Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 19:52, реферат
Целью работы является изучение роли инновации и инновационной деятельности, роль и способы ее организации на предприятии. Так же необходимо выяснить какие существуют проблемы в инновационной деятельности, и найти пути их разрешения.
Основными задачами данной работы являются:
• исследовать основные взгляды и понятия теории инноваций и инновационного процесса;
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения инновационной деятельности
1.1 Исследование инновационных взглядов на теорию инноваций………………..4
1.2 Сущностные характеристики инновационной деятельности…………………...7
1.3 Организация инновационной деятельности……………………………………...8
Глава 2. Роль инновационной деятельности в развитии предприятия
в современной России
2.1 Роль инноваций в развитии предприятия…………………………….………….10
2.2 Инновационная политика и стратегия предприятия…………………………….12
2.3 Проблемы инновационной деятельности в России………………………...…...14
Заключение………………………………………………………………………….…19
Список использованной литературы……………………………….………………..20
Внутренние проблемы отечественных производителей существенно замедляют их инновационную активность. Инфраструктура играет ключевую роль в функционировании инновационной системы предприятия. При недостаточной эффективности управления инновационными процессами, отсутствии структуры и координации не обеспечивается движение потоков информации, знаний, технологий, рыночных потоков, осуществляющих взаимодействие с различными структурами.
Слабо развитый уровень инновационной политики предприятия и маркетинга технологий ведет к неумению достоверно прогнозировать, выявлять потребительские предпочтения и реагировать соответствующим образом.
Устаревшее оборудование, потеря технологий, высокие издержки, финансовые проблемы, длительный период окупаемости нововведений – все эти факторы сдерживают инновационную активность предприятий. При этом недостаток собственных финансовых средств (для 56% предприятий), высокий процент коммерческого кредита (для 20% предприятий) являются доминирующими факторами, так как основными источниками финансирования инновационной деятельности предприятий выступают собственные финансовые ресурсы (для 89% предприятий) и кредиты коммерческих банков (для 42% предприятий).
По результатам исследований выявлены основные факторы, сдерживающие внедрение нововведений. С целью активизации инновационной деятельности необходимы разработка и осуществление комплекса мероприятий для нейтрализации воздействия сдерживающих факторов. При этом перед государством стоит основная задача – гармонизация отношений между государством, бизнесом и наукой в интересах развития высоких технологий; создание механизмов, которые, в свою очередь, обеспечат повышение конкурентоспособности национальной экономики.
Государство должно обеспечивать благоприятный инвестиционный климат с целью использования внутренних и иностранных инвестиций для качественных изменений в инновационной деятельности, способствовать реализации программ реструктуризации предприятий, технологической модернизации производства, иметь программу стимулирования инновационно-ориентированного предпринимательства, поощрять развитие венчурных компаний, разрабатывать правовую базу. Только так можно добиться ускоренного продвижения инноваций в производство и заметного повышения его конкурентоспособности.
Инновации в России надо сделать выгодным делом. Об этом заявил в ИА «Росбалт» первый заместитель председателя Президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН, академик Геннадий Терещенко. Он привел примеры отношения к инновациям в разных странах мира. Например, в Австралии предприятие, которое внедряет научные разработки, на несколько лет либо совсем освобождается от налогов, либо платит минимальный процент. Такая же ситуация складывается в современной Эстонии. Например, в Санкт-Петербурге структура финансирования академической науки такова, что средства федерального бюджета можно использовать на инновационные, часто коммерческие, структуры только на 25%. Выше – уже финансовое нарушение со всеми вытекающими из этого последствиями.
Для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется как совокупность различных ресурсов (интеллектуальных, материальных, финансовых, кадровых, инфраструктурных и др.). От состояния инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии, который можно определить как «меру готовности» выполнить поставленные цели в области инновационного развития предприятия.
На предприятии должен быть лидер – новатор, готовый выделить ресурсы на разработку новой продукции, и постоянно заинтересованный в инновациях персонал. Из мирового опыта известно, что стремление к инновациям таких известных менеджеров, как Билл Гейтс из компании Microsoft, Акио Морито из Sony, Джека Уэлча из General Electric, привело их компании к мировому лидерству5.
Предприятиям необходимо проводить постоянный мониторинг развития науки и техники для внедрения последних достижений в этих областях в производственный процесс и своевременного отказа от используемой устаревшей продукции и технологии производства.
Для адаптации инновационных решений необходимо: проведение маркетинговых исследований по выявлению потребительских предпочтений и изменений на рынке продукции, социологических опросов работников, разработки индивидуальной политики предприятия на рынке, сегментирование, позиционирование, определение потенциала развития предприятия и выявление «узких мест».
Снижение уровня риска инноваций возможно путем сбора информации и разработки предварительных мероприятий, связанных с последовательным выполнением первоочередных действий, направленных на снижение уровня риска до минимума.
При рассмотрении общепризнанных недочетов представления инноваций на рынок можно сделать вывод о том, что успех внедрения нововведений во многом зависит от системы управления, применяющейся на предприятии. Сегодня руководителю для успешного управления бизнесом необходимо совершенствование менеджмента управления инновациями и приведение его к уровню, сравнимому с международным. Повышение инновационной грамотности возможно через консалтинговые услуги, образовательные системы подготовки менеджеров, семинары и выставки.
Руководство предприятия должно уделять особое внимание созданию системы сбора и анализа информации, позволяющей определить или прогнозировать результат от внедрения новшеств. Правильно организованная система внутренней и внешней коммуникации будет являться своеобразным компасом, определяющим и показывающим необходимое направление. Создание такой системы является компонентом, влияющим на конкурентоспособность предприятия, ибо определить, разработать, внедрить и получить ожидаемый результат возможно только имея четко отлаженные механизмы принятия решений.
Одним из серьезнейших препятствий на пути развития инновационной деятельности в России является недостаток финансовых ресурсов, как собственных фондов предприятия, формируемых за счет прибыли и амортизационных отчислений, так и привлеченных, образуемых за счет кредитов и долевого участия.
Информация о работе Инновации – обязательное условие развития предприятия