Инновации – обязательное условие развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 19:52, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение роли инновации и инновационной деятельности, роль и способы ее организации на предприятии. Так же необходимо выяснить какие существуют проблемы в инновационной деятельности, и найти пути их разрешения.
Основными задачами данной работы являются:
• исследовать основные взгляды и понятия теории инноваций и инновационного процесса;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения инновационной деятельности
1.1 Исследование инновационных взглядов на теорию инноваций………………..4
1.2 Сущностные характеристики инновационной деятельности…………………...7
1.3 Организация инновационной деятельности……………………………………...8
Глава 2. Роль инновационной деятельности в развитии предприятия
в современной России
2.1 Роль инноваций в развитии предприятия…………………………….………….10
2.2 Инновационная политика и стратегия предприятия…………………………….12
2.3 Проблемы инновационной деятельности в России………………………...…...14
Заключение………………………………………………………………………….…19
Список использованной литературы……………………………….………………..20

Файлы: 1 файл

реферат ПКО.docx

— 86.48 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Санкт-Петербургский государственный

экономический университет»

 

 

 

Кафедра менеджмента организации

 

“Прогноз конкурентоспособности организации”

РЕФЕРАТ

Тема: «Инновации – обязательное условие развития предприятия»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 Кочиева Л.Ю.

                                                                     №  1003 группы

 

Проверил:

профессор, д.э.н. Саратовцев Ю. И.

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………...3

Глава 1.  Теоретические основы изучения инновационной деятельности

1.1 Исследование инновационных взглядов на теорию инноваций………………..4

1.2 Сущностные характеристики инновационной деятельности…………………...7

1.3 Организация инновационной деятельности……………………………………...8

Глава 2. Роль инновационной деятельности в развитии предприятия

в современной России

2.1 Роль инноваций в развитии предприятия…………………………….………….10

2.2 Инновационная политика и стратегия предприятия…………………………….12

2.3 Проблемы инновационной деятельности в России………………………...…...14

Заключение………………………………………………………………………….…19

Список использованной литературы……………………………….………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность изучения вопросов инновационной деятельности  определена необходимостью формирования конкурентоспособной экономики предприятий и организаций, основывающейся на продвижении к более высоким технологическим укладам и обеспечивающей увеличение ее вклада в решение проблем социально-экономического развития.

Целью работы является изучение роли инновации и инновационной деятельности, роль и способы ее организации на предприятии. Так же необходимо выяснить какие существуют проблемы в инновационной деятельности, и найти пути их разрешения.

Основными задачами данной работы являются:

  • исследовать основные взгляды и понятия теории инноваций и инновационного процесса;
  • изучить способы организации инновационной деятельности на предприятии;
  • рассмотреть роль инноваций в развитии предприятия, а также узнать, в чем заключается инновационная политика и стратегия предприятия;
  • выяснить основные проблемы, возникающие в процессе инновационной деятельности в России.

Объектом исследования работы является инновационная деятельность предприятий, а предметом – собственно сама инновация, т.к. она является одним из компонентов инновационного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения инновационной деятельности

 

«Инновации – это, прежде всего, состояние ума»

Джулио Грат

 

    1. Исследование инновационных взглядов на теорию инноваций

 

Термин "инновация" стал активно использоваться еще в переходной экономике России, как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п.

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется, как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

В начале 20 века понятие инновация стало обозначаться для технических нововведений. Понятие экономической инновации было разработано Йозефом Шумпетером в работе «The Theory of Economic Development» (1934) («Теория экономического развития»)1.

Й. Шумпетер выделил 5 типичных изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

  • изменения вследствие использования новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства;
  • изменения вследствие использования продукции с новыми свойствами;
  • изменения вследствие использования нового сырья;
  • изменения в организации производства и способов его материально-технического обеспечения;
  • изменения вследствие появления новых рынков сбыта.

В 30-е г. Шумпетер впервые использовал понятие  "инновация",  понимая под этим изменение, с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Первое специфическое инновационное наблюдение было сделано советским экономистом Кондратьевым в 20-е годы 20 века. Он сделал анализ избранных экономических показателей в рамках 50-60 летнего периода на наличие повторяющихся циклов развития или длинных волн. Такие циклы (волны) образуются от каждого базового нововведения и представляют собой множество вторичных, совершенствующих  нововведений.

Для получения более высокой отдачи от инновационной деятельности осуществляется классификация нововведений. Необходимость классификации, т.е. разделения всей совокупности нововведений по тем или иным признакам на соответствующие группы, объясняется тем, что выбор объекта инновации является очень важной процедурой, поскольку она предопределяет всю последующую инновационную деятельность, результатом которой станут повышение эффективности производства, расширение номенклатуры наукоемкой продукции и рост ее объемов.

Классификация инноваций на соответствующие группы осуществляется с помощью следующих признаков:

  • По признаку возникновения инноваций выделяются две группы: защитные и стратегические. Защитная группа инноваций обеспечивает необходимый уровень конкурентоспособности производства и продукции на основе внедрения соответствующих нововведений как способа защиты от конкурентов. Стратегическая - формирует перспективные преимущества в конкурентной борьбе.
  • По предмету и сфере приложения инноваций происходит деление нововведений на продуктовые (новые продукты и материалы), рыночные (новые сферы использования товара, возможность реализации инноваций на новых ранках), процессные (технологии, новые методы организации и управления производством).
  • По степени новизны инноваций выделяют:
    • нестандартные группы инноваций, включающие новый товар, произведенный на основе впервые разработанного технического решения, не имеющего аналога;
    • улучшающие - новые товары или технологические процессы, разработанные на основе использования достижений научно-технического процесса и обеспечивающие совершенные технико-эксплуатационные характеристики в сравнении с действующими аналогами;
    • модификационные - нововведения, расширяющие эксплуатационные возможности товара или технологического процесса.
  • По характеру удовлетворения потребностей инновационные группы определяются нововведениями, которые удовлетворяют сложившиеся на рынке новые потребности.
  • По масштабам распространения инновации могут быть базовыми для молодых отраслей, производящих однородный продукт, или используемыми во всех отраслях промышленного производства.

Инновация – это экономическая категория. Как категория инновация отражает наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений.

Сущность категории проявляется в ее функциях. Функция экономической категории выражает внешнее проявление ее свойств в данной системе отношений; функции инноваций отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе.

 

Инновация выполняет 3 функции:

  1. Воспроизводственную
  2. Инвестиционную
  3. Стимулирующую

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного производства.

Денежная выручка, полученная от продажи инновации на рынке, создает предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала, который может направляться на финансирование, как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций. Таким образом,  использование прибыли от инновации на инвестирование составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует целевой функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта. Это совпадение служит стимулом предпринимателя к новым инновациям; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами. Это составляет содержание стимулирующей функции инновации 2.

В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.

Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций – рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.

    1.  Сущностные характеристики инновационной деятельности

 

Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Инновационный процесс базируется на инновационной деятельности человечества, которая представляет собой совокупность особого рода работ по созданию новшества и распространению его в хозяйственной системе. При этом деятельность по распространению новинки не менее важна в инновационном процессе, чем ее создание.

К инновационной относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, включая маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей, информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских  свойств товаров конкурирующих фирм, поиск новаторских идей и решений.

Инновационная деятельность  — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

 

Инновационная деятельность базируется на следующих принципах:

  1. приоритет инноваций над традиционным производством;
  2. экономичность инновационного производства (достижение коммерческого успеха);
  3. гибкость (под новую идею создается самостоятельная инновационная структура, которая может быть абсолютно непригодной для решения других проблем);
  4. комплексность (кардинальная инновация, как правило, вызывает появление целой совокупности сопутствующих ей более мелких нововведений).

Чтобы управлять инновационной деятельностью, четко формулировать цели управления, поставить реальные для выполнения задачи, оценить возможные варианты, формировать организационные и производственные структуры, необходим особый вид профессиональной деятельности — инновационный менеджмент.

Инновационный менеджмент — это самостоятельная область научных знаний и профессиональной деятельности.

Цели инновационного менеджмента сводятся к тому, чтобы найти новое техническое решение в области создания изобретения, а также к проведению научно-исследовательских и опытно - конструкторских работ, организации серийного производства, одновременной подготовке и организации сбыта такой продукции, внедрения нового товара на рынок, закреплению на новых рынках с помощью более высокого качества и конкурентоспособности товара.

1.3 Организация инновационной  деятельности

 

Не существует гарантий рыночного успеха в продвижении инноваций, которые уже по своей природе являются рискованным мероприятием.

Более 60% всех новых продуктов не выходят на рынок – проекты останавливаются на разных стадиях процесса. А из тех 40%, которые все-таки попадают на рынок, 20% оказываются невыгодными с коммерческой точки зрения и их снимают с производства. Таким образом, три четверти всех денег, вложенных в разработку новых продуктов, тратятся на коммерчески неудачные продукты.

Информация о работе Инновации – обязательное условие развития предприятия