Роль и место иностранных инвестиций в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Трудно поверить, что одни иностранные инвестиции помогут поднять экономику нашей огромной страны. Но с другой стороны, они могут послужить стимулом, катализатором развития и роста внутренних инвестиций. В особенности это относится к прямым инвестициям, так как с ними в Россию поступают не только деньги, но и многолетний опыт, накопленный компаниями-инвесторами на мировых рынках. Иностранные инвестиции могут также послужить для временного смягчения денежных затруднений правительства, хотя и путем роста внешнего долга, а значит роста зависимости страны. Наконец, рост иностранных инвестиций является непременным спутником "встраивания" России в мировой цикл движения капитала и будет способствовать интеграции страны в мировое хозяйство и нахождению оптимальной "ниши" во всемирном разделении труда.

Содержание работы

Введение
1.Иностранные инвестиции
1.1Понятие и виды инвестиций
1.2Факторы экономического развития
1.3Влияние иностранных инвестиций на экономику страны
2.Роль и место иностранных инвестиций в экономике России
2.1Иностранные инвестиции в Россию
2.2Правовое регулирование иностранного
инвестирования в России
2.3Формы привлечения иностранного капитала в Россию
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Иностранные инвестиции.docx

— 104.81 Кб (Скачать файл)

К двусторонним соглашениям  относятся также нормативные  акты, позволяющие исключить двойное  налогообложение доходов и имущества. Подобные договоры, заключенные Россией, отменяют или снижают бремя двойного налогообложения путем введения специальных налоговых ставок на определенные виды доходов нерезидентов. Среди стран, с которыми Россия заключила такие соглашения, — Германия, США, Великобритания, Франция, Финляндия, Канада, Испания, Швейцария, Япония, Норвегия, Дания, Ирландия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Кипр и некоторые другие. В 2002 г. был ратифицирован ряд соглашений об избежании двойного налогообложения, предотвращения уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал, подписанных с правительствами Исламской республики Иран, Республики Таджикистан, Португальской Республики, Австрийской Республики, Финляндии, Индонезии, Норвегии, Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка, Кувейта. К настоящему времени Россия имеет такие соглашения более, чем с 70 странами.

Нормативные акты общефедерального характера в большинстве своем  не являются документами “прямого”  действия в отношении инвестиций и, как правило, не содержат соответствующих  норм. Однако не вызывает сомнения положение  о том, что деятельность иностранного капитала в России в первую очередь  должна подчиняться именно им. Среди  таких актов можно выделить Гражданский, Налоговый, Таможенный и другие кодексы, законы, посвященные таможенному  тарифу, приватизации, акционерным  обществам, обществам с ограниченной ответственностью, государственному регулированию  внешнеторговой деятельности и т.д.

Действие этих документов в отношении иностранного капитала можно проиллюстрировать следующим  образом. Так, в Гражданском кодексе  дается определение основных организационно-правовых форм, которые могут принимать  субъекты хозяйственной деятельности в России, в том числе и предприятия  с иностранным капиталом. Для последних на сегодняшний день наиболее приемлемой формой является хозяйственное общество — общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, закрытое и открытое акционерные общества.

Почти 90 % инвесторов предпочитают при партнерских отношениях с  российскими бизнесменами только форму  ОАО, так как в зависимости  от суммы вложенных средств и  уровня соглашения с администрацией региона, данная форма наиболее подконтрольна  для инвестора и, в случае особых преференций, может подлежать Международному Арбитражу в Стокгольме, что является дополнительной гарантией защиты прав инвестора в России.

 Федеральный закон  «Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации», принятый  в июле 1999 г.,  регулирует отношения,  связанные с гарантированием  прав иностранных инвесторов  при осуществлении ими предпринимательской  инвестиционной деятельности в  реальном секторе экономики России. Отношения же, складывающиеся в  результате зарубежных инвестиций  в банки и иные кредитные  учреждения, в страховые организации,  а также в некоммерческие организации,  в том числе образовательные,  благотворительные или религиозные,  этим законом не регулируются. Деятельность иностранных инвесторов  в указанных сферах регулируется  соответствующим законодательством  Российской Федерации о банках  и банковской деятельности, о  страховании, о некоммерческих  организациях.

Под иностранными инвесторами  в  вышеуказанном законе понимаются иностранные юридические лица; иностранные  организации, не являющиеся юридическими лицами; иностранные граждане; лица без гражданства, постоянно проживающие  за пределами Российской Федерации; международные организации; иностранные  государства.

Иностранные инвестиции —  это вложения иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде имущества, принадлежащего инвесторам, в том  числе денег, ценных бумаг (в иностранной  или российской валюте), в виде иного  имущества, имущественных прав, имеющих  денежную оценку (интеллектуальная собственность), а также в виде услуг и информации.

Нормативными документами  было определено понятие «приоритетный  инвестиционный проект», представляющий собой проект, включенный в утверждаемый Правительством Российской Федерации  перечень. Такие проекты могут быть двух видов: проекты с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб. и  проекты, в которых минимальная доля иностранных инвесторов в уставном капитале составляет не менее 100 млн. руб. (или же эквивалентная сумма в иностранной валюте по курсу Центрального банка России на день вступления закона в силу).

К приоритетным инвестиционным проектам также отнесены коммерческие организации с иностранными инвестициями, если доля иностранных инвесторов в  уставном капитале составляет свыше 25 %. Любопытно отметить, что в вопросе  предоставления иностранному инвестору  льгот и привилегий в международной  инвестиционной практике существуют два  диаметрально противоположных подхода. Один связан с проведением политики специального поощрения иностранных  инвесторов (отдельные развивающиеся  и развитые страны). Другой - признает необходимость уравнивания возможностей национального и иностранного инвесторов, что отвечает условиям конкуренции  и равенству возможностей. Это  более соответствует рыночной экономике  и стремлению любого государства  «не обидеть» отечественного инвестора.

В соответствии с российским законодательством, на территории России иностранным инвесторам предоставляется  правовой режим не менее благоприятный, чем для отечественных инвесторов, однако с  определенными юридическими изъятиями. Изъятия ограничительного характера в отношении иностранных  инвесторов могут устанавливаться  только федеральными законами для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства. В свою очередь изъятия стимулирующего характера, т. е. дополнительные льготы для инвесторов, вводятся в интересах  социально-экономического развития страны.

Важным правовым актом, направленным на стимулирование и регулирование  привлекаемых иностранных инвесторов, был федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции», вступивший в силу в декабре 1995 г. Соглашения о разделе продукции, заключаемые между государством и инвесторами, которые могут быть как российскими, так и зарубежными, являются договорами, в соответствии с которыми государство предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на определенном участке недр. Инвестор, в свою очередь, обязуется осуществить указанные работы за свой счет и на свой риск. Согласно основополагающему принципу соглашения, инвестор освобождается от части российских налогов, отдавая при этом государству определенную долю добытого и (или) переработанного сырья либо его денежный эквивалент.

Перечни участков недр, право  пользования которыми на условиях раздела продукции могут предоставляться инвесторам, устанавливаются федеральными законами. К настоящему моменту принято около двух десятков нормативных актов, определяющих территории, недра которых могут разрабатываться на условиях раздела продукции, главным образом это нефтяные и газовые ресурсы.

В апреле 1996 г. Думой в  I чтении был принят проект закона «О договорах концессии российскими и (или) иностранными инвесторами (о концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными  инвесторами)», однако во втором чтении он был отклонен. В процессе  подготовки ко второму чтению в него были внесены поправки, существенно ограничивающие  сферу его применения и снижающие его привлекательность для отечественных и иностранных инвесторов. В 2001 – 2002 гг. работа продолжилась и был подготовлен новый законопроект, который в настоящее время находится на доработке.

В феврале 2001 г. было принято  постановление правительства РФ «О мерах по совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке, заключению, реализации и осуществлению контроля за исполнением  соглашений о разделе продукции» и утверждено положение о разграничении  полномочий федеральных органов  в области подготовки заключения, исполнения и осуществлении контроля за реализацией соглашений о разделе  продукции. Постановлением определены  вопросы, относящиеся к исключительному ведению правительства (определение порядка использования государственной доли продукции, распределение продукции между центром и регионами).

18 июня 2001 г. вступил в  действие закон «О внесении  изменений в федеральный закон»  О соглашениях о разделе продукции №75-ФЗ с дополнением положений закона более совершенной схемой  налогообложения. Инвестор освобождался от взимания всех федеральных законов и сборов за исключением единого социального налога, а также региональных налогов и сборов, установленных НК РФ. Взимание налогов и сборов было  заменено разделом продукции на  условиях соглашения. С введением главы 26.4 Налогового кодекса РФ налогообложение иностранных инвесторов при использовании соглашений  разделе продукции регулируется с использованием двух схем.

По  первой схеме  инвестор освобождается от уплаты налогов  и сборов (за исключением НДС, ЕСН, налога на прибыль,  налога на добычу полезных ископаемых, земельного налога,  ресурсных платежей и таможенных пошлин) в соответствии с  действующим  законодательством в течении срока действия соглашения.

При выборе второй схемы  иностранный инвестор освобождается  от  взимания всех федеральных налогов  и сборов (за исключением НДС, единого  социального налога), а также региональных и местных налогов. Взимание налога заменяется разделом продукции на условиях соглашения. Создание специального режима налогообложения способствует созданию стабильных условий осуществления  инвестиционной деятельности и обеспечению  соблюдения интересов государства  при реализации соглашений о разделе  продукции.

Для  иностранного инвестора  привлекательность реализации проекта  на условиях соглашения о разделе  продукции обусловлена следующим:

- возможностью получения  доступа к природным ресурсам;

- возможностью возмещения  части затрат в натуральной  форме из  продукции проекта,  что снижает коммерческий риск  проекта, в связи с  возможными  изменениями рыночных цен;

- заменой  части налогов  и платежей за пользование  недрами продукцией проекта в  количестве, определяемой соглашением  о ее разделе, достаточном для   покрытия всех издержек инвестора  и обеспечивающем ему получение  нормальной нормы прибыли.

Одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на развитие инвестиционной активности отечественных  и иностранных инвесторов, явилось  осуществление налоговой реформы. Стимулом инвестиционной деятельности стало введение с 1 января 2002 г. нормы  о праве на получение возмещения НДС, уплаченного по объектам завершенного капитального строительства, принятым на учет налогоплательщиками, и изменения порядка принятия к вычету сумм НДС, исчисленных налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления. Продолжали совершенствоваться правовые нормы, регулирующие инвестиционную деятельность на основе финансовой аренды и ипотеки.

29.01.2002 г. был принят  Федеральный закон № 10-ФЗ «О  внесении изменений и дополнений  в Федеральный закон «О лизинге», который предоставил сторонам лизинговых сделок более широкую свободу в определении условий сделок, расширил права лизингодателей в области сублизинга, а также усилил защиту прав лизингополучателей.

Дальнейшее развитие судебной системы защиты прав инвесторов нашло  выражение в принятии нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что позволит обеспечить квалифицированное решение хозяйственных споров, в том числе и по инвестиционным вопросам. Таким образом, на федеральном уровне осуществляется совершенствование правовой базы, регулирующей  инвестиционный процесс в стране и обеспечивающей некоторые гарантии для иностранных и отечественных собственников финансовых средств.

Вместе с тем большинство российских специалистов на начало XXI века оценивают состояние правового регулирования иностранных инвестиций в России как неудовлетворительное. Несмотря на  отдельные прорывы, законодательство в целом является рыхлым, незавершенным, требующим кординальной доработки.

 

 

    1. Формы привлечения иностранного капитала

 в Россию

 

 

 Существуют разные  формы сотрудничества с иностранными  партнерами и привлечения иностранных ресурсов. Среди них можно назвать:

  1. Международная кооперацию производства, сопровождающаяся передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности;
  2. Получение зарубежных кредитов;
  3. Получение иностранного оборудования на основе лизинга;
  4. Получение кредитов на компенсационной основе;
  5. Привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвесторам акций;
  6. Создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
  7. Сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора (контракта) без создания юридического лица;
  8. Привлечение иностранного капитала на основе концессий или договора о разделе продукции;
  9. Создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории.

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль и место иностранных инвестиций в экономике России