Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 23:07, курсовая работа
Целью данной работы является выявить особенности применения инновационных технологий в сфере обслуживания населения. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретические и методологические основы инновационных технологий;
- рассмотреть основные этапы инновационного процесса;
- исследовать инновационные технологии в сфере обслуживания населения;
- изучить нормативно-правовую и организационную базу управления инновационной деятельностью;
- разработать практические рекомендации по совершенствованию механизма реализации инновационных технологий в сфере обслуживания населения.
Введение 3
Глава 1. Теоретико - методологические основы исследования инновационных технологий 6
1.1 Понятие, виды и типология инноваций 6
1.2 Основные этапы инновационного процесса 13
Глава 2. Государственное регулирование инновационной деятельности и её применение в сфере обслуживания населения 18
2.1 Основы государственного регулирования инновационной деятельности 18
2.2 Инновационные технологии в сфере обслуживании населения 24
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37
Приложение 39
Нормативно-правовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:
Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности15.
Нормативно-правовое
регулирование взаимоотношений
между субъектами инновационной
деятельности, а также между ними
и другими участниками
Регулирование инновационной деятельности происходит на базе:
Инновационный прогноз - это предвидение основных параметров инновационной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т.п.). Инновационные прогнозы являются составной частью прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого в соответствии с законодательством РФ. В инновационных прогнозах строятся сценарии освоения и распространения базисных инноваций, социально-экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий16.
Инновационная стратегия - это определение приоритетных направлений инновационной деятельности.
Стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ. Субъекты РФ разрабатывают инновационные прогнозы и стратегии региональной инновационной политики.
Инновационный проект - это комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени.
Инновационная программа - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.
На основании
инновационной стратегии
Государственная
инновационная программа включа
Инновационные проекты включаются в государственную инновационную программу на основании конкурсного отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической экспертизе, предметом которой является их новизна и социально-экономическая эффективность.
Органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают региональные и межрегиональные инновационные программы.
2.2 Инновационные
технологии в сфере обслуживани
Необходимость
совершенствования организации
обслуживания населения не вызывает
сомнения, так как накопилось множество
требующих незамедлительного
Необходимо не создавать что-либо новое, а совершенствовать деятельность, поскольку меры радикального характера встречают более сильное сопротивление и с учётом менталитета нашего населения результат может быть получен совсем противоположный. В данной ситуации более целесообразным будет говорить о модифицирующих нововведениях, представляющих собой введение улучшений, дополнений к успешно работающим базовым формам. В этом направлении показателен опыт по развитию сети платных услуг, предоставляемых населению.
Целью является рост качества обслуживания населения, расширение количества услуг, привлечение дополнительных финансовых средств для развития обслуживания, и др.
Стратегия, которую используют в различных учреждениях – самостоятельная разработка и активное внедрение инновационных технологий, а также развитие у персонала мотивации на успех и на конечный результат.
Например, один из лидеров российского рынка компьютеров и оргтехники, компания «Олди», снова совершенствует алгоритмы своих отношений с клиентами. На основе накопленного опыта и проведенных исследований был выработан и введен в действие новый механизм продаж.
Все стадии процесса приобретения клиентом товара теперь полностью интерактивны, благодаря специально разработанному каталогу товаров, не имеющему аналогов на рынке. Связь, при этом, осуществляется через интернет-портал компании или через Call-центр.
Все, начиная от выбора через электронный каталог товаров, и, заканчивая выставлением счетов, получением скидок, отслеживанием хода поставки и установки оборудования, а также заказа сервисного обслуживания, в настоящий момент может осуществляться полностью дистанционно.
Нововведения призваны сделать весь процесс максимально оперативным, сервис - удобным, а сотрудничество – полезным и выгодным.
Современный рынок таков,
что население стремится
Сфера обслуживания еще нуждается в большем кадровом насыщении с тем, чтобы полнее обеспечивать население услугами по мере роста благосостояния. Имеются, однако, и другие объективные показания к дальнейшему расширению занятости в сфере обслуживания наряду с повышением ее технического уровня. Эти объективные факторы связаны с новой ролью рассматриваемой сферы в современных условиях. Сфера обслуживания в широком понимании этого слова, т. е. включающая обслуживающие отрасли и элементы инфраструктуры в большей степени становится непременным условием ускоренного развития как промышленности, так и сельского хозяйства. Наряду с ее растущей ролью в обслуживании становятся все более существенными прямые связи различных отраслей и сферы услуг. Отрасли материального производства становятся все более «услугоемкими». Сама сфера услуг является все более важным потребителем продукции основных отраслей материального производства. В промышленности развитая сеть обслуживания поддерживает или создает благоприятные возможности для развития и модернизации, в сельском хозяйстве — условия для его интенсификации. Подобное направление развития сферы услуг может рассматриваться как составная часть процесса интенсификации хозяйства18.
Однако, есть и другие сферы, нуждающиеся во внедрении инновационных технологий. Одной из них является сфера социального обслуживания населения.
Структура спроса на социальные услуги постепенно меняется, необходимыми становятся дорогостоящие услуги по постоянному постороннему уходу на дому, социально-медицинские услуги, услуги сиделок. Заметно растет спрос на места в защищенных жилищах.
Это объясняется наличием групп пожилых людей с особыми потребностями: инвалидов пожилого возраста (5,3 млн. человек), лиц старше 70 лет (12,5 млн. человек), долгожителей (около 18 тыс. человек от 100 лет и старше), одиноких длительно болеющих пожилых людей, пожилых жителей отдаленных сельских районов (около 4 млн. человек).
В период реформирования экономики и общества развитие социальных служб на муниципальном и государственном уровнях значительно ускорилось.
Десятилетие реформ
принесло значительные достижения в
области социального
Предстоит наращивать одновременно количественные и качественные показатели социального обслуживания, полнее учитывать дифференциацию доходов потребителей социальных услуг, принять меры, направленные на реальное создание рынка социальных услуг, когда предложение социальных услуг исходит не только от государственных и муниципальных структур. Это тесно связано с задачей защиты прав пожилых людей как потребителей услуг и введения института независимого контроля.
При условии того, что повышение качества социального обслуживания – бесспорно, приоритет, именно конкретные нужды пожилых людей определяют стратегию развития и практику в данной области. Пожилые люди должны получать не те услуги, которые в силу различных условий и обстоятельств могут предоставить им социальные службы, а услуги необходимые, строго соответствующие индивидуальной нуждаемости в них.
Индивидуализация
и гуманизация социального
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста в России представлено различными формами, по мере возможности учитываются потребности пожилых людей в разных видах социальных услуг.
Одновременно не прекращается поиск новых подходов к обеспечению высокого качества социального обслуживания, новых форм предоставления услуг, организации деятельности учреждений социального обслуживания.
Внедрение инноваций оправдывается, если служит достижению конкретных приоритетных целей. В трансформирующемся обществе инновационный процесс способствует достижению практических результатов.
В данной главе
рассмотрено государственное
Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. Стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития РФ.
Инновационные технологии в сфере обслуживании населения имеют целью рост качества обслуживания населения, расширение количества услуг, привлечение дополнительных финансовых средств для развития обслуживания.
Вывод по главе.
Независимо от уровня регулирования сферы инновационной деятельности в различных странах осуществляются мероприятия государственной инновационной политики. Они могут быть объединены в три блока, связанные с финансированием, распространением технических знаний и конкуренцией.