Инновационные пути повышения конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Работа состоит из 3 глав. 1 - теоретические основы конкурентоспособности, 2 -описание завода ЗАО "ЖИЗ", 3 - предложения по повышении конкурентоспособности инновационным путем.

Файлы: 1 файл

наша курсовая.doc

— 902.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 2

Факторы внешней  среды, влияющие на деятельность ЖИЗ

Политическая сфера (Political)

Социальная сфера (Social)

  • сильная зависимость от изменений законодательства в отношении недропользования
  • административные барьеры по входу новых производителей на рынок строительных материалов
  • вступление в ВТО
  • торговая политика
  • развитие рынка недвижимости
  • давление рынка
  • увеличение объёмов строительства в связи с реализацией государственных и других программ
  • угроза переключения потребителя на продукты-заменители
  • связи с общественностью
  • репутация компании
  • падение спроса в случае значительного роста цен
  • усиление контроля деятельности предприятия со стороны экологических служб
  • обеспечение занятости жителей прилегающих поселений

Экономическая сфера (Economic)

Технологии (Technological)

  • локальный и региональный характер рынков
  • сезонность транспортировок, осуществляемых речным транспортом
  • рост инфляции
  • общий экономический рост региона
  • тип и уровень развитости конкурентных отношений
  • увеличение стоимости лицензии на добычу полезных ископаемых, рост налоговых и экологических сборов
  • производство строительных материалов привязано к месторождению источников сырья
  • значительное отставание технического уровня оборудования добывающей отрасли от мирового
  • низкое качество производимых строительных материалов
  • высокая стоимость нового оборудования
  • низкая степень автоматизации производственных процессов

 

Каждый из перечисленных  факторов имеет то или иное влияние  на деятельность завода. Но принцип PEST-анализа не заключается в простом перечислении этих факторов по каждой из четырех групп. Необходимо проанализировать непосредственное их влияние  и проявление этого влияния с целью адекватного реагирования на них. Мы произвели ранжирование факторов, исходя из степени воздействия их на деятельность предприятия (табл. 3).

Таблица 3

Наиболее значимые факторы внешней среды

Факторы внешней среды

Влияние на стратегию  организации

1. Локальный и региональный характер рынков

Вызван тем, что низкая стоимость  продукции, производимая заводом, и  в то же время высокие транспортные расходы не позволяют расширить  рынки сбыта до всероссийского уровня.

2. Усиление контроля деятельности предприятия со стороны экологических служб

Ужесточение экологических требований к нормам вредных выбросов, возможен полный запрет на добычу полезных ископаемых на территории Самарской Луки.

3. Производство строительных материалов привязано к месторождению источников сырья

Предприятие сильно зависит от своего месторасположения и, в случае запрета  на добычу полезных ископаемых в Самарской  Луке, рискует прекратить свою деятельность.

4. Сезонность транспортировок

Обусловлена тем, что наиболее приемлемым способом транспортировки продукции, является речной транспорт, в связи  с невысокой ценой  его использования. Следовательно, и возможность его  использования ограничена сезонностью.

5. Общий экономический рост региона

Промышленность строительных материалов – одно из приоритетных направлений  развития экономики региона. Это  позволяет обеспечивать стабильный рост спроса на продукцию.

6. Развитие рынка недвижимости

Увеличение масштаба строительных работ, что приведет к росту количества заказов и объема производства.

7. Вступление в ВТО

Обеспечение защиты от иностранных  конкурентов. Поиск путей снижения издержек ввиду повышения внутренних цен на бензин и электроэнергию. Необходимость повышения качества для поддержания конкурентоспособности.

8. Значительное отставание технического уровня оборудования добывающей отрасли от мирового

Это угрожает снижением конкурентоспособности  предприятия и потерей значительного  числа потребителей.


 

Проведем еще один анализ, применив модель М. Портера. Эта методика поможет проанализировать предприятие и разработать нужную стратегию бизнеса. Пять сил Портера включают в себя:

  • анализ угрозы появления продуктов-заменителей;
  • анализ угрозы появления новых игроков;
  • анализ рыночной власти поставщиков;
  • анализ рыночной власти потребителей;
  • анализ уровня конкурентной борьбы.

Рассмотрим подробнее  влияние всех пяти сил.

Угроза появления  продуктов-заменителей. Что касается производства строительных смесей и отделочных материалов, то здесь существует сильная угроза со стороны многочисленных конкурентов, производящих товары-заменители. Заводу необходимо придерживаться оптимального баланса цены-качества с целью сохранения своих клиентов.

Что касается производства щебня, то в данной области таких больших опасений не существует. Вряд ли можно найти товар-заменитель. Это может произойти только при дальнейшем финансировании науки и изобретении новых материалов.

Угроза появления  новых игроков. Угроза большая, причем со стороны иностранных производителей, чье давление будет особенно велико при возможном вступлении в ВТО.

Угроза проникновения на рынок  потенциальных конкурентов оценивается  как низкая, т.к. существуют следующие  барьеры на входе:

 Во-первых, Жигулевский известковый завод – предприятие с многолетним опытом. Компаниям, недавно появившимся на рынке, будет трудно подвинуть с лидирующих успешно работающий ЗАО «ЖИЗ».

Во-вторых, работа в данной отрасли  является очень капиталоемкой, для  организации деятельности подобных компаний необходим значительный объем финансовых ресурсов.

В-третьих, Жигулевский известковый  завод обладает налаженной системой сбыта и партнерскими соглашениями с поставщиками, что приобретается  по прошествии длительного времени  и накоплении бесценного опыта.

В-четвертых, возможны проблемы с получением лицензии.

Рыночная власть поставщиков. Завод в основном является самостоятельным производством, добывающим необходимое сырье. Но по некоторым позициям налаживание связей с поставщиками является необходимым, так как партнерские отношения в этой отрасли являются серьезным конкурентным преимуществом.

Рыночная  власть потребителей. Щебень и известняк в основном применяется в жилищном, дорожном и промышленном строительстве. Потребителями нерудных строительных материалов являются предприятия по производству железобетонных изделий и конструкций, строительные организации и дорожные предприятия, предприятия стекольной промышленности. Покупателями могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, а также население, использующее данные материалы для частного строительства.

Учитывая, что ключевыми  потребителями ЗАО "ЖИЗ" являются строительные предприятия, ситуация с  ценами во многом зависит от инвестиционной активности в регионе и, соответственно, от спроса на данные материалы. В Самарской области в данный момент активно развивается строительная отрасль, что, соответственно увеличивает спрос на строительные материалы.

Географическое расположение предприятия очень выгодно по отношению к основным потребителям и позволяет осуществлять перевозку продукции преимущественно водным транспортом. Поэтому у ЗАО «Жигулёвский известковый завод» есть несколько постоянных клиентов, которые сосредоточены вдоль главной водной магистрали – реки Волги. Доставка продукции осуществляется не только в Самарскую область, но и в республики Татарстан и Чувашию, Ульяновскую и Нижегородскую области, а также в Саратов, Астрахань. Использование водного транспорта позволило сократить транспортные издержки. Это является важным преимуществом, так как затраты на транспортировку резко увеличивают цены на стройматериалы, а потребители крайне чувствительны к изменениям цен. Однако существует проблема транспортировки строительных материалов в зимний период, так как навигация по Волге становится невозможной.

 Ключевые потребители приобретают известняковый щебень по причине отлаженных поставок и низких цен, поэтому переключение на товары-заменители на данный момент проблематично. Производителей товаров-заменителей известнякового щебня более высокого качества в Самарской области нет, и транспортировка из других регионов, особенно железнодорожным и автомобильным транспортом, резко увеличивает цены на продукцию, что неприемлемо для потребителя. Поэтому в ближайшей перспективе количество постоянных клиентов ЗАО «Жигулёвский известковый завод» сокращаться не будет.

Существенным недостатком  в отношениях предпрития со своими потребителями является ограниченное предоставление информации о ЗАО  «Жигулёвский известковый завод» в  средствах массовой информации, и  особенно в сети Интернет. Это не способствует привлечению новых покупателей.

Уровень конкурентной борьбы. ЗАО «Жигулёвский известковый завод» обладает устойчивой конкурентной позицией, так как в Самарской области производство щебня ведётся только в четырёх карьерах – Сокском, Жигулёвском, Яблоновском и карьере Богатырь.

Таким образом, основными  конкурентами ЗАО «Жигулёвский известковый  завод» являются:

- ЗАО «Сокское карьероуправление» (Сокское месторождение);

- ОАО «Жигулёвские  строительные материалы» (Яблоновское  месторождение);

- ЗАО «Жигулёвское  карьероуправление» (Жигулёвский карьер).

Несмотря на достаточно близкое расположение ключевых добывающих предприятий друг к другу, между  ними нет прямой конкуренции. Это  объясняется отличающимся составом щебня на карьерах, разным ассортиментом выпускаемой продукции, различными способами и направлениями отгрузки. При этом и потенциал рынка строительных материалов, и темпы его роста высоки. Таким образом, в Самарской области существует некоторое разделение сфер влияния между четырьмя гигантами - производителями строительных материалов. Рынок является концентрированным, так как доля рынка каждого производителя велика.

Однако ЗАО «Жигулевский известковый завод» в перспективе  может отстать по некоторым показателям  от остальных предприятий и, прежде всего, по уровню технического оснащения. Несмотря на то, что завод располагает отлаженным производственным процессом и бесперебойно работающим оборудованием, модернизация здесь не проводилась очень давно. Производственные мощности значительно изношены, в то время как ЗАО «Сокское карьеуправление» приступило к реализации программы технической модернизации производства ещё в 2006 году20. Важным шагом стало приобретение нового дробильного оборудования - конусной дробилки, отличающейся большей прочностью и долговечностью по сравнению с техникой предшествующего поколения. По оценкам руководства «Сокского карьероуправления», модернизация производства позволит значительно повысить рентабельность разработки карьера, увеличить объёмы производства щебня и в дальнейшем расширить рынки сбыта. «Жигулёвскому известковому заводу» в этой ситуации опасно отставать от предприятия сходного профиля.

Значимым фактором является интеграция некоторых строительных предприятий во влиятельные холдинги. ОАО «Жигулёвские строительные материалы» входит в состав «Евроцемент Групп», а ЗАО «Сокское карьероуправление» - в состав холдинга «RBC». Это создаёт угрозу вытеснения с рынка ЗАО «Жигулёвский известковый завод» более сильными конкурентами..

Итак, конкуренция в данной отрасли  достаточно интенсивна, так как в борьбу вступают равные по силе соперники, которые в одинаковой мере зависят от потребностей потребителей. Привлекательность данного рынка оценивается как средняя, так как существуют высокие барьеры на входе. Существенных изменений в ближайшее время на данном рынке не предвидится.

Заключительным этапом нашего исследования стало проведение комплексного  SWOT-анализа.

SWOT-анализ – метод стратегического планирования, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании. Это анализ сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды. «S» и «W» относятся к состоянию компании, а «O» и «T» к внешнему окружению организации. Все факторы делятся на четыре категории:

  • Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;
  • Слабые стороны (Weaknesses) — недостатки организации;
  • Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
  • Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Информация о работе Инновационные пути повышения конкурентоспособности предприятия