Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 23:07, курсовая работа
Целью данной работы является выявить особенности применения инновационных технологий в сфере обслуживания населения. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретические и методологические основы инновационных технологий;
- рассмотреть основные этапы инновационного процесса;
- исследовать инновационные технологии в сфере обслуживания населения;
- изучить нормативно-правовую и организационную базу управления инновационной деятельностью;
- разработать практические рекомендации по совершенствованию механизма реализации инновационных технологий в сфере обслуживания населения.
Введение 3
Глава 1. Теоретико - методологические основы исследования инновационных технологий 6
1.1 Понятие, виды и типология инноваций 6
1.2 Основные этапы инновационного процесса 13
Глава 2. Государственное регулирование инновационной деятельности и её применение в сфере обслуживания населения 18
2.1 Основы государственного регулирования инновационной деятельности 18
2.2 Инновационные технологии в сфере обслуживании населения 24
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37
Приложение 39
Оглавление
Введение
Актуальность. Зарубежный опыт социально-экономического развития показывает, что для того, чтобы занять достойное место среди наиболее развитых стран мира, России необходимо двигаться по инновационному пути развития. Достижения в области науки и технологии предопределяют динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности государств в мировом сообществе, определяют степень обеспечения их национальной безопасности. Следовательно, основной целью социально-экономической политики становится глубокая структурная трансформация экономики, ее технологическая модернизация и на этой основе выход на траекторию высоких и устойчивых темпов роста.
Вместе с
тем объективный подход к инновационной
деятельности позволяет отметить, что
инновационный потенциал
Следовательно, проблема создания региональной инновационной системы, позволяющей генерировать, воспроизводить и использовать научно-технические знания с целью повышения темпов социально-экономического развития и качества жизни приобретает чрезвычайно актуальное значение.
Несмотря на очевидный прогресс, достигнутый в вопросах теоретического и практического исследования инноваций, в данной области остается еще множество нерешенных вопросов.
В "Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и дальнейшую перспективу", утвержденных 30 марта 2002 г., переход к инновационному развитию страны определен как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий.
Объектом исследования являются инновационные технологии в сфере обслуживания населения.
Предмет исследования – механизм инновационной деятельности в сфере обслуживания населения.
Разработанность темы.
Исследования социальных особенностей инновационной деятельности проводятся на стыке целого ряда гуманитарных наук: социологии, экономики, социальной психологии. Фундамент междисциплинарного направления "инноватика" заложили в начале века работы экономистов и, одновременно, социологов - теоретиков И. Шумпетера и Н.Д. Кондратьева. Их работы позволили очертить циклические закономерности научно-технического прогресса, обосновать идею взаимодействия технологических и институциональных сдвигов.
Гуманитаризация
экономических наук, наметившаяся в
1980-90-е гг., способствовала ренессансу
социально-экономических
Целью данной работы является выявить особенности применения инновационных технологий в сфере обслуживания населения. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретические
и методологические основы
- рассмотреть основные этапы инновационного процесса;
- исследовать инновационные технологии в сфере обслуживания населения;
- изучить нормативно-правовую
и организационную базу
- разработать
практические рекомендации по
совершенствованию механизма
Поставленные в работе задачи решались на основе общенаучных методов: сравнительного, логического, комплексного анализа.
Структура работы. Работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух разделов, проект по внедрению инновационных технологий в сфере обслуживания населения, заключение и список использованных источников и литературы.
1.1 Понятие, виды и типология инноваций
Понятие «инновация» введено в научную терминологию Й. Шумпетером в 1911 году и предполагало новую комбинацию научно-технических факторов, мотивированную предпринимательским духом при пяти типичных изменениях:
Уже в начале XX века австрийский экономист Й. Шупметер в своей работе «Теория экономического развития» (1911г.) ввел понятие «инновация» и описал инновационный процесс с экономической точки зрения. Он рассматривал инновацию, как любое возможное изменение, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции и т.п.1.
П. Дракер, в свою очередь, подразумевает под «инновацией» особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого используются изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг. Отталкиваясь от утверждения о том, что основной задачей руководителя является создание рынка, П. Друкер отмечает, что двумя основными функциями менеджера являются: внедрение инноваций и осуществление маркетинговой деятельности. Он уделяет сравнительно мало внимания маркетингу, но вопрос о необходимости понимания и внедрения инноваций рассматривается практически во всех его книгах. Ученый настойчиво критикует компании, считающие, что инновации возникают по вдохновению, а успех в предпринимательстве зависит от удачи, и утверждает, что внедрение нововведений является наукой, которую можно освоить. Он убежден, что внедрение инноваций является в первую очередь управленческой функцией, и подчеркивает, что руководители должны полагаться на технологии, а не на что-либо другое.
Б. Твисс, в свою очередь, понимает под инновацией процесс передачи научного или технического знания непосредственно в сферу нужд потребителя. Продукт при этом превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после увязки самой технологии и удовлетворяемой потребности2.
Законодательно закрепленным в России следует считать следующее определение: «инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности»3.
Следует выделить следующие характерные черты инноваций:
- научно-техническая новизна
- проявление творческой деятельности
- достижение целевой эффективности
- возможность коммерческой реализации.
На рисунке 1
представлены различные подходы
к определению понятия
Также следует отметить, что «инновация» с одной стороны представляет собой нечто новое, обособленное (может быть, отдельный проект), лишь частично основанное на предыдущих знаниях, опыте, с другой – это деятельность, которая теряет всякий смысл без контекста конкретного предприятия или организации, где она осуществляется.
Innovation (лат.- обновление,
улучшение) является основой
Многие ученые считают данные понятия синонимичными, некоторые все же пытаются найти смысловые различия (рис.2).
Рис.2 Подходы к определению понятия инновация
Например, Р.А. Фатхутдинов4 дает следующее определение понятия «новшество». Новшество – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества оформляются в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов и т.д. Нововведение означает, что новшество используется. С момента появления на рынке новшество приобретает новое качество и становится инновацией.
На основе изучения и анализа различных видов классификаций понятия «инновация», предлагаемых многими авторами была сформирована следующая таблица.
Таблица 1
Классификация инноваций по различным признакам
Вид инновации |
Характеристика | |
По широте воздействия инноваций | ||
- глобальные, мировые |
Охватывают различные страны, повсеместно используются, мировая известность, глобальный размах | |
- национальные |
Характерны для определенных стран, национальностей | |
- отраслевые |
Имеют практическую значимость и новизну в определенной отрасли | |
- локальные |
Инновации в конкретной сфере (например, в производстве) | |
По сфере деятельности | ||
- экологические |
проявляются в более эффективных способах использования природных ресурсов и уменьшения вредного воздействия на окружающую среду | |
- технико-технологические |
приводят на рынке к созданию новых или улучшенных промышленных продуктов и обеспечивающих коммерческое использование новых и улучшенных производственных процессов и оборудования | |
- экономические |
Вызывают перемены в формах организации производства и управления им, обращении произведенных продуктов, ценового, финансово-кредитного, денежного механизмов | |
- организационные |
это процессы освоения новых форм и методов организации и регламентации производства и труда, а также инновации, предполагающие изменения соотношения сфер влияния структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц; | |
- управленческие |
целенаправленное изменение состава функций, организационных структур, технологии и организации процесса управления, методов работы аппарата управления, ориентированное на замену элементов системы управления (или всей системы в целом) с целью ускорения, облегчения или улучшения решения поставленных перед предприятием задач | |
- социальные |
проявляются в
форме активизации человеческог | |
Технологические инновации делятся на: | ||
Продуктовые |
позволяют создавать новые товары для их производительного и непроизводительного использования | |
Процессные |
позволяют использовать новые технологические процессы для производства как традиционных, так и нестандартных процессов | |
По уровню новизны: или в зависимости от глубины вносимых изменений | ||
Радикальные или базисные |
Относятся к принципиально новым продуктам, направлены на освоение новых поколений техники (технологии) и технологических укладов | |
Улучшающие |
Касаются значительного усовершенствования существующих продуктов, способствуют распространению и дифференциации поколений техники и укладов с учетом специфических требований разных сфер их применения | |
Псевдоинновации или частные. |
Несущественное
видоизменение продуктов и | |
По распространенности | ||
- единичные |
Единичные случаи изобретений, часто не столь масштабно значимые | |
- диффузные |
распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики. |
Инновации направлены на удовлетворение определенных общественных потребностей, но вместе с тем необходимое повышение эффективности использования отдельных ресурсов или повышение эффективности отдельных производственных подразделений, либо повышение эффективности предприятия в целом в результате внедрения новшества и получения нововведения происходит далеко не всегда. На конечный успех инновации, выражающийся в получении экономического эффекта от функционирования предприятия, влияет совокупность разных факторов (экономических, юридических, технических, рыночных и др.), воздействие которых чрезвычайно сложно спрогнозировать. Таким образом, можно утверждать, что инновация – это новшество, внедренное в деятельность предприятия с целью повышения его эффективности на основе лучшего удовлетворения определенной общественной потребности. При этом следует отметить, что под эффективностью следует понимать определенный экономический, производственный, социальный, экологический и иной результат, ожидаемый от внедрения новшества.
Для отдельно взятого предприятия инновации совсем не обязательно означают, что вновь осваиваемые предприятием бизнес - линии и их элементы (новые продукты, процессы, каналы снабжения и сбыта и т. п.) являются пионерными, т. е. новыми для рынка (потребителей) или отрасли. Инновации могут подразумевать перенятие продукта и технологий, уже созданных и освоенных отечественными или зарубежными пионерными инноваторами5.
Доступ к пионерным новшествам (в порядке так называемой передачи технологий) обеспечивается приобретением лицензий на изобретения (лицензий на ноу-хау, патентных лицензий с сопровождающими их услугами по технической помощи в освоении новшеств и обучении персонала), размещением подрядных договоров на разработку новшеств и инжиниринг (при одновременном создании новых производственных мощностей), покупкой комплектного специального технологического оборудования и оснастки, а также в других более косвенных формах (как, например, приглашение на работу соответствующих специалистов-носителей ноу-хау).
Помимо легальных способов имитации технологий и продуктов, получивших признание на рынке, существует, конечно, и так называемое «инновационное пиратство» (нелегальная имитация соответствующих новшеств). Есть и полулегальные методы получения доступа к технологиям, на которых может быть основан инновационный бизнес (к примеру, «повторные разработки» с целью получения «параллельных» патентов с несущественно иной формулой изобретения по сравнению с тем интересующим предприятие изобретением, патент на которое таким образом как бы обходится). Однако на базе откровенно нелегального и полулегального имитаторства, как правило, сложно развернуть сколь либо значительный по объемам инновационный бизнес (скажутся вероятность судебного преследования со стороны контролирующих рынок патентовладельцев, потеря времени на освоение уже набирающего моральный износ продукта и т. п.).