Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 07:35, реферат
По сей день ученые самых разных отраслей науки – экономисты, социологи, культурологи и др. продолжают исследовать проблемы, связанные с идентификацией общества, в котором живет человечество в наши дни. Появились определения западного общества как «информационного», «постбуржуазного», «посткапиталистического», «постпредпринимательского» или «пострыночного», «посттрадиционного», «постцивилизационного», «постисторического» и пр. Основная масса вышеназванных теорий (да и многих других) в основе своей содержат концептуальные положения теории «постиндустриального» общества, разработанной известным американским социологом Д. Беллом / 10 / и большая часть предложенных в их рамках тезисов носит весьма частный характер. Однако, заметим, что подавляющее большинство исследователей основой нового общества признают знания и информацию.
Введение 3
ГЛАВА I. Роль и значение информации, знаний, информационных технологий в постиндустриальном обществе 4
1.1.Терминологическое поле. 4
1.2. Концепция постиндустриального общества и ее развитие в работах зарубежных авторов.. 6
1.3. Информация, знания, информационные технологии в постиндустриальном (информационном?) обществе в работах отечественных авторов. 10
ГЛАВА II. Информатизация как главный фактор развития современного общества 13
2.1. Информационно – коммуникационные технологии – основа информатизации и новых видов экономической деятельности.. 13
2.2.Проблемы информатизации и глобализации в современном обществе. 16
Заключение. 17
Список использованной литературы. 20
Закончить краткий обзор литературы хотелось бы словами В.Л. Иноземцева «концепция информационного общества в то же время может и должна рассматриваться как составная часть постиндустриальной теории. В контексте постиндустриальной методологии многие конкретные тезисы, предложенные в ходе исследования информационного общества, способны углубить наши представления о современном мире. В то же время, подчеркнем еще раз, доктрина информационного общества подтверждает, что и сегодня концепции, пытающиеся определить формирующееся общество на основе одной из его характерных черт, обладают гораздо меньшими прогностическими возможностями, нежели рассматривающие его в комплексном противопоставлении предшествующим историческим этапам». /14/
ГЛАВА II.Информатизация как главный фактор развития современного общества.
2.1. Информационно – коммуникационные технологии – основа информатизации и новых видов экономической деятельности.
Роль информационно – коммуникационных технологий и информационных систем в современной экономике очень глубоко проработана в исследованиях А.А. Стриженко. Результатом этих исследований явилась защита докторской диссертации на тему « Роль информационно – коммуникационных технологий в развитии международного бизнеса» в 2007 году в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова.
Материал данной главы в основном построен на части исследований, опубликованных в /25/.
Информация в совокупности с ИКТ и знаниями становится одним из важнейших факторов успешного функционирования любой экономической системы, оказывая революционное воздействие на развитие современных форм международного бизнеса и модернизацию старых форм бизнеса. В связи с внедрением электронной коммерции и электронного бизнеса в практику фирм, корпораций и банков произошли изменения в характере проведения коммерческих и финансовых трансакций, взаимоотношений с партнерами и клиентами, разработки и внедрения деловых стратегий, и в собственно конкуренции. Под влиянием ИКТ все области бизнеса видоизменяются, модифицируются, адаптируются к новым явлениям и отношениям в деловой окружающей среде. ИКТ в значительной степени изменяют характер экономического взаимодействия рассредоточенных экономических единиц. Возникающие в бизнесе организационные схемы базируются на сетевом принципе и на сетевом взаимодействии, которое становится фундаментальным принципом, а сети – основополагающим инструментом новой организационной схемы в международном бизнесе. Объединение сетей различных типов и масштабов и построение глобальной информационно-коммуникационной системы в виде сети Интернет привели к созданию принципиально новой среды бизнеса, к появлению чисто сетевых/виртуальных компаний, в которых осуществляется современное высокотехнологичное управление на базе электронной инфраструктуры. Информационные системы помогают проводить анализ проблемы, делать «видимыми» комплексные объекты и создавать новые продукты. С деловой точки зрения ИС рассматриваются как организационные и управленческие решения, основанные на ИКТ, в ответ на вызов, посылаемый деловой окружающей средой. ИКТ обеспечивают внутригосударственный, международный и действительно глобальный обмен информацией.
Экономические отношения на современном этапе включают тесное взаимодействие электронного / виртуального и реального секторов экономики. ИС с сетевой структурой дают возможность создать виртуальную корпорацию для эффективной организации глобальной деятельности посредством использования электронной почты, сети Интернет и видеоконференций. Они объединяют компании и их филиалы, расположенные в разных географических точках мира, чтобы обеспечить своевременную доставку комплектующих, товаров и услуг, а также взаимодействие между всеми звеньями международного бизнеса.
ИКТ и ИС в целом способствуют осуществлению и координации коммерческих операций, что позволяет эффективно использовать конкурентные преимущества, обеспечиваемые новой информационно-коммуникационной средой. Сетевые технологии стали важнейшим фактором модернизации традиционной экономики, в том числе методов управления в корпорациях и некоммерческих организациях.
В результате развития ИКТ и информационной экономики появились новые формы и виды бизнеса, новые деловые концепции и новые организационные стратегии, произошли сдвиги в модели международной торговли (интернет-магазины, интернет-аукционы, интернет–площадки) и конкуренции. Произошло расширение функций банков в связи с развитием электронной коммерции и электронных денег. Появились новые финансовые системы в Интернет: интернет-банкинг (предоставление банковских услуг через Интернет), интернет-трейдинг (услуги по оперированию на валютном и фондовом рынках через Интернет), интернет-страхование (предоставление услуг страхования через Интернет). Банковские услуги через Интернет – наиболее динамично развивающийся сегмент электронной коммерции.
Фактически электронная коммерция является инструментом реализации процесса глобализации, так как представляет собой средство ведения бизнеса в глобальном масштабе. С помощью Интернет даже мелкие и средние поставщики могут заниматься глобальным бизнесом, а заказчики получают реальную возможность выбирать поставщиков. Электронная коммерция расширяет бизнес-пространство и меняет организационные принципы функционирования не только торговли, но и производства и финансов.
Фактор информатизации становится движущей силой развития и углубления процесса глобализации. Информатизация мирового хозяйства привела не только к изменению форм ведения бизнеса, но и к преобразованию самих деловых отношений.
Средства информатизации составляют значительную долю мирового рынка и в значительной мере определяют структуру инвестиционных потоков мирового хозяйства, которые к 2000 г. превзошли объем рынка природных ресурсов. Индустрия информатизации включает в себя несколько отраслей: производство как собственно информации, так и средств обработки информации, т.е. программное обеспечение (ПО), и оборудование для ПО, т.е. компьютеры, периферийное и теле-коммуникационное оборудование, а также комплектующие для них.
Информационная индустрия способствовала также появлению множества новых фирм и компаний, занятых производством компьютеров, периферии и комплектующих, факсимильного оборудования, мобильных телефонов, информационных услуг, баз данных и знаний, ПО. Появление информационной индустрии привело к значительным сдвигам в моделях международной торговли и конкуренции. Многие из вышеупомянутых факторов с необходимостью привели компании к реорганизации бизнеса и к созданию в них информационной и электронной инфраструктуры.
К электронным торговым системам относят интернет-магазины, которые представляют собой вэб-сайты, обеспечивающие продажи через Интернет с использованием электронного каталога или другого вида представления продукции. Интернет-магазины относятся к розничной форме ведения торговли и объединяют элементы прямого маркетинга с посещением традиционного магазина. Интерактивный магазин может предложить значительно бóльшее количество товаров и услуг и обеспечить потребителей значительно бóльшим объемом информации, необходимым для принятия решения о покупке. За счет использования ИКТ возможна персонализация подхода к каждому из клиентов, исходя из истории его посещении магазина и сделанных ранее покупок.
Электронный бизнес притягивает к себе все более разные сферы экономики, одной из которых стал интернет-маркетинг. Новые прогрессивные тенденции, имеющие место в современном вэб-маркетинге - это вопросы электронного брендинга, бенчмаркинга, управления отношениями с клиентами. К типам моделей продаж в сети Интернет отнесены: модель поддержки продаж, модель прямой продажи, модель продажи подписки, модель продажи рекламы.
2.2.Проблемы информатизации и глобализации в современном обществе.
При всей видимой позитивности
использования ИКТ в
Аналогичную параллель можно провести и внутри огромной России, где существуют информационно богатые и информационно бедные регионы. Ещё одной проблемой является то, что развитые страны доминируют в мировом экономическом и информационном пространстве, получая преимущества и выгоды от этого. В частности, менее развитые страны вытесняются с внешнего и внутреннего информационного рынка, против них ведутся информационные войны, а развитые страны интенсивно используют информационные ресурсы других стран. Поэтому для Российской Федерации, например, стоит задача обеспечения национальной безопасности в информационной сфере страны, о чем свидетельствует Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Утв. Президентом РФ 9 сентября 2000 г../1/
Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие средств массовой информации. Поставленные современными научно-техническими разработками на качественно новый уровень и объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной массы людей во всем мире. Особенно сильно и отчетливо это обнаруживается в наиболее развитых странах Западной Европы, США, Японии, Великобритании. С помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным мнением, создание необходимых психологических предпосылок для формирования политических решений в различных сферах деятельности. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так как порой разрушает веками создаваемые социальные коммуникационные связи.
Главная опасность заключается в том, что усиливающаяся глобализация производства и мобильность всемирных корпораций могут неблагоприятным образом повлиять на политику охраны окружающей среды, а также на право на труд и социальную защиту – причём во всемирном масштабе. Реальным сигналом тревоги является сокращение рабочих мест в компаниях, связанных с производством ИКТ, в наиболее развитых странах.
Заключение
Определяя понятие информатизации как процесс сбора, хранения, обработки, распространения, использования информации и знаний с помощью информационно - коммуникационных технологий, мы тем самым еще раз подчеркиваем особую роль знаний в развитии современного общества, причем не просто знаний, а именно знаний теоретических. Вот как пишет об этом Д.Белл: «Знание, разумеется, необходимо для функционирования любого общества. Однако постиндустриальное общество отличает то, что изменился сам характер знания. Главным при принятии решений и управлении переменами стало доминирование теоретического знания, превалирование теории над эмпиризмом и кодификация знаний в абстрактные своды символов, которые, как в любой аксиоматической системе, могут быть использованы для изучения самых разных сфер опыта»./10/ Таким образом определяющим фактором развития современного общества является развитие науки.
Сравнивая понятия информатизации
и постиндустриального
Важнейшей частью информатизации
являются информационно –
Применение ИКТ в промышленности приводит к резкому увеличению производительности труда за счет уменьшения транзакционных издержек, изменения организации и управления производством, роботизации.
Благодаря ИКТ появляются новые формы и виды бизнеса, новые деловые концепции и новые организационные стратегии, произошли сдвиги в модели международной торговли (интернет-магазины, интернет-аукционы, интернет–площадки) и конкуренции. Произошло расширение функций банков в связи с развитием электронной коммерции и электронных денег. Появились новые финансовые системы в Интернет: интернет-банкинг (предоставление банковских услуг через Интернет), интернет-трейдинг (услуги по оперированию на валютном и фондовом рынках через Интернет), интернет-страхование (предоставление услуг страхования через Интернет). Широкое распространение получила так называемая «телеработа», т.е. работа на дому.
Признавая достоинства информатизации общества, нужно также сказать и о недостатках и рисках, связанных с этим. Взрывное развитие ИКТ, либерализация международной торговли, триумф рыночной экономики приводят к размыванию национальных и политических границ и к ускорению темпов индустриализации и унификации культур – частично за счёт образования глобальных конгломератов в области информации, коммуникации и досуга.
Развитие и широкое
использование ИКТ привело к
появлению ещё одного измерения
бедности – так называемой «информационной
бедности», когда население
Информация о работе Информационные технологии в постиндустриальном обществе