Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 13:58, курсовая работа
Описание работы
Данная глава посвящена изучению инноваций как объекта управления в обобщенном виде. В данной главе, во-первых, дается наиболее полное определение понятия инновации, рассматриваются различные точки зрения ученых, занимавшихся изучением теории инноваций, и перечислены и описаны различные виды инновации. Во-вторых, дается достаточно полный терминологический аппарат, который раскрывает наиболее важные понятия инновационной теории. В-третьих, в этой главе раскрывается значимость роли инноваций в развитии мирового сообщества, на примере наиболее развитых стран показано, как развитие инновационной деятельности влияет на экономические и социальные показатели национальной системы отдельной страны.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………….…...3 Глава 1. Понятие инновации и их виды………………………………………….…...4 1.1 Понятие инновации…………………………………………………….…...5 1.2 Виды инноваций……………………………………………………….…...10 Глава 2 2.1 Инновационный процесс и его этапы………………………………….…16 2.6 Инновационная система…………………………………………………......26 4.1 Инновационный путь развития: понятие, задачи и основные характеристики……………………………………………………………..…....39 4.4 Этапы инновационного развития………………...……………………...….44 4.5 Развитие национальной инновационной системы и поддержка технологического развития……………………..………………………………51 Тест……………………………………………………………….………………54 Ключ к тесту……………………………………………………………………..57 Контрольные вопросы…………………………………………………………...58 Список литературы……………
2.3 Инновационная
активность и инновационная восприимчивость
Инновационная деятельность
субъекта (предприятия, региона, страны
и т.д.) характеризует его инновационную
активность, которую некоторые ученые
понимают как "интенсивность применения
достижений науки и техники в хозяйственной
практике". Как следует из всего вышесказанного,
инновационная активность не всегда обусловлена
необходимостью повышения уровня научно-технической
новизны. Наиболее важным критерием для
производителя и потребителя может являться
рыночная новизна, наличие потребительной
стоимости, т.е. способности более эффективно
удовлетворять потребности общества:
уже имеющиеся или новые, сформированные
ею. Исходя из этого, мы бы трактовали инновационную
активность как интенсивность реализуемых
нововведений. Такое же определение инновационной
активности дается и в законе Свердловской
области «Об инновационной деятельности
в Свердловской области». Степень инновационной
активности определяется развитостью
и диверсифицированностью общественных
потребностей, отраслевой структурой
экономики: наличием адекватной для инновационной
деятельности производственной, научной,
информационной и другой инфраструктуры:
структурой, качеством и мотивацией рабочей
силы и др.
Инновационная активность в
значительной степени обусловлена инновационной
восприимчивостью социально-экономической
системы любого уровня, т.е. способностью
к быстрому и эффективному освоению новшества,
к созданию и внедрению новаций, а мы бы
сказали, к восприятию инноваций в целях
удовлетворения потребительского спроса.
В законе Свердловской области «Об инновационной
деятельности в Свердловской области»
указано, что инновационная восприимчивость
(инновативность экономики) - способность
социально-экономической системы к восприятию
инноваций в целях удовлетворения потребительского
спроса11.
2.4 Инновационная
инфраструктура и инновационный
потенциал
Понятие "инновационная восприимчивость"
иногда путают с понятием "инновационный
потенциал", трактуемый некоторыми
авторами как "способность создавать
и применять пионерные технологические
новшества", либо как готовность и способность
того или иного предприятия (организации)
осуществить впервые и воспроизвести
(воспринять) новацию. На наш взгляд, более
справедливо мнение тех авторов, которые
под потенциалом понимают совокупность
кадровых, материально-технических и информационных
ресурсов (в виде накопленных знаний),
предназначенных для решения стоящих
перед обществом задач научно-технического
развития, либо обеспечивающих (в случае
непрерывного использования) возможность
для осуществления научно-технической
деятельности по решению социально-экономических
проблем развития народного хозяйства.
Трактование потенциала как ресурсной
совокупности свидетельствует о его возможностях
и инновационной восприимчивости. К примеру,
предприятие, не обладающее конструкторскими
структурами, не в состоянии изготовить
опытный образец или установочную серию
даже по закупленной технической документации.
Однако трех вышеперечисленных
видов ресурсов, как нам, кажется, явно
недостаточно для реализации инновации.
Чтоб инновационный процесс начался в
обществе с товарно-денежными отношениями,
необходимо финансовое обеспечение и
организационно-управленческий персонал.
Кроме того, требуется и соответствующая
инновационная инфраструктура. Исходя
из этого уточненное, определение данного
словосочетания могло бы звучать следующим
образом: инновационный потенциал - это
совокупность кадровых, материально-технических,
информационных и финансовых ресурсов,
обслуживаемых соответствующей инфраструктурой,
предназначенная для реализации нововведений.
В зависимости от размера рассматриваемой
социально-экономической системы инновационный
потенциал может характеризоваться на
уровне мирового сообщества, отдельно
взятой страны, отрасли, региона, хозяйствующего
субъекта. В любом государстве инновационный
потенциал относится к категории национального
достояния. В ведущих развитых странах
существует законодательство, охраняющее
его. Наша страна, вступая на путь, которым
идет большинство стран мира, трансформирует
свое законодательство, определяя результаты
научной и инновационной деятельности
как товар, подлежащий защите и коммерциализации.
Протекание инновационного
процесса во многом обусловлено развитостью
инновационной инфраструктуры. Зачастую
в экономической литературе данное понятие
трактуется слишком широко, охватывая
практически весь инновационный потенциал.
На наш взгляд, под инновационной инфраструктурой
следует понимать специфический комплекс
видов деятельности с их потенциалом,
обслуживающий инновационный процесс.
Эта деятельность связана, прежде
всего, с обслуживанием рынка научно-технической
продукции, которая, превращаясь в товар,
требует специальной' сети организаций,
осуществляющих коммерциализацию разработок
прикладного значения академической,
вузовской и прикладной науки. Кроме того,
на стыках различных стадий инновационного
процесса зачастую требуются консультационные,
информационно-посредничекие, организационные,
экспертные, инженерные, инкубаторские,
аудиторские, управленческо-координационные,
патентные и другие услуги.
Поэтому за рубежом к инновационной
инфраструктуре относят консультативные
и информационные фирмы, фирмы венчурного
капитала, аудиторские фирмы, инкубаторы,
патентные бюро, малые внедренческие предприятия
и т.д.12
2.5 Инновационное
предпринимательство
Развитие малого бизнеса (в том
числе и инновационного) привело к появлению
в инноватике нового термина "инновационное
предпринимательство". П.И. Ратанин
считает, что инновационная деятельность,
связанная с новаторской идеей, осуществляется
в рамках сложившихся традиционных структур
(например. НИИ. НТК. НПО), а прецедент создания
для реализации новой самостоятельной
структуры есть инновационное предпринимательство.
На Западе инновационное предпринимательство
тесно связано с малым бизнесом. Его отличительными
признаками являются: свобода в выборе
направлений и видов человеческой деятельности,
инициативность, самостоятельность в
принятии решений, ответственность за
их последствия и связанный с этим риск,
ориентация на достижение коммерческого
успеха. Инновационное предпринимательство
связано с осуществлением новых нетрадиционных
подходов во всех сферах деятельности,
ему присуще новаторство, творческий подход
к решению всех проблем, связанных с рынком.
Его особенность - уникальность нововведений,
которая предопределяет высокую степень
риска и низкую вероятность результата.
2.6 Инновационная
система
Еще одним немаловажным понятием
здесь можно рассмотреть инновационную
систему. В «Стратегии развития науки
и инноваций в Российской Федерации на
период до 2015 года» дается достаточно
полное определение этого термина: инновационная
система - это совокупность субъектов
и объектов инновационной деятельности,
взаимодействующих в процессе создания
и реализации инновационной продукции
и осуществляющих свою деятельность в
рамках проводимой государством политики
в области развития инновационной системы.
Инновационная система включает:
воспроизводство знаний, в том
числе с потенциальным рыночным спросом,
путем проведения фундаментальных и поисковых
исследований в Российской академии наук,
других академиях наук, имеющих государственный
статус, а также в университетах страны;
проведение прикладных исследований
и технологических разработок в государственных
научных центрах Российской Федерации
и научных организациях промышленности,
внедрение научно-технических результатов
в производство;
промышленное и сельскохозяйственное
производство конкурентоспособной инновационной
продукции;
развитие инфраструктуры инновационной
системы;
подготовку кадров по организации
и управлению в сфере инновационной деятельности
Содержанием инновационной
деятельности субъектов инновационной
системы является:
проведение анализа и формирование
прогноза направлений научно-технологического
и инновационного развития экономики
с учетом реальных условий рыночного потребления;
развитие инфраструктуры инновационной
системы;
вовлечение в хозяйственный
оборот результатов интеллектуальной
деятельности;
технологическое переоснащение
производства для выпуска инновационной
продукции;
проведение экспертизы разработок,
оказание консультационных, информационных,
юридических или иных услуг по выводу
инновационной продукции на рынок13.
Итак, нами рассмотрены и уточнены
основные понятия, связанные с инновационной
деятельностью хозяйствующих субъектов
всех форм собственности и юридического
статуса, а также предприятий и организаций
нововведенческой инфрастуктуры. Уточненный
терминологический аппарат может быть
заложен в основу теории управления инновациями,
основополагающие моменты которой во
многом зависят от правильности понимания
сущности нововведения и содержания процессов
его реализации
3. Роль инноваций
в развитии мирового сообщества
Основой современного социально-экономического
развития страны является ее научно-технический
потенциал, который служит предпосылкой
перехода общества в постиндустриальную
информационную эпоху. Эта проблема представляет
чрезвычайную важность для современной
России. Безотлагательность перехода
ее экономики на инновационный путь развития
требует мощной активизации инновационной
деятельности, создания соответствующего
научно-технического потенциала. Это позволит
реорганизовать национальное хозяйство
на основе наукоемкого производства, повернуть
вспять тенденцию огромного и все нарастающего
отставания России от развитых стран мира
в различных сферах — экономической, социальной,
современных технологий (электроники,
вычислительной техники, программных
средств, телекоммуникаций, роботостроения,
информационных услуг), организации управления.
По данным Минпромнауки, удельный вес
России на мировом рынке продукции наукоемких
отраслей составляет около 0,3%, в то время
как этот показатель для США равняется
36%, Японии — 30%, Китая — 6%114. Основная доля в затратах на
инновации российских предприятий (свыше
60%) приходится на приобретение машин и
оборудования, зачастую устаревших моделей,
вместо собственно инновационной деятельности
предприятий — разработки и освоения
новой продукции.
Усиленное внимание к исследованию
проблем инновационной деятельности вызвано
и тем, что предстоит напряженная работа
по органичному и достойному вхождению
российской экономики в мировое хозяйство.
Преодоление отставания практически во
всех отраслях и производствах предполагает
усиление инновационного характера предпринимательской
деятельности, формирование особой инновационной
сферы с присущими ей субъектами.
Приоритетной задачей в этой
связи становится формирование национальной
инновационной системы, представляющей
собой совокупность институтов, занимающихся
производством и трансформацией научных
знаний в новые виды конкурентоспособной
продукции и услуг. Целью этой системы
является обеспечение социально-экономического
развития страны на современном уровне
с переориентацией производства от приоритета
сырьевых отраслей, занятых добычей и
первичной переработкой сырья, к экономике
знаний и инноваций.
Инновационный процесс, т. е.
процесс создания, распространения и потребления
субъектами национального хозяйства научно-технических,
производственных, организационных, управленческих
и других новшеств, является основным
содержанием модернизации экономики и
общества в целом. Это справедливо и для
такого понятия, как научно-технический
прогресс, широко применяемого для описания
различий в экономическом развитии тех
или иных стран.
В начале третьего тысячелетия
человеческий и научно-технический прогресс
превратился в основной фактор экономического
развития. Опыт экономического роста в
развитых странах свидетельствует о том,
что наибольший успех ими достигается
при вложении инвестиций в человека —
новые знания, воплощенные в образовании,
новых технологиях и оборудовании, организации
и управлении. На их долю в этих странах
приходится от 70 до 90% прироста ВВП. Все
это свидетельствует о том, что единственно
приемлемым для России типом развития,
потенциально обладающим реальной перспективой
на будущее, является инновационный. В
ином случае возникает опасность подрыва
основ экономической безопасности, самостоятельного
и устойчивого развития страны.
Интенсивность научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ во многом
определяет сегодня уровень экономического
развития: в глобальной экономической
конкуренции выигрывают страны, которые
обеспечивают благоприятные условия для
развития человека, научных исследований
и научно-технического прогресса. В этой
сфере велика роль государства.
Проблемы освоения инновационных
технологий в производстве являются ключевыми
для большинства индустриально развитых
стран мира. Меры, принимаемые для реализации
национальной научно-технической и инновационной
политики этих стран, направлены на обеспечение
технологической безопасности, повышение
конкурентоспособности высокотехнологичных
производств, регулирование доступа зарубежных
конкурентов к информации о передовых
научно-технических достижениях. Роль
государства не ограничивается традиционными
рамками поддержки фундаментальной науки
и целевых исследований, а напрямую ориентирована
на обеспечение экономического роста
и конкурентоспособности национального
хозяйства.
Технологическая и инновационная
политика государства в США в сфере инновационной
деятельности направлена:
на создание делового климата,
при котором процветает деятельность
частного сектора в области инноваций,
повышающая конкурентоспособность продукции;
поощрение развития, коммерциализацию
и использование инновационных технологий;
инвестирование в создание технологий
мирового класса XXI века;
интеграцию военных и промышленных
технологий, способных эффективно решать
как военные, так и гражданские задачи;
формирование квалифицированных
специалистов мирового уровня, способных
участвовать в быстро меняющейся и основанной
на знаниях экономике;
партнерство с частным сектором
и отстаивание национальной технологической
политики, направленной на использование
технологий в целях создания экономической
мощи страны;
содействие промышленности
в развитии технологий, систем измерений
и стандартов15.