Информационные технологии в постиндустриальном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 07:35, реферат

Описание работы

По сей день ученые самых разных отраслей науки – экономисты, социологи, культурологи и др. продолжают исследовать проблемы, связанные с идентификацией общества, в котором живет человечество в наши дни. Появились определения западного общества как «информационного», «постбуржуазного», «посткапиталистического», «постпредпринимательского» или «пострыночного», «посттрадиционного», «постцивилизационного», «постисторического» и пр. Основная масса вышеназванных теорий (да и многих других) в основе своей содержат концептуальные положения теории «постиндустриального» общества, разработанной известным американским социологом Д. Беллом / 10 / и большая часть предложенных в их рамках тезисов носит весьма частный характер. Однако, заметим, что подавляющее большинство исследователей основой нового общества признают знания и информацию.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА I. Роль и значение информации, знаний, информационных технологий в постиндустриальном обществе 4
1.1.Терминологическое поле. 4
1.2. Концепция постиндустриального общества и ее развитие в работах зарубежных авторов.. 6
1.3. Информация, знания, информационные технологии в постиндустриальном (информационном?) обществе в работах отечественных авторов. 10
ГЛАВА II. Информатизация как главный фактор развития современного общества 13
2.1. Информационно – коммуникационные технологии – основа информатизации и новых видов экономической деятельности.. 13
2.2.Проблемы информатизации и глобализации в современном обществе. 16
Заключение. 17
Список использованной литературы. 20

Файлы: 1 файл

информационные технологии в постиндустриальном обществе.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

 

 



 



Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной  службы при Президенте Российской Федерации»

Сибирский институт управления

Кафедра региональной экономики

Контрольная работа

«Информационные технологии в постиндустриальном обществе»

 

Студентка 1 курса  группы 12531

Факультет юриспруденция

Гашникова Т.А.

Руководитель: стар. преподаватель кафедры, Гаврилова Н.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новосибирск, 2013

 

Оглавление

 

Введение 3

ГЛАВА I. Роль и значение информации, знаний, информационных технологий в постиндустриальном обществе 4

1.1.Терминологическое  поле. 4

1.2. Концепция  постиндустриального общества и  ее развитие в работах зарубежных  авторов.. 6

1.3. Информация, знания, информационные технологии в постиндустриальном (информационном?) обществе в работах отечественных авторов. 10

ГЛАВА II. Информатизация как главный фактор развития современного общества 13

2.1. Информационно – коммуникационные технологии – основа информатизации и новых видов экономической деятельности.. 13

2.2.Проблемы информатизации и глобализации в современном обществе. 16

Заключение. 17

Список  использованной литературы. 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

По сей день ученые самых разных отраслей науки – экономисты, социологи, культурологи и др. продолжают исследовать проблемы, связанные с идентификацией общества, в котором живет человечество в наши дни. Появились  определения западного общества как «информационного»,  «постбуржуазного», «посткапиталистического», «постпредпринимательского» или  «пострыночного»,  «посттрадиционного»,  «постцивилизационного», «постисторического» и пр. Основная масса вышеназванных теорий (да и многих других) в основе своей содержат концептуальные положения теории «постиндустриального» общества, разработанной известным американским социологом Д. Беллом / 10 / и большая часть предложенных в их рамках тезисов носит весьма частный характер. Однако, заметим, что подавляющее большинство исследователей основой нового общества признают знания и информацию.

Рассматривая информатизацию как процесс сбора, хранения, обработки, распространения, использования информации и знаний с помощью информационно- коммуникационных технологий (которые в свою очередь включают в себя технические средства и человеческий капитал) в условиях резко возросших в последнее время потоков информации, можно отметить ее сильное влияние на все сферы общественной жизни. И это влияние еще не до конца осознано. Возникают самые неожиданные вопросы как в области экономики, так и в социальной, культурной и политической сферах. Поэтому дальнейшее исследование роли информатизации в постиндустриальном обществе представляет несомненный интерес.

Среди зарубежных авторов, занимающихся этими проблемами в  русле концепции «постиндустриального» общества отметим Д. Белла, Ж. Фурастье,Т. Стоуньера, Э. Тоффлера, П. Дракера, М. Кастельса.

Среди отечественных  ученых, внесших значительный  вклад  в развитие этого направления, необходимо отметить А.И.Ракитова, Иноземцева В.Л., С.А. Дятлова, Артамонова Г.Т, Колина К.К.,  Чернова А.А., Кашлева Ю.Б., Мовсесяна А.Г.и др.

 

Целью данной работы является дальнейшее исследование роли информатизации в постиндустриальном обществе, анализ реально происходящих изменений в экономике под воздействием фактора информатизации.

 

Объект предполагаемого  исследования - разноплановое и многофункциональное  воздействие информатизации на все  аспекты общественных отношений в условиях становления и развития постиндустриального общества.

 

 Предметом исследования выступает комплекс теоретических и прикладных вопросов формирования и развития информатизации.

 

 Информационно-теоретическую  базу исследования составили  монографии и статьи в периодических  изданиях как отечественных, так  и зарубежных исследователей  в области мировой, глобальной, информационной экономики и экономики знания. Кроме того, использовались соответствующие законодательные и нормативные акты Российской Федерации, материалы международных организаций.

ГЛАВА I. Роль и значение информации, знаний, информационных технологий в постиндустриальном обществе.

1.1.Терминологическое поле. 

Прежде чем приступить к непосредственному раскрытию  заявленной темы, необходимо определиться с используемыми терминами.

Отметим, что понятия  знание и информация являются сложными философскими категориями и даже одно только их исследование может быть темой не одной диссертации. Когда наука начинает применять общеизвестные понятия, она уточняет их, ограничивает использование термина строгими рамками его применения в конкретной научной области. Так, понятие информации, становясь предметом изучения многих наук, в каждой из них конкретизируется и обобщается.

Ещё в 1973 г. А.Д. Урсул определил  информацию как отражение многообразия. Впоследствии он уточнил свою концепцию  об информации как передаче (отражении) разнообразия и стал рассматривать информацию как передающую часть, сторону отображения /27/.

В федеральном законе «Об информации информационных технологиях  и о защите информации» информация определяется как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления»/5/.

Научное определение  информации можно дать, если предположить, что информация – это динамический объект, не существующий в природе  сам по себе, а образующийся в  ходе взаимодействия данных и методов. Он существует ровно столько, сколько длится это взаимодействие, а все остальное время пребывает в виде данных. Информация – это продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия.

Наконец, если посмотреть на информацию в чисто утилитарном, рабочем плане, с точки зрения управленца, который должен принять на основании ее определённое решение, то здесь информация выступает как «совокупность каких- либо сведений, данных, фактов, характеристик о соответствующих предметах и явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму»     /9/.

Д. Белл следующим образом  формулирует определения информации и знаний /10/ : «Под информацией я подразумеваю, в общих чертах, хранение, поиск и обработку данных как основу всех видов обмена, осуществляемых в экономике и обществе. Сюда входят: 

a) Документация: платежные ведомости, данные о государственных пособиях (например, о социальном обеспечении), банковские и кредитные расчеты и т. п. 

b) Планирование: резервирование авиабилетов, производственные планы, анализ состояния запасов, информация об ассортименте продуктов и т. д. 

c) Демографические и библиотечные сведения: материалы переписей населения, данные, полученные при проведении обследований для изучения общественного мнения, результаты изучения рынка, сведения о выборах и т. д. …

… я определяю знание как совокупность субординированных  фактов или суждений, представляющих собой аргументированное утверждение или экспериментальный результат, способный быть переданным другим людям с использованием средств связи в определенной систематической форме. Таким образом, я отличаю знание от новостей и сообщений развлекательного характера. Знание состоит как из новых суждений (исследования), так и новых изложений уже известных суждений (учебники).»

Формулировки Белла  более всего соответствуют так  называемой «информационной пирамиде». В основании находятся данные, выше – информация, и наконец  – знание. В принципе, философы выше еще рассматривают мудрость. Но мы ограничимся первыми тремя категориями.

 

Информатизация общества – это организованный социально-экономический  и научно-технический процесс  создания оптимальных условий для  удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов  государственной власти, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. /4/

Считаю необходимым определить информатизацию как процесс сбора, хранения, обработки, распространения, использования информации и знаний с помощью информационно-  коммуникационных технологий (которые в свою очередь включают в себя технические средства и человеческий капитал). Включение в определение понятия знание является существенным.

Информатизация –  относительно новый термин, который всё чаще начинает использоваться в тех же контекстах, в которых раньше мы встречали слова «автоматизация», «компьютеризация», «электронизация». Но информатизация – не только новый способ обозначить известную проблему, употребление этого термина стало своего рода вехой, отмечающей новый уровень понимания самой проблемы. Речь идёт о резком увеличении производительности труда на основе новых информационных технологий.

По мнению ряда авторов  информатизация включает три взаимосвязанных  процесса: 
- медиатизацию – процесса совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации; 
- компьютеризацию – процесса совершенствования средств поиска и обработки информации; 
- интелектуализацию – процесса развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышение интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.

Индустрия информатизации включает в себя несколько отраслей: производство как собственно информации, так и средств обработки информации, т.е. программное обеспечение (ПО), и оборудование для ПО, т.е. компьютеры, периферийное и телекоммуникационное оборудование, а также комплектующие для них.

Общество считается  информатизированным, как считает  А.И. Ракитов / 20/,  если:

– любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа к системам связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;

– в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации  современная информационная технология;

– имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технического и социально-исторического прогресса;

– происходит процесс  ускоренной автоматизации и роботизации  всех сфер и отраслей производства и управления;

– наблюдаются радикальные изменения социальных структур, вследствие которых расширяется сфера информационной деятельности и услуг.

1.2. Концепция постиндустриального общества и ее развитие в работах зарубежных авторов.

Как уже было отмечено выше концепция постиндустриального  общества как общесоциологическая теория развития была разработана Д. Беллом /10,11/. Рассмотрим одно из его определений постиндустриального общества. "Постиндустриальное общество - это общество,  в экономике которого приоритет перешел от преимущественного  производства  товаров к производству услуг,  проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни;  в котором   класс технических специалистов  стал  основной  профессиональной группой и, что самое важное,  в котором внедрение  нововведений...  во  все большей   степени    зависит   от   достижений    теоретического   знания... Постиндустриальное общество...  предполагает возникновение интеллектуального класса, представители  которого на политическом уровне  выступают в качестве консультантов,   экспертов   или   технократов".

Постиндустриальное общество противопоставляется доиндустриальному  и индустриальному по следующим  важнейшим направлениям:

 

 

Доиндустриальное     общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное        общество

Стратегические ресурсы (факторы производства)

Сырье

Финансовый

 капитал

Знания

Ведущий сектор

экономики

“Первичный”: сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых и др.

“Вторичный”:

промышленное производство, строительство

“Третичный” сфера услуг, информационные

технологии и др.

Преобразуемые ресурсы

Естественные источники  энергии

Искусственные источники  энергии

Информация

Технология

Ремесло

Машины

Интеллект

Базовые

 профессии

Ремесленник, крестьянин

Инженер, рабочий

Высоко

квалифицированный специалист

Методология

Здравый смысл, метод  проб и ошибок

Эмпиризм, эксперимент

Системный анализ,

теория принятия решений

   Временные                                           перспективы

Ориентация на прошлое

Приспособление к существующим обстоятельствам

Ориентация на будущее, прогнозирование

Критерий оценки бизнеса

Количество ходового товара в собственности

Полученные выгоды (доходы)

Способность извлекать

 выгоды (потенциальные  доходы)


 

Эта схема  позволяет  сформулировать  известное положение о трех обществах,  согласно  которому  доиндустриальное   общество   базируется  на взаимодействии человека с  природой,  индустриальное  - на  взаимодействии с преобразованной   им   природой,   а   постиндустриальное  общество   -   на взаимодействии между людьми.

Приведем еще две  цитаты из работ Д. Белла, которые  определяют роль и значение интеллектуального  капитала и знаний в современном  обществе:

«Поскольку интеллектуальная технология становится основным инструментом управления организациями и предприятиями, можно сказать, что она приобретает столь же важное значение для постиндустриального общества, какое для общества индустриального имела машинная технология»/11/.

«…как труд и капитал  были центральными переменными в  индустриальном обществе, так информация и знания становятся решающими переменными постиндустриального общества»/11/. 

Информация о работе Информационные технологии в постиндустриальном обществе