Система поддержки благоприятного инвестиционного климата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – на основе теоретических источников, а также практического материала рассмотреть особенности инвестиционного климата в России, проанализировать состояние инвестиционного климата в Республике Мордовия, дать оценку инвестиционной привлекательности Республики Мордовия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить экономическую сущность и виды инвестиций;
рассмотреть инвестиционный климат в России и его особенности

Содержание работы

С.
Введение
5
1. Теоретические аспекты формирования инвестиционного климата
7
1.1 Экономическая сущность и виды инвестиций
7
1.2 Содержание инвестиционного климата
12
1.3 Благоприятный инвестиционный климат в России и его особенности
15
2. Анализ инвестиционного климата
23
2.1 Состояние инвестиционного климата в Республике Мордовия
23
2.2 Оценка инвестиционной привлекательности Республики Мордовия
30
2.3 Улучшение инвестиционного климата в Республике Мордовия и его направления
35
Заключение
39
Список использованных источников
41
Приложение А (справочное)
43
Приложение Б (справочное)
44

Файлы: 1 файл

инвестклимат.docx

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Понятие «инвестиционный  климат» отражает степень благоприятности  ситуации, складывающейся в той или  иной стране (регионе, отрасли), по отношению  к инвестициям, которые могут  быть сделаны в страну (регион, отрасль). Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов, определяющих инвестиционный климат и способствующих экономическому росту. Обычно применяются выходные параметры инвестиционного климата в стране (приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП), а также входные параметры, определяющие значения выходных, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации [16].

В настоящее время не существует единого подхода к рассмотрению инвестиционного климата. Понятие «инвестиционный климат» некоторыми специалистами, по сути, рассматривается как синоним понятия «инвестиционная привлекательность». Другие авторы с этим не соглашаются, рассматривают инвестиционную привлекательность, наряду с инвестиционной активностью, как одну из двух составных частей инвестиционного климата [1; с. 1].

Если исходить из того, что  инвестиционный климат – это не только инвестиционная привлекательность, т.е. предпосылки, но и то, как они реализуются на практике, т.е. инвестиционная активность, то напрашивается вывод о необходимости дополнения структуры инвестиционного климата блоком характеризующих ее показателей.

Данный блок должен представлять собой группу статистических показателей, отражающих уровень развития инвестиционных процессов на определенной территории. Зависеть этот уровень на практике будет от нескольких факторов. Во-первых, от того, насколько в абсолютном и относительном выражении за счет целенаправленной деятельности, осуществляемой на системной основе, созданы соответствующие предпосылки (инвестиционная привлекательность региона). И, во-вторых, от того, насколько усилиями органов управления на уровне государства, территорий различной размерности, отдельных хозяйствующих субъектов они «доведены» до потенциальных инвесторов. То есть отдельным фактором, определяющим инвестиционный климат, будет выступать управление инвестиционными процессами, в том числе региональная политика страны, определяющая размер и направленность соответствующих усилий на уровне региона, описываемых через показатели результативности и эффективности управления.

Отдельно в представленной структурной модели необходимо отметить блок критических факторов формирования инвестиционного климата региона. Под ними мы пониманием такие факторы, которые никак в сколько-нибудь значительной степени не могут формироваться  органами управления государства, региона, муниципалитета, хозяйствующих субъектов (их групп) и т.д. как субъектами управления инвестиционными процессами на данной территории. К ним, прежде всего, относится природный ресурсный потенциал территории, который является базой для выделения отраслей специализации ее экономической системы в межрегиональном и международном разделении труда. Выделение таких отраслей не зависит от чьих-либо пожеланий, моды, политической конъюнктуры и т.п. Оно представляет собой объективный процесс оценки имеющегося природного потенциала и выбора наиболее рациональных путей его устойчивого использования с учетом прогноза изменений внешней рыночной среды.

Получатель инвестиций и инвестор преследуют, как правило, неодинаковые цели. Первый стремится решить комплекс социально-экономических задач при  минимуме привлекаемых средств, второй - извлечь максимум прибыли и закрепиться на рынках, в экономических системах на длительный период. Следовательно, инвестиционный климат должен соответствовать балансу интересов.

Интегрированный инвестиционный ресурсный  фактор в общественном воспроизводстве  действует в системе факторов-ресурсов (научно-технических, технологических, предпринимательских, информационных, организационных, управленческих и  пр.), находящихся в согласованном  во времени и пространстве взаимодействии. С одной стороны, инвестиционный климат должен быть стабильным в течение  в течение длительного времени, а с другой - достаточно гибким, учитывающим перемены в соотношении факторов-ресурсов общественного воспроизводства. Одновременно он должен быть нацелен на формирование системы факторов-ресурсов в народном хозяйстве страны или региона.

В целях обеспечения баланса  интересов инвесторов и инвестируемой  социально-экономической системы  требуется комплексная оценка эффективности  использования привлекаемых инвестиций и благоприятности инвестиционного  климата. С этой точки зрения вряд ли правомерно рассматривать в качестве признака наиболее рационального инвестиционного  климата объемы привлеченных инвестиций и их рост без учета последствий  для социально-экономической, экологической  и научно-технической перспективы  развития хозяйственной системы.

 

1.3 Благоприятный  инвестиционный климат в России  и его особенности

 

В России в настоящее время существуют все атрибуты научно-технического развития, которое могло бы дать социально-экономический эффект инновационного развития. Наша страна обладает наукой, образованием, промышленностью, вошла в координаты информационного общества [10; с. 12-14]. Инвестиционный климат страны является наиболее обобщенной характеристикой инвестиционных процессов в субъектах России и представляет собой сложившуюся в течение ряда лет совокупность различных социально-экономических, природных, экологических, политических и других условий, определяющих масштабы, объем и темпы привлечения инвестиций в основной капитал региона. В каждом регионе России с одной стороны объективно существуют некоторые заданные условия и предпосылки для осуществления инвестиционной деятельности (например, в виде природных богатств, географического положения, состояние производственной инфраструктуры и политической стабильности и др.) и, с другой стороны, имеет место субъективная деятельность инвесторов по использованию этих объективно существующих условий и предпосылок. Таким образом, степень благоприятности инвестиционного климата региона определяется совокупным воздействием объективных и субъективных факторов инвестирования.

Оценки инвестиционного  климата колеблются в границах от благоприятного до неблагоприятного. Благоприятным считается климат, способствующий активной деятельности инвесторов, стимулирующий приток капитала. Неблагоприятный климат повышает риск для инвесторов, что ведет к  утечке капитала и затуханию инвестиционной деятельности.

Россия переживает переходное состояние между неблагоприятным  инвестиционным климатом и благоприятным.

Рассмотрение инвестиционного климата и потенциала России является особенно актуальной в настоящее время. Актуальность этой проблемы стала особенно очевидной в последние несколько лет, когда в российской экономике появились признаки так называемой «голландской болезни», для которой характерна гипертрофированная роль сырьевого сектора национальной экономики. Одним из решений данной проблемы может стать развитие экспорта российских высоких технологий и промышленных товаров, произведенных на базе этих технологий.

Потенциал страны или региона  в своей основе характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными  фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос населения  и др. ситуаций.

В межгосударственном сопоставлении  законодательство является важнейшей  составляющей инвестиционного риска. Специфика межрегионального подхода  состоит в том, что на территории большинства регионов действует  единый общегосударственный или, применительно  к России, «общефедеральный» законодательный фон, который слегка видоизменяется в отдельных регионах (субъектах федерации) под воздействием региональных законодательных норм, регулирующих инвестиционную деятельность только в пределах своих полномочий. Кроме того, законодательство, как правило, не только влияет на степень инвестиционного риска, но и регулирует возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, определяет порядок использования отдельных факторов производства - составляющих инвестиционного потенциала региона.

Главная задача государственной  политики поддержки инвестиций заключается  в создании благоприятных экономических  условий для развития инвестиционной деятельности. Привлекательность инвестиционной среды определяется, прежде всего, условиями  налоговой, амортизационной, финансово-кредитной  политики государства. При этом для  потенциальных инвесторов имеют  значение не только действующие в  конкретный момент условия, но и ожидаемые  перспективы их развития, степень  стабильности политической и экономической  ситуации в стране и другие факторы.

Действующее в России инвестиционное законодательство благоприятствует скорейшей  легализации сферы негосударственного инвестирования, функционирующей на основе договоров между субъектами инвестиционной деятельности (застройщиками  и подрядчиками) и предусматривает  широкие возможности применения различных мер государственного регулирования инвестиционной деятельности, включая экономические и административные методы управления инвестициями.

Международный банк реконструкции  и развития (Всемирный банк) составляет ежегодный глобальный рейтинг Doing Business, касающийся регулирования бизнеса на национальном уровне. По отчету Всемирного банка «Ведение бизнеса 2012», из 183 рассмотренных стран Россия занимает 120 место в целом, с наихудшими показателями по ряду критериев (приложение Б).

В последнее время на федеральном, региональном и даже муниципальном  уровнях демонстрируется стремление к улучшению инвестиционного климата. Практически все политики, экономисты говорят о важности и необходимости данного процесса.

В 2010 году улучшение инвестиционного  климата было определено как самостоятельное  направление деятельности Минэкономразвития  России, и за два прошедших года были упрощены процедуры в сфере строительства и миграционной политики, существенно снизили стоимость подключения новых инвестиционных проектов к электросетям и инженерно-коммуникационной инфраструктуре, приняли законы, направленные на совершенствование таможенного администрирования, а также либерализацию контроля за иностранными инвестициями и уголовного законодательства в экономической сфере, запустили механизм уполномоченных по инвестициям на федеральном и региональном уровнях, добились увеличения объема инвестиций международных институтов развития в приоритетные для российской стороны отрасли экономики и многое другое. Только за счёт реализации таких мер 2010-2011 годов Россия поднялась на 4 позиции в рейтинге Doing Business (со 124 места до 120), а также вошла в число 25 стран по прогрессу в улучшении инвестиционного климата.

По плану Правительства  РФ  к 2018 году Россия должна занять 20-е  место в рейтинге Международного банка реконструкции и развития Doing Business вместо 120-го. В целях улучшения среды ведения предпринимательской деятельности, в декабре 2011 г. по поручению Председателя Правительства РФ АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» совместно с Минэкономразвития России и предпринимательским сообществом сформулировали Национальную предпринимательскую инициативу (далее - НПИ). НПИ – это перечень мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата, сформированных самим бизнесом на основе лучших международных и российских практик по созданию благоприятной среды для ведения предпринимательской деятельности [26].

Для реализации НПИ 3 мая 2012 года решением наблюдательного совета АСИ утвержден Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, который является неотъемлемой частью Национальной предпринимательской инициативы. Стандарт – это набор минимальных требований к интерфейсу для инвесторов в регионе – 15 ключевых кейсов, подтвердивших свою результативность в российских регионах.

Для того чтобы 100-ступенчатый  прыжок оказался более быстрым и  «мягким», правительство в конце 2011 года поручило разработать соответствующие  «дорожные карты», которые формируются по наиболее проблемным с точки зрения бизнеса сферам государственного регулирования. Мероприятия дорожных карт предусматривают достижение конкретных эффектов: сокращение количества и стоимости процедур, запрашиваемых госорганами документов и другое. До середины 2013 года запланирована разработка 20 «дорожных карт», в том числе по стимулированию экспорта, упрощению подключения к энергосетям, ускорению получения разрешений на строительство и упрощению работы таможни, по упрощению доступа малых и средних предприятий к закупкам госкомпаний, регистрации собственности и предприятий, а также качеству регуляторной среды и другие.

Одновременно с этим, формируется  система оценки эффективности деятельности руководителей федеральных и региональных органов государственной власти в части совершенствования условий ведения бизнеса. В 2012 году Президент России В.Путин подписал Указ «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности». Документом утверждаются перечни направлений для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности. Перечень направлений включает в себя в том числе: совершенствование таможенного администрирования, улучшение предпринимательского климата в сфере строительства, повышение доступности энергетической инфраструктуры, поддержку доступа на международные рынки и рынки иностранных государств и поддержка экспорта, оптимизацию процедуры государственной регистрации юридических лиц, совершенствование налогового администрирования и многое другое.

Информация о работе Система поддержки благоприятного инвестиционного климата