Управление качеством образовательных услуг на базе интенсификациии инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 16:23, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – управление инвестиционными ресурсами в рамках повышения качества образовательных услуг среднего профессионального учреждения.
В соответствии с целью работы были поставлены и решены следующие основные задачи:
оценить роль качества образовательных услуг в процессе подготовки специалистов;
исследовать системы инвестирования в образование;
изучить основные характеристики среднего профессионального образования;
провести сравнительный анализ методов расчета потребности в инвестиционных ресурсах;
адаптировать методику расчета потребности в инвестиционных ресурсах для средних специальных учебных заведений;
обосновать потребность в инвестиционных ресурсах и проиллюстрировать применение методики ее расчета на примере ФГОУ СПО «Новосибирского технологического техникума питания»;
дать основные предложения и рекомендации по применению данной методики в целях повышения качества образовательных услуг.

Содержание работы

Введение 6
1 Теоретические основы инвестирования сферы образования 9
1.1 Роль качества образовательных услуг в формировании модели будущего специалиста 9
1.2 Инвестиции в сфере образования 15
1.3 Инвестиционный процесс в образовании 22
2. Методика определения потребности в инвестиционных ресурсах для образовательных учреждений среднего профессионального образования 31
2.1 Основные характеристики среднего профессионального образования 31
2.2 Методы расчета потребности в инвестиционных ресурсах 37
3. Применение методики расчета потребности в инвестиционных ресурсах ФГОУ СПО «Новосибирским технологическим техникумом питания» 44
3.1 Характеристика объекта исследования 44
3.2 Обоснование потребности в инвестиционных ресурсах 49
3.3 Расчет потребности в инвестиционных ресурсах 55
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложение 71

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

На современном  этапе развития общества особое значение в формировании и накоплении человеческого капитала придается образованию. Его уровень определяет интеллектуальный потенциал государства в качестве важнейшей составляющей национального богатства. Более того, эффективное использование накопленного научно – образовательного потенциала является главным условием экономической и социальной стабильности общества.

Главная цель происходящих изменений в сфере образования  Российской Федерации -  это создание механизма устойчивого развития и обеспечение качественной подготовки специалистов в соответствии с международными стандартами.

 Уровень обеспеченности материально-техническими средствами учебных заведений в настоящее время явно недостаточен. Особенно это актуально для системы среднего профессионального образования.  В условиях недостаточности финансирования и ограниченном объеме имеющихся средств повышение качества образовательных услуг напрямую зависит от  привлечения дополнительных инвестиций в сферу образования.

Все это объясняет  актуальность выбранной темы исследования.

Вопросы изучения инвестиций в человеческий капитал и в образование человека нашли отражения в работах зарубежных и отечественных ученых, таких как Г.Беккер, С.Боулс, Э.Денисон, С.Я. Дятлов, В.А. Жамин. Проблемам инвестиций и методам их оценки посвящены труды Е.Балацкого, В.С. Барда, В.Н. Глазунова. Т.В. Зеленского, Е.А. Князева, Н.В. Дрантусовой и др. Однако, несмотря на полученные ими фундаментальные результаты, в рассматриваемой области все еще остается ряд слабоизученных проблем. В частности проблемы определения оптимального объема инвестиционных ресурсов для повышения качества образовательных услуг средних профессиональных образовательных учреждений.

 

Целью дипломной  работы является управление инвестиционными ресурсами в рамках повышения качества образовательных услуг среднего профессионального учреждения.

В соответствии с целью работы были поставлены и  решены следующие основные задачи:

    • оценить роль качества образовательных услуг в процессе подготовки специалистов;
    • исследовать  системы инвестирования в образование;
    • изучить  основные характеристики среднего профессионального образования;
    • провести сравнительный анализ методов расчета потребности в инвестиционных ресурсах;
    • адаптировать методику расчета потребности в инвестиционных ресурсах для  средних специальных учебных заведений;
    • обосновать потребность в инвестиционных ресурсах и проиллюстрировать применение методики ее расчета на примере ФГОУ СПО «Новосибирского технологического техникума питания»;
    • дать основные предложения и рекомендации по применению данной методики в целях повышения качества образовательных услуг.

Объектом исследования выступает Федерального государственное  образовательное учреждение среднего профессионального образования  «Новосибирский технологический техникум питания».

Предметом дипломной  работы являются методические вопросы инвестиционной деятельности в управлении качеством образовательных услуг.

Теоретической и методологической основой дипломной  работы являются труды отечественных  и зарубежных авторов по теории инвестиций, человеческого капитала, экономике и организации образования, работы ведущих исследователей в области  расчета потребностей в инвестиционных ресурсах и оценки их эффективности в сферу образования, качества образования. Использованы нормативно-законодательные акты РФ и ее субъектов по вопросам инвестиционной деятельности, данные периодической печати, статистических ежегодников. Методологическую базу дипломной работы составила методика расчета потребности в инвестиционных ресурсах, разработанная учебной группой при Министерстве образования Российской Федерации для университетского управления.

Практическая  значимость результатов работы определяется возможностью адаптирования и использования  методики расчета потребности в  инвестиционных ресурсах  с целью  повышения качества образовательных услуг средних профессиональных учебных заведений.

Работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений; содержит  9 таблиц, 2  рисунка.

Первая глава  работы посвящена изучению роли качества образовательных услуг в подготовке специалистов и описанию значения инвестиций в сфере образования.

Во второй главе  проведен анализ тенденций среднего профессионального образования  и существующих методов расчета  потребности в инвестиционных ресурсах; определены основные показатели для проведения расчетов.

В третьей главе  описаны основные характеристики образовательного учреждения «Новосибирского технологического техникума питания», как объекта  исследования, составлен анализ структуры  доходов и расходов данного учебного заведения  и проведены основные расчеты по определению потребности в инвестиционных ресурсах.

В заключении сформулированы основные выводы и даны рекомендации по использованию полученных в дипломной  работе результатов.

1 Теоретические основы инвестирования сферы образования

    1. Роль качества образовательных услуг в формировании модели  будущего специалиста

 

Главной целью образования  является обеспечение высокого качества подготовки специалистов, формирование социально и экономически значимых способностей, определяющих самостоятельность и социально – коммуникативные возможности выпускника.

Уровень образования является одним из показателей экономической  оценки развития страны, влияет на формирование социальных слоев населения, систему  ценностей и мировоззрение общества в целом.

Образование является несущей  конструкцией современного общества. Оно содействует решению следующих  задач:

    • реализация потребностей населения в образовательных услугах;
    • удовлетворение потребности страны в качественно подготовленных специалистах;
    • повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его предпринимательской и социальной активности, уровня самосознания, расширения кругозора;
    • повышение уровня образованности общества и качества образования.

В современном  мире значение образования, как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества, увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала [24].

Российская  система образования пока еще  способна конкурировать с системами  образования передовых стран. При этом необходимы и широкая поддержка со стороны общественности, проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования, которая  служит основным источником роста экономики. Система  российского образования сейчас активно перенимает мировой опыт. Но каковы реальные итоги реформы образования, которая длится вот уже целое десятилетие? Россия в рекордные сроки стала страной с самой высокой долей платного образования – 54 %, но это, по мнению, авторов доклада «Российское образование – 2020. Модель образования для экономики, основанной на знаниях» Волкова А., Реморенко И., Кузьминова Я.[37],  не повлияло  на его качество.

Мы считаем, с таким мнением трудно сейчас согласится и конечно причина не в росте объемов платного образования, а в общей тенденции снижения его качества. Но можно отметить и тот факт, что все-таки российскому образованию присуще высокое качество обучения, но оно не всегда соответствует современным потребностям рынка. Утверждение, которое часто высказывают руководители образовательных учреждений – «в российском образовании все хорошо, не хватает только денег» - говорит лишь об их нежелании прилагать серьезные усилия для повышения качества обучения, а не о том, то это качество действительно высоко.

Таким образом, процесс управления качеством образовательных  услуг приобретает дополнительную остроту. Даже Федеральная программа  развития образования, по своему содержанию, не дает ни конкретных способов, ни механизмов достижения цели по совершенствованию качества образования, а ведь именно организационные механизмы реализации программных мероприятий имеют принципиальное значение. Попросту, поставленные цели – не реалистичны [25].

Если говорить о Национальной доктрине образования (НДО) в Российской Федерации, представленной на общественное обсуждение еще осенью 1999 г., то можно сказать, что образ будущего для образования указан расплывчато и противоречиво. Как отметил Эдуард Днепров, академик РАО: «В предложенном тексте доктрины нет системного, философского, стратегического осмысления ни миссии образования в современной России, ни происходящих в нем глубоких качественных перемен. Предложенный текст документа в значительной мере так и не смог преодолеть ведомственный, отраслевой характер образовательной доктрины. В этом тексте не государство и общество определяют цели образования, а образование – в лице ведомства, отрасли, корпорации – ставит цели и задачи самому себе. С другой стороны, в доктрине детально прописываются задачи государства по отношению к образованию. Но, ни слова не говорится о задачах образования по отношению к обществу и государству. Не видно выделения каких-либо приоритетов, различения социальных и собственно образовательных проблем, с вычленением в ряду последних содержательных, экономических, организационно-управленческих и других аспектов. В этих перечислениях не просматривается и элементарного понимания различий между типами целей самого образования – между целями-ориентирами и целями-результатами. Текст доктрины – винегрет тезисов и проблем, из которого каждый может выковыривать то, что ему по вкусу» [28].

В качестве не вызывающих сомнения приоритетных экономических  направлений развития сферы образования  в НДО можно отметить:

- стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления налоговых и таможенных льгот для юридических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;

- привлечение  работодателей и других заказчиков  – специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью лучшего удовлетворения потребностей рынка труда;

- повышение  эффективности расходования бюджетных  средств в образовании.

Соответственно, каждый вышеизложенный шаг должен обеспечить грамотное управление качеством образовательных услуг и их улучшение, что в целом повлияет на уровень подготовки будущего специалиста.

Повышение качества образовательных услуг – это  основополагающий фактор подготовки специалистов, и как следствие увеличение личного капитала человека и дохода, который будет максимизировать организация, благодаря производительности и эффективности труда высококвалифицированного специалиста.

Экономические расчеты и социологические исследования показали, что рост уровня образования сокращает сроки приобретения более высокой квалификации, повышает производительность труда, улучшает качество труда, а это в свою очередь позволяет более рационально использовать сырье, оборудование, материалы и тем самым уменьшает брак в работе, повышает качество выпускаемой продукции, а также обеспечивает более высокий уровень заработной платы. В таблице 1 приведены исследования по начислениям заработной платы в зависимости от уровня образования по различным отраслям.

Таблица 1-  Различия в годовых начисленных заработках по уровню  образования и отдельным отраслям российской промышленности, 2008 г., тыс. руб.

Образование

Уровень образования

Прирост заработков со средним образование, % (5:2)

Прирост заработков по   высшему образованию, % (6:2)

Неполное среднее общее

Полное среднее

ПТУ

ССУЗ

ВУЗ

1

2

3

4

5

6

7

8

Нефтедобывающая

47,4

68,9 

87,9

113,9 

175,2 

240

370

Нефтеперерабатывающая

31,5 

50,3

58,2

68,2

95,1

217

300

Нефтехимическая

16,6 

24,5

29,2

34,4

53,4

207

320

Газовая

43,9 

66,5

92,0

153,2

207,9

349

475

Угольная

67,2 

69,9

72,8

81,2

86,7

121

130

Черная металлургия

38,4 

46,2

58,3

69,9

83,1

182

215

Хлебопекарная

27,3 

29,1

32,3

36,9

51,1

135

185

Мясная

20,9 

24,1

28,9

34,8

48,4

167

230

Молочная

22,8 

23,9

26,0

33,7

42,8

148

190

Средняя

36,5 

45,1

54,2

66,8

88,1

196

268

Информация о работе Управление качеством образовательных услуг на базе интенсификациии инвестиционной деятельности