Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 13:58, курсовая работа
Описание работы
Данная глава посвящена изучению инноваций как объекта управления в обобщенном виде. В данной главе, во-первых, дается наиболее полное определение понятия инновации, рассматриваются различные точки зрения ученых, занимавшихся изучением теории инноваций, и перечислены и описаны различные виды инновации. Во-вторых, дается достаточно полный терминологический аппарат, который раскрывает наиболее важные понятия инновационной теории. В-третьих, в этой главе раскрывается значимость роли инноваций в развитии мирового сообщества, на примере наиболее развитых стран показано, как развитие инновационной деятельности влияет на экономические и социальные показатели национальной системы отдельной страны.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………….…...3 Глава 1. Понятие инновации и их виды………………………………………….…...4 1.1 Понятие инновации…………………………………………………….…...5 1.2 Виды инноваций……………………………………………………….…...10 Глава 2 2.1 Инновационный процесс и его этапы………………………………….…16 2.6 Инновационная система…………………………………………………......26 4.1 Инновационный путь развития: понятие, задачи и основные характеристики……………………………………………………………..…....39 4.4 Этапы инновационного развития………………...……………………...….44 4.5 Развитие национальной инновационной системы и поддержка технологического развития……………………..………………………………51 Тест……………………………………………………………….………………54 Ключ к тесту……………………………………………………………………..57 Контрольные вопросы…………………………………………………………...58 Список литературы……………
укрепление позиций России в
формировании глобальной энергетической
инфраструктуры;
реализация глобальных конкурентных
преимуществ в сфере транспорта и транзитных
потоков;
превращение России в один из
ведущих мировых финансовых центров, обладающих
независимой национальной финансовой
инфраструктурой и обеспечивающих лидирующие
позиции России на финансовых рынках стран
СНГ, ЕврАзЭС, Центральной и Восточной
Европы;
формирование эффективных демократических
институтов, влиятельных и активных институтов
гражданского общества20.
Инновационный тип развития
имеет ряд качественных и количественных
характеристик, соответствующих параметрам
развития ведущих стран мира:
диверсификация экономики, в
структуре которой ведущая роль переходит
к «отраслям знаний» и высокотехнологичным
отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного
сектора и экономики знаний в ВВП должна
составлять не менее 17-20% (2006 год – 10,5%),
вклад инновационных факторов в годовой
прирост ВВП - не менее 2,0-3 процентных пунктов
(2006 год – 1,3);
высокая инновационная активность
корпораций, связанная с освоением новых
рынков, обновлением ассортимента продукции,
освоением новых технологий, созданием
новых форм организации бизнеса. Доля
промышленных предприятий, осуществляющих
технологические инновации, должна возрасти
до 40-50% (2005 год – 9,3%), доля инновационной
продукции в выпуске промышленной продукции
– до 25-35% (2005 год – 2,5 процента);
наличие эффективной национальной
инновационной системы, активизация исследований
и разработок, как фундаментальных, так
и прикладных. Внутренние затраты на исследования
и разработки должны подняться до 3,5-4%
ВВП (2006 год – 1 % ВВП);
создание условий для эффективного
использования квалифицированного труда
и повышения качества человеческого капитала,
наличие эффективной, ориентированной
на конечный результат, социальной инфраструктуры.
Среднемесячная заработная плата в экономике
должна превысить в 2020 году 2000 долларов
США (2006 год – 391 доллара США), расходы на
образование за счет государственных
и частных источников – не менее 5-6% ВВП
(2006 год – 4,6%), на здравоохранение - 6-6,5%
(2006 год – 3,9 процента);
повышение эффективности использования
первичных ресурсов, прежде всего труда
и энергоносителей. Производительность
труда должна быть увеличена почти вдвое,
энергоемкость – снижена не менее чем
на 40 процентов; эффективная система спецификации
и защиты прав собственности, включая
интеллектуальную собственность, и создание
развитого рынка венчурного капитала21.
4.2 Направления
перехода к инновационному типу
развития
Особенность перехода к инновационному
типу развития состоит в том, что России
предстоит одновременно решать задачи
и догоняющего, и опережающего развития.
В условиях глобальной конкуренции и открытой
экономики невозможно догнать развитые
страны мира по уровню благосостояния
и эффективности, не обеспечивая опережающего
прорывного развития в тех секторах российской
экономики, которые определяют ее специализацию
в мировом хозяйстве. Такой подход требует
реализации стратегий одновременно в
пяти направлениях.
Первое направление – обеспечение
использования глобальных конкурентных
преимуществ России в сферах энергетики,
транспорта, экологии, аграрного сектора.
Второе направление – формирование
мощного научно-технологического комплекса,
обеспечивающего глобальную специализацию
России на высокотехнологичных рынках.
Третье направление – структурная
диверсификация экономики на основе повышения
конкурентоспособности перерабатывающей
промышленности, высокотехнологичных
отраслей и «экономики знаний».
Четвертое направление – создание
экономических и социальных условий для
реализации творческого потенциала человека
и формирование конкурентоспособного
человеческого капитала.
Пятое направление – развитие
демократии и обеспечение защиты прав
и свобод личности.
Только реализовав формулу развития
«демократия – человек – технологии»
и воплотив ее в повседневную практику
жизни общества, Россия сможет реализовать
свои потенциальные возможности и занять
достойное место среди ведущих мировых
держав.
4. 3 Сценарий инновационного
развития
Этот сценарий отражает использование
конкурентных преимуществ российской
экономики не только в традиционных (энергетика,
транспорт, аграрный сектор), но и в новых
наукоемких секторах и экономике знаний,
и превращение инновационных факторов
в основной источник экономического роста.
Он предусматривает:
создание эффективной национальной
инновационной системы и развертывание
долгосрочных программ и проектов, обеспечивающих
лидирующие позиции России на рынках высокотехнологичных
товаров и услуг;
глубокую модернизацию социальной
инфраструктуры, включая образование,
здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающую
значительное повышение качества человеческого
капитала и стандартов жизни населения;
ускоренное развитие экономических
институтов, определяющих защиту прав
собственности, усиление конкурентности
рынков, снижение инвестиционных и предпринимательских
рисков, снижение административных барьеров
и повышение качества государственных
услуг, развитие новых компаний, развитие
государственно-частного партнерства;
модернизацию инфраструктурных
отраслей экономики – транспорта, электроэнергетики,
при значительно более высоком, чем во
втором варианте, повышении эффективности
энергосбережения;
создание новых региональных
центров экономического развития в Поволжье,
на Дальнем Востоке и Юге России, преодоление
отставания депрессивных регионов;
развитие многовекторной модели
интеграции в мировой рынок, опирающейся
на расширение внешнеэкономических отношений
с США, Евросоюзом, Китаем, Индией и формирование
новых более глубоких форм интеграции
и сотрудничества с государствами СНГ.
Реализация данного сценария
позволяет обеспечить выход на уровень
социально-экономического развития, характерный
для развитых постиндустриальных стран,
за счет повышения конкурентоспособности
российской экономики, ее структурной
диверсификации и роста эффективности.
Сценарий инновационного развития
будет сопровождаться активными структурными
сдвигами, поддерживаемыми значительным
повышением эффективности использования
ресурсов. Доля инновационного сектора
в ВВП повысится с 10,5% в 2006 году до 18,9% в
2020 году (в ценах 2006 года) при снижении
доли нефтегазового сектора с 19,7% до 12,1
процента.
Такой структурный маневр будет
обеспечиваться ростом инновационной
активности и поддерживаться повышением
расходов: на НИОКР (за счет всех источников
финансирования) - до 2,8% ВВП в 2015 году и
4% ВВП в 2020 году, на образование – до 5%
ВВП в 2015 году и 5,5% ВВП в 2020 году (в т.ч. государственные
расходы достигают 4,5%ВВП). При этих параметрах
развития «экономики знаний» Россия становится
достаточно конкурентоспособной по сравнению
с европейскими и азиатскими партнерами,
обеспечивается комплексное развитие
национальной инновационной системы.
Развитие сектора социальных услуг на
принципах частно-государственного партнерства,
обеспечивающего рост доли частных и автономных
учреждений в сфере социальных услуг для
населения, также окажет позитивное влияние
на качество экономического роста22.
4.4 Этапы инновационного
развития
Инновационное развитие российской
экономики в период 2008-2020 годов следует
разделить на три этапа, различающихся
по условиям, факторам и рискам социально-экономического
развития. Макроэкономические характеристики
каждого из этих этапов в сопоставлении
со сценариями энерго-сырьевого (II) и инерционного
(I) развития приведены в таблице 1.
Таб.1. Основные макроэкономические
показатели сценариев развития (темпы
прироста, процентов)
2006
Среднегодовые значения
2020/2007, %
2008-2012
2013-2017
2018-2020
ВВП
3
6,7
6,1
6,6
6,4
123
2
6,0
5,5
4,7
102
1
4,5
3,3
3,1
61
Реальные располагаемые доходы
населения
3
10,2
8,3
7,2
6,7
156
2
8,1
5,7
4,7
123
1
6,8
4,3
3,7
91
Розничный товарооборот
3
13,9
8,7
6,5
6,3
150
2
8,6
5,3
4,5
124
1
6,7
4,4
3,7
91
Инвестиции
3
13,7
11
10,7
9,6
270
2
10,9
8,8
6,6
211
1
5,6
4,2
4,1
83
Экспорт, млрд. долл.
3
303,9
348
439
564
60
2
347
433
538
51
1
331
377
437
21
Импорт, млрд. долл.
3
164,7
340
503
669
195
2
342
484
603
163
1
316
376
446
92
Инфляция
3
9
5,6
4,5
3,3
85
2
6,2
4,8
3,4
90
1
7,5
6,1
4,0
111
Энергоемкость
3
-2,8
-3,6
-3,9
-3,7
-39
2
-3,4
-2,8
-2,2
-32
1
-2,8
-1,7
-1,6
-24
Электроемкость
3
-2,4
-2,1
-2,3
-2,70
-27
2
-1,9
-1,3
-1,3
-18
1
-1,6
-0,7
-0,4
-12
Производительность труда
3
6,2
6,3
7,5
7,1
138
2
6,2
6,5
5,8
119
1
4,8
4,3
3,9
75
Первый этап (2008-2012 годы) – создание
институциональной среды инновационной
экономики, модернизация образования
и здравоохранения, запуск проектов развития
в высокотехнологичных и инфраструктурных
секторах.
Основные приоритеты социально-экономического
развития на данном этапе включают:
формирование нормативной правовой
базы и регуляторов инновационной активности
корпораций;
структурную модернизацию образования,
здравоохранения и жилищно-коммунального
хозяйства, обеспечение доступности жилья
для основной массы населения; преодоление
тенденции к относительному снижению
расходов на здравоохранение и образование
(в частности расходы на образование понижаются
с 4,6%ВВП в 2006 году до 4,4% в 2010 году и в 2012
году возвращаются на уровень 4,6%ВВП);
принятие мер по решению проблем
состояния окружающей среды (в том числе
для урбанизированных территорий: утилизация
отходов производства и потребления, обеспечение
населения качественной питьевой водой
и др.);
реформирование и модернизацию
фундаментальной и прикладной науки, создание
эффективной инновационной инфраструктуры
(повышение расходов на НИОКР за счет частных
и государственных источников с 1,0%ВВП
в 2006 году до 1.3% ВВП в 2010 году и 1,8% в 2012 году);
начало активной модернизации
высокотехнологичных отраслей экономики,
создание новых технологических заделов;
повышение конкурентоспособности массовых
среднетехнологичных производств (автомобилестроения,
пищевой промышленности, индустрии строительных
материалов, металлургических и химических
производств) будет способствовать укреплению
позиций отечественной продукции на внутреннем
рынке и перелому в динамике импорта (среднегодовой
темп роста импорта в физическом выражении
должен понизиться с 26-27% в 2006-2007 годах
до 7% в 2011-2012 годах);
поддержание макроэкономического
равновесия, обеспечение стабильного
курса рубля и снижение инфляции до 5% в
год к концу периода;
реализация масштабных проектов
по развитию транспортной, портовой и
энергетической инфраструктуры, инновационных
центров, в том числе с использованием
средств инвестиционного фонда, механизма
особых экономических зон промышленно-производственного,
портового и технико-внедренческого типа,
концессионных соглашений;
развертывание активной работы
государственных финансовых институтов
развития, которые при условии достаточного
роста капитализации могут увеличить
кредитную поддержку машиностроительных
производств, малого и среднего бизнеса
в 2008-2012 годах почти вдвое и повысить объем
внешних частных привлеченных инвестиционных
ресурсов в экономику на 10-12 процентов;
создание новых экономических
центров на Юге России, в Восточной Сибири
и на Дальнем Востоке;
развитие государственного
управления по результатам на федеральном
и региональном уровнях, внедрение механизмов
проектно-целевого управления.
Таб. 2. Целевые макроэкономические
индикаторы первого этапа (2012 год к 2007
году, %)
Рост валового внутреннего продукта
134-135
Рост производительности труда
134-136
Снижение энергоемкости ВВП
83-84
Рост реальных располагаемых
доходов населения
148-150
Рост инвестиций в основной
капитал
167-170
Темп роста потребительских
цен
134-136
Второй этап (2013-2017 годы) – переход
экономики на новую технологическую базу,
основанную на перспективных разработках
в области информационно-коммуникационных,
био- и нанотехнологий.
Основные приоритеты социально-экономического
развития на данном этапе включают:
создание условий для интенсивного
технологического обновления российских
корпораций на базе новых (в том числе
ресурсосберегающих и экологически безопасных)
технологий, расширение позиций российских
компаний на мировых рынках высокотехнологичных
товаров и услуг, закрепление специализации
и компетенции России на рынках высоких
технологий;
обеспечение рациональной специализации
российской науки, расширение передовых
позиций российской науки по приоритетным
направлениям научных исследований;
создание сети конкурентоспособных
центров (университетов) высшего образования
мирового уровня;
многовекторная интеграция
России в мировое хозяйство на основе
реализации крупных энергетических и
транспортных проектов;
увеличение экспорта транспортных
услуг и информационно-коммуникационных
услуг.
Таб.3. Целевые макроэкономические
индикаторы второго этапа
(2017 год к 2012 году, %)
Рост ВВП
137-139
Рост производительности труда
142-144
Снижение энергоемкости ВВП
81-83
Рост реальных располагаемых
доходов населения
140-143
Рост инвестиций в основной
капитал
165-168
Темп роста потребительских
цен
123-125
Третий этап (после 2018 года) –
закрепление лидирующих позиций России
в мировом хозяйстве и развитие в режиме
инновационной экономики.
Приоритеты развития:
ускоренное развитие человеческого
капитала, обеспечивающее лидирующие
позиции по уровню образования, здравоохранения,
при повышении государственных и частных
расходов на образование и здравоохранение
до уровня сопоставимого с развитыми странами;