Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 16:23, дипломная работа
Цель работы – управление инвестиционными ресурсами в рамках повышения качества образовательных услуг среднего профессионального учреждения.
В соответствии с целью работы были поставлены и решены следующие основные задачи:
оценить роль качества образовательных услуг в процессе подготовки специалистов;
исследовать системы инвестирования в образование;
изучить основные характеристики среднего профессионального образования;
провести сравнительный анализ методов расчета потребности в инвестиционных ресурсах;
адаптировать методику расчета потребности в инвестиционных ресурсах для средних специальных учебных заведений;
обосновать потребность в инвестиционных ресурсах и проиллюстрировать применение методики ее расчета на примере ФГОУ СПО «Новосибирского технологического техникума питания»;
дать основные предложения и рекомендации по применению данной методики в целях повышения качества образовательных услуг.
Введение 6
1 Теоретические основы инвестирования сферы образования 9
1.1 Роль качества образовательных услуг в формировании модели будущего специалиста 9
1.2 Инвестиции в сфере образования 15
1.3 Инвестиционный процесс в образовании 22
2. Методика определения потребности в инвестиционных ресурсах для образовательных учреждений среднего профессионального образования 31
2.1 Основные характеристики среднего профессионального образования 31
2.2 Методы расчета потребности в инвестиционных ресурсах 37
3. Применение методики расчета потребности в инвестиционных ресурсах ФГОУ СПО «Новосибирским технологическим техникумом питания» 44
3.1 Характеристика объекта исследования 44
3.2 Обоснование потребности в инвестиционных ресурсах 49
3.3 Расчет потребности в инвестиционных ресурсах 55
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложение 71
Источник:[29]
Выделения бюджетных средств на образование могут быть представлены в следующих формах: федеральные программы, региональные программы, прямые инвестиции части текущих расходов образовательного учреждения.
Сравнение перспективных форм инвестиций в образование приведено в таблице 3.
Таблица 3 - Перспективные формы инвестиций в образование
Форма |
Описание |
Преимущества |
Недостатки |
1 |
2 |
3 |
4 |
Образовательный кредит |
Предоставление
студентам образовательных |
Переложение части инвестиций на потребителя, разнообразие форм кредитов (вплоть до безвозмездного). Позволяет частично оплачивать получаемое образование. |
Проблема определения гос.нормативов на 1 обучаемого. Высокая процентная ставка банков. Отсутствие госгарантий. Гарантийное обеспечение кредита ликвидными активами. Короткий срок кредитования. |
Государственные именные финансовые обязательства |
Трансферт, избирательно выдаваемый студенту и позволяющий ему |
Расширение доступности образования для малообеспеченных |
Отсутствие прозрачности финансирования, возможность перекоса в сторону отдельных
|
(ГИФО) |
осуществлять свободный выбор на рынке образовательных услуг. |
семей, гарантии со стороны государства. |
специальностей. |
Договор на подготовку специалистов от организаций |
Абитуриент заключает два договора, первый – с организацией, второй – с кредитной организацией. |
Возможность контролировать учебный процесс заказчиком, гарантированность трудоустройства. |
Отсутствие
отлаженного механизма |
Образовательный вексель |
Ценная бумага
образовательного учреждения, стоимость
которой соответствует |
Позволяет оплачивать любые формы и уровни обучения |
Необходимость жесткого контроля за выпуском векселей и их учета. |
Форма |
Описание |
Недостатки | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Внебюджетная стипендия |
Стипендии, гранты, субсидия на жилье во время учебы, выделяемые за счет коммерческой деятельности учебного заведения |
Повышение мотивации студента, переложение части государственных инвестиций на учебное заведение. |
Необходимость поиска дополнительных источников дохода для учебного заведения. |
Привлечение организаций к инвестированию НИД учебного заведения |
Реализация и объединение экономических отношений между студентом, учебным заведением и организацией. |
Ускорение НТП, повышение инновационного потенциала, повышение трудоустройства, повышение качества образования. |
Отсутствие интегрированных НИ комплексов, единой научной БД, системы мониторинга инновационного потенциала. |
Источник: [29]
Перечисленные формы инвестиций широко используются в мировой практике большинства стран. Россия сегодня стоит на пути реформирования структуры образования, в том числе создания новой системы финансирования, где основное внимание уделяется привлечению инвестиций из внебюджетных источников инвестиций. Основной проблемой, не позволяющей перейти к внебюджетному финансированию, является неразвитость финансовых механизмов на рынке образовательных услуг, отсутствие законодательной базы, регулирующей финансовые взаимоотношения участников процесса инвестирования образования.
Для учета, анализа и повышения эффективности инвестиций необходима их научно обоснованная классификация. Продуманная в научном плане и обоснованная классификация инвестиций позволяет не только их грамотно учитывать, но и анализировать уровень их использования со всех сторон и на этой основе получать объективную информацию для разработки и реализации эффективной инвестиционной политики как государства в целом, так и образовательного учреждения.
В научной литературе
[26,31] приводятся различные классификации
инвестиций. На наш взгляд, все эти
классификации имеют право на
существование и позволяют
Инвестирование
в сферу образования
Таким образом, классификацию инвестиций в сферу образования, с нашей точки зрения, можно определить по следующим признакам: [36]
Классификация инвестиций в образование представлена в таблице 4
Таблица 4 - Классификация инвестиций в образование
Признак |
Виды инвестиций в образование |
1 |
2 |
По характеру объекта вложения |
Материальные: здания, транспорт, оборудование, земля, книги и др. Нематериальные: интеллектуальные и кадровые. Финансовые: финансовые активы. |
По источникам формирования |
Развитие и модернизация учебного и научного процесса. Развитие материально – технической базы. Организация подготовки специалистов и учебно-методическое обеспечение. Разработка
и внедрение современных Улучшение социально
– экономических условий |
По формам инвестирования |
Образовательный вексель, ГИФО, образовательный кредит, договор на подготовку специалистов от организаций, медико-социальное и долгосрочное страхование, внебюджетная стипендия и др. |
По участникам |
Федеральные, региональные и местные бюджеты; финансово – кредитные организации, банки, страховые и лизинговые компании, кредитные союзы; предприятия и организации реального сектора экономики; общественные фонды и организации |
Источник: [35]
Инвестиции
в образование имеют
В связи с существующей потребностью улучшения качества образования важно не только увеличивать ассигнования, но и развивать частно – государственное партнерство в системе инвестиций в образование и четко определять основной объем потребности в инвестиционных ресурсах. Поэтому изучение процесса инвестирования сферы образования, с нашей точки зрения, актуально для достижения поставленной цели и задач работы.
Предкризисное состояние экономики на рубеже 70-х и вначале 80-х гг. отрицательно сказалось на развитии образования. В системе образования сократился ввод в строй объектов капитального строительства, ухудшилась учебно-материальная база учебных заведений, снизилось качество подготовки выпускников.
Финансовые и материальные ресурсы, необходимые для развития образования, выделялись из расходной части государственного бюджета, значительно сократилась и доля расходов на образование в составе национального дохода (таблица 5).
Таблица 5 - Доля бюджетных расходов на общее и профессиональное образование в ВВП, %
Года |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Всего |
3,58 |
4,03 |
4,36 |
3,40 |
3,49 |
3,48 |
3,33 |
Общее образование |
2,37 |
3,27 |
3,49 |
2,88 |
3,01 |
2,88 |
2,93 |
Профессиональное образование |
1,21 |
0,76 |
0,87 |
0,52 |
0,42 |
0,59 |
0,40 |
Источник: [41], расчеты автора
Как видно из таблицы 5, резкое сокращение бюджетных расходов на образование происходит лишь в 1995 г. Представление же об ухудшение ситуации с финансированием образования до этого момента связано, прежде всего, с падением объема ВВП и регулярным недофинансированием, т е. с не полным получением обещанных средств [21].
Со временем в российском образовании произошли существенные изменения. Значительно выросла автономия учебных заведений, увеличилось разнообразие видов учреждений образования.
Рисунок 1 - Изменение доли расходов на образование от общей величины социальных расходов, %
Источник: [42]
Как видно по рисунку 1 сохранялись довольно высокие темпы роста бюджетных расходов на образование. С 2001 г. отмечается рост доли расходов на образование в консолидированном бюджете РФ.
Однако не было осуществлено комплексное обновление системы образования. В результате нынешнее состояние образования (его содержание и структура, материальная база, организационно – экономические и управленческие механизмы, статус педагогического работника) оказалось не соответствующим современным требованиям.
Как отмечают А.А. Воронин и С.А. Беляков действующая система инвестирования образования в условиях недостатка бюджетных средств представляется неэффективной по ряду направлений: [15]
Реформы в национальных системах образования, проводимые в большинстве стран, были направлены на поиск оптимального соотношения государственного и частного финансирования образования, сочетание централизованного и децентрализованного управления, целесообразной степени автономности учебного заведения, повышение качества образования и его соответствия изменениям в обществе, развитие системы непрерывного образования, новых форм и источников инвестиций за счет развития сотрудничества между образовательным учреждением и сферой частного бизнеса.
В России вхождение образования на рынок проходило в условиях «шоковой терапии». Западный сценарий расставляет приоритеты вхождения на рынок следующим образом: повышение конкурентоспособности и качества образования, оформление и наполнение альтернативных каналов финансирования, а затем уже – уменьшение средств государственной поддержки. В России приоритет отдается самостоятельному поиску недостающих учебному заведению собственных средств, при этом повышение конкурентоспособности и качества образования выглядит как побочная цель.
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, ее обеспечения за счет повышения эффективности процессов инвестиционной политики [31].
Инвестиционная ситуация во многом определяется активностью и эффективностью происходящих инвестиционных процессов в сфере образования. Государственное регулирование экономики должно способствовать формированию благоприятного инвестиционного климата страны и отдельного региона. Создание благоприятных условий инвестирования сферы образования способ