Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 07:35, реферат
По сей день ученые самых разных отраслей науки – экономисты, социологи, культурологи и др. продолжают исследовать проблемы, связанные с идентификацией общества, в котором живет человечество в наши дни. Появились определения западного общества как «информационного», «постбуржуазного», «посткапиталистического», «постпредпринимательского» или «пострыночного», «посттрадиционного», «постцивилизационного», «постисторического» и пр. Основная масса вышеназванных теорий (да и многих других) в основе своей содержат концептуальные положения теории «постиндустриального» общества, разработанной известным американским социологом Д. Беллом / 10 / и большая часть предложенных в их рамках тезисов носит весьма частный характер. Однако, заметим, что подавляющее большинство исследователей основой нового общества признают знания и информацию.
Введение 3
ГЛАВА I. Роль и значение информации, знаний, информационных технологий в постиндустриальном обществе 4
1.1.Терминологическое поле. 4
1.2. Концепция постиндустриального общества и ее развитие в работах зарубежных авторов.. 6
1.3. Информация, знания, информационные технологии в постиндустриальном (информационном?) обществе в работах отечественных авторов. 10
ГЛАВА II. Информатизация как главный фактор развития современного общества 13
2.1. Информационно – коммуникационные технологии – основа информатизации и новых видов экономической деятельности.. 13
2.2.Проблемы информатизации и глобализации в современном обществе. 16
Заключение. 17
Список использованной литературы. 20
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Российская академия
народного хозяйства и
Сибирский институт управления
Кафедра региональной экономики
Контрольная работа
«Информационные технологии в постиндустриальном обществе»
Студентка 1 курса группы 12531
Факультет юриспруденция
Гашникова Т.А.
Руководитель: стар. преподаватель кафедры, Гаврилова Н.Г.
г. Новосибирск, 2013
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА I. Роль и значение информации, знаний, информационных технологий в постиндустриальном обществе 4
1.1.Терминологическое поле. 4
1.2. Концепция
постиндустриального общества
1.3. Информация, знания, информационные технологии в постиндустриальном (информационном?) обществе в работах отечественных авторов. 10
ГЛАВА II. Информатизация как главный фактор развития современного общества 13
2.1. Информационно – коммуникационные технологии – основа информатизации и новых видов экономической деятельности.. 13
2.2.Проблемы информатизации и глобализации в современном обществе. 16
Заключение. 17
Список использованной литературы. 20
Введение
По сей день ученые самых разных отраслей науки – экономисты, социологи, культурологи и др. продолжают исследовать проблемы, связанные с идентификацией общества, в котором живет человечество в наши дни. Появились определения западного общества как «информационного», «постбуржуазного», «посткапиталистического», «постпредпринимательского» или «пострыночного», «посттрадиционного», «постцивилизационного», «постисторического» и пр. Основная масса вышеназванных теорий (да и многих других) в основе своей содержат концептуальные положения теории «постиндустриального» общества, разработанной известным американским социологом Д. Беллом / 10 / и большая часть предложенных в их рамках тезисов носит весьма частный характер. Однако, заметим, что подавляющее большинство исследователей основой нового общества признают знания и информацию.
Рассматривая информатизацию как процесс сбора, хранения, обработки, распространения, использования информации и знаний с помощью информационно- коммуникационных технологий (которые в свою очередь включают в себя технические средства и человеческий капитал) в условиях резко возросших в последнее время потоков информации, можно отметить ее сильное влияние на все сферы общественной жизни. И это влияние еще не до конца осознано. Возникают самые неожиданные вопросы как в области экономики, так и в социальной, культурной и политической сферах. Поэтому дальнейшее исследование роли информатизации в постиндустриальном обществе представляет несомненный интерес.
Среди зарубежных авторов,
занимающихся этими проблемами в
русле концепции «постиндустриа
Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие этого направления, необходимо отметить А.И.Ракитова, Иноземцева В.Л., С.А. Дятлова, Артамонова Г.Т, Колина К.К., Чернова А.А., Кашлева Ю.Б., Мовсесяна А.Г.и др.
Целью данной работы является дальнейшее исследование роли информатизации в постиндустриальном обществе, анализ реально происходящих изменений в экономике под воздействием фактора информатизации.
Объект предполагаемого
исследования - разноплановое и
Предметом исследования выступает комплекс теоретических и прикладных вопросов формирования и развития информатизации.
Информационно-теоретическую
базу исследования составили
монографии и статьи в
ГЛАВА I. Роль и значение информации, знаний, информационных технологий в постиндустриальном обществе.
1.1.Терминологическое поле.
Прежде чем приступить к непосредственному раскрытию заявленной темы, необходимо определиться с используемыми терминами.
Отметим, что понятия знание и информация являются сложными философскими категориями и даже одно только их исследование может быть темой не одной диссертации. Когда наука начинает применять общеизвестные понятия, она уточняет их, ограничивает использование термина строгими рамками его применения в конкретной научной области. Так, понятие информации, становясь предметом изучения многих наук, в каждой из них конкретизируется и обобщается.
Ещё в 1973 г. А.Д. Урсул определил информацию как отражение многообразия. Впоследствии он уточнил свою концепцию об информации как передаче (отражении) разнообразия и стал рассматривать информацию как передающую часть, сторону отображения /27/.
В федеральном законе «Об информации информационных технологиях и о защите информации» информация определяется как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления»/5/.
Научное определение информации можно дать, если предположить, что информация – это динамический объект, не существующий в природе сам по себе, а образующийся в ходе взаимодействия данных и методов. Он существует ровно столько, сколько длится это взаимодействие, а все остальное время пребывает в виде данных. Информация – это продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия.
Наконец, если посмотреть на информацию в чисто утилитарном, рабочем плане, с точки зрения управленца, который должен принять на основании ее определённое решение, то здесь информация выступает как «совокупность каких- либо сведений, данных, фактов, характеристик о соответствующих предметах и явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму» /9/.
Д. Белл следующим образом
формулирует определения
a) Документация: платежные ведомости, данные о государственных пособиях (например, о социальном обеспечении), банковские и кредитные расчеты и т. п.
b) Планирование: резервирование авиабилетов, производственные планы, анализ состояния запасов, информация об ассортименте продуктов и т. д.
c) Демографические и библиотечные сведения: материалы переписей населения, данные, полученные при проведении обследований для изучения общественного мнения, результаты изучения рынка, сведения о выборах и т. д. …
… я определяю знание
как совокупность субординированных
фактов или суждений, представляющих
собой аргументированное
Формулировки Белла более всего соответствуют так называемой «информационной пирамиде». В основании находятся данные, выше – информация, и наконец – знание. В принципе, философы выше еще рассматривают мудрость. Но мы ограничимся первыми тремя категориями.
Информатизация общества – это организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. /4/
Считаю необходимым определить информатизацию как процесс сбора, хранения, обработки, распространения, использования информации и знаний с помощью информационно- коммуникационных технологий (которые в свою очередь включают в себя технические средства и человеческий капитал). Включение в определение понятия знание является существенным.
Информатизация – относительно новый термин, который всё чаще начинает использоваться в тех же контекстах, в которых раньше мы встречали слова «автоматизация», «компьютеризация», «электронизация». Но информатизация – не только новый способ обозначить известную проблему, употребление этого термина стало своего рода вехой, отмечающей новый уровень понимания самой проблемы. Речь идёт о резком увеличении производительности труда на основе новых информационных технологий.
По мнению ряда авторов
информатизация включает три взаимосвязанных
процесса:
- медиатизацию – процесса совершенствования средств
сбора, хранения и распространения информации;
- компьютеризацию – процесса совершенствования
средств поиска и обработки информации;
- интелектуализацию – процесса развития
способности восприятия и порождения
информации, т.е. повышение интеллектуального
потенциала общества, включая использование
средств искусственного интеллекта.
Индустрия информатизации
включает в себя несколько отраслей:
производство как собственно информации,
так и средств обработки
Общество считается информатизированным, как считает А.И. Ракитов / 20/, если:
– любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа к системам связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;
– в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;
– имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технического и социально-исторического прогресса;
– происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
– наблюдаются радикальные изменения социальных структур, вследствие которых расширяется сфера информационной деятельности и услуг.
1.2. Концепция постиндустриального общества и ее развитие в работах зарубежных авторов.
Как уже было отмечено выше концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теория развития была разработана Д. Беллом /10,11/. Рассмотрим одно из его определений постиндустриального общества. "Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений... во все большей степени зависит от достижений теоретического знания... Постиндустриальное общество... предполагает возникновение интеллектуального класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов".
Постиндустриальное общество
противопоставляется
Доиндустриальное общество |
Индустриальное общество |
Постиндустриальное общество | |
Стратегические ресурсы (факторы производства) |
Сырье |
Финансовый капитал |
Знания |
Ведущий сектор экономики |
“Первичный”: сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых и др. |
“Вторичный”: промышленное производство, строительство |
“Третичный” сфера услуг, информационные технологии и др. |
Преобразуемые ресурсы |
Естественные источники энергии |
Искусственные источники энергии |
Информация |
Технология |
Ремесло |
Машины |
Интеллект |
Базовые профессии |
Ремесленник, крестьянин |
Инженер, рабочий |
Высоко квалифицированный специалист |
Методология |
Здравый смысл, метод проб и ошибок |
Эмпиризм, эксперимент |
Системный анализ, теория принятия решений |
Временные |
Ориентация на прошлое |
Приспособление к существующим обстоятельствам |
Ориентация на будущее, прогнозирование |
Критерий оценки бизнеса |
Количество ходового товара в собственности |
Полученные выгоды (доходы) |
Способность извлекать выгоды (потенциальные доходы) |
Эта схема позволяет сформулировать известное положение о трех обществах, согласно которому доиндустриальное общество базируется на взаимодействии человека с природой, индустриальное - на взаимодействии с преобразованной им природой, а постиндустриальное общество - на взаимодействии между людьми.
Приведем еще две цитаты из работ Д. Белла, которые определяют роль и значение интеллектуального капитала и знаний в современном обществе:
«Поскольку интеллектуальная технология становится основным инструментом управления организациями и предприятиями, можно сказать, что она приобретает столь же важное значение для постиндустриального общества, какое для общества индустриального имела машинная технология»/11/.
«…как труд и капитал были центральными переменными в индустриальном обществе, так информация и знания становятся решающими переменными постиндустриального общества»/11/.
Информация о работе Информационные технологии в постиндустриальном обществе