Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 00:14, дипломная работа
Целью данной работы является показать всестороннее развитие банковских пластиковых карт и платежных систем, как в мировом масштабе, так и в России. Обслуживание международных пластиковых карт через сеть интернет приобрело наибольшую популярность не только за рубежом, но и в России. Данным видом услуги пользуется большое количество крупных российских интернет-магазинов, которые предоставляют населению различные товары и услуги.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность, значение и виды банковских пластиковых карт
1.1. История развития пластиковых карт………………………………..5
1.2. Виды пластиковых карт………………………………………………10
1.3. Современная тенденция в работе коммерческих банков с пластиковыми картами…………………………………………………….15
1.4 Состояние рынка банковских пластиковых карт…………………23
Глава 2. Схема электронных интернет-платежей. Понятие интернет-
эквайринга.
2.1. Понятие интернет-эквайринга и его использование……………..41
2.2. Риски, связанные с пластиковыми картами в системе электронных интернет-платежей…………………………………...47
2.3. Технологии безопасности электронных интернет-платежей по пластиковым картам…………………………………………………49
Глава 3. Порядок работы с пластиковыми картами в интернет-магазинах
на примере ОАО «Альфа-Банк»
3.1. Виды и описание систем электронных платежей………………...52
3.2. Система электронных платежей ОАО «Альфа-Банк».
Подключение к услуге приема и обслуживания пластиковых
карт (интернет-эквайринг)…………………………………………..61
Заключение………………………………………………………………………...67
Список литературы……………………………………………………………….71
Дебетовые онлайновые карточки Maestro
По состоянию на 31 декабря 2003 г. во всем мире было эмитировано более 520 млн карточек с логотипом Maestro, что на 13,8% больше, чем в 2002 г.; количество банкоматов, принимающих карточки MasterCard, Maestro и Cirrus составило более 900 тыс. В IV квартале 2003 г. наибольшее количество карточек Maestro по-прежнему выпускалось в Европе — 239,8 млн штук, что на 6,1% больше, чем в аналогичном периоде 2002 г.; совокупный оборот по этим карточкам в регионе составил в IV квартале 2003 г. 295,6 млрд долл., объем торговых операций — 89,2 млрд долл. Количество операций, совершенных в IV квартале 2003 г., составило 2,7 млрд. Количество карточек Maestro, эмитированных в Юго-Восточной Азии, достигло на 31 декабря 2003 г. 151,1 млн штук, увеличившись на 7,1% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. Совокупный оборот по карточкам Maestro в регионе составил в IV квартале 2003 г. 50,1 млрд долл., совокупный объем покупок — 6,3 млрд долл. Количество операций, совершенных в IV квартале 2003 г., составило 478,6 млн. В Латинской Америке на 31 декабря 2003 г. количество карточек Maestro увеличилось на 109,6% относительно того же квартала 2002 г., достигнув 62,7 млн карточек; столь высокий прирост был в значительной степени обусловлен переходом на Maestro карточек системы Redeshop, популярного в Бразилии локального бренда дебетовых карточек. Совокупный оборот по карточкам Maestro составил в IV квартале 2003 г. 12,0 млрд долл., объем операций в торговой сети — 1,7 млрд долл. Количество транзакций, совершенных в течение IV квартала 2003 г., достигло 284,8 млн. В Южной Азии, на Среднем Востоке и в Африке также был отмечен высокий прирост объема эмиссии карточек — 31,8% до 20,4 млн штук в IV квартале 2003 г. Совокупный оборот по карточкам Maestro составил в IV квартале 2003 г. 14,3 млрд долл., общий объем торговых операций — 1,0 млрд долл. Количество операций, совершенных в течение IV квартала 2003 г., достигло 166,1 млн.
Основные показатели деятельности MasterCard в России на 31 декабря 2003 г.
По итогам 2003 г. в России выпущено 410 тыс. расчетно-кредитных карточек с логотипом MasterCard. Прирост эмиссии за 12 месяцев составил 67,5%. По карточкам MasterCard за 12 месяцев 2003 г. было совершено 7 млн 150 тыс. операций, что на 66,5% больше, чем в 2002 г. Совокупный оборот по карточкам MasterCard вырос на 77,2% и составил 1 млрд 560 млн долл. За три месяца IV квартала 2003 г. совокупный оборот по карточкам MasterCard, выпущенным российскими банками, увеличился на 73,4% по сравнению с IV кварталом 2002 г. и составил 490 млн долл. Было совершено более 2 млн 130 тыс. операций, что на 64,9% больше, чем за аналогичный период 2002 г.
Карточки Maestro
По данным на 31 декабря 2003 г., количество дебетовых карточек c логотипом Maestro, выпущенных российскими банками, достигло 5 млн 371 тыс., что на 62% больше, чем в конце III квартала 2002 г. В течение 2003 г. было совершено 20 млн 508 тыс. операций по карточкам Maestro — рост на 66,5% по сравнению с 2002 г. Совокупный оборот по карточкам Maestro в 2003 г. составил 1,659 млрд долл. Объем операций в торгово-сервисной сети превысил 54,233 млн долл.20
В параграфе 1.4.3 изложен анализ пластиковых картVisa и MasterCard, исходя из критериев: выпуска, совершаемых покупок клиентами, совокупного оборота по карточкам, объема операций в торгово-сервисных предприятиях.
Глава 2. Схема электронных интернет-
2.1. Понятие интернет-эквайринга и его применение.
Интернет-эквайринг – это обслуживание международных пластиковых (Visa, MasterCard) через сеть интернет. Это одна из услуг, предоставляемых банком по обслуживанию пластиковых карт.
В настоящее время с развитием рынка пластиковых карт в РФ, расчеты по банковским картам нашли широкое применение как удобное средство при осуществлении безналичных форм расчетов. Безналичная оплата товаров и услуг в промышленно развитых странах достигает 90 % в структуре всех денежных операций. Это говорит о том, что пластиковая карта выступает универсальным платежным инструментом века и технологической революцией в сфере банковского бизнеса. Проведение безналичных форм расчетов с помощью пластиковой карты становится наиболее актуальным в настоящее время, что объясняется рядом неоспоримых преимуществ:
- пластиковая карта
– это многоразовый платежный
и кредитный инструмент длитель
- пластиковые карты
принимаются во многих торгово-
- около миллиона банковских
отделений предоставляют
Данная услуга нашла свое применение среди интернет-магазинов, которые заинтересованы в подключении на данную услугу. Если интернет-магазин пользуется широкой популярность среди покупателей, его объемы продаж растут с каждым годом – то ему целесообразно подключится к услуге приема и обслуживания пластиковых карт через сеть интернет. Это объясняется рядом следующих преимуществ:
Подключение к услуге приема и обслуживания пластиковых карт происходит следующим образом: Интернет-магазин обращается к провайдеру услуг (система электронных платежей) – Ассист или РБС (Рунет Бизнес Систем). Выбрав одного из этих провайдеров, интернет-магазин регистрируется на его сайте, т.е. есть заполняет регистрационную форму и указывает, что он намерен принимать к оплате пластиковые карты и в каком банке он будет обслуживаться из предложенного перечня банков, которые предлагают данную услугу. Заявка на подключение направляется провайдером услуг в банк. Банк обрабатывает данную заявку, связывается с интернет-магазином по контактной информации, указанной в ней. Интернет-магазин, проходит все стадии до подписания договора. В итоге интернет-магазин подписывает договор на интернет-эквайринг и начинает принимать к оплате пластиковые карты через интернет. Безопасность расчетов совершаемых в интернете, должно быть безопасным и удобным, что очень важно для клиента, которые покупает товары или услуги в том или ином интернет-магазине, который в свою очередь, обезопасит клиента и не предоставит данные его карты третьим лицам.
2.1.1. Описание
схемы оплаты электронных
Интернет-кредитные системы являются аналогами обычных систем, работающих с кредитными картами. Отличие состоит в проведении всех транзакций через Интернет, и как следствие, в необходимости дополнительных средств безопасности и аутентификации.11
Общая схема платежей в такой системе приведена на Схеме 1.
В проведении платежей через Интернет с помощью кредитных карт участвуют:
Теперь вернемся к схеме платежей (материалы электронного портала www.e-commerce.ru)
Схема 1.
Типовая схема электронных интернет-платежей
Источник: (Материалы электронного портала www.e-commerce.ru)
Это может быть сделано двумя способами:
Очевидны преимущества второго пути. В этом случае сведения о картах не остаются в магазине, и, соответственно, снижается риск получения их третьими лицами или обмана продавцом. И в том, и в другом случае при передаче реквизитов кредитной карты, все же существует возможность их перехвата злоумышленниками в сети. Для предотвращения этого данные при передаче шифруются.
Шифрование, естественно, снижает возможности перехвата данных в сети, поэтому связи покупатель/продавец, продавец/платежная система Интернет, покупатель/платежная система Интернет желательно осуществлять с помощью защищенных протоколов. Наиболее распространенным из них на сегодняшний день является протокол SSL (Secure Sockets Layer). Подробнее о нем можно будет узнать в разделе "Защита информации". Здесь лишь отметим, что в его основе лежит схема асимметричного шифрования с открытым ключом, а в качестве шифровальной схемы используется алгоритм RSA. Ввиду технических и лицензионных особенностей этого алгоритма он считается менее надежным, поэтому сейчас постепенно вводится стандарт защищенных электронных транзакций SET (Secure Electronic Transaction), призванный со временем заменить SSL при обработке транзакций, связанных с расчетами за покупки по кредитным картам в Интернет. Среди плюсов нового стандарта можно отметить усиление безопасности, включая возможности
аутентификации всех участников транзакций. Его минусами являются технологические сложности и высокая стоимость.
- магазин оказывает услугу, или отгружает товар (8а);
В параграфе 2.1. представлено описание схемы оплаты в интернете, кто при этом выступает участником при электронных расчетах.
2.2. Риски, связанные с
При проведении платежей по
пластиковым картам, возникают риски.
Попытаемся разобраться, кто