Система поддержки благоприятного инвестиционного климата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – на основе теоретических источников, а также практического материала рассмотреть особенности инвестиционного климата в России, проанализировать состояние инвестиционного климата в Республике Мордовия, дать оценку инвестиционной привлекательности Республики Мордовия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить экономическую сущность и виды инвестиций;
рассмотреть инвестиционный климат в России и его особенности

Содержание работы

С.
Введение
5
1. Теоретические аспекты формирования инвестиционного климата
7
1.1 Экономическая сущность и виды инвестиций
7
1.2 Содержание инвестиционного климата
12
1.3 Благоприятный инвестиционный климат в России и его особенности
15
2. Анализ инвестиционного климата
23
2.1 Состояние инвестиционного климата в Республике Мордовия
23
2.2 Оценка инвестиционной привлекательности Республики Мордовия
30
2.3 Улучшение инвестиционного климата в Республике Мордовия и его направления
35
Заключение
39
Список использованных источников
41
Приложение А (справочное)
43
Приложение Б (справочное)
44

Файлы: 1 файл

инвестклимат.docx

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Инвестиционный климат любой хозяйственной  системы характеризуется чрезвычайным динамизмом и постоянно меняется в лучшую или худшую сторону. Это  особенно справедливо применительно  к современным российским условиям. Поэтому актуальна задача мониторинга  инвестиционного климата. В 2012  году Консультативным Советом по иностранным инвестициям был проведен независимый опрос мнений существующих и потенциальных инвесторов в России с целью  определения, как изменились их настроения в период с 2007 года, когда проводился предыдущий опрос. За последние пять лет в России произошло много важных событий, способных оказать существенное влияние на мнения действующих и потенциальных инвесторов.

Основные выводы таковы. Инвесторы считают Россию привлекательной страной с точки зрения осуществления инвестиций. Респонденты, осуществляющие инвестиции в России, указали, что они очень довольны текущим состоянием дел. Они считают, что по сравнению с 2007 годом инвестиционный климат улучшился, и поэтому заинтересованы продолжать капиталовложения.

Инвесторов больше всего  привлекают следующие факторы: увеличение численности представителей среднего класса и рост их благосостояния, прибыльность инвестиций, а также природные ресурсы.

Хотя сами факторы, наиболее важные для инвесторов, принимающих  решение о капиталовложениях в Россию, не изменились с 2007 года (прибыльность инвестиций, потребительский рынок и ресурсы), поменялась их приоритетность. В 2007 году наиболее привлекательным фактором для инвесторов была прибыльность инвестиций в российскую экономику. В настоящее время сильнее всего инвесторов привлекает потребительский рынок 40% (по сравнению с 27% в 2007 году). Изменения коснулись также двух других из трех основных факторов: потенциальной прибыльности инвестиций в России (29% в настоящее время по сравнению с 40% в 2007 году), а также российских энергетических и природных ресурсов (10% в настоящее время, 12% в 2007 году). Все прочие аспекты привлекают меньше внимания.

Изменилось восприятие: все  больше инвесторов считают, что Россия делает успехи в привлечении иностранных  инвестиций. В 2007 году только 8% инвесторов полагали, что Россия делает все  возможное для привлечения иностранных  инвестиций. В 2012 году уже 35% участников исследования считают, что Россия прилагает  значительные усилия в этом направлении.

Вступление в ВТО оказало  наибольшее влияние на улучшение  инвестиционного климата. По словам 84% инвесторов, тот факт, что Россия стала членом Всемирной торговой организации, является убедительным фактором, способствующим привлечению в страну новых инвестиций.

В числе прочих позитивных факторов для инвестиционного климата  в России отмечены макроэкономическая ситуация (51%) и наличие квалифицированного персонала (37%).

Негативные факторы, затрудняющие инвестиции, остаются. Большинство инвесторов считают, что наиболее негативно на инвестиционный климат влияют бюрократия и волокита (75%), коррупция (64%) и недостаточно развитая инфраструктура (37%). Рассматривая Россию отдельно или в сравнении с другими странами, инвесторы в своих ответах на различные вопросы постоянно выражали серьезную озабоченность по поводу уровня коррупции в обществе, бюрократии и волокиты, недостаточной прозрачности толкования и применения законов и защиты прав собственности.

Сейчас, как никогда раньше, России необходимо принять последовательные и взвешенные меры для борьбы с  коррупцией и бюрократией, а также  для повышения эффективности  законодательства в целях создания устойчивого, конкурентоспособного и  привлекательного инвестиционного  климата на длительный срок.

Респонденты проанализировали некоторые сообщения в поддержку инвестиций в России и оценить их убедительность. Опрошенные отметили большое количество сообщений из России, направленных на привлечение капиталовложений и способствующих улучшению инвестиционного климата. При этом большинство инвесторов сочли их весьма либо достаточно убедительными. Наиболее убедительной была новость о вступлении России в ВТО и желании  конкурировать на равных с другими странами на мировых рынках и продолжать интеграцию в мировую «торговую систему».

Также положительные отзывы существующих иностранных инвесторов о России как о стране с привлекательным инвестиционным климатом, высоким технологическим и научным потенциалом, обусловленным качественной системой образования,  доступность энергоресурсов.

 

2. Анализ инвестиционного  климата 

 

 

2.1 Состояние инвестиционного  климата в Республике Мордовия

 

В целях повышения качества и уровня жизни населения руководством страны поставлена задача сформировать современную конкурентоспособную  модель экономики Российской Федерации, в основании которой будут  находиться знания, инновации и высокие  технологии. Необходимым условием развития национальной экономики является высокая  инвестиционная активность. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и определяют конкурентные позиции регионов.

Как показывает международный  и российский опыт создания инвестиционного  климата, значительный объем полномочий в этом вопросе находится на уровне субъектов Российской Федерации, а  эффективность усилий регионального  уровня власти и персонально руководства  региональных администраций имеют  решающее значение при выборе инвесторами  территориальных программ размещения своих производств. Сложившаяся  практика привлечения инвесторов и  реализации приоритетных инвестиционных проектов на региональном уровне позволяют  рекомендовать к внедрению комплекс мер, практическая реализация которых  способна обеспечить реальное улучшение  инвестиционного климата.

Рассмотрим состояние  инвестиционного климата в Республике Мордовия в сравнении с регионами Приволжского федерального округа и Российской Федерации.

Если в 2007 году объем валового регионального продукта в Республике Мордовия (по данным Мордовиястат) составлял 77 млрд.рублей, то в 2011 году объем валового регионального продукта Республики Мордовия составил 125,2 млрд. рублей. Рост к уровню 2007 года составил 162 %, а к предыдущему году рост увеличился в сопоставимых ценах на 11,7 процента.

Это наглядно продемонстрировано в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 - Объем валового регионального продукта Республики Мордовия за 2007-2011 годы (млрд. рублей).

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

77

94,6

92,9

103,5

125,2


 

Объем ВРП на душу населения  в 2011 году увеличился на 26,3 тыс. рублей и составил 151 тыс. рублей (121,1% к уровню 2010 года). Вместе с тем, по данному показателю республика переместилась с 62 места в России в 2010 году на 64 место в 2011 году, в ПФО осталась на 10 месте).  Среднее значение показателя по РФ – 307,4 тыс. рублей.

Наибольший удельный вес  в структуре валового регионального  продукта в Республике Мордовия в 2012 году занимали промышленность, строительство и сельское хозяйство: 28,1%, 14,8% и 13,6% соответственно.

Определяющее влияние  на рост валового регионального продукта оказали высокие темпы роста  в строительстве – на 48,8% и  сельском хозяйстве – на 47,3%, что  связано со строительством, в первую очередь, крупных объектов в рамках подготовки празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского  государства,  реализацией Программы  «Развитие сельского хозяйства  и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы в Республике Мордовия», активной инвестиционной политикой.

По оценке 2012 года инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования по полному  кругу организаций составили 55,2 млрд. рублей (110,1% к 2011 году).

Рисунок 2.2 - Динамика инвестиций в основной капитал за счет всех

источников финансирования

 

 

На рисунке 2.2 можно проследить положительную динамику привлечения инвестиций в экономике республики. В структуре инвестиций по источникам финансирования в 2012 году собственные средства предприятий и организаций занимали 33,6%, привлеченные средства за исключением бюджетных – 28,1%, из них ресурсы коммерческих банков – 9,5%, заемные средства других организаций и средства внебюджетных фондов – 6,6 процента.

Более 22,0% всех инвестиций направлено на развитие транспорта и связи, 20,0 % – обрабатывающие производства, 13,3% – операции с недвижимым имуществом, 12,5% – сельское хозяйство, охота  и лесное хозяйство, 11,0% – предоставление прочих коммунальных, социальных и  персональных услуг. В общем объеме инвестиций, направляемых на развитие обрабатывающих производств, наибольшую долю занимают инвестиции на развитие организаций видов деятельности «производство прочих неметаллических  минеральных продуктов» (12,4%), «производство  пищевых продуктов, включая напитки» (3,4%), «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» (1,8%), «металлургическое производство и производство готовых металлических  изделий» (0,9%). В приложении Б представлен рейтинг субъектов Российской Федерации, входящих в состав ПФО, по объемам инвестиций в основной капитал. Республика Мордовия по результатам 2012 года занимает 12 место из 14.

Объем инвестиций в основной капитал в расчете на одного человека снизился с 15,3 тыс. рублей в 2011 году до 14,5 тыс. рублей в 2012 году (95,1% к уровню 2011 года, 63 место в РФ, 10 – в  ПФО, в 2011 году соответственно 52 и 8 места). Среднероссийское значение показателя - 25,4 тыс. рублей.

 

Рисунок 2.3 - Поступление иностранных инвестиций в Республику Мордовия   в 2001-2012 годах.

 

В 2012 году объем иностранных  инвестиций составил более 152 млн. долларов США (109,0 к соответствующему периоду  предыдущего года). В 2012 году иностранные  инвестиции поступили их 32 стран. Основные страны – инвесторы, осуществляющие значительные вложения – Республика Беларусь, Федеративная Республика Германия, Республика Казахстан, Латвийская Республика.

По объему прямых иностранных  инвестиций в расчете на 1 жителя республика улучшила рейтинговые показатели, заняла 65 место в РФ и 12 – в  ПФО при 74 и 13 местах соответственно в 2011 году). Вместе с тем, данный показатель остается невысоким - 10,8 долл. США. Среднероссийское значение - 128,9 долл. США.

Если рассматривать показатели создания благоприятных условий для развития предпринимательской активности в Республике Мордовия, то можно отметить следующие.

Доля городских округов  и городских поселений с численностью населения более 50 тыс. человек, в  которых приняты генеральные  планы  с 1 января 2005 года, в общем  количестве городских округов и  городских поселений с численностью населения более 50 тыс. человек составила  в республике в 2012 году 100% при среднероссийском значении 84,5% (4 место в РФ, 1 – в ПФО). Доля городских округов и городских поселений с численностью населения более 50 тыс. человек, в которых приняты правила землепользования и застройки, в общем количестве городских округов и городских поселений с численностью населения более 50 тыс. человек составила в республике 100% при среднероссийском значении 75,6%.

Средняя продолжительность  периода с даты подачи заявки на предоставление земельного участка  в аренду для строительства до принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду для  строительства  по мере обеспечения  территорий поселений градостроительной  документацией (генеральными планами, правилами землепользования, проектами  планировки) сократилась с 2 месяцев  в 2010 году до 1,9 месяца в 2012 году при среднероссийском значении 3,7 месяца (18 место в РФ,   2 – в ПФО).

Средняя продолжительность  периода с даты принятия решения  о предоставлении земельного участка  в аренду для строительства до даты выдачи разрешения на строительство  сократилась с 1,5 месяца в 2010 году до 1,4 месяцев в 2011 году при среднероссийском значении 5,9 месяца (3 место в РФ, 2 – в ПФО).

Средняя продолжительность  периода с даты выдачи разрешения на строительство до даты получения  разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию сократилась  с 12,7 месяца в 2010 году до 12 месяцев в 2011 году (среднероссийское значение 17,2 месяца, 14 место в РФ, 5 – в ПФО), что достигнуто увеличением объемов  инвестиций в строительство за счет расширения государственной поддержки  инвестиционной деятельности; предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального и республиканского бюджетов, вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов государственной собственности.

Возросла доля земельных  участков, предоставленных для строительства  по результатам торгов, в общей  площади земельных участков, предоставленных  для строительства, с 57% в 2010 году до 75% в 2011 году при среднероссийском значении показателя 23,5% (7 место в РФ, 2 –  в ПФО).

Реализация мероприятий  Республиканской целевой программы  «Ликвидация административных барьеров в строительстве в Республике Мордовия» на 2011-2015 годы (по обеспечению  территории республики градостроительной  документацией, правилами землепользования и застройки, по оптимизации процедур представления земельных участков, выдачи исходных данных для проектирования и строительства, механизмов предоставления технических условий присоединения  к инженерным сетям и т.д.) позволила  довести количество органов исполнительной власти, предприятий и организаций, чьё согласование необходимо получить в процессе предоставления земельного участка в аренду для строительства (кроме жилищного), начиная с даты подачи заявки на предоставление земельного участка в аренду для строительства (кроме жилищного) до даты выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства  до 5 в 2010 году, такое же количество сохранилось  и в 2011 году при среднероссийском значении 10 органов (6 место в РФ, 2 – в ПФО).

Информация о работе Система поддержки благоприятного инвестиционного климата