Ресурсы - капиталы как основа устойчивого развития муниципального образования»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 23:01, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы состоит в разработке и формировании теоретико-методологических и методических положений по совершенствованию управления системой ресурсного обеспечения муниципального образования как основы его устойчивого развития. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
• уточнить содержание понятий «ресурсы», «капиталы». «устойчивое развитие территории»; дать теоретическое обобщение современных научных подходов к управлению системой ресурсного обеспечения муниципального образования с позиции концепции устойчивого развития;
• определить классификацию определений понятия «ресурс» в муниципальном контексте;
• конкретизировать методы оценки экономических ресурсов развития муниципальных образований;
• выявить влияние системы ресурсного обеспечения на формирование потенциала устойчивого развития муниципального образования;
• сформулировать ресурсы Одинцовского муниципального образования для обеспечения устойчивого национального развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЙ РЕСУРСЫ- КАПИТАЛА И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ…………………………………… 5
1.1 Понятие - экономические ресурсы и капиталы ……………………………… 5
1.2. Понятие - устойчивое развитие……………………………………………… 9
ГЛАВА 2 РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ………………………………………….. 20
2.1 Классификация определений понятия «ресурс» в муниципальном контексте……………………………………………………………………………. 20
2.2 Оценка экономических ресурсов развития муниципальных образований ….. 25
2.3 Ресурсы Одинцовского муниципального образования для обеспечения устойчивого национального развития………………………………………………. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………. 42

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 453.00 Кб (Скачать файл)

Наделение органов местного самоуправления района отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами Московской области с одновременной передачей материальных и финансовых средств, необходимых для исполнения этих полномочий.

Инвестиционная деятельность Администрации Одинцовского муниципального района осуществляется в соответствии с федеральными и областными законами и направлена на развитие экономического потенциала района, укрепление межрегиональных и международных связей для взаимовыгодного сотрудничества.

Основными факторами, обеспечивающими инвестиционную привлекательность района, являются:

— выгодное географическое положение,

— финансовая устойчивость,

— стабильное социальное положение,

— опыт международного сотрудничества,

— динамичность в принятии решений,

— интеллектуальный потенциал.

Общий объем инвестиций за счет всех источников финансирования растет из года в год. Инвестиции формируются, в основном, за счет собственных средств предприятий.

Администрация Одинцовского района активно поддерживает инициативные предложения по организации предприятий с иностранными инвестициями.

Основными инвесторами являются предприятия, организации Республики Кипр, Британских Виргинских Островов, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе достижения цели  исследования в контрольной работе - раскрытия сущности  ресурсного обеспечения устойчивого развития муниципального образования,  были решены  поставленные задачи.

Проведенный анализ теорий и концепций развития общественных систем позволил сделать следующие выводы:

    • устойчивое развитие является современной парадигмой жизнедеятельности мирового сообщества, в соответствии с которой должны взаимодействовать социальная, экологическая, экономическая и институциональные подсистемы общества;
    • сложность толкования концепции устойчивого развития обусловлена ее многогранностью и многоаспектностью; тем, что само это понятие, является смежным, возникшим в недавнем времени на стыке различных научных направлений - системы наук об обществе в целом, общественной организации хозяйства, а также системы наук о природе;
    • устранение сложившихся противоречий деятельности современной цивилизации возможно только в рамках стабильного, устойчивого развития территорий различного уровня.

Под устойчивым развитием территории понимается режим функционирования самоорганизующейся муниципальной системы, ориентированный на гармонизацию жизнедеятельности местного сообщества и ее экологически сбалансированного развития с целью повышения уровня и качества жизни населения, обеспечиваемого эффективным производством и функционированием эффективных институтов.

Достижение состояния устойчивости развития требует соответствующего ресурсного обеспечения и основывается на целесообразном, всестороннем и эффективном формировании и использовании природных, социально-демографических, хозяйственно- экономических, организационно-правовых и других ресурсов территории, которые в совокупности составляют национальное богатство страны. Вместе с тем, устойчивое развитие делает возможным самовоспроизводство различных потенциалов и ресурсов территории на длительную перспективу.

Ресурсы территории представляют собой комплекс материальных и нематериальных средств, источников, возможностей функционирования и развития муниципального образования. В работе представлена классификация ресурсов устойчивого развития территории. Под ресурсным обеспечением устойчивого развития территории понимаются специально организуемые системные действия по формированию источников ресурсов и условий их воспроизводства, а также по их целесообразному, дифференцированному, рациональному и эффективному использованию. В условиях перехода к преимущественной децентрализации управления ресурсами понятие ресурсной обеспеченности трансформируется в понятие ресурсной самодостаточности, т.е. достижения обеспеченности за счет собственных ресурсов территории.

Система ресурсного обеспечения устойчивого развития территории представляет собой совокупность элементов, находящихся в определенных взаимодействиях, отношениях между ними и внешней средой, образующих целостную подсистему жизнедеятельности территории, а также генерацию ресурсов - ресурсные воспроизводственные циклы.

Управление системой ресурсного обеспечения должно позволять не только поддерживать на определенном уровне все сферы территориальной системы, но и компенсировать уже имеющийся и возникающий ущерб окружающей среде, самообеспечивать достаточные по объему и качеству ресурсы.

Главной целью управления системой ресурсного обеспечения является повышение качества жизни населения на основе устойчивого развития территории. Наиболее важное практическое значение для управления системой ресурсного обеспечения имеет метод системного подхода с учетом местной специфики.

Система целей, задач и средств их достижения сходны по структуре и взаимно детерминированы. Это позволяет говорить о том, что ресурсное обеспечение имеет исключительное значение для жизнедеятельности территории. В этой связи, управление системой ресурсного обеспечения, являясь органичной частью территориального управления, может быть позиционировано и идентифицировано как самостоятельное направление (подсистема) муниципального управления с главной функцией координации «цели - ресурсы», позволяющее создать новое единое параметрическое пространство, в котором будет развиваться как социальная сфера и экономика, так и окружающая среда.

В работе сформулированы ключевые направления совершенствования управления системой ресурсного обеспечения устойчивого развития территории, разработана методика управления системой ресурсного обеспечения, определен механизм ее реализации, а также принципы и критерии оценки.

Состояние системы ресурсного обеспечения оказывает непосредственное влияние на формирование потенциала устойчивого развития территории, который включает экономический, социальный, экологический, административно-управленческий блоки потенциалов, а также степень участия территории в кооперации и интеграции. Ключевая роль в достижении и поддержании устойчивого развития территорий страны принадлежит муниципальным образованиям, которые создаются и функционируют для решения вопросов жизнеобеспечения связанных общностью проживания граждан и представляют территориально-политическую организацию населения.

Базой исследования в контрольной работе состояния системы ресурсного обеспечения послужил Одинцовский муниципальный район Московской области. В Одинцовском муниципальном районе имеются благоприятные условия для их устойчивого развития - существенные природные (территория, климатические, водные, лесные, демографические ресурсы).

Муниципальное образование является открытой системой, то есть совокупностью взаимозависимых и/или взаимодействующих элементов, образующих единое целое, выполняющей определенную функцию и непосредственно реагирующей на экономические, социальные, политические, природно-географические и другие факторы внешнего окружения. Внутренние факторы функционирования муниципальных систем не способствуют созданию достаточной экономической базы для воспроизводства ресурсов, обеспечивающих потенциал устойчивого развития территорий, включая повышение уровня и качества жизни населения, проведение природоохранных мероприятий. Выявленные факторы являются причиной отставания социально-эколого-экономического развития муниципальных образований по сравнению с федеральным и региональным уровнем.

Эффективность ресурсного обеспечения устойчивого развития муниципального образования рассматривается как целостность эффективностей, включающая социальную, экологическую, экономическую и институциональную эффективности, каждая из которых имеет собственный интегральный результат, вложенные средства на его достижение и индикаторы измерения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.- М.: ОМЕГА – Л - 2009
  2. Азитов, Р. Ш. Формирование эффективного инвестиционного спроса как фактор устойчивого развития региона // Сегодня и завтра Российской экономики. - 2009.-№24.-С.-151 - 154.
  3. Беломестнов В.Г. Методология управления потенциалом региональных социально-экономических систем. — СПб: НПК РОСТ, 2005. (Библиотека журнала «Проблемы современной экономики»).
  4. Гладышев, А. Г.  Источники устойчивого развития Одинцовского района: опыт, проблемы, перспективы // Научные знания-в практику регионального муниципального управления. Ч. 2. (М., 2004). - С. -6 -13.
  5. Гладышев, А. Г.  Одинцовский Экополис-прообраз будущей Российской модели местного самоуправления в системе трехмерного пространства: устойчивое развитие-

            культура-цивилизация // Вестник Одинцовского  гуманитарного университета. Вып. 1.

           (Одинцово, 2006). - С. -9 -22. 

  1. Гладышев, А.Г.  Современная теоретическая модель устойчивого развития местного сообщества // Муниципальный мир. - 2007. - №3-4. - С. - 20 - 29.
  2. Гладышев А.Г. Устойчивое развитие местного сообщества: теория, методология, практика.- М.: Экономика,2007.-с.-41 
  3. Жигалова, Н. Е Повышение конкурентоспособности территории как фактор устойчивого развития // Устойчивое развитие города: проблемы и решения.- С. 73 -77.
  4. Казиева, Ж. Н. Сущность и противоречие понятия " Устойчивое развитие экономической системы"// Сегодня и завтра Российской экономики. - 2008. - №22. - С. - 15 - 20.
  5. Лапин, В. Актуальные вопросы устойчивого и комплексного социально - экономического развития муниципальных образований // Муниципальная власть. - 2009. - №1. - С. - 22 - 31.
  6. Миркин, Б.М.  Курс лекций по устойчивому развитию  - М. :Тайдекс Ко, 2005. - 248 с. - (Библиотека журнала "Экология и жизнь").
  7. Перелет, Р. А. Разработка стратегий устойчивого развития // Эволюция. - 2009. - №7. – С. - 95 - 100.
  8. Перелетов, Р. А. Разработка стратегий устойчивого развития. Эволюция понятия "устойчивое развитие" // Эволюция. - 2009. - № 6. - С. - 94 - 96 .
  9. Петраков, Н. Устойчивое развитие экономики России: история вопроса // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - №1. - С. - 8 - 17. 
  10. Суслов, К. В.Повышение конкурентоспособности региона: Управление устойчивым развитием: Монография - М. : Муниципальный мир, 2006. - 152 с. - (Энциклопедия управленческих знаний. Мастер государственного и муниципального администрирования
  11. Устойчивое развитие муниципальных образований: Вопросы теории, методологии и практики. Т. 1 : Материалы секционных заседаний III-ей международной научно-практической конференции (г. Одинцово. Моск. обл., 15-16 окт. 2009 г.) / Под ред. Е. А. Дюжиковой. - Одинцово : АНОО ВПО "Одинцовский гуманитарный институт", 2009. - 346 с
  12. Устойчивое развитие муниципальных образований: Вопросы теории, методологии и практики: Материалы IV-ой международной научно-практической конференции в 4-х т. Т. 2. (Г. Одинцово Московская обл.,14-15 октября 2010 г.) [Текст]  / Под ред. к. пед. н. С. И. Карповой. - Одинцово : АНОО ВПО ОГИ, 2010. - 226 с.
  13. Устойчивое развитие муниципальных образований: Вопросы теории, методологии и практики в 2-х т.Т. 1 : Материалы пленарного и секционных заседаний V международной научно-практической конференции 27-28 октября 2011 года / Коллект. авторов. - Одинцово : АНОО ВПО ОГИ, 2012. - 328 с.
  14. Хромов, В.М.  Экологические аспекты устойчивого развития на муниципальном уровне // Муниципальный мир. - 2009. - №3,4. - С. - 260 - 267.
  15. Концепция «Экополис Одинцовский»// do.gendocs.ru›docs/index-155266.html
  16. http://odin.ru/main/static.asp?id=262

 

1 Гладышев А.Г. Устойчивое развитие местного сообщества: теория, методология, практика.- М.: Экономика,2007.-с.-41

2  Концепция «Экополис Одинцовский»// do.gendocs.ru›docs/index-155266.html

3 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.- М.: ОМЕГА – Л - 2009

 

4 http://odin.ru/main/static.asp?id=262

 


 



Информация о работе Ресурсы - капиталы как основа устойчивого развития муниципального образования»