Инновации как фактор эко¬номического роста. Теории Л. Вальраса и Й. Шумпетера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:49, контрольная работа

Описание работы

Инновация – это новшество, внедренное в деятельность предприятия с целью повышения его эффективности на основе лучшего удовлетворения определенной общественной потребности. При этом следует отметить, что под эффективностью следует понимать определенный экономический, производственный, социальный, экологический и иной результат, ожидаемый от внедрения новшества.
Леон Вальрас (1834-1910) стал основателем, так называемой Лозаннской школы маржинализма. Ею труд "Элементы чистой экономической науки, вышедший в 1874 г, ознаменовал собой начало первого шествия математики по пространствам экономического знания. Стремление математизировать всякое экономическое рассуждение - характерная черта Лозаннской школы и ее последователей. Вальрас утверждал, что только с помощью математики можно доказывать экономические теории коротко, ясно и точно. То, что вскоре было названо предельной полезностью, Вальрас называл редкостью (rarete). Определил он ее так: убывающая функция от потребленного количества (т.е.. чем более растет потребленное количество какого-то блага, тем меньше становится величина его rarete).

Файлы: 1 файл

моя кр.docx

— 267.37 Кб (Скачать файл)
  1. Инновации как фактор экономического роста. Теории Л. Вальраса и    Й. Шумпетера.

 

Инновационная деятельность – это стержень всего процесса расширенного воспроизводства и  быстрая ликвидация многих проблем  в развитии народного хозяйства. В последнее время все больше внимания уделяется вопросам формирования инновационной экономики, что совершенно справедливо, так как это позволяет  уменьшить зависимость уровня и  темпов социально-экономического развития страны от получаемых доходов вследствие экспорта сырьевых ресурсов. Особенно актуальными вопросы инновационного развития стали в виду нового экономического кризиса. Во многих развитых странах  наблюдается переход к инновационной  экономике, который базируется на знаниях  и эффективной системе разработки и внедрения технологических  решений в различные сферы  деятельности. В обеспечении динамически  устойчивого развития национальной экономики первостепенная роль принадлежит  новациям, способным обеспечить непрерывное  обновление технической и технологической  базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые  рынке товаров и услуг.

Новация (от лат. novation – изменение, обновление) – это новшество, которого не было раньше; описание нового явления, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей.  Приставка «ин» подразумевает инвестиционную деятельность с целью внедрения новации.

С точки зрения инвестиционной составляющей инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в  новую технику или технологию, в новые формы организации  труда, производства, обслуживания, управления. [1, c. 59].

В  современных  условиях  успешная  деятельность  предприятий  невозможна  без  инноваций  и  инвестиций.  Рыночные  условия  развития  экономики постоянно выдвигают требования не только количественных, но и качественных  преобразований.  Эти  преобразования  можно  осуществлять,  используя  самую  передовую технику, технологию, непрерывно развивая научно-исследовательскую  базу  в  целях  обеспечения  высокого  качества  нововведений,  для  чего  требуются  значительные  инвестиции.  Можно  использовать  технологические,  продукт  –  инновации,  процесс  инновации.  Используя  технологические  инновации,  предприятие связывает свою деятельность  с  разработкой  и  освоением  новых  технологических процессов. 

Инновация — использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов. Инновации могут относиться к сферам производства, экономических, правовых, социальных отношений, области науки, культуры, образования, другим сферам деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей измерения или анализа. Используя  продукт    инновации, предприятие  разрабатывает  и  внедряет  новые  или  усовершенствует  ранее  выпускаемые  продукты.  При  этом  предприятие стремится  к  производству  принципиально  новой  продукции, для  которой  предполагаемая     область  применения  (или  использования),  функциональные  характеристики,  признаки,  конструктивное  выполнение,  дополнительные  услуги,  а  также  состав  применяемых  материалов  и  компонентов  новые  или  в  значительной  степени,  отличающиеся  от  ранее выпускавшейся   продукции.  При  использовании   процесс-инноваций предполагается  разработка  и  освоение  новых  производственных  процессов или  в  значительной  степени  измененных.  Процесс – инновация может представлять собой новые или  совершенствованные  методы  производства,  уже  реализованные  в  производственной  практике  других предприятий. 

Инновационная деятельность  предприятия   характеризуется показателями  затратными,  показателями  характеризующими  динамику инновационного процесса, показателями обновляемости, структурными показателями. [3, c. 70]. 

К затратным  показателям  можно отнести удельные затраты  на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)  в объеме  продаж,  которые  характеризуют  показатель  наукоемкости  продукции,  выпускаемой предприятием;  удельные  затраты на приобретение  лицензий,  патентов,  ноу-хау;  наличие  фондов  на  развитие  инициативных  разработок.  К  показателям,  характеризующим  динамику  инновационного  процесса  можно  отнести  показатель  инновационности;  длительность  процесса  разработки  нового  продукта  (новой  технологии).  К  показателям обновляемости  относится  количество  разработок  или  внедрений  нововведений продуктов  и  нововведений процессов; количество  приобретенных новых технологий (технических  достижений);  объем  экспортируемой инновационной  продукции;  объем  предоставляемых  новых  услуг. К структурным  показателям  можно  отнести состав  и  количество  исследовательских,  разрабатывающих  и других научно технических  структурных  подразделений  (включая  испытательные  и экспериментальные  лаборатории);  численность  и  структура  сотрудников, занятых  НИОКР;  состав  и  число  творческих  инициативных  временных бригад. 

Как  и  любая  организация,  предприятие  в  своей  деятельности нуждается  в  постоянном  развитии.  Если  рассматривать  вопросы экономической  политики  предприятия,  то  развитие  научно-технического прогресса  следует  считать  первой  среди  узловых  проблем  развития предприятия.  Техническое  развитие  предприятия  –  это  деятельность предприятия,  направленная  на  повышение  эффективности  работы  через совершенствование  техники,  технологии  и  организации  производства для лучшего удовлетворения потребностей  рынка.  Технический  уровень  производства  характеризуется  такими  показателями как:  разработка  и внедрение новой техники; использование  в производстве орудий труда (оборудования, приспособлений, инструментов); механизация и автоматизация основных и вспомогательных работ; внедрение современных технологий, в том числе  технологий  максимально  экономящих сырье,  топливо,  материалы  и  обеспечивающих  охрану  окружающей  среды; качество выпускаемой продукции. Чтобы  предприятие  могло  проводить  соответствующую  экономическую,  техническую,  инновационную и инвестиционную политику, комплексно  решать  вопросы,  гибко  и  своевременно  реагировать  на  возникающие  потребности,  необходимо  располагать  соответствующими  фондами. Инновации  позволяют  предприятию добиваться  конкурентного  преимущества. Инновация включает как НИОКР, так и совершенствование организационной структур и  системы  управления.  Предприятию необходимо разработать инновационные цели, которыми могут  быть,  например,  создание  нового  продукта;  переход  на  новую  технологию;  подготовка новой услуги; переход на новый  вид  ресурса; новая система управления; новая оргструктура. [7, c. 110].

В целях повышения эффективности  функционирования предприятия инновационная  деятельность должна обеспечивать:    

- наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей;    

- конкурентоспособность  предприятия по показателям качества  продукции и эффективности производства, достижение баланса между стабильностью  (управление традиционной технологией)  и усилиями по внедрению новой  технологии. Сохраняя традиционную  продуктивную технологию, необходимо  часть ресурсов одновременно  направлять на внедрение новой  технологии, диверсифицируя тем  самым набор технических средств;     

- эффективность в широком  спектре радикальности нововведений  и гибко приспосабливаться как  к эволюционным, постоянно реализуемым  нововведениям, так и радикальным,  периодически осуществляемым нововведениям.  При этом следует обеспечивать  сочетание непрерывного управления  эволюционными технологическими  нововведениями и программным  управлением радикальными нововведениями;     

- организацию взаимодействия  внутренних и внешних элементов  системы развития, главными факторами  которого являются система информации  о рынке нововведений, отбор проектов  из числа альтернатив и взаимная  заинтересованность. [4, c. 36].

В настоящее время в  стратегиях многих предприятий происходит определенная переориентация, то есть переход от всеобщего использования  экономического эффекта крупномасштабного  производства к более целенаправленной инновационной стратегии. Нововведения представляют собой важнейшие средства обеспечения стабильности хозяйственного функционирования, эффективности функционирования и конкурентоспособности. Существует строгая зависимость между конкурентными позициями, эффективностью предприятия и его инновационным потенциалом. Эффективность функционирования предприятия можно достигнуть за счет повышения качества продукции, реализации политики ресурсосбережения, выпуска новых, конкурентоспособных проектов, освоения рентабельных бизнес-проектов.

Безусловно, инновация опирается  на удовлетворение определенных общественных потребностей, но вместе с тем повышение  эффективности использования отдельных  ресурсов или повышение эффективности  отдельных производственных подразделений, либо повышение эффективности предприятия  в целом в результате внедрения  новшества и получения нововведения происходит далеко не всегда. На конечный успех инновации, выражающийся в  получении экономического эффекта  или повышении эффективности  функционирования предприятия, влияет совокупность разных факторов (экономических, юридических, технических, рыночных и  др.), воздействие которых чрезвычайно  сложно спрогнозировать.

Таким образом, можно утверждать, что инновация – это новшество, внедренное в деятельность предприятия  с целью повышения его эффективности  на основе лучшего удовлетворения определенной общественной потребности. При этом следует отметить, что под эффективностью следует понимать определенный экономический, производственный, социальный, экологический  и иной результат, ожидаемый от внедрения  новшества.

Предельная полезность по Вальрасу.

Леон Вальрас (1834-1910) стал основателем, так называемой Лозаннской школы маржинализма. Ею труд "Элементы чистой экономической науки, вышедший в 1874 г, ознаменовал собой начало первого шествия математики по пространствам экономического знания. Стремление математизировать всякое экономическое рассуждение - характерная черта Лозаннской школы и ее последователей. Вальрас утверждал, что только с помощью математики можно доказывать экономические теории коротко, ясно и точно. То, что вскоре было названо предельной полезностью, Вальрас называл редкостью (rarete). Определил он ее так: убывающая функция от потребленного количества (т.е.. чем более растет потребленное количество какого-то блага, тем меньше становится величина его rarete). [2, c. 57].

Вальрас установил, что предельная полезность достигается тогда, когда  последние порции средств, расходуемых  потребителем (при данном его доходе), принесут ему одинаковое удовлетворение от всех потребляемых им благ. При этом потребитель сам учитывает, что благо А для него более ценно, чем благо Б. Именно при этих различиях он купит каждого блага такое количество, при котором получается одинаковое удовлетворение от последнего блага А, блага Б и т.д. Только тогда совокупность всего купленного им даст ему максимальное общее удовлетворение.

Когда все потребители  достигают максимума в удовлетворении своих потребностей (с учетом всего  сказанного выше, в том числе и  с учетом фиксированного дохода каждого  из них), наступает экономическое равновесие. Отсюда Вальрас делает шаг к исследованию того, что представляет собой общее рыночное равновесие. Дело в том, что каждый потребитель и каждый производитель (каждый покупатель и каждый продавец) не совершают свои действия изолированно, в отрыве от всех своих коллег и всех процессов, происходящих в экономике. Все зависит от всего. В экономике все переплетено. Все процессы взаимосвязаны. Каждая оценка зависит от других оценок, но и сама влияет на них. [6, c. 83].

Взаимозаменяемость и  взамодополняемость.

Экономисты различают  два типа взаимозависимости: взаимозаменяемость и взамодополняемость. Каждый из них может быть отмечен и в области спроса, и в области производства. Примеры взаимозаменяемых потребительских товаров: плащи и зонты, пиво и пепси-кола, говядина и курятина... Взаимозаменяемые ресурсы производства - это кирпич и бетон, хлопковолокно и синтетическое волокно, уголь и торф. Взаимозаменяемость редко бывает полной, поэтому обычно один из таких товаров предпочтительнее другого (все зависит от их оценки покупателем).

Взаимодополняющие блага - это  такие, которые люди по обыкновению  желают или должны потреблять совместно. Например, рубашки и галстуки, видеомагнитофоны и видеокассеты, иголки и нитки, автомобили и бензин. Примеры взаимодополняющих  производственных благ станки и электроэнергия, дрели и сверла, любой материал и соответствующий ему инструмент, комплектующие изделия. Труд и рабочие машины могут в одних случаях быть взаимозаменяемыми ресурсами, в других же случаях - взаимодополняющими. То же самое можно сказать о труде и земле, капитале и земле. Экономисты выработали более четкие определения обоих типов зависимости. Применительно к товарам один или другой тип зависимости определяется в соответствии с тем, как изменяется спрос на один товар при изменении цены другого (считая доход потребителей неизменным). Если цена одного товара снижается и при этом уменьшается спрос на второй товар, значит, они оба взаимозаменяемы. Например, при снижении цены на мясо снижается спрос на макароны. Если снижение цены одного товара вызывает рост спроса на второй, значит, эти товары взаимодополняющие, Например, снижение тарифа на электроэнергию может увеличить спрос на электропылесосы.

На самом деле взаимозаменяемость товаров гораздо шире, чем показывают приведенные выше примеры. Это вытекает из того, что покупательный фонд потребителя всегда ограничен его  доходом. Потребителю всегда приходится делать выбор: на что лучше потратить свой доход, чтобы достичь максимальной совокупной полезности. В условиях инфляции, которая обесценивает наши доходы, мы часто замечаем, что потребление одного товара приходится заменять потреблением другого, не столь качественного, но зато более дешевого и при этом все же удовлетворяющего соответствующую нашу потребность. [8, c. 114].

Теперь мы можем подступиться к одному из главных теоретических  достижений Вальраса - его теории общего рыночного равновесия.

Безусловно, рынки факторов производства и продуктов взаимосвязаны, но откуда следует, что они находятся в состоянии равновесия? Чтобы ответить на данный вопрос, давайте проследим движение ресурсов и продуктов в натуральной и денежной форме. Начнем с домохозяйств. Собственники факторов производства продают их на рынке ресурсов, получая доход, который представляет собой ни что иное, как цены факторов производства. С полученными доходами они идут на рынок продуктов, обменивая их на необходимые товары и услуги. Обратим внимание на то, что в схеме Вальраса домохозяйства полностью тратят свои доходы, то есть сумма полученных доходов равна сумме потребительских расходов, в силу чего накопление отсутствует. Предприятия же, в свою очередь, также связаны с рынком ресурсов и продуктов. Однако то, что для домохозяйств является доходами (цены факторов производства), для предприятий являются издержками, то есть выплатами владельцам факторов производства, которые они покрывают за счет валовой выручки от продаж товаров и услуг на рынке продуктов. Круг замкнулся. В модели Вальраса цены факторов производства равны издержкам предприятий, которые равны валовой выручке предприятий, а последние, в свою очередь, равны потребительским расходам домохозяйств. Другими словами, равновесное состояние рынков означает, что спрос и предложение производительных услуг равны, существует постоянная устойчивая цена на рынке продуктов, и продажная цена продуктов равна издержкам, которые представляют собой цены факторов производства. [9, c. 91].

Информация о работе Инновации как фактор эко¬номического роста. Теории Л. Вальраса и Й. Шумпетера