Инновационные пути повышения конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Работа состоит из 3 глав. 1 - теоретические основы конкурентоспособности, 2 -описание завода ЗАО "ЖИЗ", 3 - предложения по повышении конкурентоспособности инновационным путем.

Файлы: 1 файл

наша курсовая.doc

— 902.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 4

Факторы внутренней среды, влияющие на деятельность ЖИЗ


 

Проанализировав все  четыре категории, составляем матрицу SWOT-анализа, представленную в таблице 5.

Таблица 5

Матрица SWOT-анализа

 

 

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

  • Позиционирование завода как социально ответственного и экологически чистого предприятия.
  • Получение сертификации соответствия качеству ISO 9000 поможет расширить каналы сбыты в другие регионы.
  • Внедрение новой технологии на базе имеющегося опыта производства.
  • ЗАО «ЖИЗ» с его сильными сторонами может заручиться поддержкой со стороны государства, что увеличит объем заказов, положительно скажется на производстве и имидже организации
  • Имеются средства и возможности для расширения ассортимента, при предварительном изучении спросы на рынке и выявления продукции на который существует спрос.
  • Постоянное отслеживание законодательства, на предмет ужесточения требований к деятельности предприятия.
  • Известность компании, а также значительный опыт  работы пока компенсирует отсутствие стратегии развития.
  • Поиск новых месторождений.

 

Слабые стороны

  • Отсутствие четкой стратегии развития может сказаться на эффективности работы предприятия в целом.
  • Устаревшие технологии делают предприятие неконкурентоспособным на фоне активизировавшихся соперников.
  • Отсутствие проработанной стратегии может помешать эффективному сотрудничеству с другими компаниями.
  • Нарушение экологических норм может привести к потере государственной поддержки.
  • Исчерпаемость сырья.
  • Вероятность «неполучения» лицензии на осуществление деятельности с истечением срока действия текущей в 2017 г.
  • Внутренние и иностранные конкуренты, применяющие передовые технологии, способны вытеснить завод с лидирующих позиций и вовсе с рынка.
  • Серьезные экологические проблемы могут повлечь за собой активное противодействие населения.

Таким образом, для предприятия было выявлено несколько проблемных областей.

Во-первых, морально устаревшее и изношенное оборудование. По причине  низкого технического уровня производственного  процесса предприятие стало отставать  от конкурентов, которые проводят комплексную  модернизацию, увеличивая при этом свои производственные мощности. Оптимальным решением данной проблемы может стать постепенная замена имеющегося оборудования на более современное и высокопроизводительное.

Во-вторых, следствием указанной  выше проблемы является низкая экологичность оборудования. В современных условиях используются различные установки, позволяющие снизить вредные выбросы в окружающую среду за счет их эффективного использования.

В-третьих, в последние  годы возросла угроза выхода на региональный рынок Самарской области и близлежащих регионов продуктов-заменителей известнякового щебня с более высокими качественными характеристиками – шлаковый щебень и вторичный щебень. Пока потребители покупают известняковый щебень из-за низких цен и удобной доставки, но себестоимость производства альтернативных разновидностей щебня снижается, несмотря на высокие транспортные тарифы. Именно поэтому для ЗАО «Жигулёвский известковый завод» существует необходимость несколько изменить ассортимент производимой продукции и выйти на производство нового продукта, который пользуется высоким спросом, но не производится в Самарской области и соседних регионах. Производство качественно нового продукта позволит обновить производственные мощности и получить преимущество перед основными конкурентами, а также откроет предприятию путь на новые рынки сбыта. Такой подход к дальнейшему развитию ЗАО «Жигулёвский известковый завод» является наиболее перспективным и высокодоходным для предприятия.

 

 

 

 

 

 

  • 2.4. Анализ и оценка основных показателей финансово-хозяйственной деятельности компании ЗАО «ЖИЗ»

 

Начнем с анализа  рентабельности сбытовой деятельности и деловой активности предприятия. Используем следующие показатели: рентабельность продаж, рентабельность оборотных активов  и оборачиваемость оборотных активов.

Рентабельность  продаж рассчитывается по формуле:

, где 

- чистая прибыль, тыс. руб.

- выручка от реализации продукции,  тыс. руб.

Рентабельность оборотных активов рассчитывается по формуле:

, где 

- прибыль от реализации продукции,  тыс. руб.

- оборотные активы, тыс. руб.

Оборачиваемость оборотных активов находится по формуле:

, где

-оборотные активы, тыс.руб.

 - выручка от реализации, тыс.руб.

Полученные данные представим в виде таблицы 10.

Таблица 10

Рентабельность  продаж ЗАО «ЖИЗ» в период с 2006 по 2010 гг21

Показатель

Годы

 

2006

2007

2008

2009

2010

Рентабельность продаж, %

0,908

0,477

0,517

0,397

0,471

Рентабельность оборотных  активов, %

0,398

0,311

0,287

0,255

0,116

Оборачиваемость оборотных активов, число оборотов

1,034

0,651

0,636

0,618

0,69


Рентабельность продаж показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. На протяжении всего  отрезка времени наблюдалось  сильное колебание значений данного  показателя, что свидетельствует  о его нестабильности. В 2008 г наблюдается небольшой рост по сравнению с 2007 г, но в связи с наступившим кризисом наметившийся рост меняется резким падением. С 2009 по 2011 гг. наблюдается стабильное повышение рентабельности продаж. Можно говорить о положительной тенденции.

Рентабельность оборотных  активов отражает возможности предприятия  в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем  выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства. В 2006 г показатель достиг своего максимума, а в последующие годы наблюдается стабильное падение. Это говорит о снижении эффективности использования оборотных средств.

Оборачиваемость оборотных активов  характеризует эффективность использования (скорость оборота) оборотных активов. Он показывает сколько раз за период (за год) оборачиваются оборотные активы. В 2006 г показатель достиг своего максимума. К 2007 г резко снизился и находился примерно на том же уровне в течение последующих пяти лет.

Оценим структуру баланса с помощью данных из таблицы    предприятия и полученные данные представим в таблице 11. Для этого используем основные показатели: коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными средствами.

 

конец 2010

конец 2009

конец 2008

конец 2007

конец 2006

Оборотные средства

170463

184366

150743

140623

99274

Краткосрочные займы

91310

89148

52101

53377

29700

Собственный капитал

138003

140172

122456

124353

109459

Основные средства

34477

34260

35386

29343

38101


, где

ТА – текущие активы,

КП – краткосрочные пассивы.

, где

СОК – собственный оборотный  капитал,

ТА – текущие активы

Таблица 11

Оценка структуры  баланса ЗАО «ЖИЗ» с 2006 по 2010 гг22

Показатель

Годы

 

2006

2007

2008

2009

2010

норма

Коэффициент текущей ликвидности

3,34

2,6

2,89

2,07

1,87

Не менее 2

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

0,7

0,62

0,65

0,52

0,46

Не менее 0,1


 

Коэффициент обеспеченности собственными средствами на протяжении всего изучаемого периода удовлетворяет нормативному значению. Но намечается постоянная тенденция к снижению, что служит сигналом для руководства завода более внимательно относиться к финансовой устойчивости предприятия.

Коэффициент текущей ликвидности  в период с 2006 по 2009 гг стабильно падал и к концу 2009г. уже был на грани нормативного значения, но выше нормы. В 2010г. коэффициент ниже нормативного значения, что говорит о том, что структура баланса предприятия признается неудовлетворительной, а предприятие – неплатежеспособным.

Продолжим экономический анализ Жигулевского известкового завода. Рассмотрим выручку  предприятия и ее структуру. Динамика выручки предприятия в период с 2006 по 2010 гг. представлена на рис.4.


 

Рис. 4. Динамика выручки ЗАО «ЖИЗ»  в период с 2006 по 2010 гг23

По данной диаграмме виден резкий рост объема продаж в 2007 г. к 2008 г наблюдается  резкий спад, что можно объяснить  тяжелым состоянием завода в связи  с кризисом. Объем 2008 г сохраняется  примерно на одном уровне на протяжении оставшихся трех лет, но все-таки наблюдается положительная динамика, что свидетельствует о постепенном выправлении состояния завода.

Рассмотрим динамику структуры  выручки. Данные представлены на рис.5.

 

Рис.5. Динамика структуры выручки  ЗАО «ЖИЗ» в период с 2006 по 2011 гг24

Как видно из данной диаграммы  больший процент выручки ЗАО  «ЖИЗ» получает от щебня, извести  и карбонатной породы. Именно эти  виды сырья являются основным направлением деятельности предприятия и их продажа  очень сильно влияет на объем выручки.

К сожалению, изделия из известняка, изделия из мрамора, смеси и другие продукты играют не такую большую  роль в структуре выручки Жигулевского известкового завода. Процент доходов  от реализации данной продукции настолько  мал, что, на наш взгляд, необходимым представляется рассмотреть факторы, влияющие на объемы её производства и реализации.

Для предприятия характерна финансовая устойчивость и платежеспособность. Однако существуют некоторые опасения относительно сохранения финансовой стабильности завода в ближайшем будущем. Анализ структуры бухгалтерского баланса показал резкое снижение чистой прибыли предприятия за последние три года – в 9 раз. При этом, если её падение в 2007-2009 г.г. можно объяснить ухудшившейся экономической  ситуацией в стране, характеризующейся тотальным падением спроса на продукцию и как следствием, снижением объемов производства, то 2010 г., ставший для многих компаний периодом начала роста производства, в ЗАО «Жигулевский известковый завод» не принес положительных изменений. Для поддержания финансовой стабильности предприятия необходимо повысить конкурентоспособность. На наш взгляд, наиболее оптимальным вариантом является внедрение новой технологии – гидратации извести.

 

1  Гусева М.Н. Конкурентоспособность строительных организаций Учебное пособие. М.: ГУУ, 2010. − С. 15

2  Воронов А. Конкуренция в ХХI веке // Маркетинг. – 2001. - № 5. С. 16

3  Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 110

Информация о работе Инновационные пути повышения конкурентоспособности предприятия