Совместное предприятие в России как форма привлечения иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Совместное предприятие- это объединение инвестиций (как правило, в форме юридического лица), принадлежащих двум и более лицам (физическим или юридическим), одно из которых является неместным или иностранным, а также иностранному государству, произведенное на территории принимающего государства для осуществления предпринимательской деятельности.

Содержание работы

Введение
1. Организационно правовые формы совместных предприятий с иностранными инвестициями.
2. Процесс создания совместного предприятия (цель, этапы).
3. Основные тенденции международного совместного предпринимательства в России: распределение по регионам, видам экономической деятельности, стране происхождения инвестора.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

СП в России как форма привлечения иностранных инвестиций.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

С 1994 г., т.е. с момента образования  Государственной регистрационной  палаты, СП с уставным капиталом  до 100 тыс. руб. регистрируются в органах  государственной власти субъектов  Российской Федерации (республик в  составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения). СП, уставный капитал которых превышает 100 тыс. руб., а также инвестиции, которые будут работать в угле-, газо-, нефтедобывающей и перерабатывающей промышленности (независимо от размера их уставных капиталов) регистрируются в государственной регистрационной палате.

Позднее в порядок  регистрации коммерческих организаций  с иностранными инвестициями было внесено  существенное изменение. При регистрации учитывается такое важное понятие как объем иностранных инвестиций в уставном капитале организации. Таким образом, в соответствии с новейшим законодательством, государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации осуществляет государственную регистрацию коммерческих организаций с иностранными инвестициями независимо от их объема в уставном капитале, осуществляющих деятельность в нефтегазодобывающей отрасли народного хозяйства; государственную регистрацию коммерческих организаций с иностранными инвестициями, объем иностранных инвестиций в уставном капитале которых превышает 100 тыс. рублей; регистрацию изменений в учредительных документах коммерческих организаций с иностранными инвестициями, зарегистрированных в субъектах Российской Федерации, в случае, если объем иностранных инвестиций в уставном капитале превышает 100 тыс. руб.; регистрацию ликвидации и исключение из государственного реестра коммерческих организаций с иностранными инвестициями; регистрацию филиалов иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации. Данный порядок регистрации закреплен Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 г. N 1034 "О передаче Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации", Уставом Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 декабря 1998 г. N 192.

Согласно п. 5 Положения о порядке государственной  регистрации субъектов предпринимательской  деятельности регистрация предприятия  осуществляется не позднее трех дней со дня представления необходимых  документов либо в течении 30 календарных  дней от даты почтового отправления, указанной в квитанции об отсылке учредительных и иных требуемых документов.

Закон об иностранных  инвестициях устанавливает иной срок: орган, осуществляющий регистрацию  СП, обязан зарегистрировать СП или  сообщить заявителю о причинах отказа в течение 21 дня с момента подачи заявления и всех необходимых документов.

При решении данного вопроса должна работать норма Закона об иностранных инвестициях, предусматривающая больший срок для регистрации. Дополнительное время необходимо регистрирующему органу хотя бы для того, чтобы проверить факт иностранного происхождения инвестиций, вкладываемых в регистрируемую коммерческую организацию ее иностранным соучредителем или убедиться в достоверности документов, предоставляемых иностранными участниками СП.

Регистрация СП осуществляется путем присвоения ему  очередного номера в журнале регистрации  и проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего  органа, номером и датой на титульном  листе устава, скрепляемых подписью должностного лица, ответственного за регистрацию. Предприятию выдается свидетельство о государственной регистрации установленного образца. О факте регистрации публикуется извещение в местной печати, вносится запись в Государственный реестр предприятий, создаваемых в соответствии с Законом об иностранных инвестициях, и сообщается налоговым и финансовым органам по месту нахождения СП.

Как участник гражданского оборота и субъект права СП возникает именно с момента, указанного в свидетельстве.

Новейшее законодательство четко закрепляет основания, по которым органы государственной власти Российской Федерации вправе отказать учредителям в регистрации СП.

В соответствии со ст. 51 ГК РФ ими являются нарушение  установленного законом порядка  образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону. ГК РФ специально подчеркнул, что отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается.

Отказ в регистрации  либо отклонение от нее могут быть обжалованы учредителями в суде (арбитражный суд) предъявлением иска (о признании недействительным акта органа государственной власти и принудительной регистрации) в порядке, установленном гражданским и арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ учредителям могут  быть по суду возмещены убытки, причиненные  в результате незаконных действий (отказа в регистрации СП) или бездействия (уклонения от осуществления государственной  регистрации) государственных органов.

Эти убытки могут заключатся в неполученных коммерческой организацией с иностранными инвестициями доходов, которые он получили бы при обычных условиях гражданского оборота, т.е. будучи своевременно зарегистрированной и допущенной к осуществлению уставной деятельности (ст. 15 ГК РФ).

3. Основные тенденции международного совместного предпринимательства в России: распределение по регионам, видам экономической деятельности, стране происхождения инвестора.

              Одним из самых эффективных методов привлечения иностранных инвестиций является совместное предпринимательство, которое реализуется через приток прямых иностранных инвестиций и организационно осуществляется в форме предприятий с участием иностранного капитала или совместных предприятий (СП). Влияние предприятий с иностранными инвестициями на национальную экономику проявляется как на макро-, так и на микроуровнях. На макроуровне СП способствуют эффективной реализации политики расширенного воспроизводства, ускорению научно-технического прогресса, повышению качества и обеспечению конкурентоспособности продукции, развитию здравоохранения, культуры, системы образования и решению других социальных проблем. На микроуровне международные СП способствуют расширению и развитию производства, обновлению основных фондов, повышению технического уровня производства, качества и конкурентоспособности выпускаемой на таких предприятиях продукции, а также осуществлению природоохранных мероприятий.

Общий объем  накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику в конце 2011 г. зафиксирован на уровне 268,2 млрд. долл. США. Прирост по сравнению с предыдущим годом составил 1,4 %, а в конце 2007 г. такой прирост оценивался почти в 20 %. Доля прямых инвестиций в накопленном иностранном капитале составила 40,7 % (109 млрд. долл.), портфельных инвестиций – 3,8 %; 55,5 % всей суммы пришлось на прочие инвестиции с возвратной основой.

Основными причинами  снижения объема иностранного капитала, поступившего в РФ в 2008–2009 гг., стал экономический кризис, повлекший  за собой ухудшение инвестиционного климата в стране, о чем свидетельствуют результаты целого ряда различных рейтингов. В рейтинге конкурентоспособности, подготовленном в 2009 г. в рамках Всемирного эко-номического форума, Россия опустилась в сравнении с 2008 г. на 12 позиций и заняла 63-е место из 133. В рейтинге развития финансовых  рынков за 2009 г. РФ опустилась с 36-го на 40-е место из 52. В рейтинге экономической сво-боды стран мира Россия оказалась на 109-м месте из 121 (между Сирией и Непалом). В рейтинге Всемирного Банка «Doing Business-2010» Россия находится на 120-м месте из 183 (между Бангладеш и Коста-Рикой). В докладе ПРООН за 2009 г. содержится рейтинг уровня жизни 182 государств (Россия находится на 71-м месте после Албании, Белоруссии, опередив Македонию) .

Согласно данным ЮНКТАД, в общем объеме мировых прямых иностранных инвестиций на Россию приходится всего 1,4 %, что почти в 2 раза уступает ее доле в мировом ВВП .

Объем прямых иностранных инвестиций в экономику РФ в 2011 г. составил почти 16 000 млн долл. США, уменьшившись почти в 2 раза по сравнению с 2010 годом. В анализируемый период значительно снизился не только объем, но и доля прямых иностранных капиталовложений в общем объеме поступающего в российскую экономику иностранного капитала. В 2011 г. она составила 19,4 %, что на 3,6 % меньше по сравнению с 2010 годом.

Наибольший  удельный вес в общем объеме иностранного капитала, ввезенного в РФ в 2011 г., приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе, – 79,5 % (в 2009 г. – 72,6 %, 2010 г. – 73,5 %).

Для большинства стран мира, являющихся активными реципиентами иностранного капитала, характерно преобладание прямых и портфельных инвестиций, доля которых достигает 90 % общего объема.

Привлечение инвестиций в российскую экономику в форме займов создало дополнительные риски для состояния платежного баланса и обернулось значительным оттоком капитала, что негативно сказалось на стабильности российской валюты.

По данным Росстата, в 2009–2011 гг. доля международных СП в общем количестве предприятий различных форм собственности, зарегистрированных в РФ, оставалась примерно на одном уровне и составила в конце 2011 г. 0,39 % (19 852 предприятия), в конце 2009 г. – 0,43 % (19 502 предприятия), что нашло отражение в таблице .

                Показатель

2009

2010

2011

Всего предприятий ,тыс

4675

4772

4908

Число предпр. с  участием иностр. капитала

19502

19880

19852

Доля предприят. с  иностр капит. в общем количестве предпр. в %

0,43

0,42

0,39




Доля предприятий  с участием иностранного каптала  в общем количестве предприятий в РФ в 2009–2011 гг., %

 

 В качестве  положительной тенденции необходимо отметить рост функционирующих в российской экономике ПИИ. В 2009 г. их число составило 14 783, а в 2011 г. оно увеличилось до 17 372, что соответствовало 75,8 и 87,5 % от общего количества зарегистрированных на территории РФ предприятий с иностранным капиталом

Несмотря на относительную немногочисленность, международные СП осуществляют значительную долю инвестиций в основной капитал – более 14 % в 2011 г. , содействуя модернизации экономики РФ.

В странах «большой семерки» (G7) значение этого показателя в 2008 г. в среднем находилось на уровне 7,7 %. При этом в отдельных странах эта доля значительно ниже российского уровня: в Германии –6,8 %, Италии – 5,9 %, США – 4 %, Японии – 0,3 %. Во Франции и Канаде иностранные инвестиции составляли в 2008 г. 15,5 и 14,6 % соответственно. И лишь в Великобритании доля прямых иностранных капиталовложений в совокупном объеме инвестиций в основной капитал значительно превышала средние по G7 значения и составляла 45 % . СП крайне неравномерно распределены по видам экономической деятельности, что свидетельствует об отсутствии эффективной политики привлечения и использования прямых капиталовложений из-за рубежа. Иностранных инвесторов интересует лишь узкий сегмент российской экономики. Об этом свидетельствуют основные показатели деятельности международных СП в России в 2008–2011 гг. (см. табл).

ОСНОВНЫЕ  ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ  С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА 
ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Число организаций  
(на конец года)

Среднесписочная численность работников (без внешних  совместителей), тыс. человек

Оборот организаций,  
млрд. руб.

2008

2009

2010)

2011

2008

2009

2010

2011

2008

2009

2010

2011

Всего

16196

19502

19880

19852

2918

3166

3328

3179

10489

16902

22085

19792

в том числе  по видам 
     экономической 
     деятельности:

                       

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

452

598

666

651

44,7

48,6

60,1

60,6

33,7

53,5

74,8

82,3

рыболовство, рыбоводство

51

41

32

31

13,9

11,3

7,1

9,5

14,0

15,1

14,4

13,2

добыча полезных ископаемых

253

360

383

434

207,1

244,0

190,6

181,9

636,2

999,5

1400,7

1389,8

обрабатывающие  производства

3212

3691

3750

3704

1559,4

1624,7

1612,7

1442,8

4530,3

5441,4

7440,7

5930,1

производство  и распределение электроэнергии, газа и воды

159

179

159

171

281,8

227,9

218,0

214,4

661,9

1186,7

1302,9

1416,9

строительство

829

1213

1118

1242

51,0

62,0

83,2

76,9

66,0

164,0

195,0

219,9

оптовая и розничная  торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

5618

6565

6613

6164

214,3

300,1

409,6

444,7

3235,6

6562,6

8743,8

7730,5

гостиницы и  рестораны

524

555

533

546

45,3

53,6

56,5

53,4

43,1

70,1

84,6

83,7

транспорт и  связь

1085

1314

1415

1294

282,1

293,7

308,7

310,3

883,5

1265,4

1590,3

1260,0

из них связь

229

247

251

231

165,4

165,9

171,2

169,8

467,9

702,2

823,4

713,1

операции с  недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

2899

3658

3882

4291

123,2

156,3

198,6

191,9

256,3

591,3

688,5

789,3

образование

58

44

35

32

2,9

2,2

2,5

2,2

2,5

1,6

5,0

0,9

здравоохранение и предоставление социальных услуг

119

140

133

131

8,2

11,2

12,3

13,0

5,3

11,7

15,0

18,6

предоставление  прочих коммунальных, социальных и  персональных услуг

266

310

293

314

33,2

37,5

39,9

24,0

49,1

72,6

101,5

70,9

Информация о работе Совместное предприятие в России как форма привлечения иностранных инвестиций