Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 11:38, курсовая работа
Работа состоит из 3 глав. 1 - теоретические основы конкурентоспособности, 2 -описание завода ЗАО "ЖИЗ", 3 - предложения по повышении конкурентоспособности инновационным путем.
Таблица 2
Факторы внешней среды, влияющие на деятельность ЖИЗ
Политическая сфера (Political) |
Социальная сфера (Social) |
|
|
Экономическая сфера (Economic) |
Технологии (Technological) |
|
|
Каждый из перечисленных факторов имеет то или иное влияние на деятельность завода. Но принцип PEST-анализа не заключается в простом перечислении этих факторов по каждой из четырех групп. Необходимо проанализировать непосредственное их влияние и проявление этого влияния с целью адекватного реагирования на них. Мы произвели ранжирование факторов, исходя из степени воздействия их на деятельность предприятия (табл. 3).
Таблица 3
Наиболее значимые факторы внешней среды
Факторы внешней среды |
Влияние на стратегию организации |
1. Локальный и региональный характер рынков |
Вызван тем, что низкая стоимость продукции, производимая заводом, и в то же время высокие транспортные расходы не позволяют расширить рынки сбыта до всероссийского уровня. |
2. Усиление контроля деятельности предприятия со стороны экологических служб |
Ужесточение экологических требований к нормам вредных выбросов, возможен полный запрет на добычу полезных ископаемых на территории Самарской Луки. |
3. Производство строительных материалов привязано к месторождению источников сырья |
Предприятие сильно зависит от своего месторасположения и, в случае запрета на добычу полезных ископаемых в Самарской Луке, рискует прекратить свою деятельность. |
4. Сезонность транспортировок |
Обусловлена тем, что наиболее приемлемым способом транспортировки продукции, является речной транспорт, в связи с невысокой ценой его использования. Следовательно, и возможность его использования ограничена сезонностью. |
5. Общий экономический рост региона |
Промышленность строительных материалов – одно из приоритетных направлений развития экономики региона. Это позволяет обеспечивать стабильный рост спроса на продукцию. |
6. Развитие рынка недвижимости |
Увеличение масштаба строительных работ, что приведет к росту количества заказов и объема производства. |
7. Вступление в ВТО |
Обеспечение защиты от иностранных
конкурентов. Поиск путей снижения
издержек ввиду повышения внутренних
цен на бензин и электроэнергию.
Необходимость повышения |
8. Значительное отставание технического уровня оборудования добывающей отрасли от мирового |
Это угрожает снижением |
Проведем еще один анализ, применив модель М. Портера. Эта методика поможет проанализировать предприятие и разработать нужную стратегию бизнеса. Пять сил Портера включают в себя:
Рассмотрим подробнее влияние всех пяти сил.
Угроза появления продуктов-заменителей. Что касается производства строительных смесей и отделочных материалов, то здесь существует сильная угроза со стороны многочисленных конкурентов, производящих товары-заменители. Заводу необходимо придерживаться оптимального баланса цены-качества с целью сохранения своих клиентов.
Что касается производства щебня, то в данной области таких больших опасений не существует. Вряд ли можно найти товар-заменитель. Это может произойти только при дальнейшем финансировании науки и изобретении новых материалов.
Угроза появления новых игроков. Угроза большая, причем со стороны иностранных производителей, чье давление будет особенно велико при возможном вступлении в ВТО.
Угроза проникновения на рынок
потенциальных конкурентов
Во-первых, Жигулевский известковый завод – предприятие с многолетним опытом. Компаниям, недавно появившимся на рынке, будет трудно подвинуть с лидирующих успешно работающий ЗАО «ЖИЗ».
Во-вторых, работа в данной отрасли является очень капиталоемкой, для организации деятельности подобных компаний необходим значительный объем финансовых ресурсов.
В-третьих, Жигулевский известковый завод обладает налаженной системой сбыта и партнерскими соглашениями с поставщиками, что приобретается по прошествии длительного времени и накоплении бесценного опыта.
В-четвертых, возможны проблемы с получением лицензии.
Рыночная власть поставщиков. Завод в основном является самостоятельным производством, добывающим необходимое сырье. Но по некоторым позициям налаживание связей с поставщиками является необходимым, так как партнерские отношения в этой отрасли являются серьезным конкурентным преимуществом.
Рыночная власть потребителей. Щебень и известняк в основном применяется в жилищном, дорожном и промышленном строительстве. Потребителями нерудных строительных материалов являются предприятия по производству железобетонных изделий и конструкций, строительные организации и дорожные предприятия, предприятия стекольной промышленности. Покупателями могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, а также население, использующее данные материалы для частного строительства.
Учитывая, что ключевыми потребителями ЗАО "ЖИЗ" являются строительные предприятия, ситуация с ценами во многом зависит от инвестиционной активности в регионе и, соответственно, от спроса на данные материалы. В Самарской области в данный момент активно развивается строительная отрасль, что, соответственно увеличивает спрос на строительные материалы.
Географическое расположение предприятия очень выгодно по отношению к основным потребителям и позволяет осуществлять перевозку продукции преимущественно водным транспортом. Поэтому у ЗАО «Жигулёвский известковый завод» есть несколько постоянных клиентов, которые сосредоточены вдоль главной водной магистрали – реки Волги. Доставка продукции осуществляется не только в Самарскую область, но и в республики Татарстан и Чувашию, Ульяновскую и Нижегородскую области, а также в Саратов, Астрахань. Использование водного транспорта позволило сократить транспортные издержки. Это является важным преимуществом, так как затраты на транспортировку резко увеличивают цены на стройматериалы, а потребители крайне чувствительны к изменениям цен. Однако существует проблема транспортировки строительных материалов в зимний период, так как навигация по Волге становится невозможной.
Ключевые потребители приобретают известняковый щебень по причине отлаженных поставок и низких цен, поэтому переключение на товары-заменители на данный момент проблематично. Производителей товаров-заменителей известнякового щебня более высокого качества в Самарской области нет, и транспортировка из других регионов, особенно железнодорожным и автомобильным транспортом, резко увеличивает цены на продукцию, что неприемлемо для потребителя. Поэтому в ближайшей перспективе количество постоянных клиентов ЗАО «Жигулёвский известковый завод» сокращаться не будет.
Существенным недостатком в отношениях предпрития со своими потребителями является ограниченное предоставление информации о ЗАО «Жигулёвский известковый завод» в средствах массовой информации, и особенно в сети Интернет. Это не способствует привлечению новых покупателей.
Уровень конкурентной борьбы. ЗАО «Жигулёвский известковый завод» обладает устойчивой конкурентной позицией, так как в Самарской области производство щебня ведётся только в четырёх карьерах – Сокском, Жигулёвском, Яблоновском и карьере Богатырь.
Таким образом, основными конкурентами ЗАО «Жигулёвский известковый завод» являются:
- ЗАО «Сокское
- ОАО «Жигулёвские строительные материалы» (Яблоновское месторождение);
- ЗАО «Жигулёвское карьероуправление» (Жигулёвский карьер).
Несмотря на достаточно близкое расположение ключевых добывающих предприятий друг к другу, между ними нет прямой конкуренции. Это объясняется отличающимся составом щебня на карьерах, разным ассортиментом выпускаемой продукции, различными способами и направлениями отгрузки. При этом и потенциал рынка строительных материалов, и темпы его роста высоки. Таким образом, в Самарской области существует некоторое разделение сфер влияния между четырьмя гигантами - производителями строительных материалов. Рынок является концентрированным, так как доля рынка каждого производителя велика.
Однако ЗАО «Жигулевский известковый завод» в перспективе может отстать по некоторым показателям от остальных предприятий и, прежде всего, по уровню технического оснащения. Несмотря на то, что завод располагает отлаженным производственным процессом и бесперебойно работающим оборудованием, модернизация здесь не проводилась очень давно. Производственные мощности значительно изношены, в то время как ЗАО «Сокское карьеуправление» приступило к реализации программы технической модернизации производства ещё в 2006 году20. Важным шагом стало приобретение нового дробильного оборудования - конусной дробилки, отличающейся большей прочностью и долговечностью по сравнению с техникой предшествующего поколения. По оценкам руководства «Сокского карьероуправления», модернизация производства позволит значительно повысить рентабельность разработки карьера, увеличить объёмы производства щебня и в дальнейшем расширить рынки сбыта. «Жигулёвскому известковому заводу» в этой ситуации опасно отставать от предприятия сходного профиля.
Значимым фактором является интеграция некоторых строительных предприятий во влиятельные холдинги. ОАО «Жигулёвские строительные материалы» входит в состав «Евроцемент Групп», а ЗАО «Сокское карьероуправление» - в состав холдинга «RBC». Это создаёт угрозу вытеснения с рынка ЗАО «Жигулёвский известковый завод» более сильными конкурентами..
Итак, конкуренция в данной отрасли достаточно интенсивна, так как в борьбу вступают равные по силе соперники, которые в одинаковой мере зависят от потребностей потребителей. Привлекательность данного рынка оценивается как средняя, так как существуют высокие барьеры на входе. Существенных изменений в ближайшее время на данном рынке не предвидится.
Заключительным этапом нашего исследования стало проведение комплексного SWOT-анализа.
SWOT-анализ – метод стратегического планирования, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании. Это анализ сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды. «S» и «W» относятся к состоянию компании, а «O» и «T» к внешнему окружению организации. Все факторы делятся на четыре категории:
Информация о работе Инновационные пути повышения конкурентоспособности предприятия