциал территории.

        Принадлежность  ресурса к системе ресурсов  муниципального хозяйства определяется  фактом отношения к территории  муниципального образования, а также  наличием полномочий у органов  местного самоуправления муниципального  образования им распоряжаться. Полномочия органа местного самоуправления определяются законом, т.е. именно закон закрепляет те или иные ресурсы за местным самоуправлением (это осуществляется федеральным законодательством), за тем или иным муниципальным образованием (это осуществляется законодательством субъекта федерации и уставом муниципального образования).

       Применительно  к хозяйственным отношениям под  ресурсами, как правило, понимаются  материальные и нематериальные  показатели территории, которые  могут быть использованы в хозяйственной деятельности. Прежде всего, в это понятие включаются природные ресурсы (земля, недра и др.). Обычно к материальным ресурсам относят также и производственный потенциал, производственные мощности, расположенные на данной территории (табл.1). 
Таблица 1Классификация определений понятия «ресурс»

Признак классификации

Определение ресурсов

Основные факторы производства

Ресурсы — представляют собой совокупность природно-климатических, инфраструктурных и трудовых ресурсов, необходимых для функционирования муниципальной экономики.

Стратегический

Под ресурсами понимается совокупность материальных и нематериальных элементов экономики.

Общий

Под ресурсами понимается совокупность элементов (материальных и нематериальных), сочетание которых обеспечивает экономическое развитие муниципального образования.

Хозяйственный

Под ресурсами понимается совокупность всех возможностей территории муниципального образования, распоряжение которыми отнесено к компетенции органов местного самоуправления данного муниципального образования

Территориальный

Ресурсами считается некая совокупность возможностей той или иной территории. Применительно к хозяйственным отношениям под ресурсами, как правило, понимаются материальные и нематериальные показатели территории, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности.

Потенциал

Ресурсы — это потенциал каждого муниципального образования, без которого невозможно социально-экономическое развитие муниципального сектора.

Имущественный

Ресурсы — материальная часть потенциала.


 

 

Однако недостаточно обладать ресурсом, необходимо также создать условия и реализовать механизм его эффективного использования.

В данном случае вокруг любых ресурсов формируются силовые линии спроса на данные ресурсы, удаленные от места их проявления на определенные расстояния. Очевидно чем больше поле спроса на ресурсы, тем они конкурентнее. Включение информации в определение силы спроса позволяет регулировать спрос, увеличивая или уменьшая его в зависимости от стратегии «продажи» ресурсов и степени их дефицитности.

Следует отметить, что в данном случае может идти речь о двух подходах к учету информации:

— учет всей информации о ресурсах (в том числе дублирующейся) как фактора возникновения экономических интересов к ресурсам;

— учет информации «касающейся» проблемы, «уточняющей» информации.

Эффективность использования ресурсов определяется как результат процесса фактического присвоения и использования ресурсов в определенных проектах (производственных процессах). Результат возникает как разница между потраченными и приобретенными благами, формируя накопленный чистый доход.

Потенциал развития территории (муниципального образования, региона) — емкая величина, состоящая из суммы отдельных потенциалов и формируемая как результат системного взаимодействия внешних и внутренних факторов.

Ресурсным потенциалом можно считать отношение блага, получаемого от использования ресурсов находящихся в определенной точке территориально-отраслевой системы к величине данного ресурса, коэффициент отдачи ресурсов. При этом использование ресурса может происходить без его пространственного перемещения. Общим экономическим потенциалом системы можно считать сумму потенциалов ресурсов системы.

Определение ресурсного потенциала муниципального образования, как суммы отношений блага получаемого от использования ресурсов, находящихся в определенной точке территориально-отраслевой системы, к величине данного ресурса по всем точкам системы, является количественной интерпретацией сущности потенциала как экономических отношений между субъектами социально-экономической системы по поводу возможности выявления, оценки, присвоения, использования и развития ресурсов и информации.

В узком смысле это возможности эффективного функционирования системы при различных целях. Однако эти возможности проявляются и могут быть оценены только в процессе их использования. То есть потенциал состоит из ресурсных возможностей и организационных действий по использованию возможностей.

Определим однородность ресурсного потенциала муниципальных образований как соответствие (тождественность) элементов и связей системы друг другу. Неоднородность системы проявляется в возникновении конфликтов и противоречий, увеличению сопротивления экономическим процессам. Причиной возникновения неоднородности, наряду с другими, могут быть различного рода ограничения. Особенностью управления неоднородными экономическими системами является необходимость в привлечении дополнительных механизмов для устранения неоднородности, например, дополнительных инвестиционных вложений.

Как было отмечено выше, потенциал складывается из двух составляющих: ресурсов и информации о них. При этом информация может также быть различного свойства:

— о наличии ресурсов;

— о возможности их использования;

— о стоимости и эффективности их использования;

— о способе их использования;

— а также иная информация, задающая условия экономической деятельности.

Именно информация задает технологическую процессную составляющую потенциала и формирует его инновационность.

Проблема неопределенности ресурсов методологически неразрешима при любой степени контроля, поэтому речь может идти лишь об установлении предельной достоверности определенности.

При этом речь идет о двух составляющих:

— определенности имеющейся информации о ресурсах;

— определенности реальных значений ресурсов.

Определенность информации является объектом исследования в различных методологиях оценки ресурсного потенциала, а определенность реальных значений ресурсов является скорее мерой оценки системы знаний о природе и экономике. В какой то мере и та и другая определенность является субъективным фактором.

Проблема неопределенности ресурсов, в том числе инвестиционных является одной из основных проблем развития социально-экономической системы. Причины этой неопределенности имеют следующую природу:

— физическая (материальная) неопределенность связана с вероятностным прогнозом оценки запаса и размещения природных ресурсов, а также неточностью методов учета других ресурсов (например, кадровых). Такая большая неопределенность делает невозможным прогнозирование и инвестиционное планирование.

— финансовая (стоимостная) неопределенность связана с изменением ситуации на рынке ресурсов (спросом и ценой), изменением производственных затрат на добычу и подготовку ресурсов. Спрос на природные ресурсы имеет сравнительно длинный цикл изменения. Более подвижна ситуация на рынке производственных ресурсов, где любые социальные и политические изменения приводят к изменению спроса.

— технологическая (инновационная) неопределенность связана с ситуацией изменения потребностей в ресурсах, вызванного научно-техническим прогрессом в промышленности, который неизбежно приводит к структурным и объемным изменениям потребления ресурсов.

Помимо ресурсной неопределенности потенциала существует также неопределенность по организационным факторам экономической системы. Целью управления социально-экономической системы будет установление в каждый момент времени определенности (управляемости) состояния системы, которое можно изменить путем ряда управленческих воздействий.

Для придания потенциалу определенности можно воспользоваться косвенными характеристиками, отражающими ограничения на протекание процессов. При этом формируются относительные показатели качества структуры потенциала.

К таким структурным характеристикам потенциала относятся:

— структурная производительность;

— структурные ограничения.

Структурная производительность отражает фактическое использование структуры ресурсного потенциала в условиях данного муниципального образования. Она может быть определена как валовой муниципальный продукт, полученный от использования данного элемента потенциала или преобладающий вклад какого-либо элемента потенциала в валовой продукт.

Ресурсы и информацию можно подразделить на внутренние и внешние по отношению к социально-экономической системе. В случае внешних ресурсов их можно разделить на прикрепленные к муниципальному образованию (например, финансовые ресурсы в виде трансфертов, инфраструктурные ресурсы в виде транспортных и энергетических систем, и др.), а так же поисковые ресурсы (например, финансовые ресурсы в виде инвестиций, инфраструктурные ресурсы в виде сетей материальных и финансовых потоков).

 

 

 

 

2.2 Оценка экономических  ресурсов развития муниципальных  образований 

 

Развитие как изменение не происходит само по себе, а связанно с разработкой политики определенной мировоззренческой направленности и влечет за собой разноплановые структурные изменения. Наиболее типичными из них являются:

- модификация факторов производства и структурные сдвиги в экономике;

- лучшее использование существующих ресурсов;

- изменение структуры и функций  имеющихся институтов;

- изменение ценностных ориентаций  и отношений членов местного  сообщества.

Экономическое развитие, как рост, означает такие структурные изменения, которые ведут к технологическому прогрессу, повышению качества продукции и улучшению распределения товаров и услуг.

В качестве движущей силы, реализации модели комплексного развития экономики муниципального образования на основе диверсификации ресурсного обеспечения необходимо определить основные направления деятельности органов местного самоуправления:

- определять приоритетные направления  местного развития, учитывая и  согласовывая интересы участников  местного сообщества;

- обеспечивать экономический рост  за счет технологического прогресса и внедрения инноваций;

- создавать базовые условия целостного  экономического пространства на  территории, формируя инфраструктуру;

- координировать деятельность всех участников экономического пространства территории, обеспечивая обмен информацией;

- расширять источники финансирования  программ развития территории, за  счет привлечения инвестиции.

Определяющее значение для формирования основы экономического развития имеет совокупность экономических ресурсов территории. Результат взаимодействия элементов экономической среды на практике является слабо предсказуемым, но именно он определяет привлекательность территории муниципального образования. Экономическое развитие как целенаправленные действия по управлению использованием ресурсов территории определяет роль органов местного самоуправления по созданию условий для вовлечения экономических ресурсов в воспроизводственные процессы на территории и активизации деятельность участников экономической среды с целью органического развития муниципального образования на основе согласования экономических интересов.

При определении направлений местного развития и выборе конкретных инструментов регулирования экономического развития территории, органы местного самоуправления должны учитывать системные взаимосвязи и взаимную обусловленность, с одной стороны, условий и факторов развития, с другой – наличие ресурсов, уровень их освоения и вовлечения в экономические процессы на территории, а также качество и объемы муниципальных услуг. Особенности взаимодействия указанных составляющих экономической среды представлены на рис. 1.

Рисунок 1 – Структура экономической среды местного развития

Таким образом, исследуя экономическую среду местного развития как совокупную возможность её элементов обеспечивать достижение намеченных результатов деятельности, следует рассматривать каждую составляющую не изолированно, а с учетом влияния взаимосвязей в системе. Взаимодействуя между собой в единой системе, компоненты экономической среды местного развития позволяют получить интегрированный эффект, который нельзя определить как сумму эффектов от функционирования отдельных составных частей. Улучшение качества управления средой повышает экономический потенциал муниципального образования без увеличения объема привлекаемых ресурсов.

Обосновано, что при формировании ресурсного обеспечения развития городских округов необходимо учитывать действующий механизм формирования доходов местного бюджета и оценивать всю совокупность генерируемых на территории доходов, так как они отражают результативность и экономическую эффективность управления совокупными экономическими ресурсами территории.

Процессы трансформации российской экономики и децентрализации управления, перераспределения ресурсов, полномочий и ответственности между федерацией и субнациональными властями сформировали механизм совместного использования имеющихся территориальных ресурсов в интересах реализации общегосударственных задач и приоритетов социально-экономического развития. Формирование доходов бюджетов муниципальных образований происходит по остаточному принципу. Даже при наличии достаточной ресурсной базы у органов местного самоуправления отсутствуют стимулы к развитию ими собственных доходов и созданию условий экономического роста потенциала территории (рис. 2).

Примечание: 1,2 – межбюджетные трансферты

Рисунок 2 — Механизм влияния экономических ресурсов на формирование доходов бюджетов территории городского округа

Важно отметить, что официальная позиция органов государственной власти, и, прежде всего, Министерства финансов РФ сводится к тому что, использование данных о фактических доходах при расчете бюджетной обеспеченности приводит к снижению стимулов у муниципальных образований по мобилизации доходов, поскольку уменьшение доходов от налоговых источников будет компенсировано (при учете их в расчетных экономических доходов) увеличением финансовой помощи в предстоящем году. И наоборот, увеличение фактически полученных экономических доходов местного бюджета приведет к соответствующему снижению объема финансовой поддержки и к отсутствию прироста собственных доходов.

Выживание муниципальных образований и минимальный уровень развития отдельных территорий определяется оставшейся долей произведенной на территории стоимости, которая обеспечивает приращение экономического потенциала. Чем более разнообразны участвующие в воспроизводственных процессах экономические ресурсы, тем выше экономическая устойчивость развития муниципального образования и выше самостоятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, так как суммарная доля произведенной стоимости остающейся в распоряжении территорий растет.

 Использование в качестве основы формирования муниципальной экономической системы разнообразных экономических ресурсов позволяет диверсифицировать структуру экономики муниципалитетов, а в изменяющихся и нестабильных социально-экономических условиях развития данный подход позволяет достичь экономической устойчивости базы перспективного развития территории.

Разработан инструментарий для совершенствования управления экономическими ресурсами развития территории, включающий алгоритм управления и методику оценки экономических ресурсов развития муниципальных образований, отличающийся от существующего тем, что учитывает влияние состава и структуры располагаемых экономических ресурсов муниципальных образований.

Содержательно в составе инструментария выделяется алгоритм управления экономическими ресурсами (рис. 3), как качественная сторона процесса, и методика оценки экономических ресурсов развития муниципального образования, как количественное отражение результативности управления.

Рассмотрим первый инструмент – алгоритм управления экономическими ресурсами развития муниципального образования

Первым этапом управления муниципальными ресурсами является мониторинг социально-экономического развития муниципального образования. Объектом исследования на данном этапе являются не только макрофакторы внешней среды, но и микрофакторы, определяющие экономическую устойчивость существования и развития муниципального образования.

На втором этапе проводится ресурсный анализ. На основе собранных данных строится информационная база муниципального образования, выявляются ключевые направления движения ресурсов территории, закономерности в ресурсных потоках муниципального образования, формируются организационные модели управления муниципальным хозяйством. Особенно важно на этом этапе на основе предложенной автором методики количественной оценки экономических ресурсов развития муниципальных образований определить структуру и состав используемых и потенциально возможных ресурсов территории.

Третий этап включает построение матриц SWOT – анализа, который позволяет выявить стратегические направления экономического развития муниципального образования. Результаты SWOT – анализа предназначены для выработки общего перспективного плана устойчивого развития и краткосрочной программы социально-экономического управления развитием территории.

Четвертый этап предполагает анализ нормативно – правовой базы. Изучение законодательных ограничений и возможностей по управлению ресурсами территории. Возможны решения представительных органов местного самоуправления в развитие норм федерального и регионального законодательства.

На пятом этапе реализуется анализ стратегических и тактических документов с позиций выделения ключевых ресурсов развития муниципального образования, которые будут являться «точками роста» муниципального образования.

На шестом этапе принципиально важно определить будущую конфигурацию совокупного ресурсного обеспечения развития муниципального образования. С учетом сложившейся отечественной и зарубежной практики для реализации мероприятий данного этапа рекомендуется вовлекать в управленческий процесс общественность, специализированные организации и учреждения, проводить учебные мероприятия, научные исследования, что позволяет разрабатывать инновационные модели муниципальной экономики, включать разнообразные варианты ресурсного обеспечения экономического развития территории.

Седьмой этап реализация принятых решений, который включает контроль исполнения по срокам и источникам ресурсного обеспечения программ планов социально-экономического развития. Важно сохранять оперативность управления и последовательность внесения корректировок в процесс реализации мероприятий по управлению экономическими ресурсами.

Рисунок 3 — Алгоритм управления экономическими ресурсами развития муниципального образования

Вторым инструментом по управлению экономическими ресурсами развития территории является методика оценки экономических ресурсов развития муниципальных образований, которая предполагает расчет интегрального показателя ресурсообеспеченности муниципального образования по нормированным показателям в выбранной совокупности значений.

К преимуществам предлагаемой методики относятся:

    • универсальность, которая заключается в возможности применения методики при проведении анализа развития экономики любого муниципального образования;
    • комплексность интегральной оценки развития совокупных экономических ресурсов муниципального образования;
    • проведение сравнительного анализа динамики развития экономических потенциалов различных муниципальных образований;
    • структурный анализ экономических ресурсов развития различных муниципальных образований;
    • выявление проблемных (неразвитых) потенциалов в структуре экономического потенциала муниципального образования.

Применение данных инструментов в деятельности органов местного самоуправления позволяет повысить обоснованность принимаемых решений по формированию программных документов в сфере развития территории, рассчитать объемы ресурсного обеспечения, необходимого для реализации концепции социально-экономического развития муниципального образования.

В рамках содействия практическому применению разработанного инструментария,  предлагается механизм совершенствования управления экономическими ресурсами развития муниципальных образований, позволяющий на основе единства организационно-управленческого и методического аспектов повысить качество управления экономическим развитием муниципального образования (рис.4).

Рисунок 4 – Механизм управления экономическими ресурсами развития муниципальных образований

Таким образом, предложенный инструментарий позволяет обнаружить пересечение информационных и ресурсных потоков на территории, а также уделить особое внимание организационным аспектам взаимодействия с участниками муниципальной экономики, прежде всего в системе «органы местного самоуправления – население – хозяйствующие субъекты».

 

Информация о работе Ресурсы - капиталы как основа устойчивого развития муниципального образования»