Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:36, контрольная работа
Цель работы рассмотреть аспекты управления инновационным процессом.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические аспекты управления инновационными процессами.
2. Обобщить основные теоретические подходы к изучению инноваций и инновационного процесса.
3. Рассмотреть управление инновационным процессом на конкретном предприятии
Введение 3
1. Сущность понятий инновации и инновационный процесс 5
2. Инновационный процесс как объект управления 9
2.1. Характеристика инновационного процесса как объекта управления 9
2.2. Особенности системы управления инновационным процессом и ее основные элементы и принципы 12
3. Управление инновационным процессом в ООО «Инженерный центр» 17
3.1. Характеристика нововведения 17
3.2. Управление инновационным процессом по созданию и внедрению АТП 19
Заключение 23
Список использованных источников 25
Эти особенности инноваций (новшеств) во многих случаях оказывают влияние на способность, восприимчивость общества практически использовать инновационные знания. А это, в свою очередь, должно найти отражение в методах планирования инноваций, их финансирования, оценки и контроля, т. е. учитываться при управлении инновационным процессом (инновационной деятельностью).
Рассмотренные аспекты, характеризующие инновации в содержательном (предметном) плане, лежат в основе практики отбора инновационных тем (проектов), их прогнозирования и планирования, финансирования, стимулирования и оценки эффективности, а также определения необходимых инновационных инвестиций.
В условиях рыночных отношений в силу ряда объективных причин, условий и факторов (усложнение общественных потребностей, быстрое обновление новшеств, их наукоемкость и др.), независимо от степени совершенства системы управления народным хозяйством, общественным производством, необходим дополнительный специальный механизм воздействия на инновационный процесс. Это означает, что в общественном производстве, народном хозяйстве функционируют две взаимосвязанные системы управления инновационным процессом.
Первая система – это общая система управления общественным производством6. В этом случае управление инновационным процессом рассматривается как составная часть системы управления народным хозяйством. Эта система, призванная решать проблемы общественного производства в целом, одновременно в известной мере косвенно (опосредованно) стимулирует развитие инновационного процесса. Ее можно назвать экзогенной (внешней) системой управления инновационным процессом.
Вторая система – это система управления непосредственно самим инновационным процессом. Она может быть названа эндогенной (внутренней) системой управления инновационным процессом7.
Система управления непосредственно самим инновационным процессом значительно отличается от управления другими социально-экономическими процессами по своим целям, содержанию, функциям, принципам и методам. Целями управления инновационным процессом являются:
- непрерывное обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции, а также применяемой техники, технологии, методов организации производства;
- дальнейшее развитие научного и научно-технического потенциала страны, создание научного задела.
Сущность управления инновационным процессом (в узком смысле) заключается в целенаправленном воздействии на процесс исследований, проектно-конструкторских (проектно-технологических) разработок и освоения новшеств (нововведений) в целях сокращения затрат и сроков выполнения и в конечном счете повышения эффективности (экономической, социальной, экологической). В общем виде сущность управления может быть раскрыта с точки зрения экзогенной системы управления инновационным процессом.
Управление инновационным процессом осуществляется на основе общих принципов управления и специфических принципов, обусловленных особенностями инноваций и содержанием инновационной деятельности. Последние важны для формирования самой системы управления инновационным процессом, т. е. для построения эндогенной системы управления. К специфическим принципам управления инновационным процессом относятся принципы гибкости, учета фактора времени, комплексности, учета неопределенности инновационных работ, учета их творческого характера.
Важнейший принцип – это принцип гибкости. Он обусловлен циклическим характером научно-технического прогресса, трудно предсказуемостью (или даже непредсказуемостью) результатов научных исследований. Принцип гибкости требует применения особых видов планирования (например, не по конкретным детализированным заданиям, а по отдельным направлениям исследовательских работ) и форм финансирования, оказывает влияние на состав научно-технических кадров и выбор методов управления.
Принцип учета фактора времени обусловлен значительной длительностью инновационного цикла, неравномерностью временного периода выполнения отдельных его стадий и этапов. Традиционные в управлении производством календарные периоды (квартал, год и др.) не могут быть приняты за основу (за редким исключением) при управлении инновационным процессом. Этот принцип связан с перспективностью инноваций, означающей необходимость учета долговременных последствий принимаемых управленческих решений.
Принцип комплексности предполагает техническое, экономическое, организационное и информационное единство во всех звеньях, на всех стадиях и этапах инновационного процесса. Такое единство влияет на все составляющие (элементы) системы управления инновациями: планирование, финансовое и организационное обеспечение и т. д. Кроме того, комплексность означает обеспечение тесной связи между различными областями науки и между функциями управления.
Принцип учета неопределенности инновационных работ и их рискового характера находит проявление в прогнозировании и планировании, финансировании и методах оценки эффективности нововведений. Он требует, например, создания финансовых резервов для ликвидации (или сокращения) возможных отрицательных последствий от риска или корректировки сроков выполнения отдельных инновационных работ (стадий, этапов) при их планировании.
Принцип учета
творческого характера инноваци
Управление инновационным
процессом с соблюдением
Эффективное управление
инновационным процессом
1) организационные формы инновационных отношений;
2) методы управления инновациями;
3) методы финансирования инноваций;
4) методы оценки эффективности результатов инноваций;
5) порядок формирования и использования инновационных фондов (централизованных и децентрализованных, федеральных и региональных);
6) инновационное законодательство;
7) морально-психологические методы воздействия на инновационную активность;
8) меры информационно-технического оснащения инновационного процесса.
Отлаженность инновационного механизма, совместное функционирование этих элементов во многом определяются их взаимообусловленностью и соотносительностью, пропорциональностью. Соотносительность и структура этих элементов, значимость и оптимальность форм, методов и мер должны соответствовать уровню управления, на котором осуществляется инновационная политика.
В качестве нововведения рассмотрим автоматизированный тепловой пункт (АТП.
АТП - это автоматизированная установка, которая передает тепловую энергию от внешних тепловых сетей (ТЭЦ или котельной) к системе отопления, вентиляции или горячего водоснабжения жилых и производственных помещений как в новых, так и в реконструируемых зданиях.
АТП предназначены для контроля и автоматического управления значениями параметров теплоносителя, подаваемого в систему отопления, горячего водоснабжения, вентиляции, кондиционирования и т.п. с целью оптимизации теплопотребления.
Производство данного продукта (АТП) планируется осуществлять на базе предприятия. Выпуск будет осуществляться в различных типоразмерах и конструкциях, исходя из нагрузок, предоставленных заказчиком, и необходимой схемы. Конечный продукт устанавливается на объекте и подключается к тепловой сети. АТП имеет теплоизоляцию и окраску, интуитивно понятную для дальнейшего использования, снабжается инструкцией по эксплуатации и принципиальной схемой.
АТП позволит регулировать теплопотребление зданий в зависимости от температуры наружного воздуха, с учетом поддержания в помещениях оптимальных температур и времени суток, а так же осуществлять поддержание нормируемой (заданной) температуры горячей воды. Все это достигается за счет использования программируемых контроллеров, которые передают сигнал (на открытие/закрытие) на клапаны, устанавливаемые на трубопроводах теплового пункта. Пример блочного АТП приведен на рисунке 1.
Рисунок 1 – АТП блочного типа
Кроме этого предполагается оснащение АТП модемным устройством, что обеспечит диспетчеризацию (дистанционный сбор данных с АТП, отслеживание параметров и регулирование в режиме реального времени).
Любая из внедряемых
инноваций может
По глубине новизны – улучшающая (принцип тот же, изменяются лишь качественные характеристики);
По месту в технологической цепочке – на входе (качественное и количественное изменение в выборе материалов, оборудования, информации);
По конкурентоспособности – адаптирующиеся (инновация подстраивается под окружающую среду – вызвана необходимостью в энергосбережении и повышению требований к микроклимату);
По направленности – замещающие (происходит вытеснение предыдущей системы);
По импульсу возникновения – потребность человека;
По созданию – приобретенные;
По характеру удовлетворяемых потребностей - существующие потребности;
По масштабности распространения – глобальные.
Исходные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Исходные данные
Наименование параметра |
Обозначение |
Значение | |
Нововведение |
|
АТП | |
Воспринимающая инновацию система |
|
Теплоэнергетический рынок России | |
Источник финансирования |
Заемные средства, кредит | ||
Затраты на разработку, тыс. руб.: прикладные исследования техническое предложение эскизный проект технический проект рабочая документация корректировка документации |
|
1900 80 120 400 24000 300 | |
Предельный
уровень распространения компле |
|
25000 | |
Размер опытной партии |
|
50 | |
Задача в освоении рынка |
_ |
За 5 лет достигнуть уровень распространения 23000 штук | |
Отношение изменчивости доходности инвестиций в данной отрасли к изменчивости доходности инвестиций в целом по экономике |
|
1,4 | |
Валовая прибыль с продажи одного АТП в ценах нулевого периода, тыс. руб. |
- |
180 | |
Стоимость лицензии, тыс. руб. |
- |
1200 | |
Дополнительные затраты на маркетинг |
- |
20% от объема продаж | |
ВЫБОР ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ | |||
Этап жизненного цикла продукта |
1 | ||
Варианты стратегических действий, |
1 вариант |
Бездействие предприятия в рыночной деятельности | |
2 вариант |
Дополнительные затраты на маркетинг (14%) | ||
3 вариант |
Модификация товара, использование мощности увеличивается на 3%. Дополнительная прибыль от продажи единицы продукции 91% от базовой модели |
Таблица 2– Разработка и организация производства АТП
Информация о работе Инновационный процесс как объект управления