Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:53, курсовая работа
Цель работы – инновации как метод усовершенствования работы действующих ресторанов России и мира.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты инновационной деятельности.
2. Исследовать тенденции развития ресторанного бизнеса.
3. Представить обзор инновационных технологий, используемых в практике ресторанов мира.
4. Предложить инновационные мероприятия для совершенствования деятельности ресторанов.
На семинаре речь прошла о современных тенденциях развития индустрии, принципах создания и управления современного предприятия общественного питания, способах повышения его эффективности, новых подходах к проектированию, дизайну и техническому оснащению ресторанов.
Современный ресторан (кафе, бар, клуб, отель) – это, прежде всего, красивый и комфортный способ времяпрепровождения, один из основных элементов досуга в современных городах. Организация подобного процесса крайне сложна по своему содержанию и наполнению и требует: соблюдения санитарных и технологических норм, контроля над стилем и культурой поведения обслуживающего персонала, над учетным процессом, анализа транзакций, учета поступления продуктов, формирования стоимости блюд и полуфабрикатов, процедур списания продуктов «под ноль» и т.д. Требование автоматизации всех этих процессов вытекает, прежде всего, из необходимости учёта большого количества деталей.
Удобство автоматизации и
Современные информационные системы, разработанные специально для предприятий общественного питания, позволяют значительно упростить, оптимизировать и ускорить целый ряд рутинных повседневных, специфических для этого бизнеса операций. Например, руководство Австралийского ресторана Global Mundo Tapas еще в 2010 году увидело большие перспективы в новом изобретении от Apple и одними из первых стали использовать iPad как электронное меню ресторана (Рис.1).
Рис.1. iPad, используемый в качестве меню, ресторан Global Mundo Tapas
А вот Калифорнийский ресторан Catch при отеле Casa del Mar использует iPad в другом качестве. Посетителям предлагается электронная карта вин, которая не только позволяет выбрать вино по различным параметрам (год, букет, регион, цена и прочее.), но и дает советы по сочетанию напитка с блюдами местной кухни. По некоторым данным, в погребе ресторана хранится более двухсот сортов (Рис.2).
Рис.2. – iPad, используемый в качестве винной карты, ресторан Catch при отеле Casa del Mar
О трудностях в развитии инновационной деятельности в нашей стране сказано уже немало. В нашей стране культура инновационной деятельности находится на начальном этапе своего развития, и, к сожалению, почти о каждом из участников можно сказать, что они часто неадекватно понимают свои истинные интересы. Рассмотрим далее существующие примеры инноваций в сфере ресторанного бизнеса России и не только.
В Азии пользуются популярностью рестораны, в которых столики расположены вокруг рабочего места повара (так называемого теппан-яки), т.е. весь процесс приготовления блюд происходит на глазах гостя. Такой вид отдыха привлекает достаточное количество людей своей экзотичностью, ведь теппан-повара обычно не только мастерски владеют кулинарным мастерством, но и устраивают настоящее шоу, виртуозно жонглируя ножами и другими опасными кулинарными приспособлениями. В Новосибирске имеется заведение подобного типа – Beerman&Пельмени, где кухня находится посередине зала, что позволяет наблюдать за приготовленим Вашего блюда (Рис.3).
Рис.3. – Beerman&Пельмени, г.Новосибирск.
Однако с точки зрения затрат на приобретение оборудования, и содержания его в надлежащей чистоте – это достаточно проблемное решение. Кроме того, ароматы кухни придутся по вкусу далеко не всем вашим клиентам.
Инновационное решение: Решение предлагает научный и технический прогресс. Почему бы не установить на кухне камеры, а на столиках мониторы? Таким образом, вы дадите посетителям ресторана выбор – наблюдать за процессом приготовления блюда или выключить монитор и насладиться общением со своими спутниками.
Одно из самых популярных предприятий быстрого обслуживания – компания McDol1ald's протестировала и готовит к использованию новую систему обслуживание клиентов в сети своих предприятий в США. Дело в том, что платежная система MasterCard создала технологию, позволяющую торговым предприятиям существенно сократить время оплаты товаров пластиковыми картами. Это стало возможно благодаря внедрению бесконтактного чипа. Технология получила название – PayPass, которая позволяет оплатить товар, просто коснувшись картой специально оснащенного терминала. Бесконтактный чип, безусловно, более продвинутая технология, но и более дорогая. Поэтому в ближайшие годы она вряд ли вызовет интерес у российских банков из-за своей стоимости.
Еще одним
нововведением для
Рис.3. Монстр-фикбургер (Monster - Thickburger) компании Hardee's.
В ресторанном бизнесе к
Особенности формата free flow (с англ. – «свободное движение» ) состоят в следующем: предприятие питания организовано по принципу самообслуживания, но без использования линии раздачи. Блюда отпускаются в отдельных зонах раздачи (станциях раздачи). Часть блюд доготавливают в зале раздачи. Отказ от использования замороженных или иным способом консервированных полуфабрикатов. Все блюда готовятся исключительно из свежих продуктов (принципиальное отличие от формата fast-food).
Пример подобного заведения в России – ресторан «Грабли», открытый в 2003 году в Москве. Ресторан отличается также солидными инвестициями – около $2 МЛН., что для ресторана, ориентированного на потребителя со средним уровнем доходов, редкость. Признаки концепции: приготовление всех блюд на глазах у посетителей из выбранных ими ингредиентов (например, указанного Вами стейка), отсутствие официантов, наличие открытой кухни, большой и разнообразный ассортимент, невысокие цены. Для ресторана куплено оборудование ведущих фирм – пароконвектоматы Rational, холодильники Sagi, Electrolux, электромеханическое оборудование Robot Coupe, Cryspi, Аmanа, Lincoln и др., рассчитанное на длительный срок эксплуатации. Последние разработки вышеуказанных и самых передовых компаний в области общественного питания представлены в таблице 1.
Компания разработчик |
Наименование оборудование |
Краткая характеристика |
Robot Coupe |
Миксер Mini Range |
Компания выпустила миксеры длиной 170 и 220 мм специально для смешивания продуктов в емкостях с малой глубиной. Рабочие органы миксера сделаны из нержавеющей стали, что значительно увеличивает срок их эксплуатации, они легко снимаются, легко очищаются. Модели привлекательны для небольших баров и закусочных, поскольку идеально подходят для производства малого количества порций. Они долговечны, компактны и практически не занимают места на кухне. |
Lincoln |
Конвейерные печи Impinger |
Конвейерные печи идеальны для приготовления пиццы, выпечки дрожжевого и слоеного теста, лепешек, питы, гамбургеров, стейков, филе рыбы, Мяса, птицы, морепродуктов, а также колбасных изделий. В них не происходит перемешивания запахов продуктов. Печи могут работать на при родном газе и на электричестве. |
Аmanа |
Микроволновые печи |
Уникальная запатентованная "система смешивания", позволяющая устранить холодные зоны внутри рабочей камеры. Другим достоинством конструкций AMANA является двусторонний подвод СВЧ-волн сверху и снизу, обеспечивающий сверхбыстрое приготовление блюда. Все оборудование имеет двойную защиту от излучения. |
Cryspi |
Кухонные стеллажи |
Полки и опорные стойки выполнены из пищевой нержавеющей стали, каркас столов разборный, что значительно снижает затраты на их транспортировку и хранение на складе. Полки регулируются по высоте, что позволяет хранить широкий ассортимент кухонного инвентаря различных типоразмеров. |
Табл.1. – Новые виды оборудования для предприятий общественного питания
Заведения Quick&Casual (квик энд кежал) от обычных ресторанов переняли высокое качество и традиционность кулинарии: использование свежих полуфабрикатов и выпечки собственного приготовления и жесткое табу на замороженные полуфабрикаты уже готовых блюд, разогреваемые в микроволновых печах. Плюс – высокий уровень обслуживания официантами и дополнительный пакет услуг, например, бесплатная парковка, городской телефон, свежая пресса, еда навынос, детский игровой зал, кейтеринг и др. Влияние фаст-фуда – меньшее количество позиций меню при более демократичных ценах, скромность интерьера на манер обычного городского кафе. Таким образом, в Quick&Casual клиент получает ресторанную (почти) еду, но дешевле и быстрее.
Что такое кейтеринг, упоминавшийся ранее? В современном русском языке кейтеринг – это выездное ресторанное обслуживание, которое включает в себя умение вкусно приготовить, красиво оформить и эффектно подать блюда в любом месте и в любое время. Презентации, банкеты, корпоративные мероприятия, свадьба, фуршет, шведский стол, барбекю – эти и многие другие праздники вы можете устроить с помощью ресторана выездного обслуживания. При этом организация мероприятия практически ничем не будет уступать стационарной форме обслуживания (Табл.2).
Компания |
Банкет |
Выезд на барбекю |
Детский кейтеринг |
Выездной ресторан "Фигаро", |
От $50 на человека. Новогоднее меню включало: 5 салатов, 7 холодных закусок, 3 маринада, специальное блюдо, горячую закуску, 2 горячих блюда, десерты и напитки. |
За $167 прошлым летом гость "Фигаро"получал коктейль уже на теплоходе, обилие угощений на берегу, 10ч. развлекательную программу с привлечением звезды эстрады, спортивную программу, катание на водных мотоциклах и мн. др. |
|
Cascade Events, ресторан |
$24 одиннадцать салатов и закусок, сам шашлык (400 г), сервировку |
||
"Гарсон № 2" |
$25 на 1 человека: холодные закуски - три вида канапе, горячие закуски, десерты, напитки |
При выезде стоимость с одного человека $52. В стоимость, помимо напитков и еды, входит также развлекательная программа. |
|
"Янис" |
Теплоходная прогулка. Коктейль-вечеринка на фоне вечерней Москвы: легкий блюз, Moet & Chandon, изысканные угощения, разнообразные напитки, от $120 с человека |
$25 на ребенка: украшение место веселья гирляндами ярких шаров, красочная сервировка стола и угощение в виде зверей, огромный торт с сюрпризом. |
Табл.2. – Ценовая характеристика компаний, оказывающих услугу кейтеринг
Новая кулинарная мода – жидкая еда (liquid
food).
В Нью-Йорке и Лондоне открылись первые
бары супов и бары соков, был изобретен
напиток, ставший основой новой тенденции,
— смузи (smoothie) и появилось новое направление
– liquid food — жидкая пища (супы, велюте, соки,
коктейли и авангардные напитки). В ресторане
Smoothie Time, самом большом в Париже заведении
liquid food все меню разделено на четыре раздела
— "энергетический", "спортивный",
"диетический" и "для сладкоежек"
(Рис. 4). Еще предлагается 150 различных
супов, бестселлер — кабачковый с картофелем.
По некоторым сведениям, этим направлением
заинтересовалась также фирма McDonalds.
Рис. 4. – liquid food в заведении Smoothie Time, Париж
В немецком городе Нюрнберге открылся полностью автоматизированный ресторан Baggers. Еда в нем заказывается с помощью сенсорной панели, а прибывает и убывает к столику посетителя по специальным рельсам. Заказ поступает на кухню, расположенную под крышей здания. Готовые блюда спускаются по специальным рельсам, которые также подведены к каждому столику, из-за чего интерьер ресторана напоминает модель парка аттракционов (Рис.5). В период ожидания заказа посетители могут отправить SMS или электронное письмо при помощи того же сенсорного экрана.
Рис.5. – полностью автоматизированный ресторан Baggers, Нюрнберг
Совсем недавно стало известно, что для Российских предприятий общественного питания (кафе и рестораны на 100 посадочных мест и более) – будут введены паспорта безопасности. В паспорте надо собрать массу информации: о предприятии, о персонале, о силах и средствах охраны, планы и схемы объекта. В разделе «моделирование возможных кризисных ситуаций» нужно описать, какие возможны ЧП на объекте, и изложить расчеты последствий. А в разделе «мероприятия по обеспечению безопасности» необходимо привести перечень распорядительных документов по организации о мерах безопасности, а также сведения о том, какими противоаварийными системами оснащено здание и как сотрудники обеспечены средствами защиты.
Относительно недавно появилось еще одно нововведение – это ледяные украшения. Многие рестораторы украшают столы эффектно подкрашенными ледяными скульптурами, вазами. Для этого нужно всего лишь добавить в воду несколько капель пищевого красителя. Шеф-повар немецкого отеля внес в общепринятую традицию свое ноу-хау – он украшает ледяные скульптуры цветами, наполняет ледяные вазы фруктами, а шампанское выставляет на стол в ведерках изо льда (Рис.6).
Рис.6. – Ледяные украшения с использованием живых цветов и подсветки