Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 07:35, реферат
По сей день ученые самых разных отраслей науки – экономисты, социологи, культурологи и др. продолжают исследовать проблемы, связанные с идентификацией общества, в котором живет человечество в наши дни. Появились определения западного общества как «информационного», «постбуржуазного», «посткапиталистического», «постпредпринимательского» или «пострыночного», «посттрадиционного», «постцивилизационного», «постисторического» и пр. Основная масса вышеназванных теорий (да и многих других) в основе своей содержат концептуальные положения теории «постиндустриального» общества, разработанной известным американским социологом Д. Беллом / 10 / и большая часть предложенных в их рамках тезисов носит весьма частный характер. Однако, заметим, что подавляющее большинство исследователей основой нового общества признают знания и информацию.
Введение 3
ГЛАВА I. Роль и значение информации, знаний, информационных технологий в постиндустриальном обществе 4
1.1.Терминологическое поле. 4
1.2. Концепция постиндустриального общества и ее развитие в работах зарубежных авторов.. 6
1.3. Информация, знания, информационные технологии в постиндустриальном (информационном?) обществе в работах отечественных авторов. 10
ГЛАВА II. Информатизация как главный фактор развития современного общества 13
2.1. Информационно – коммуникационные технологии – основа информатизации и новых видов экономической деятельности.. 13
2.2.Проблемы информатизации и глобализации в современном обществе. 16
Заключение. 17
Список использованной литературы. 20
По мере развития электронных средств массовой информации и информационных технологий в науке все более активно ведется дискуссия о функциях и роли информации в жизни общества, тенденциях формирования глобального информационного общества. Э. Тоффлер в своей книге «Третья волна» /26/ выделил в истории цивилизации три волны: первая волна – аграрная (до XVIII века), вторая – индустриальная (до 50-х годов XX века) и третья – постиндустриальная (начиная с 50-х годов). Постиндустриальному обществу, на его взгляд, присущи такие черты, как деконцентрация производства и населения, резкий рост информационного обмена, превалирование самоуправленческих политических систем, а также дальнейшая индивидуализация личности при сохранении солидарных отношений между людьми и сообществами. Традиционным громоздким корпорациям Тоффлер противопоставляет малые экономические формы, среди которых он особенно выделяет индивидуальную деятельность на дому и «электронный коттедж». Последний представляется автору следующим образом: «Радикальные изменения в сфере производства неизбежно повлекут за собой захватывающие дух социальные изменения. Еще при жизни нашего поколения крупнейшие фабрики и учреждения наполовину опустеют и превратятся в складские или жилые помещения. Когда в один прекрасный день мы получим технику, позволяющую в каждом доме оборудовать недорогое рабочее место, оснащенное «умной» печатной машинкой, а может быть, еще и копировальной машиной или компьютерным пультом и телекоммуникационным устройством, то возможности организации работы на дому резко возрастут» /26/. Сегодняшнее положение дел в этой области показывает, насколько прав оказался Тоффлер в своих суждениях.
Т. Стоуньер /24/ утверждал, что информацию, подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы превратятся, как он считает, в самый большой потенциальный источник богатства. В связи с этим, следует всеми силами развивать, в первую очередь, новую отрасль экономики – информационную. Промышленность в новом обществе по общим показателям занятости и своей доли в национальном продукте уступит место сфере услуг, которая будет представлять собой преимущественно сбор, обработку и различные виды предоставления требуемой информации.
Ядром концепции Дракера
/12/ является идея преодоления традиционного
капитализма, причем, основными признаками
происходящего сдвига считаются переход
от индустриального хозяйства к экономической
системе, основанной на знаниях и информации,
преодоление капиталистической частной
собственности, формирование новой системы
ценностей современного человека и трансформация
национального государства под воздействием
процессов глобализации экономики и социума.
Современная эпоха, по мнению Дракера,
представляет собой время радикальной
перестройки, когда с развитием новых
информационно-
М. Кастельс в качестве
отправной точки своих
1.3. Информация, знания, информационные технологии в постиндустриальном (информационном) обществе в работах отечественных авторов.
К теме информатизации общества неоднократно обращались и отечественные ученые, которые разработали собственные определения и концепции формирования нового общества. В предыдущей главе мы уже упоминали о работе Ракитова /20/. Приведем цитату из еще одной его работы /22/ : «…какие бы конкретные экономические цели ни ставил человек, он производит продукцию, товары и услуги лишь на основании тех знаний и ноу-хау, которыми он располагает в данное время и в данном обществе. Содержание, тип и структура его политической деятельности, технология социального управления и властвования также определяются тем, что он знает и умеет. Нечего и говорить, что то же самое относится и к культурной деятельности. Но знания, навыки и умения есть лишь особая, рациональная, осмысленная форма информации, а объем информации, которой оперирует человечество в каждый данный период, определяется информационной технологией.» И далее там же : ««Информация и знания стали важнейшей отраслью массового производства. Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, невиданное изменение скоростей во всех сферах деятельности человека привело, с одной стороны, к гигантскому росту потребностей в знаниях (без этого современный социально-исторический процесс неминуемо пришел бы к саморазрушению), а, с другой стороны, к перманентному созданию все новых и новых средств удовлетворения этих потребностей. Начало развиваться то, что в англоязычной литературе принято называть «обществом, построенным на знаниях».
В своей работе «Будущее России: социально-технологическая модель» /23/ Ракитов рассматривет технологические основы развития общества. Он выделяет пять технологических укладов. «Каждый из этих технологических уровней становился возможным благодаря происходившей в соответствующий исторический период информационной революции. Информационный фактор, в глобально-историческом масштабе, является решающим для понимания человеческой истории и перспектив развития общества. Разумеется, жизнь общества не сводится к одной лишь технологии. Важнейшие факторы его развития — культура, религия, искусство, национальные традиции и социальное творчество. Но, признавая это, следует ясно понимать, что в основе всех этих видов человеческой активности лежат фундаментальные технологии и процессы». Под технологией Ракитов понимает «сложную систему, в основе которой — применение орудий, инструментов, аппаратов, использующих наработанные человечеством навыки, знания и умения, а также адекватная информация, система управления необходимыми ресурсами (кадровыми, транспортными, финансовыми, энергетическими, сырьевыми), наконец, подсистема различных социальных, экономических, экологических и иных последствий, связанных с внедрением данной технологии»./23/ Одной из важнейших задач современной России он считает создание высокотехнологизированного, общедоступного и качественного образования, благодаря которому можно решить проблемы развития инновационных процессов и внедрения высоких технологий во все сферы деятельности — в производство, науку, образование, культуру и быт. «Выработка современной государственной политики, прежде всего технологической, создание правового демократического государства, превращение России в страну, привлекательную для жизни, невозможны без революции в сфере национального образования, а она также предполагает внедрение высоких образовательных информационных технологий» /23/.
Приступая к изучению работ В.Л. Иноземцева, необходимо отметить, что он внес, пожалуй, наибольший вклад в распространение и развитие идей постиндустриального общества Д. Белла. Ведь именно под его редакцией вышел русский перевод работы Белла «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования» сначала в 1999 году , а затем и в 2004. Под руководством В.Л. Иноземцева создан и функционирует Центр исследований постиндустриального общества. Исследуя закономерности развития современного общества, он замечает : «… сегодня нельзя не признать, что теория постиндустриального общества стала фактически единственной социологической концепцией XX века, в полной мере подтвержденной исторической практикой. Как и было предсказано ее создателями, общество массового потребления породило сервисную экономику, а в ее рамках наиболее быстрыми темпами стал развиваться информационный сектор хозяйства»./14/
Вместе с тем, он отмечает несовершенство данной концепции. «Между тем следует отметить, что доктрина постиндустриализма выступает в ряде аспектов как излишне объективистская, так как не дает исследователю инструмента анализа причин того развития, которое привело к становлению индустриального, а позднее и постиндустриального общества. Переход от одной формы общества к другой рассматривается скорее как данность, а не как процесс, обладающий внутренней логикой и противоречиями. Фактически не предлагая комплексной оценки процессов перехода от до-индустриального общества к индустриальному, не сопоставляя его с процессом становления постиндустриального общества, концепция постиндустриализма фиксирует и объясняет лишь современные социальные трансформации, не пытаясь применить полученные результаты для построения глобальной социологической теории, что делает многие ее положения и выводы несколько поверхностными»./14/
По мнению Иноземцева, концепция постиндустриального общества не является законченной и может быть развита в различных направлениях. Важнейшими обстоятельствами, которые необходимо учитывать, являются : первое – это то , «…что роль человека в современной хозяйственной системе радикально отличается от той, которую он играл в индустриальной экономике. В последние годы технологический прогресс приводит к тому, что творческие возможности личности, ее способности к генерированию нового знания и информации становятся главным ресурсом завтрашнего дня. Более того, важнейшим отличием современного работника от традиционного пролетария оказывается новый характер мотивов и стимулов, определяющих его каждодневную деятельность: во все большей мере они трансформируются из внешних, задаваемых стремлением к росту материального благосостояния, во внутренние, порождаемые жаждой самореализации и личностного роста. По мере того как основным источником прогресса западных обществ становится развитие составляющих их личностей, лучшим видом инвестиций оказывается потребление», и второе – «быстрое углубление пропасти, отделяющей постиндустриальный мир от остального человечества».
На основании выше изложенных обстоятельств Иноземцев развивает свою концепцию «постэкономического» общества. «…под постэкономическим обществом мы понимаем такой тип социального устройства, где хозяйственная деятельность человека становится все более интенсивной и комплексной, однако не определяется более его материальными интересами, не задается традиционно понимаемой экономической целесообразностью». /14/ Приоритетным в данном случае является творческая самореализация личности.
Теоретические обоснования новой эпохи нашли свое отражение в работах С.А. Дятлова, полагающего основой или субстанцией любого экономического явления информацию /13/. Поэтому и все социально-экономическое развитие человечества осуществляется в соответствии с законами информации, и любое явление имеет информационную природу. Такая научная парадигма адекватно отражает современную эпоху и лежит в основе теории информационной экономики.
Ю.Б.Кашлев /18/ отмечает, рассматривая эволюцию коммуникационных технологий и распространение новейших информационных технологий, что сейчас происходит и продолжается информационный взрыв. По его мнению это происходит вследствие трех причин. «Первая – это закономерность научно-технического прогресса человечества, которая выдвинула задачу информационной революции… вторая причина такого всплеска интереса к проблемам информационной революции сегодня – это глобализация. И третья причина – это то, что мировое сообщество впервые осознало важность информационного взрыва и его преимущества и опасности». Указано на появление новой долгосрочной угрозы – социального разделения человечества на информационно богатых и информационно бедных (цифровой разрыв). Говоря о том, что хотя темпы информатизации в России в последнее время растут, Кашлев констатирует сильное отставание России в этом направлении.
A.A. Чернов /28/, рассматривая основные историко – теоретические этапы развития концепций современного общества, формулирует понятие глобального информационного общества. Под таковым он понимает : «-общество нового типа, формирующееся в результате новой глобальной социальной революции, основой которой является взрывное развитие и конвергенция информационных и телекоммуникационных технологий;
-общество знания, в
котором главным условием
-глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ; где с помощью научной обработки данных и поддержки знания будут приниматься более продуманные и обоснованные решения с целью улучшения качества жизни во всех ее аспектах;
-общество, которое, с
одной стороны, способствует
Информация о работе Информационные технологии в постиндустриальном обществе