Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 13:58, курсовая работа
Описание работы
Данная глава посвящена изучению инноваций как объекта управления в обобщенном виде. В данной главе, во-первых, дается наиболее полное определение понятия инновации, рассматриваются различные точки зрения ученых, занимавшихся изучением теории инноваций, и перечислены и описаны различные виды инновации. Во-вторых, дается достаточно полный терминологический аппарат, который раскрывает наиболее важные понятия инновационной теории. В-третьих, в этой главе раскрывается значимость роли инноваций в развитии мирового сообщества, на примере наиболее развитых стран показано, как развитие инновационной деятельности влияет на экономические и социальные показатели национальной системы отдельной страны.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………….…...3 Глава 1. Понятие инновации и их виды………………………………………….…...4 1.1 Понятие инновации…………………………………………………….…...5 1.2 Виды инноваций……………………………………………………….…...10 Глава 2 2.1 Инновационный процесс и его этапы………………………………….…16 2.6 Инновационная система…………………………………………………......26 4.1 Инновационный путь развития: понятие, задачи и основные характеристики……………………………………………………………..…....39 4.4 Этапы инновационного развития………………...……………………...….44 4.5 Развитие национальной инновационной системы и поддержка технологического развития……………………..………………………………51 Тест……………………………………………………………….………………54 Ключ к тесту……………………………………………………………………..57 Контрольные вопросы…………………………………………………………...58 Список литературы……………
Таким образом, в условиях развитой
рыночной экономики правительство считает
необходимым выступать партнером американского
бизнеса, играть активную роль в поддержке
развития промышленности и технологий,
обеспечении экономического роста и повышении
благосостояния страны.
Одним из мировых лидеров в области
создания и промышленного освоения инновационных
технологий является Европейский союз
(ЕС), располагающий современной научно-исследовательской
базой, а также большим количеством ученых,
обладающих высоким творческим потенциалом.
Стратегической линией стран-членов ЕС
в области научно-технических разработок
является концентрация инвестиционных
ресурсов на ключевых направлениях инновационной
инфраструктуры, включающих:
создание единой для всех стран
— членов ЕС базы данных, аккумулирующей
и регламентирующей комплекс минимально
необходимых процедур и формальностей
для создания предприятий;
доступ ученых в европейские
научно-исследовательские программы;
поддержку малых и средних предприятий
в целях правовой защиты от незаконного
копирования разработанных технологий
или выпускаемой продукции;
создание механизма финансовой
поддержки малых и средних предприятий,
оказание им помощи в подготовке, регистрации
и использовании патентов, учитывая опыт
работы национальных и европейских патентных
бюро;
совершенствование системы
финансирования инновационной деятельности
предприятий;
введение более совершенного
налогового механизма, дающего определенные
льготы предприятиям, разрабатывающим
и выпускающим различную инновационную
продукцию;
создание в компаниях условий,
стимулирующих повышение квалификации
сотрудников16.
Научно-исследовательская и
производственно-технологическая сферы
мировой экономики как неотъемлемый элемент
в сферы высоких технологий становятся
по своему содержанию глобальными. Разработка
высоких технологий, производство на их
основе высокотехнологичных товаров и
услуг, продвижение их на мировые рынки,
расширение международной интеграции
в этой области стали для большинства
промышленно развитых стран Западной
Европы, США, Японии и стран Юго-Восточной
Азии важнейшей стратегической моделью
и локомотивом экономического роста.
Наиболее актуальная тематика
представлена разработками в области
информационных технологий и защиты окружающей
среды, живой материи, включая медицинскую
тематику, мультимедийных образовательных
продуктов, технологий получения альтернативных
источников энергии и энергосбережения.
К числу приоритетных относятся также
проблемы разработки искусственного интеллекта,
сверхпроводимости, нанотехнологий и
микромашин, использования солнечной
энергии, глубокой переработки отходов.
Исследования в этих областях связаны
с управлением атомно-молекулярным механизмом
для получения заданной структуры материалов
и веществ; широким использованием компьютерной
техники; изучением возможностей использования
свойств живой материи для создания высокофункциональных
материалов и процессов их получения;
разработкой экологически чистых материалов
и др. Они невозможны без прогресса в технологиях
переработки информации, программных
устройствах, системах телекоммуникаций.
Прогресс в информационных и финансовых
технологиях влечет за собой формирование
единого мирового рынка инноваций, товаров,
капитала, труда.
Опыт развитых стран показывает,
что особенность реализации инновационной
политики в отличие от научно-технической
заключается, прежде всего, в объеме ресурсов,
которые необходимо направлять на эти
цели. Если в среднем затраты на фундаментальные
исследования принять за единицу, то затраты
на прикладные НИОКР превышают их в 10 раз.
Реализация же инновационной политики
(освоение в промышленности новейших технологий,
выпуск инновационной продукции и завоевание
рынков сбыта) требует вложений в 100-1000
раз больших.
Определяющей тенденцией в сфере
инвестиционной политики в мире стала
ее глобализация — перекрестные НИОКР
и коммерциализация технологий. Основная
цель таких инвестиций — возможность
использования иностранных достижений
и открытий в области науки и технологий,
привлечение зарубежных ученых и инженеров,
кооперация и сотрудничество с зарубежными
исследовательскими центрами и лабораториями,
а также адаптация результатов НИОКР к
потребностям рынка стран, в которые они
направляются.
Для России использование таких
возможностей глобализируемой мировой
инновационной системы может стать одним
из важнейших направлений государственной
политики в области международного научно-технического
и инновационного сотрудничества. Положение
страны в геополитической конкуренции
в XXI веке будут определять развитие науки,
качество информационной среды, формирование
ключевых производственно-технических
систем нового технологического уклада,
способность хозяйственного механизма
генерировать высокую инновационную активность,
состояние системы образования и здравоохранения,
демографическая ситуация.
Переход на инновационный путь
развития — ключевая задача современной
России. Одной из приоритетных проблем
является развитие новой экономики, основанной
на знаниях. Формирование новой экономики
может происходить за счет кардинального
изменения экономической структуры в
пользу высокотехнологичных отраслей,
развития человеческого капитала, сферы
образования, повышения квалификации
кадров. Трансформации будет подвергнута
и научно-техническая сфера с целью оптимизации
ее масштабов и структуры, повышения на
порядок эффективности, ориентации на
достижение конкретных результатов. Научно-техническая
сфера должна превратиться в компонент
национальной инновационной системы.
Сегодня по всем критериям Россия
делает только первые шаги, связанные
с формированием современной национальной
инновационной системы. Россия — это страна,
которая имеет топливно-сырьевую ориентацию.
Структурная перестройка экономики у
нас еще и не начиналась, доля топливно-энергетического
комплекса с каждым годом растет. Мы даже
не можем практически использовать еще
сохранившийся научно-инновационный потенциал,
во-первых, потому что в условиях очень
низкого технологического уровня производства
точечное использование новейших технологий
не даст эффекта, да и просто невозможно
из-за технологической, экономической,
управленческой взаимосвязи всех звеньев
системы. Кроме того, мы имеем ограниченные
источники финансирования расширенного
воспроизводства имеющегося потенциала,
так как главным его источником являются
собственные средства промышленных предприятий
В то же время в структуре национального
хозяйства развитых стран преобладают
высокотехнологичные отрасли, характеризующиеся
относительно низкой материало- и трудоемкостью,
но очень высокой долей затрат на НИОКР
в добавленной стоимости, а также отрасли
"мягких" технологий (услуг). При этом
весьма существенно, что основная специфика
технологий этих отраслей, в том числе
"мягких технологий", состоит в том,
что они базируются прежде всего на широком
использовании результатов интеллектуального
труда, т. е. новых знаний. В этих странах
развитие инноваций и качества человеческого
капитала превратилось в главную цель
инвестиционной политики и накопления
национального богатства.
Мировой рынок наукоемкой продукции
развивается высокими темпами. Наибольший
удельный вес в торговом обороте (как в
экспорте, так и в импорте) принадлежит
электронной промышленности и производству
вычислительной техники (примерно по 30
и 35% соответственно). Доминирующее положение
на рынке наукоемкой продукции занимают
страны "Большой семерки", которые
контролируют около 2/3 производства и
торговли наукоемкой продукцией, из них
США — свыше 20%, Япония — порядка 12-14%, Германия—
более 10%17.
Присутствие России на международном
рынке наукоемкой продукции пока незначительно:
ее доля составляет, по разным оценкам,
от 0,35% до 1%. Это ниже не только показателей
развитых стран мира, но и развивающихся
стран Азии. В то же время Россия восстанавливает
позиции на мировом рынке вооружений,
так и не сумев провести конверсию военного
производства. Сейчас страна вышла на
второе место в мире по экспорту вооружений.
Что касается показателей торговли российскими
технологиями на международном рынке,
то в последние годы отмечается некоторое
расширение ее масштабов и географии.
Суммарный оборот торговли технологиями
составил в 2002 г. 784 млн. долл. (в 2001 г. 636,9
млн. долл.), однако пока это низкий показатель:
так, в США суммарный оборот от торговли
технологиями составляет 49,7 млрд. долл.,
в Швейцарии — 3,5 млрд. долл.
В структуре экспорта преобладают
неохраноспособные виды интеллектуальной
собственности, менее ценные с коммерческой
точки зрения. Вместе с тем по показателю
изобретательской активности, измеряемому
как число отечественных патентных заявок
(в том числе и поданных за рубежом) в расчете
на 10 000 населения, Россия вышла на средний
уровень — 2,62 по сравнению с 1,12 в 1995 году,
опережая страны Центральной и Восточной
Европы — Чехию, Польшу, Венгрию (0,6—0,7),
но отставая от государств-лидеров, где
соответствующие значения достигают 4,5-5,5.
Доля России в общем количестве патентных
заявок, подаваемых за год иностранными
заявителями в государствах ОЭСР, не превышает
0,5%, однако в динамике число российских
патентных заявок, поданных за рубежом,
растет18.
В России продолжают пока существовать
сферы инновационной деятельности, которые
были до 1992 года составной частью единого
научно-технического комплекса бывшего
СССР, но сейчас пришедшие в упадок:
фундаментальная наука в составе
подразделений, институтов, научных центров,
лабораторий, опытно-конструкторских
баз и многих научно-инновационных образований
Российской академии наук, а также современных
научно-карпоративных и общественных
организаций;
университеты и высшие учебные
заведения, а также учебно-научно-инновационные
комплексы, объединяющие различные элементы
инновационного цикла с его ресурсным
обеспечением в составе Минобразования
РФ;
сфера прикладных научно-исследовательских
институтов и опытно-конструкторских
баз, сохранившихся в наукоградах, в ряде
корпораций и ФПГ, значительная часть
которых координируется Минпромнауки
РФ;
государственная сфера патентования
изобретений и открытий, а также корпоративные
банки данных научных идей и ноу-хау;
наукограды, крупные научно-технические
комплексы и корпоративные объединения
по промышленному освоению технологий
и выпуску наукоемкой продукции, сосредоточенные
в оборонном комплексе (в том числе НПО
"Энергия", "Союз", "Химмаш",
"Атоммаш").
Важнейшими научно-технологическими
областями, в которых Россия еще способна
выйти на мировые рынки, являются: авиационная
и космическая техника, атомная промышленность,
утилизация ядерных отходов, лазерная
техника, отдельные области информационных
технологий в оборонных и космических
устройствах. В то же время при наличии
мощных заделов в ряде отраслей, созданных
еще в доперестроечное время, имело место
огромное отставание в таких мировых научных
направлениях, как информационные технологии,
телекоммуникации, биотехнологии, фармацевтика,
технологии, ориентированные на человека,
повышение качества жизни.
Еще в 1980-е годы и начале 1990-х
годов при разработке комплексной программы
научно-технического прогресса на долгосрочную
перспективу предполагалось, что научно-технические
заделы, созданные в России, станут ключевым
фактором промышленного развития в начале
XXI века. Однако уже в 1990-е годы началось
сокращение масштабов научных исследований,
снижение кадрового потенциала науки,
деградация научной инфраструктуры.
Экономический рост после кризиса 1998 г.
был достигнут в основном на базе процессов
импортозамещения и наращивания сырьевого
экспорта в условиях повышения мировых
цен на энергоносители и другие виды природных
ресурсов. Инновационная активность даже
и технологически передовых отраслях
остается в стране на низком уровне.
Как считают эксперты, одна из
главных причин заключается в том, что
преобразования последних лет почти не
затронули основ той институциональной
модели, которая была характерна для советской
научно-технической сферы и на которую
все еще ориентируются многие работники
научных организаций, инженеры и государственные
ведомства, ответственные за развитие
экономики. Практика управления консервирует
сложившийся отрыв науки от хозяйственной
деятельности.
В условиях слабого, неструктурированного
рынка многие предприятия, выпускающие
наукоемкую продукцию, не смогли найти
необходимых инвестиций для налаживания
производства новой продукции и вхождения
в монополизированные секторы наукоемкого
мирового рынка даже при наличии разработок
мирового класса. Решающую роль в этом
играет отсутствие эффективной государственной
инновационной политики, включая защиту
и поддержку инновационной деятельности
(при сохранении высокого уровня налогообложения),
необходимое законодательное оформление
отечественной национальной инновационной
системы; комплекса инновационной инфраструктуры
с рыночными финансово-экономическими
институтами (банками, инновационными
фондами, страховыми и венчурными фирмами).
4. Инновационный
путь развития России
Впервые инновационный путь
развития России был продекларирован
Правительством РФ в 2002 году в документе
«Основы политики РФ в области развития
науки и технологий до 2010 года и дальнейшую
перспективу», утвержденный указом Президента
РФ от 30 марта 2002 года. В этом документе
указано, что целью государственной политики
в области развития науки и технологий
является переход к инновационному пути
развития страны на основа избранных приоритетов19. Решив за последние годы задачи
создания институциональной основы рыночной
экономики и посткризисного восстановления
производства, обеспечив макроэкономическую
стабильность, Россия, с одной стороны,
получила возможность ставить амбициозные
стратегические цели развития, с другой
- оказалась перед необходимостью преодоления
отмеченных вызовов.
4.1 Инновационный
путь развития: понятие, задачи и
основные характеристики
Инновационный путь развития
страны – это путь, основанный на тех знаниях
и научных достижениях, благодаря чему
Россия должна изменить свою сырьевую
направленность в мировом товарообороте
к 2020 году, как это указано в «Концепции
долгосрочного социально-экономического
развития РФ». Россия должна войти в пятерку
лидеров мирового экономического развития
и торговать на мировом товарном рынке
преимущественно наукоемкой высокотехнологичной
продукцией.
Достижение этой цели предполагает:
выход России на стандарты благосостояния,
соответствующие развитым странам мира
(в том числе среднедушевой ВВП по паритету
покупательной способности – 30 тысяч
долларов США в 2020 году и 40-50 тысяч долларов
США в 2030 году);
обеспечение научного и технологического
лидерства России по направлениям, обеспечивающим
ее конкурентные преимущества и национальную
безопасность;
обеспечение специализации
России в мировой экономике на основе
передовых научно-исследовательских разработок
и высоких технологий. Россия должна занимать
значимое, не менее 10 процентов, место
на рынках высокотехнологичных товаров
и услуг по 4-6 и более позициям;