Инновации как объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Данная глава посвящена изучению инноваций как объекта управления в обобщенном виде. В данной главе, во-первых, дается наиболее полное определение понятия инновации, рассматриваются различные точки зрения ученых, занимавшихся изучением теории инноваций, и перечислены и описаны различные виды инновации. Во-вторых, дается достаточно полный терминологический аппарат, который раскрывает наиболее важные понятия инновационной теории. В-третьих, в этой главе раскрывается значимость роли инноваций в развитии мирового сообщества, на примере наиболее развитых стран показано, как развитие инновационной деятельности влияет на экономические и социальные показатели национальной системы отдельной страны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…...3
Глава 1. Понятие инновации и их виды………………………………………….…...4
1.1 Понятие инновации…………………………………………………….…...5
1.2 Виды инноваций……………………………………………………….…...10
Глава 2
2.1 Инновационный процесс и его этапы………………………………….…16
2.6 Инновационная система…………………………………………………......26
4.1 Инновационный путь развития: понятие, задачи и основные характеристики……………………………………………………………..…....39
4.4 Этапы инновационного развития………………...……………………...….44
4.5 Развитие национальной инновационной системы и поддержка технологического развития……………………..………………………………51
Тест……………………………………………………………….………………54
Ключ к тесту……………………………………………………………………..57
Контрольные вопросы…………………………………………………………...58
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

Курсовая инновационный менеджмент.docx

— 88.29 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Инновационная  активность и инновационная восприимчивость

 

Инновационная деятельность субъекта (предприятия, региона, страны и т.д.) характеризует его инновационную активность, которую некоторые ученые понимают как "интенсивность применения достижений науки и техники в хозяйственной практике". Как следует из всего вышесказанного, инновационная активность не всегда обусловлена необходимостью повышения уровня научно-технической новизны. Наиболее важным критерием для производителя и потребителя может являться рыночная новизна, наличие потребительной стоимости, т.е. способности более эффективно удовлетворять потребности общества: уже имеющиеся или новые, сформированные ею. Исходя из этого, мы бы трактовали инновационную активность как интенсивность реализуемых нововведений. Такое же определение инновационной активности дается и в законе Свердловской области «Об инновационной деятельности в Свердловской области». Степень инновационной активности определяется развитостью и диверсифицированностью общественных потребностей, отраслевой структурой экономики: наличием адекватной для инновационной деятельности производственной, научной, информационной и другой инфраструктуры: структурой, качеством и мотивацией рабочей силы и др.

Инновационная активность в значительной степени обусловлена инновационной восприимчивостью социально-экономической системы любого уровня, т.е. способностью к быстрому и эффективному освоению новшества, к созданию и внедрению новаций, а мы бы сказали, к восприятию инноваций в целях удовлетворения потребительского спроса. В законе Свердловской области «Об инновационной деятельности в Свердловской области» указано, что инновационная восприимчивость (инновативность экономики) - способность социально-экономической системы к восприятию инноваций в целях удовлетворения потребительского спроса11.

 

2.4 Инновационная  инфраструктура и инновационный  потенциал

 

Понятие "инновационная восприимчивость" иногда путают с понятием "инновационный потенциал", трактуемый некоторыми авторами как "способность создавать и применять пионерные технологические новшества", либо как готовность и способность того или иного предприятия (организации) осуществить впервые и воспроизвести (воспринять) новацию. На наш взгляд, более справедливо мнение тех авторов, которые под потенциалом понимают совокупность кадровых, материально-технических и информационных ресурсов (в виде накопленных знаний), предназначенных для решения стоящих перед обществом задач научно-технического развития, либо обеспечивающих (в случае непрерывного использования) возможность для осуществления научно-технической деятельности по решению социально-экономических проблем развития народного хозяйства. Трактование потенциала как ресурсной совокупности свидетельствует о его возможностях и инновационной восприимчивости. К примеру, предприятие, не обладающее конструкторскими структурами, не в состоянии изготовить опытный образец или установочную серию даже по закупленной технической документации.

Однако трех вышеперечисленных видов ресурсов, как нам, кажется, явно недостаточно для реализации инновации. Чтоб инновационный процесс начался в обществе с товарно-денежными отношениями, необходимо финансовое обеспечение и организационно-управленческий персонал. Кроме того, требуется и соответствующая инновационная инфраструктура. Исходя из этого уточненное, определение данного словосочетания могло бы звучать следующим образом: инновационный потенциал - это совокупность кадровых, материально-технических, информационных и финансовых ресурсов, обслуживаемых соответствующей инфраструктурой, предназначенная для реализации нововведений.

В зависимости от размера рассматриваемой социально-экономической системы инновационный потенциал может характеризоваться на уровне мирового сообщества, отдельно взятой страны, отрасли, региона, хозяйствующего субъекта. В любом государстве инновационный потенциал относится к категории национального достояния. В ведущих развитых странах существует законодательство, охраняющее его. Наша страна, вступая на путь, которым идет большинство стран мира, трансформирует свое законодательство, определяя результаты научной и инновационной деятельности как товар, подлежащий защите и коммерциализации.

Протекание инновационного процесса во многом обусловлено развитостью инновационной инфраструктуры. Зачастую в экономической литературе данное понятие трактуется слишком широко, охватывая практически весь инновационный потенциал. На наш взгляд, под инновационной инфраструктурой следует понимать специфический комплекс видов деятельности с их потенциалом, обслуживающий инновационный процесс.

Эта деятельность связана, прежде всего, с обслуживанием рынка научно-технической продукции, которая, превращаясь в товар, требует специальной' сети организаций, осуществляющих коммерциализацию разработок прикладного значения академической, вузовской и прикладной науки. Кроме того, на стыках различных стадий инновационного процесса зачастую требуются консультационные, информационно-посредничекие, организационные, экспертные, инженерные, инкубаторские, аудиторские, управленческо-координационные, патентные и другие услуги.

Поэтому за рубежом к инновационной инфраструктуре относят консультативные и информационные фирмы, фирмы венчурного капитала, аудиторские фирмы, инкубаторы, патентные бюро, малые внедренческие предприятия и т.д.12

 

2.5 Инновационное  предпринимательство

 

Развитие малого бизнеса (в том числе и инновационного) привело к появлению в инноватике нового термина "инновационное предпринимательство". П.И. Ратанин считает, что инновационная деятельность, связанная с новаторской идеей, осуществляется в рамках сложившихся традиционных структур (например. НИИ. НТК. НПО), а прецедент создания для реализации новой самостоятельной структуры есть инновационное предпринимательство.

На Западе инновационное предпринимательство тесно связано с малым бизнесом. Его отличительными признаками являются: свобода в выборе направлений и видов человеческой деятельности, инициативность, самостоятельность в принятии решений, ответственность за их последствия и связанный с этим риск, ориентация на достижение коммерческого успеха. Инновационное предпринимательство связано с осуществлением новых нетрадиционных подходов во всех сферах деятельности, ему присуще новаторство, творческий подход к решению всех проблем, связанных с рынком. Его особенность - уникальность нововведений, которая предопределяет высокую степень риска и низкую вероятность результата.

 

2.6 Инновационная  система

 

Еще одним немаловажным понятием здесь можно рассмотреть инновационную систему. В «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» дается достаточно полное определение этого термина: инновационная система - это совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы.

Инновационная система включает:

воспроизводство знаний, в том числе с потенциальным рыночным спросом, путем проведения фундаментальных и поисковых исследований в Российской академии наук, других академиях наук, имеющих государственный статус, а также в университетах страны;

проведение прикладных исследований и технологических разработок в государственных научных центрах Российской Федерации и научных организациях промышленности, внедрение научно-технических результатов в производство;

промышленное и сельскохозяйственное производство конкурентоспособной инновационной продукции;

развитие инфраструктуры инновационной системы;

подготовку кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности

Содержанием инновационной деятельности субъектов инновационной системы является:

проведение анализа и формирование прогноза направлений научно-технологического и инновационного развития экономики с учетом реальных условий рыночного потребления;

развитие инфраструктуры инновационной системы;

вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;

технологическое переоснащение производства для выпуска инновационной продукции;

проведение экспертизы разработок, оказание консультационных, информационных, юридических или иных услуг по выводу инновационной продукции на рынок13.

Итак, нами рассмотрены и уточнены основные понятия, связанные с инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов всех форм собственности и юридического статуса, а также предприятий и организаций нововведенческой инфрастуктуры. Уточненный терминологический аппарат может быть заложен в основу теории управления инновациями, основополагающие моменты которой во многом зависят от правильности понимания сущности нововведения и содержания процессов его реализации

3. Роль инноваций  в развитии мирового сообщества

 

Основой современного социально-экономического развития страны является ее научно-технический потенциал, который служит предпосылкой перехода общества в постиндустриальную информационную эпоху. Эта проблема представляет чрезвычайную важность для современной России. Безотлагательность перехода ее экономики на инновационный путь развития требует мощной активизации инновационной деятельности, создания соответствующего научно-технического потенциала. Это позволит реорганизовать национальное хозяйство на основе наукоемкого производства, повернуть вспять тенденцию огромного и все нарастающего отставания России от развитых стран мира в различных сферах — экономической, социальной, современных технологий (электроники, вычислительной техники, программных средств, телекоммуникаций, роботостроения, информационных услуг), организации управления. По данным Минпромнауки, удельный вес России на мировом рынке продукции наукоемких отраслей составляет около 0,3%, в то время как этот показатель для США равняется 36%, Японии — 30%, Китая — 6%114. Основная доля в затратах на инновации российских предприятий (свыше 60%) приходится на приобретение машин и оборудования, зачастую устаревших моделей, вместо собственно инновационной деятельности предприятий — разработки и освоения новой продукции.

Усиленное внимание к исследованию проблем инновационной деятельности вызвано и тем, что предстоит напряженная работа по органичному и достойному вхождению российской экономики в мировое хозяйство. Преодоление отставания практически во всех отраслях и производствах предполагает усиление инновационного характера предпринимательской деятельности, формирование особой инновационной сферы с присущими ей субъектами.

Приоритетной задачей в этой связи становится формирование национальной инновационной системы, представляющей собой совокупность институтов, занимающихся производством и трансформацией научных знаний в новые виды конкурентоспособной продукции и услуг. Целью этой системы является обеспечение социально-экономического развития страны на современном уровне с переориентацией производства от приоритета сырьевых отраслей, занятых добычей и первичной переработкой сырья, к экономике знаний и инноваций.

Инновационный процесс, т. е. процесс создания, распространения и потребления субъектами национального хозяйства научно-технических, производственных, организационных, управленческих и других новшеств, является основным содержанием модернизации экономики и общества в целом. Это справедливо и для такого понятия, как научно-технический прогресс, широко применяемого для описания различий в экономическом развитии тех или иных стран.

В начале третьего тысячелетия человеческий и научно-технический прогресс превратился в основной фактор экономического развития. Опыт экономического роста в развитых странах свидетельствует о том, что наибольший успех ими достигается при вложении инвестиций в человека — новые знания, воплощенные в образовании, новых технологиях и оборудовании, организации и управлении. На их долю в этих странах приходится от 70 до 90% прироста ВВП. Все это свидетельствует о том, что единственно приемлемым для России типом развития, потенциально обладающим реальной перспективой на будущее, является инновационный. В ином случае возникает опасность подрыва основ экономической безопасности, самостоятельного и устойчивого развития страны.

Интенсивность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ во многом определяет сегодня уровень экономического развития: в глобальной экономической конкуренции выигрывают страны, которые обеспечивают благоприятные условия для развития человека, научных исследований и научно-технического прогресса. В этой сфере велика роль государства.

Проблемы освоения инновационных технологий в производстве являются ключевыми для большинства индустриально развитых стран мира. Меры, принимаемые для реализации национальной научно-технической и инновационной политики этих стран, направлены на обеспечение технологической безопасности, повышение конкурентоспособности высокотехнологичных производств, регулирование доступа зарубежных конкурентов к информации о передовых научно-технических достижениях. Роль государства не ограничивается традиционными рамками поддержки фундаментальной науки и целевых исследований, а напрямую ориентирована на обеспечение экономического роста и конкурентоспособности национального хозяйства.

Технологическая и инновационная политика государства в США в сфере инновационной деятельности направлена:

на создание делового климата, при котором процветает деятельность частного сектора в области инноваций, повышающая конкурентоспособность продукции;

поощрение развития, коммерциализацию и использование инновационных технологий;

инвестирование в создание технологий мирового класса XXI века;

интеграцию военных и промышленных технологий, способных эффективно решать как военные, так и гражданские задачи;

формирование квалифицированных специалистов мирового уровня, способных участвовать в быстро меняющейся и основанной на знаниях экономике;

партнерство с частным сектором и отстаивание национальной технологической политики, направленной на использование технологий в целях создания экономической мощи страны;

содействие промышленности в развитии технологий, систем измерений и стандартов15.

Информация о работе Инновации как объект управления