Инновационная деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Внедрение инноваций всегда связывается с потребностями рынка. Инновационный менеджер определяет, какие виды новых продуктов, работ и услуг должны обеспечить нужную долю рынка, какие продукты требуют модернизации, для того чтобы была обеспечена сбалансированность краткосрочных и долгосрочных программ, т.е. он выявляет, как добиться в конкретных условиях оптимального варианта собственной доли рынка, повышения отдачи от используемого инновационного потенциала.
В настоящее время в программах инновации белорусских предприятий приоритетными являются; внедрение новых видов продуктов; освоение новых сегментов рынка; повышение рентабельности деятельности предприятия и каждого подразделения в отдельности; оптимальное использование имеющихся материальных и научных ресурсов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Содержание и особенности инновационной деятельности предприятия
1.2 Результаты инновационной деятельности предприятия
1.3 Организация инновационной деятельности предприятия в рыночных условиях хозяйствования
2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Нормативно-правовая база инновационной деятельности в Республике Беларусь
2.2 Характеристика ОАО «Гомельстройматериалы»
2.3 Анализ состояния инновационной деятельности ОАО «Гомельстройматериалы»
З.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Планирование инновационной деятельности ОАО «Гомельстройматериалы»
3.2 Пути развития инновационной деятельности ОАО «Гомельстройматериалы»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

Все виды инновационной деятельности представляют собой инновационную  сферу, т. е. область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (товаров и услуг), включающую распространение инновации [10, с. 23].

Инновационная деятельность немыслима  без четко работающей инновационной  инфраструктуры. В инновационную  инфраструктуру включаются организации, фирмы, объединения, охватывающие весь цикл осуществления инновационной деятельности от генерирования новых научно-технических идей и их обработки до выпуска и реализации наукоемкой продукции. Таким образом, инновационная инфраструктура - это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга организаций или их подразделений, осуществляющих инновационную деятельность и способствующих ей. К таким организациям относятся: инновационный инкубатор, технологический парк, технополис.

 

1.2 Результаты инновационной деятельности предприятия

 

Само понятие «инновация» (innovation) впервые появилось в научных  исследованиях зарубежных культурологов  в XX в. и означало введение некоторых  элементов одной культуры в другую. Термин происходит от латинского слова «innovate», что означает обновление или улучшение. В общем плане его можно понимать как особую культурную ценность — материальную или нематериальную, — которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая [16, с. 48].

Термин «инновация» был введен в экономическую терминологию американским экономистом Йозефом Шумпетером. В отечественной и зарубежной экономической литературе встречаются различные трактовки таких категорий, как «нововведение», «новшество» и «инновация». В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, однако определенные различия между ними существуют.

Если «инновацию» и «нововведение» можно считать синонимами, то от новшества их нужно отличать обязательно. Для различия этих терминов необходимо понимать, что любые новшества, изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получат общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации) и уже в новом качестве выступят как нововведения (инновации).

Принято считать, что термин «нововведение» является русским вариантом английского слова «innovation». Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или, в нашем понимании этого слова, «введение новшеств». «Новшество» характеризует определенную новизну, и в этом смысле данное понятие близко к понятию «изобретение». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. С понятием «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие». Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструменты, другие приспособления, созданные человеком. Открытие есть процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.

Целесообразно разграничивать понятия  «новшество» и «инновация». Новшество — это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; «ноу-хау»; понятий; научных подходов или принципов: документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов маркетинговых исследований и т.д. Главное — внедрить новшество, превратить его в форму инновации, т.е. завершить инновационную деятельность, и получить положительный результат, затем продолжить диффузию инновации. Тогда инновация представляет собой конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого эффекта.

Новшества могут разрабатываться как для собственных нужд (для внедрения в собственном производстве либо для накопления), так и для продажи. На «входе» фирмы как системы будут новшества их продавцов, которые могут сразу внедряться, переходя в форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь своего часа для внедрения. На «выходе» фирмы будут только новшества как товары.

Инновация — конечный результат  внедрения новшества с целью  изменения объекта управления и  получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта [7, с. 65].

Схема превращения новшеств в инновации  и основную продукцию фирмы показана на рис. 1.1.

Новшества могут быть покупными  или собственной разработки, предназначенными для накопления, продажи или внедрения в выпускаемую предприятием продукцию (выполняемую услугу), т. е. превращения в форму инновации.

Рисунок 1.1 – Схема превращения  новшеств в инновации и основную продукцию предприятия

Условные обозначения:

НП — новшества покупные; НПН  — новшества покупные для накопления; НПП — то же на продажу; НПИ — то же в инновации; НСИ — новшества собственного производства (разработки), реализуемые в инновациях; НСП — то же на продажу; НСН — то же для накопления; ИПН — инновации покупных новшеств; ИСН — инновации собственных новшеств; ОП — основная продукция предприятия.

 

Инновации принято классифицировать по ряду признаков (таблица 1.1). Так, по степени радикальности, их значимости в экономическом развитии инновации  можно подразделить на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие).

 

Таблица 1.1 - Классификация инноваций

№ п/п

Классификационный признак

Классификационные

группировки инноваций

1

степень радикальности

базисные, улучшающие и

псевдоинновации

2

предмет осуществления

продуктовые и процессные

3

область применения инноваций

управленческие, организационные, социальные, промышленные и т. д.

4

этапы НТП, результатом

которых стали инновации

научные, технические, технологические, конструкторские,

производственные, информационные

5

степень интенсивности

инноваций

"бум", равномерная, слабая, массовая

6

темпы осуществления

инноваций

быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные

7

масштабы инноваций

трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие

8

результативность инноваций

высокая, низкая, стабильная

9

эффективность инноваций

экономическая, социальная,

экологическая, интегральная


 

За этим разделением стоят два  различных инновационных процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный  тип означает линию на достижение мирового первенства (например, США). Догоняющий — дешевле и может дать быстрый результат (например, Япония). На этом пути создаются так называемые приростные инновации, связанные с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов. По направленности результатов инновации делятся на инновации-процессы и инновации-продукты. Выделяются также и другие классификации инноваций в соответствии с той ролью, которую они играют в развитии экономической системы.

Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства. Приведенные классификации свидетельствуют о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру.

 

1.3 Организации инновационной деятельности  предприятия в рыночных условиях хозяйствования

 

Переход к рыночной экономике требует  существенного повышения гибкости производства и восприимчивости  к инновациям. Вновь создаваемые  предприятия наукоемкого сектора, в отличие от обычных, ориентируются  на полный цикл, включающий вначале стадию НИОКР и освоения производства новых продуктов и услуг. Поэтому они создают перспективные исследовательские группы. На завершающей стадии предусматривается послепродажное сервисное обслуживание. Это делает их более мобильными и позволяет учесть как постоянно меняющиеся запросы рынка, так и последние достижения науки и техники.

Инновации связывают различные  по характеру и способам управления области хозяйственной деятельности: науку, производство, инвестиции, реализацию продукции. Совершенствование стилей и приемов инновационного управления, быстрое и адекватное реагирование на изменение конъюнктуры рынка, острая необходимость в управлении внедрения новшества, развитие новых направлений инструментов в работе предприятия, совершенствование всех основных элементов современного инновационного менеджмента применительно к специфике рынка дают возможность инноваторам использовать все виды резервов для успешной инновационной деятельности.

Инновационное управление представляет процесс постоянного обновления различных сторон деятельности предприятия.

Оно включает не только технические  или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах деятельности предприятия, а также в управлении процессом новых знаний.

Инновации можно представить как процесс совершенствования сбалансированности различных областей работы предприятия. Для инновационного менеджера процесс обновления означает разрушение привычной ориентации научно-производственного персонала и направление его на поиск новых форм инновационной деятельности, превращение каждого работника в источник нововведений. Ему предстоит объединить большое количество участников инновационного процесса, создать экономические условия и стимулы для работы, нацеленной на обновление деятельности предприятия.

Внедрение инноваций всегда связывается  с потребностями рынка. Инновационный  менеджер определяет, какие виды новых  продуктов, работ и услуг должны обеспечить нужную долю рынка, какие  продукты требуют модернизации, для  того чтобы была обеспечена сбалансированность краткосрочных и долгосрочных программ, т.е. он выявляет, как добиться в конкретных условиях оптимального варианта собственной доли рынка, повышения отдачи от используемого инновационного потенциала.

В настоящее время в программах инновации белорусских предприятий приоритетными являются; внедрение новых видов продуктов; освоение новых сегментов рынка; повышение рентабельности деятельности предприятия и каждого подразделения в отдельности; оптимальное использование имеющихся материальных и научных ресурсов. Инновационный менеджер должен уметь разрешать уникальные проблемы.

В деятельности менеджеров упор приходится делать не па стандартные решения, а  на способность быстро и правильно  оценивать хозяйственную ситуацию и находить тот единственно  возможный в данном положении подход, который и является в конкретных условиях оптимальным.

Инновационный менеджмент — это  особый вил профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей действующей  в рыночных условиях фирмы, оптимальных результатов на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента [9, с. 39]. Инновационный менеджер имеет дело с прогнозами, расчетами, ожидаемыми показателями, упитывающими специфику инновационной деятельности.

Инновационный менеджмент связан с  различными видами инновационной деятельности и в зависимости от их специфики  осуществляет свою управленческую деятельность. В его функции входят:

постоянная корректировка инновационных  целей и программ в зависимости  от состояния рынка, изменений внешней  среды;

ориентация на достижение запланированного конечного результата инновационной  деятельности предприятия:

использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений;

изменение функций стратегического  управления и планирования — от текущего к перспективному;

упор на все основные факторы  изменения и улучшения инновационной деятельности предприятия;

оценка управления работы в целом  только на основе реально достигнутых  конечных результатов;

привлечение всего научно-технического и производственного потенциала предприятия к ее управлению и  др.

Инновационным менеджерам приходится решать комплекс задач:

определение целей стратегического  управления и развития предприятия;

выявление приоритетных задач, их очередность  и последовательность решения;

управление изменениями на предприятии;

разработка стратегии развития предприятия — системы хозяйственных задач и путей их решения;

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия