Теоретический аспект иностранных инвестиций в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 22:03, реферат

Описание работы

Иностранные инвестиции - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных и неимущественных прав, а также услуг и информации.

Файлы: 1 файл

реферат нацон эконом.docx

— 62.17 Кб (Скачать файл)

Чаще всего финансово - промышленная группа создается с целью объединения компаний, которые являются звеньями одной технологической цепи или родственными по типу производства.

Другой целью является привлечение в холдинг организаций, которые способны привлечь внешних инвесторов или предоставить финансовые средства.

- защита прав собственности. Инвестиционная деятельность осуществляется  в определенном правовом пространстве , которое либо стимулирует инвестиции, либо создает препятствия для  их деятельности. Существенно важными  областями в инвестиционной политике  является контрактное и налоговое  законодательство, а так же лицензирование  отдельных видов деятельности.

Очень важно для экономики страны иметь устойчивое законодательство, которое бы стимулировало стабильность и экономический рост.

Так же разработка высококачественных нормативных документов и правовых актов способствует возникновению и развитию новых видов экономической деятельности. Но важным аспектом является так же осуществление контроля за соблюдением действующего законодательства.

- налоговое законодательство  в области инвестиционной деятельности. Объем и структура налогообложения  являются одним из важнейших  вопросов, которые рассматриваются  при принятии инвестиционных  решений.

В идеале простая и стабильная структура налогообложения должна благоприятствовать развитию инвестиционной деятельности. Но современное российское налоговое законодательство запутано и агрессивно по отношению к прибыли, а так же крайне неустойчиво.

Чтобы совершенствовать налоговую систему необходимо сократить число взимаемых налогов, упростить структуру налогообложения, перейти от налогообложения производства к налогу на доход и отменить неоправданные налоговые льготы.

Так же нужно учитывать конкуренцию между регионами за привлечение инвестиций, путем создания благоприятного налогового климата.

- лицензирование и контрактное  право. Либерализация экономики  невозможна без сокращения количества  видов деятельности, для занятия  которыми необходимо специальное  разрешение. Так же нужно упростить  порядок получения лицензий.

На сегодняшний день в России в этой сфере принято ограничение прав местными органами власти. Но с другой стороны, чрезмерная централизация выдачи разрешений может создать препятствия для роста экономики. Нормализация экономической деятельности будет протекать успешнее при соблюдении контрактного права.

При существующем кризисе неплатежей, создание механизма принуждения злостных неплательщиков приобретает особую ценность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Проблемы и факторы, влияющие на приток инвестиций

 

Приток иностранных денег в российскую экономику демонстрирует улучшающийся инвестиционный климат в стране. В первую очередь, Россия выглядит привлекательнее многих стран с точки зрения макроэкономической стабильности. Уже несколько лет подряд темпы роста ВВП страны держатся в среднем на уровне 6%. Это меньше, чем в Китае, но больше, чем в ЕС и США.

Финансовое положение страны продолжает укрепляться. Объем стабилизационного фонда РФ, формирующегося в основном за счет «излишков» доходов от экспорта российских топливно-энергетических ресурсов постоянно возрастает на фоне рекордных мировых цен на сырье. Средства эти призваны защитить страну от финансовых потрясений в случае резкого ухудшения конъюнктуры на мировых рынках основных товаров российского экспорта. Размер золотовалютных запасов России также постоянно увеличивается и превышает 200 млрд. долларов. По этому показателю Россия вышла на четвертое место в мире после Китая, Японии и Тайваня, что служит дополнительной защитой экономики от внешних шоков. Наличие у страны инвестиционного уровня кредитного рейтинга по версии крупнейших мировых рейтинговых агентств и сокращение внешнего долга также должны способствовать росту доверия инвесторов. Все это говорит о том, что Россия как государство платежеспособна и может гарантировать устойчивость национальной валюты. [2]

Не секрет и то, что зарубежные инвесторы сталкиваются в РФ с множеством препятствий, которые связаны, прежде всего, с характером российской правовой системы и реализацией российского права в административной практике. Главным препятствием, по их мнению, являются бюрократические барьеры. Пустяковые вопросы решаются месяцами. Отсутствие сильного независимого суда и правоохранительной системы, к которым можно было бы апеллировать в случае нарушений, также не добавляет очков российскому инвестиционному климату.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Инвестиционные процессы в России: тенденции развития

 

Одним из важнейших условий обеспечения экономического роста служит сбалансированная инвестиционная политика государства, стратегически нацеленная на поддержание экономической и политической стабильности в долгосрочной перспективе.

Инвестиции в России происходят за счет внутреннего и внешнего притока средств. На уровень внутреннего притока оказывают влияние коммерческая прибыль, амортизационные отчисления, бюджетное финансирование, банковские кредиты и собственные средства населения. На уровень внешнего притока существенное влияние оказывают иностранные инвестиции в России.

Общие инвестиции в России в 2009 году показали явную тенденцию к снижению. На снижение уровня инвестиций оказало значительное воздействие последствия финансового кризиса, а также внешнеполитическое положение России: конфликт между Грузией и Южной Осетией. Среди внутренних факторов, которые привели к снижению роста инвестиционного притока, наиболее существенными оказались увеличенные процентные ставки по кредитам и отрицательная динамика экспорта - импорта продукции обрабатывающих отраслей. Снижение темпов и объемов производства и увеличение импорта наблюдается также в других отраслях. Повсеместная отрицательная динамика, прежде всего, связана с низким технологическим уровнем производства и конкурентоспособности. Происходит инфляция издержек, снижается процентная кредитная ставка, а также катастрофически не хватает ресурсов для проведения модернизации производства и, как следствия, снижения его эффективности.

Успешное развитие российской экономики невозможно без решения целого круга проблем отраслевого, регионального, институционального и инструментального характера, что и является приоритетной задачей современной инвестиционной политики, призванной обеспечить интеграцию страны в мировую хозяйственную систему.[3]

Планы правительства России по развитию инвестиционной деятельности во многом были нарушены финансово-экономическим кризисом, и в начале 2009 г. падение промышленного производства продолжилось - на 16% в январе и на 13% в феврале по сравнению с соответствующими периодами предыдущего года. Сокращение кредитных ресурсов, сокращение глобального спроса, чрезвычайная неопределенность в мировой экономике и рост безработицы оказали отрицательное воздействие на рост инвестиций и потребления в России.

Согласно данным Росстата , рост совокупных инвестиций в основной капитал составил 9,8% в 2009 г. по сравнению с 21,1% в 2008 г. Большую тревогу вызывает снижение инвестиций в четвертом квартале 2008 года на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что, в основном, было обусловлено усиливающимися проблемами с ликвидностью в банковском секторе и, как следствие, кредитным сжатием. В тоже время, рост потребления замедлился с 7.2% в четвертом квартале 2008 г. до 1.9% в третьем квартале 2009 г. в связи с ростом безработицы и негативным влиянием кризиса на доходы населения.

Как отмечают аналитики, характерной особенностью предстоящего 15-летия должно стать формирование «инвестиционного барьера» в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт) и нефтегазовом комплексе. Речь идет о всплеске поддерживающих инвестиций, обеспечивающих: устойчивое функционирование инфраструктурных отраслей в соответствии с перспективными потребностями экономики и компенсацию ухудшающихся условий добычи углеводородов и сохранение ее объемов, по меньшей мере, на достигнутом уровне

Расчеты показывают, что взятие «инвестиционного барьера» потребует поддержания высокого уровня инвестиционной активности. Минимально необходимые темпы роста инвестиций, обеспечивающие лишь отмеченные потребности инфраструктуры и нефтегазового комплекса, составляют в 2006-2015 гг. - 4-5% в год, в 2016-2020 гг. - более 3%. Это означает, что динамика общего объема инвестиций в экономику России не должна быть ниже 6-7% в год на протяжении всего прогнозного периода.

В электроэнергетике при сохранении инерционного тренда высока вероятность появления дефицита генерирующих мощностей уже к концу текущего десятилетия.

Появление этого дефицита связано, прежде всего, с ожидаемым увеличением в 2011-2015 гг. выбытия мощностей, исчерпавших парковый ресурс. По данным Института энергетических исследований РАН, до 2010 г. выработают свой ресурс 17 млн. кВт мощностей тепловых электростанций (11,5% суммарной мощности ТЭС в 2003 г.), а к 2020 г. - 72 млн. кВт (52%). Во избежание дефицита энергетических мощностей инвестиции в «большую электроэнергетику» должны увеличиться по сравнению с предшествующим пятилетием: в 2006-2010 гг. - в 1,9 раза; в 2011-2015 гг. - в 2,2 раза.

Необходимые инвестиции в транспортную систему, по оценке, должны возрасти (по сравнению с предыдущим пятилетием): в 2006-2010 гг. - в 1,7 раза; в 2011-2015 гг.- в 1,8 раза.

В нефтегазовом комплексе освоение новых месторождений в северной и восточной частях страны, а также компенсация ухудшающихся условий добычи в традиционных районах только для поддержания достигнутого уровня добычи углеводородов потребуют наращивания капиталовложений: в 2006-2010 гг. - в 1,3 раза; в 2011-2015 гг.- в 1,2 раза.

Между тем для России сейчас открыты реальные возможности по улучшению инвестиционного климата, и прежде всего они должны быть ориентированы на: интенсивное расширение инвестиционного спроса со стороны крупных инфраструктурных компаний и вертикально интегрированных корпораций нефтегазового комплекса, оказывающее «разогревающее» влияние на российский инвестиционный рынок; благоприятные условия для развития энергетического, транспортного, нефтяного и химического машиностроения.

Итак, финансовый кризис негативно повлиял на инвестиции в России: их объем заметно снизился. Остается надеяться, что эта ситуация временна, и в ближайшем будущем наша страна увеличит приток инвестиций как внутренних, так и иностранных, о которых будет рассмотрено в следующей главе.

Иностранные инвестиции поступают в Россию в виде долгосрочных капиталовложений, осуществляемые зарубежными собственниками в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли экономики нашей страны. В настоящее время в России происходит увеличение притока иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребности российской экономики. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности. Неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые российские компании отказываются от уже выделенных иностранных средств, поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение и таможенные сборы, невыгодно. Например, отказались от иностранных кредитов ряд российских нефтяных компаний.

Сложность работы в российских условиях вынуждает иностранных инвесторов вкладывать деньги не напрямую, а через российских посредников (в основном банки), ориентирующихся на российском рынке. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее – прогноз) разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации, с учетом задач, обозначенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года и Бюджетном послании о бюджетной политике в 2012-2014 гг., а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, предусматриваемых Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В прогнозе учтены итоги социально-экономического развития Российской Федерации в январе-июле 2011 г., а также прогнозные показатели федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банка России.

Основные показатели развития экономики в 2010-2014 гг. приведены в таблице №1.

 

 

 

 

Таблица 1- Основные показатели развития экономики в 2010-2014 гг.

Показатели

2010  отчет

2011   оценка

Прогноз (вариант 2)

2012

2013

2014

Средняя цена за нефть долл. США/баррель

78,2

108

100

97

101

Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю, %

8,

6,5-7,0

5-6

4,5-5,5

4-5

ВВП

4,0

4,1

3,7

4,0

4,6

Промышленное производство

8,2

4,8

3,4

3,9

4,2

Производство продукции сельского хозяйства

-11,9

13,7

1,4

2,2

2,4

Инвестиции в основной капитал

6,0

6,0

7,8

7,1

7,2

Реальные располагаемые денежные доходы населения

4,2

1,5

5,0

4,8

5,3

Реальная заработная плата

5,2

3,6

5,1

5,8

6,3

Оборот розничной торговли

6,3

5,3

5,5

5,3

5,5

Экспорт товаров, млрд. долл. США

400,4

527,5

533,1

535,9

565,3

Импорт товаров, млрд. долл. США

248,7

340,0

397,4

            444,6

         486,1

Информация о работе Теоретический аспект иностранных инвестиций в РФ