Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:26, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является характеристика информационных технологий в государственном управлении. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Обобщить и проанализировать научную литературу и нормативно-правовые акты по данному вопросу;
2) Рассмотреть ннформационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении;
3) Дать характеристику информационным технологиям в ОАО «РЖД» Московской дирекции инфраструктуры Московско-Смоленской дистанции пути;
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1
Информационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении………………………………5
Глава 2
Информационные технологии решения функциональных задач в ОАО «РЖД» Московской дирекции инфраструктуры Московско-Смоленской дистанции пути………………………………………………………………15
Глава 3
Электронное правительство - новое слово в государственном управлении
3.1 Общая характеристика внедрения электронного правительства……..21
3.2 Инфраструктура электронного правительства……………………….25
3.3 Развитие web-сайтов федеральных органов исполнительной власти…25
Заключение…………………………………………………………………….33
Список используемых источников и литературы…………………………..34
В соответствии с функциональной структурой административного регионального управления вычислительные центры автоматизируют решение широкого круга задач, которые могут быть объединены в следующие важнейшие комплексы: административно-правовой, организационный, аграрно-промышленный, торгово-бытовой, строительный, социально-культурный и др. Многофункциональные ситуационные центры осуществляют государственно-правовую информационную и интеллектуальную поддержку при принятии коллективных решений по комплексным проблемам и таким важным направлениям деятельности администрации регионов, как экономика, чрезвычайные ситуации, внешние связи, управление финансовой политикой и т.п.
В рамках Общегосударственной программы информатизации России на уровне муниципалитетов стали создаваться городские информационные центры, которые взяли на себя функции по дальнейшей разработке, расширению и сопровождению муниципальной информационной системы, а также по решению задач информатизации города.
В основу положен методологический подход, который заключается в поэтапной разработке и вводе в эксплуатацию АРМ, размещенных в городских службах. Таким образом, решаются проблемы сбора, накопления первичной обработки городской информации, ее интеграции в базах и хранилищах данных, а также организационно-технологические вопросы постепенного подключения отдельных локально-вычислительных сетей предприятий и организаций к вычислительному центру для создания корпоративной, разветвленной, многоуровневой информационно-вычислительной сети, обеспечивающей информационное обслуживание управленческих процессов администрации муниципалитета.
Как показывает практика, тормозом на пути повсеместного внедрения информатизации на уровне муниципалитетов является отсутствие должного финансирования консалтинговых проектных работ. Поэтому одним из важнейших вопросов проектирования информационных систем управления городом является нахождение в каждом конкретном случае путей сокращения затрат. Информатизация управления каждым городом (тем более регионом) представляет собой сложную не только технологическую, но и социально-хозяйственную, финансово-экономическую проблему. Учитывая, что города (регионы) имеют свои специфические особенности и различаются, прежде всего по количеству населения (от 100 - 500 тыс. до нескольких миллионов жителей), климатическим условиям, производственно-хозяйственной ориентации (промышленные, сельскохозяйственные, научные центры и т.п.), организационным структурам управления (муниципальные образования, административные округа, префектуры, районы города и т.п.), то одной из важнейших задач проектирования на первом этапе является выделение базового элемента. В качестве такого базового элемента для изучения города, а затем и разработки проектных решений, как правило, выбирают городской административный район, который достаточно полно охватывает все стороны информатизации.[11]
Особенно это актуально для городов со сложной административной и организационной структурой. Удачный выбор района в качестве базового элемента проектируемой информационной системы позволяет при минимальных затратах в сжатые сроки провести экспериментальную проверку идей информатизации на одном (двух) районах с последующим тиражированием результатов на все районы города.
В опытном районе создается первичная (базовая) распределенная информационно-вычислительная система, представляющая собой корпоративную сетевую структуру, важнейшим звеном которой является информационный или ситуационный центр. К центру подключаются локальные сети и системы, персональные компьютеры, являющиеся рабочими станциями организаций и отдельных абонентов.
Созданная таким образом информационная система реализует все технологические функции - осуществляет сбор, обработку, хранение, передачу информации, формирование отчетности, оказание всевозможных видов коммуникационных, информационных и вычислительных услуг. При наличии ситуационного центра администрации предоставляются все необходимые условия для выработки и принятия не только индивидуальных, но и групповых, кооперативных и коллегиальных решений, а использование программно-технологических средств электронного офиса открывает неограниченные возможности специалистам и администраторам пользоваться информацией в формах печатных изданий, графических материалов, баз данных и баз знаний в режиме реального времени, а также проводить консультации, совещания, конференции и т.п.
Информатизация управления административной деятельностью, городским хозяйством, экономикой, социальной сферой на районном и городском уровнях отличается многообразием решений и форм реализации. Поэтому необходимы унификация технических, технологических решений и стандартизация проектирования информационных технологий. Универсальность средств обработки информации, распределенность рабочих мест, переменность структуры позволяют при проектировании создавать по существу единое распределенное информационное пространство района (города, региона). Составляющие его основу автоматизированные рабочие места (рабочие станции) соединяются каналами связи между собой и с вычислительным центром и могут находиться на значительном расстоянии друг от друга. Важной стороной такого подхода в проектировании является возможность при необходимости изменять ранее созданную структуру путем изменения связей между рабочими местами. Такая необходимость часто возникает в связи с изменениями в организационной структуре управления городским хозяйством, появлением новых, нуждающихся в подключении к информационной системе города структурных элементов.
В быстроразвивающейся информатизации городов опорными пунктами и поставщиками необходимой для нужд городской администрации информации являются создаваемые в городах и уже функционирующие информационные системы комитетов по чрезвычайным ситуациям, налоговых служб, казначейства, пенсионного фонда, банков, крупных промышленных корпораций, фирм, предприятий.
Глава 2
Информационные технологии решения функциональных задач в ОАО «РЖД» Московской дирекции инфраструктуры Московско-Смоленской дистанции пути
Переход на массовую компьютеризацию задач, решаемых в государственном управлении, обусловлен следующими причинами:
- высокой динамичностью изменения обстановки в новых экономических условиях;
- необходимостью учета значительного числа факторов и ограничений при решении вопросов обеспечения железной дороги;
- необходимостью обработки больших объемов информации в процессе изучения и оценки обстановки, подготовки и принятия управленческих решений.
Информатизация управленческой деятельности в Московско-Смоленской дистанции пути реализуется в соответствии с разработанной концепцией создания автоматизированных информационных систем, в которой определены цели и основные положения построения системы, ее организация, приоритетность и поэтапность выполнения работ.
Особое внимание уделяется обеспечению информационной и интеллектуальной поддержки управленческой деятельности административных органов и оказанию информационных услуг предприятиям и организациям. Этому способствует тщательное изучение организационных структур и основных этапов процесса управления, включающих планирование деятельности, контроль за складывающимися ситуациями, формирование по результатам их анализа управляющих воздействий. Управленческие функции реализуются специалистами и руководителями структурных подразделений постоянно, протекают в жестком временном ритме оперативного реагирования на меняющуюся обстановку, а потому требуют информационного сопровождения и выработки сценариев поведения специалистов на каждом АРМ (автоматизированное рабочее место).
Информационная структура Московско-Смоленской дистанции пути строится с учетом структуры и процессов функционирования его органов управления, потребностей в информационном обеспечении сотрудников организаций.
Безусловно, важнейшей целью создания и функционирования информационной системы управленческой деятельности является автоматизированная обработка всей поступающей информации для принятия начальником Московско-Смоленской дистанции пути своевременных, взвешенных и наиболее обоснованных решений по управлению организацией.
Информационная система Московско-Смоленская дистанция пути включает в себя справочно-аналитическую и управленческую часть. Функционирование системы управления организацией невозможно без справочно-аналитической системы, в которой сосредоточиваются общие массивы данных. Управленческая часть системы развивается по мере автоматизации рутинных процедур реализации функциональных задач и принятия решений, составной частью которых являются расчеты. В отличие от задач справочно-аналитического характера управленческие задачи обычно имеют четкую периодичность и жесткие сроки исполнения.
Примерами автоматизированного решения наиболее крупных задач являются расчет и выдача пенсий или расчет и распечатка платежных документов по расчету заработной платы с использованием новых информационных технологий.
Функциональные задачи, решаемые в условиях информационной системы Московско-Смоленской дистанции пути, связаны со стратегическим, перспективным и текущим планированием развития, учетом и контролем, регулированием собственностью организации. Для этого в структурных подразделениях органов управления создаются АРМ специалистов и базы данных, обеспечивающие решение задач по управлению средствами и имуществом организации.
Для реализации определенных функций аппарат управления оснащается специализированными рабочими местами, его сотрудникам обеспечен доступ к постоянно актуализируемым базам данных, охватывающим практически все направления решаемых функциональных задач. Это позволяет осуществлять информационное обеспечение деятельности Московско-Смоленской дистанции пути.
Информатизация руководящих работников дистанции пути предусматривает внедрение и использование справочно-правовых систем, безбумажных технологий делопроизводства, электронного документооборота, а также ряда других реализованных фирмами-разработчиками офисных и административных программных средств и имеющегося на рынке программного обеспечения.
В их числе широко применяемые программные средства общепользовательских приложений, систем обработки документов, электронной почты. В качестве примеров можно привести программные средства для ведения делопроизводства, позволяющие осуществлять регистрацию и контроль исполнения выпускаемых нормативно-распорядительных документов, проверку исполнения постановлений и распоряжений; обеспечивать информационное взаимодействие со структурными органами ОАО «РЖД», аппаратами органов государственной власти, общественными объединениями.
В структурных подразделениях ОАО «РЖД» используется сетевая версия «SAPLogon». В целях создания действенной системы правовой информированности организаций, обеспечения открытости и общедоступности нормативных актов заключен договор о систематическом пополнении системы новыми сведениями.
На предприятии для организации электронного документооборота, ведения электронных копий журналов регистрации, передачи документов по сети, контроля за выполнением распоряжений и постановлений создается подсистема «Документооборот», а для регистрации входящих писем, контроля за их прохождением, учета и контроля исходящей корреспонденции создаются автоматизированные подсистемы «Входящие письма» и «Исходящие письма». Создаются локальные базы данных с полными текстами распоряжений и постановлений начальника дистанции.
Для специалистов департамента создаются АРМ, где с использованием ПК формируется реестр собственности, автоматизируются процедуры регистрации с занесением в базы данных, осуществляется учет по всем видам оплат. Все АРМ оснащаются справочно-поисковыми системами. В частности, пакет прикладных программ (ППК) «Имущество» осуществляет поиск и выборку информации в различных разрезах, позволяет производить учет имущества организаций.
При вводе данных о поступлениях денежных средств автоматически производятся контроль за правильностью ввода сумм по квитанции, подсчет количества документов и сумм по пачкам квитанций, а также проверяется номер вводимого лицевого счета. Пакет позволяет распечатывать ведомости поступлений, оборотные ведомости за отчетный период, своды и описи бандеролей для сберегательного и других банков, осуществляющих прием платежей, сводные отчетные документы, информационные квитанции для квартиросъемщиков и многие другие необходимые в работе документы.
Наиболее важным аспектом деятельности специалистов этих управлений является слежение совместно с комитетом по экономике и финансам за движением финансовых потоков и, в частности, потоками бюджетных средств. Поэтому для автоматизации работ бухгалтера и экономистов в учреждениях, занимающихся распределением финансовых средств, кредитованием подотчетных учреждений и составлением сводной отчетности создаются АРМ со специализированным программным обеспечением, позволяющим генерировать платежные поручения после ввода сумм финансирования по учреждениям, формировать уведомления для учреждений после ввода векселей, взаимозачетов и выделенных кредитов. Эксплуатация АРМ основывается на постоянном обновлении баз данных, содержащих списки банков и учреждений, реквизиты плательщика, что позволяет формировать с использованием ПК все основные отчеты, связанные с отражением финансирования, кредитования, формирования остатков с нарастающими поквартальными итогами, расшифровкой финансирования по датам, по параграфам и т.п.
Для начисления и выплаты социальных пособий для различных категорий работников используются специальное программное обеспечение и информация базы данных справочного характера, содержащие как нормативную, так и общую информацию по конкретному получателю пособия. Ежемесячно формируются статистические отчеты и своды о выплаченных суммах социальных пособий.
Информация о работе Информационные технологии в государственном управлении