Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 16:23, дипломная работа
Цель работы – управление инвестиционными ресурсами в рамках повышения качества образовательных услуг среднего профессионального учреждения.
В соответствии с целью работы были поставлены и решены следующие основные задачи:
оценить роль качества образовательных услуг в процессе подготовки специалистов;
исследовать системы инвестирования в образование;
изучить основные характеристики среднего профессионального образования;
провести сравнительный анализ методов расчета потребности в инвестиционных ресурсах;
адаптировать методику расчета потребности в инвестиционных ресурсах для средних специальных учебных заведений;
обосновать потребность в инвестиционных ресурсах и проиллюстрировать применение методики ее расчета на примере ФГОУ СПО «Новосибирского технологического техникума питания»;
дать основные предложения и рекомендации по применению данной методики в целях повышения качества образовательных услуг.
Введение 6
1 Теоретические основы инвестирования сферы образования 9
1.1 Роль качества образовательных услуг в формировании модели будущего специалиста 9
1.2 Инвестиции в сфере образования 15
1.3 Инвестиционный процесс в образовании 22
2. Методика определения потребности в инвестиционных ресурсах для образовательных учреждений среднего профессионального образования 31
2.1 Основные характеристики среднего профессионального образования 31
2.2 Методы расчета потребности в инвестиционных ресурсах 37
3. Применение методики расчета потребности в инвестиционных ресурсах ФГОУ СПО «Новосибирским технологическим техникумом питания» 44
3.1 Характеристика объекта исследования 44
3.2 Обоснование потребности в инвестиционных ресурсах 49
3.3 Расчет потребности в инвестиционных ресурсах 55
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложение 71
Содержание
Введение
На современном этапе развития общества особое значение в формировании и накоплении человеческого капитала придается образованию. Его уровень определяет интеллектуальный потенциал государства в качестве важнейшей составляющей национального богатства. Более того, эффективное использование накопленного научно – образовательного потенциала является главным условием экономической и социальной стабильности общества.
Главная цель происходящих изменений в сфере образования Российской Федерации - это создание механизма устойчивого развития и обеспечение качественной подготовки специалистов в соответствии с международными стандартами.
Уровень обеспеченности материально-техническими средствами учебных заведений в настоящее время явно недостаточен. Особенно это актуально для системы среднего профессионального образования. В условиях недостаточности финансирования и ограниченном объеме имеющихся средств повышение качества образовательных услуг напрямую зависит от привлечения дополнительных инвестиций в сферу образования.
Все это объясняет актуальность выбранной темы исследования.
Вопросы изучения инвестиций в человеческий капитал и в образование человека нашли отражения в работах зарубежных и отечественных ученых, таких как Г.Беккер, С.Боулс, Э.Денисон, С.Я. Дятлов, В.А. Жамин. Проблемам инвестиций и методам их оценки посвящены труды Е.Балацкого, В.С. Барда, В.Н. Глазунова. Т.В. Зеленского, Е.А. Князева, Н.В. Дрантусовой и др. Однако, несмотря на полученные ими фундаментальные результаты, в рассматриваемой области все еще остается ряд слабоизученных проблем. В частности проблемы определения оптимального объема инвестиционных ресурсов для повышения качества образовательных услуг средних профессиональных образовательных учреждений.
Целью дипломной работы является управление инвестиционными ресурсами в рамках повышения качества образовательных услуг среднего профессионального учреждения.
В соответствии с целью работы были поставлены и решены следующие основные задачи:
Объектом исследования выступает Федерального государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Новосибирский технологический техникум питания».
Предметом дипломной работы являются методические вопросы инвестиционной деятельности в управлении качеством образовательных услуг.
Теоретической и методологической основой дипломной работы являются труды отечественных и зарубежных авторов по теории инвестиций, человеческого капитала, экономике и организации образования, работы ведущих исследователей в области расчета потребностей в инвестиционных ресурсах и оценки их эффективности в сферу образования, качества образования. Использованы нормативно-законодательные акты РФ и ее субъектов по вопросам инвестиционной деятельности, данные периодической печати, статистических ежегодников. Методологическую базу дипломной работы составила методика расчета потребности в инвестиционных ресурсах, разработанная учебной группой при Министерстве образования Российской Федерации для университетского управления.
Практическая значимость результатов работы определяется возможностью адаптирования и использования методики расчета потребности в инвестиционных ресурсах с целью повышения качества образовательных услуг средних профессиональных учебных заведений.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений; содержит 9 таблиц, 2 рисунка.
Первая глава работы посвящена изучению роли качества образовательных услуг в подготовке специалистов и описанию значения инвестиций в сфере образования.
Во второй главе проведен анализ тенденций среднего профессионального образования и существующих методов расчета потребности в инвестиционных ресурсах; определены основные показатели для проведения расчетов.
В третьей главе
описаны основные характеристики образовательного
учреждения «Новосибирского
В заключении сформулированы основные выводы и даны рекомендации по использованию полученных в дипломной работе результатов.
Главной целью образования является обеспечение высокого качества подготовки специалистов, формирование социально и экономически значимых способностей, определяющих самостоятельность и социально – коммуникативные возможности выпускника.
Уровень образования является
одним из показателей экономической
оценки развития страны, влияет на формирование
социальных слоев населения, систему
ценностей и мировоззрение
Образование является несущей
конструкцией современного общества.
Оно содействует решению
В современном мире значение образования, как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества, увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала [24].
Российская система образования пока еще способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы и широкая поддержка со стороны общественности, проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования, которая служит основным источником роста экономики. Система российского образования сейчас активно перенимает мировой опыт. Но каковы реальные итоги реформы образования, которая длится вот уже целое десятилетие? Россия в рекордные сроки стала страной с самой высокой долей платного образования – 54 %, но это, по мнению, авторов доклада «Российское образование – 2020. Модель образования для экономики, основанной на знаниях» Волкова А., Реморенко И., Кузьминова Я.[37], не повлияло на его качество.
Мы считаем, с таким мнением трудно сейчас согласится и конечно причина не в росте объемов платного образования, а в общей тенденции снижения его качества. Но можно отметить и тот факт, что все-таки российскому образованию присуще высокое качество обучения, но оно не всегда соответствует современным потребностям рынка. Утверждение, которое часто высказывают руководители образовательных учреждений – «в российском образовании все хорошо, не хватает только денег» - говорит лишь об их нежелании прилагать серьезные усилия для повышения качества обучения, а не о том, то это качество действительно высоко.
Таким образом,
процесс управления качеством образовательных
услуг приобретает
Если говорить о Национальной доктрине образования (НДО) в Российской Федерации, представленной на общественное обсуждение еще осенью 1999 г., то можно сказать, что образ будущего для образования указан расплывчато и противоречиво. Как отметил Эдуард Днепров, академик РАО: «В предложенном тексте доктрины нет системного, философского, стратегического осмысления ни миссии образования в современной России, ни происходящих в нем глубоких качественных перемен. Предложенный текст документа в значительной мере так и не смог преодолеть ведомственный, отраслевой характер образовательной доктрины. В этом тексте не государство и общество определяют цели образования, а образование – в лице ведомства, отрасли, корпорации – ставит цели и задачи самому себе. С другой стороны, в доктрине детально прописываются задачи государства по отношению к образованию. Но, ни слова не говорится о задачах образования по отношению к обществу и государству. Не видно выделения каких-либо приоритетов, различения социальных и собственно образовательных проблем, с вычленением в ряду последних содержательных, экономических, организационно-управленческих и других аспектов. В этих перечислениях не просматривается и элементарного понимания различий между типами целей самого образования – между целями-ориентирами и целями-результатами. Текст доктрины – винегрет тезисов и проблем, из которого каждый может выковыривать то, что ему по вкусу» [28].
В качестве не вызывающих сомнения приоритетных экономических направлений развития сферы образования в НДО можно отметить:
- стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления налоговых и таможенных льгот для юридических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;
- привлечение
работодателей и других
- повышение
эффективности расходования
Соответственно, каждый вышеизложенный шаг должен обеспечить грамотное управление качеством образовательных услуг и их улучшение, что в целом повлияет на уровень подготовки будущего специалиста.
Повышение качества образовательных услуг – это основополагающий фактор подготовки специалистов, и как следствие увеличение личного капитала человека и дохода, который будет максимизировать организация, благодаря производительности и эффективности труда высококвалифицированного специалиста.
Экономические
расчеты и социологические
Таблица 1- Различия в годовых начисленных заработках по уровню образования и отдельным отраслям российской промышленности, 2008 г., тыс. руб.
Образование |
Уровень образования |
Прирост заработков со средним образование, % (5:2) |
Прирост заработков по высшему образованию, % (6:2) | ||||
Неполное среднее общее |
Полное среднее |
ПТУ |
ССУЗ |
ВУЗ | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Нефтедобывающая |
47,4 |
68,9 |
87,9 |
113,9 |
175,2 |
240 |
370 |
Нефтеперерабатывающая |
31,5 |
50,3 |
58,2 |
68,2 |
95,1 |
217 |
300 |
Нефтехимическая |
16,6 |
24,5 |
29,2 |
34,4 |
53,4 |
207 |
320 |
Газовая |
43,9 |
66,5 |
92,0 |
153,2 |
207,9 |
349 |
475 |
Угольная |
67,2 |
69,9 |
72,8 |
81,2 |
86,7 |
121 |
130 |
Черная металлургия |
38,4 |
46,2 |
58,3 |
69,9 |
83,1 |
182 |
215 |
Хлебопекарная |
27,3 |
29,1 |
32,3 |
36,9 |
51,1 |
135 |
185 |
Мясная |
20,9 |
24,1 |
28,9 |
34,8 |
48,4 |
167 |
230 |
Молочная |
22,8 |
23,9 |
26,0 |
33,7 |
42,8 |
148 |
190 |
Средняя |
36,5 |
45,1 |
54,2 |
66,8 |
88,1 |
196 |
268 |