Анализ эффективности инновационного проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Цель инновационного проекта — создание новой или изменение существующей систем — технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих) коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБ ОЦЕНКЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 6
1.1 Понятие, сущность и виды инновационного проекта 6
1.2 Оценка экономической эффективности инновационного проекта 10
2.АНАЛИЗ ИНОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛА 16
2.1 Анализ деятельности филиала «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» 16
2.2 Общая характеристика проекта «Сеть цифрового наземного вещания» 22
3 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА « СЕТЬ ЦИФРОВОГО НАЗЕМНОГО ВЕЩЕНИЯ» 28
3.1 Анализ коммерческой эффективности 28
3.2 Анализ бюджетной эффективности 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43

Файлы: 1 файл

43366.docx

— 94.53 Кб (Скачать файл)

Организация работы участников проекта. Наличие свободной воли и высокой мотивации участников проекта делает привычную организацию  труда и создание трудовой дисциплины нецелесообразной. Поэтому необходим  адекватный подход к выбору руководителями стиля управления.

Отсутствие привычных  стандартов инновационного проекта. Даже самая четкая концепция проекта  может претерпеть серьёзные изменения  в процессе разработки.

1.2 Оценка экономической  эффективности инновационного проекта

Прошлые системы управления были ориентированы на государственную  собственность, централизованную планово-распределительную  экономику при монополизме производителей и полном отсутствии конкуренции. Важным отличием рыночной экономики является изменение критериев систем управления и принятия решений в условиях деятельности, постоянно изменяющейся по запросам рынка и потребителей, т.е. перманентно инновационной. Раньше главными критериями являлись показатели выполнения плана организации. Прибыль  и другие экономические критерии в них никогда не играли главной  и даже заметной роли. Сегодня конечная оценка проекта осуществляется по прибыли или другим социально-экономическим критериям. 

В соответствии с Методическими  рекомендациями по оценке эффективности  инновационных проектов и их отбору для финансирования основными методами оценки экономической эффективности являются:

метод чистого дисконтированного  дохода (ЧДД); – метод срока окупаемости;

– метод индекса доходности и рентабельности проекта;

– метод внутренней нормы  доходности;

– расчет точки безубыточности проекта.6

В связи с этими главными критериями управления инновационными проектами являются: результаты проекта  с необходимым качеством при  соблюдении рамок бюджета проекта  и времени. 

Кроме того, сегодня при  оценке экономической эффективности  инновационных различают по содержанию два понятия: экономический эффект и экономическая эффективность.

Первое означает достижение положительного результата (эффекта) от нововведения в целом. Эффект выражается в рублях.

Второе понятие, как правило, включает удельные (на единицу продукции, услуг или вложенный рубль) показатели, которые характеризуют нововведение с качественной стороны.

В связи с этими понятиями  выделяют три уровня экономической эффективности инновационных проектов в связи с финансовыми последствиями их реализации для заинтересованных лиц:

1 уровень Коммерческая (финансовая) эффективность

На данном уровне учитываются  финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников. Коммерческая эффективность  проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Приток реальных денег Фi(t) выступает здесь показателем экономической эффективности и рассчитывается как разность между притоком Пi(t) и оттоком Оi(t) денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности в каждом временном периоде осуществления проекта.

Фi(t) = Пi(t) - Оi(t)7

2 уровень Бюджетная эффективность

На данном уровне учитываются  финансовые последствия осуществления  проекта для федерального, регионального  и местного бюджетов. Показатели бюджетной  эффективности отражают влияние  осуществления проекта на доходы и расходы соответствующих бюджетов. Основным показателем является бюджетный  эффект Бt от осуществления проекта. Который вычисляется как превышение дохода соответствующего бюджета Дt над расходами Рt в каждом временном периоде.

Бt = Дt – Рt  

3 уровень Народнохозяйственная  экономическая эффективность

На этом уровне учитываются  затраты и результаты, связанные  с реализацией проекта, выходящие  за пределы прямых финансовых интересов  участников инновационного проекта  и допускающие стоимостное измерение. При расчетах показателей народнохозяйственной экономической эффективности в  состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении):

  • Конечные производственные результаты (прибыль от реализации производственной продукции, от продажи имущества и интеллектуальной собственности, в том числе лицензии на право использования изобретения, ноу-хау, информационных технологий и программ и т.п.), создаваемые участниками в ходе реализации проекта.
  • Социальные и экономические результаты, рассчитанные на здоровье, социальную и экологическую обстановку в регионе.
  • Прямые финансовые результаты.
  • Кредиты и займы иностранных государств, банков, фирм и т.п8

Вероятностный характер получения  дохода выступает как один из факторов, повышающих значимость многоэтапности инновационного проекта. Многоэтапность является важной особенностью при финансировании инновационных проектов и заключается в прохождении для каждого инновационного проекта ряда стадий – от разработки проектного предложения до момента реализации проекта. Общепринятого подхода, определяющего количество фаз, их содержание, а также последовательность, не существует и, по-видимому, не может существовать, поскольку эти характеристики зависят от конкретного проекта, условий его осуществления и опыта основных участников. Тем не менее, логика и основное содержание процесса развития проектов во всех случаях являются общими, в частности, четыре фазы жизненного цикла проекта: начальная фаза (концепция), фаза разработки, фаза реализации, фаза завершения.

Наличие нескольких стадий позволяет избегать крупных убытков, постепенно уменьшая неопределенность получения эффектов от вложений в  нововведение, так как каждый следующий  этап внедрения проекта, требующий  все больших затрат, осуществляется на основе и в зависимости от результатов  предыдущего. Возможность и целесообразность многоэтапности инновационного проекта  связаны с тем, что в процессе проведения проектных работ, т.е. с  каждой следующей стадией, объем  информации об объекте вложения средств, т.е. об инновации, о новшестве,  увеличивается. Следовательно, вероятность достижения ожидаемых результатов растет по мере продвижения инновационного проекта по стадиям. 

Одним из важных моментов в  управлении нововведениями на предприятии  является определение (оценка) эффективности научно-технических и инновационных мероприятий.

В зависимости от учитываемых  результатов и затрат различают  следующие виды эффекта (табл.1):

Таблица 1.1  Основные эффекты  эффективности проекта9

 
Вид эффекта

 
Факторы, показатели

 
1. Экономический

 
Показатели учитывают в стоимостном  выражении все виды результатов  и затрат, обусловленных реализацией  инноваций

 
2. Научно-технический

 
Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность

 
3. Финансовый

 
Расчет показателей базируется на финансовых показателях

 
4. Ресурсный

 
Показатели отражают влияние инновации  на объем производства и потребления  того или иного вида ресурса

 
5. Социальный

 
Показатели учитывают социальные результаты реализации инноваций

 
6. Экологический

 
Шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация. Показатели учитывают влияние инноваций на окружающую среду


 

В зависимости от временного периода учета результатов и  затрат различают показатели эффекта за расчетный период, показатели годового эффекта.

Продолжительность принимаемого временного периода зависит от следующих факторов, а именно

  • продолжительности инновационного периода;
  • срока службы объекта инноваций
  • степени достоверности исходной информации
  • требований инвесторов.

Общим принципом оценки эффективности  является сопоставление эффекта (результата) и затрат.

Отношение результат/затраты может быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах и показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации. Но, главное, нужно четко понять: эффективность в производстве - это всегда отношение.

В целом экономическая  эффективность (результат) реализации инновационных проектов будет характеризоваться  за определенный расчетный период следующими показателями как коммерческой, так  и бюджетной эффективности: 

1.     чистый дисконтированный доход; 

2.     индекс доходности (рентабельность) инвестиций по чистому доходу предприятий; 

3.     срок окупаемости (период возврата) инвестиций из всех источников финансирования по чистому доходу предприятий; 

4.     уровень безубыточности, который свидетельствует об эффективности и устойчивости проекта к возможным изменениям условий его реализации; 

5.     внутренняя норма доходности инвестиций; 

6.     бюджетный эффект; 

7.     срок окупаемости (период возврата) бюджетных средств по налоговым поступлениям; 

8.     индекс доходности (рентабельность) бюджетных средств по налоговым поступлениям; 

9.     удельный вес средств федерального бюджета в общем объеме финансирования (степень участия государства)10

Решение о целесообразности использования новых разработок позволяет принимать метод исчисления эффекта (дохода) инноваций, основанный на сопоставлении результатов их освоения с затратами.

 

 

2.АНАЛИЗ ИНОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛА

2.1 Анализ деятельности филиала «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»

Брянский областной радиотелевизионный передающий центр (Брянский ОРТПЦ) является одним из филиалов федерального государственного унитарного предприятия «Российская  телевизионная и радиовещательная сеть». Расположен он в областном  центре – городе Брянске. Входит в  Приокский региональный центр предприятий РТРС.

Миссия Брянского ОРТПЦ состоит в обеспечении бесперебойной качественной работы по эфирной наземной трансляции общероссийских, региональных общедоступных телеканалов и радиоканалов на всей территории Брянской области. Увеличение зоны покрытия этих программ. 

Цели – рост количества и качества оказываемых услуг, получение прибыли.

Текущие задачи:

  • осуществление мероприятий, связанных с реализацией федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы»;
  • обеспечение бесперебойной и качественной работы приемопередающего аналогового телерадиовещательного оборудования;
  • модернизация оборудования;
  • увеличение зоны покрытия российскими и региональными телерадиопрограммами;
  • реализация новых технических, организационных, управленческих идей;
  • эффективное использование трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов;
  • развитие и повышение эффективности производства, рост производительности труда, ресурсосбережение;
  • увеличение прибыли и снижение издержек производства;
  • конкурентная ценовая политика;
  • прогнозирование результатов финансово-хозяйственной деятельности на среднесрочную перспективу, а также влияние различных факторов микро и макроэкономики на устойчивость филиала.    

 

  В состав Брянского ОРТПЦ  входят три мощные радиотелевизионные передающие станции в г.Брянске, г.Унеча, поселке Шведчики, Севского района. Станции являются многопрограммными, укомплектованными современными телевизионными и радиовещательными передатчиками 1-20 кВт и имеют антенно-мачтовые сооружения высотой 180-220м. Их штат составляет 12-17 человек. Эти РТС, в основном, формируют информационное пространство области, так как их радиус действия составляет 50-60 км., что позволяет охватить телевидением 76,1% населения. 

Также ОРТПЦ имеет и  восемь маломощных (100Вт) телевизионных  ретрансляторов с приемными спутниковыми станциями, закрывающие зоны неуверенного приема (Клетня, Трубчевск, Почеп, Новозыбков, Белая Березка, Навля, Погар, Алешня). Радиус действия таких РТС составляет 10-15км, высота антенно-мачтовых сооружений 27-77м, охват населения области телевидением 12,5%.

Таким образом, технические  средства филиала обеспечивают программой «Первый канал» - 88,6% населения области, программой «Россия» - 78,8%, программой областного (регионального) телевидения 50,4%. 

Всего в регионе работают 70 передатчиков (48 телевизионных и 22 радио), из них 34 мощных (мощностью 1кВт  и более), которые обеспечивают вещание 12 программ телевидения и 10 программ радиовещания. 

Информация о работе Анализ эффективности инновационного проекта