Инновационный рынок. Его структура, объекты и субъекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Современные тенденции мирового развития связаны с переходом общества к более высокой – постиндустриальной – стадии. Человеческая цивилизация вступила в новый этап своего развития – информационное общество, основу жизнедеятельности которого составляют процессы производства, распространения и использования информации.
В этих условиях радикальным образом изменились механизмы функционирования российской экономики

Содержание работы

Введение 3
1. Нововведения как объект инновационного менеджмента 6
1.1 Определения инновации и инновационного процесса 6
1.2 Виды инноваций и организационные структуры инновационного менеджмента 11
2. Рынок инноваций 14
2.1 Структура рынка инноваций 14
2.2 Объекты и субъекты рынка инноваций 19
2.3 Научно-техническая и инновационная деятельность 23
3. Инвестиции в инновации 28
3.1 Рынок финансовых ресурсов 28
3.2 Коммерческое финансирование инноваций 29
3.3 Бюджетное финансирование инноваций 36
Заключение 41
Список используемой литературы 43

Файлы: 1 файл

Курсовая инновационный менеджмент.docx

— 716.58 Кб (Скачать файл)

Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

Одним из важных факторов распространения любой  инновации является ее взаимодействие с соответствующим социально-экономическим  окружением, существенным элементом  которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Шумпетера диффузия НВ является процессом кумулятивного увеличения числа имитаторов, внедряющих НВ вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

Субъекты  инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и  отстающие. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия НВ. Однако на ранних стадиях диффузии НВ никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих НВ. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одну из альтернативных новых технологий под угрозой вытеснения с рынка.

Нужно исходить из того, что внедрение НВ является трудным и болезненным процессом  для любой организации.

Во всех случаях  одним из важных критериев принятия решений каждым субъектом является сравнение альтернативных технологий и решения, принятые предыдущими  реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это  связано с конкурентным положением фирм на рынке. Поэтому каждая фирма  может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все  множество реципиентов. Это обуславливает  неопределенность процессов принятия решений и диффузии НВ в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самыми новыми технологиями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная  прибыльность остается неопределенной. Неопределенность может быть устранена  с накоплением опыта внедрения  и использования НВ. Однако со снижением  неопределенности и риска применения новой технологии исчерпывается  потенциал ее рыночного проникновения  и снижается ее прибыльность. Возможность  извлечения дополнительной прибыли  от использования любого нововведения - временна и снижается с приближением предела его распространения.

Инновационная система - совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы.

    1. Виды инноваций и организационные структуры инновационного менеджмента

Управление  инновационной деятельностью может  быть успешным при условии длительного  изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с цель. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости  от технологических параметров инновации  подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают применение новых  материалов, новых полуфабрикатов и  комплектующих; получение принципиально  новых продуктов. Процессные инновации  означают новые методы организации  производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны  с созданием новых организационных  структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны  для рынка инновации делятся  на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

Соответственно  особенностям инноваций в той  или иной отрасли различаются  и организационные структуры  инновационной деятельности.

Секторы науки (деятельности)

Сектор

Содержание

Государственный

  • Организации министерств и ведомств, которые обеспечивают управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом (государственное управление, оборона, общественный порядок; здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т. п.), включая федеральные и местные органы.
 
  • Бесприбыльные (некоммерческие) организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию. Эти организации в первую очередь обслуживают правительство и не ставят своей задачей получение прибыли, а в основном вовлечены в исследовательскую деятельность, касающуюся общественных и административных функций.

Предпринимательский

  • Все организации и предприятия, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в цепях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящиеся в собственности государства.
 
  • Частные бесприбыльные (некоммерческие) организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации.

Высшее образование

  • Университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса.
 
  • Научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем или управлением или ассоциированные с высшими учебными заведениями.
 
  • Организации, непосредственно обслуживающие высшее образование (организации системы Госкомитета по высшему образованию).

Частный бесприбыльный (некоммерческий)

  • Частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды); кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору.
 
  • Частные индивидуальные организации.

 

Среди организационных  структур инновационного менеджмента  особая роль принадлежит малым фирмам, которые обладают достаточной гибкостью  и скоростью реакции на изменяющиеся условия среды для обеспечения  инновационного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Рынок инноваций

 

2.1 Структура рынка инноваций

Общеизвестно, что переход от одного качества к  другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс  перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система  экономических отношений купли  – продажи товаров, в рамках которой  формируются спрос, предложение  и цена, основными компонентами инновационной  деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества  формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три  основных компонента и образуют сферу  инновационной деятельности (рис.1).





 



 


               

                  Рис.1 Схема инновационной деятельности.

 

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Рынок новшеств (новаций). Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.

В мировой  практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую  деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение  и применение новых знаний.

Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения  коммерческих организаций, самостоятельные  лаборатории и отделы, отечественные  и зарубежные  новаторы. Классификация  инноваций и инновационных процессов представлена на рисунке 2.

Рынок чистой конкуренции нововведений. Рынком чистой конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен. Использование понятия “чистой” конкуренции позволяет нам уйти от рассмотрения вопросов ценовой, неценовой, недобросовестной и других видов состязания и борьбы между субъектами производственных отношений за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной и научно-технической деятельности.

 

Рис. 2 Классификация новаций и инновационных процессов

 

отношений за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники  ресурсов и результаты научной и  научно-технической деятельности.

Ранее отмечалось, что от новшества как результата научной и научно технической  деятельности до нововведения как общественного  признания новых технологий, товаров, видов услуг, новых методов и  т.п. осуществляется процесс с затратами  времени и ресурсов. Рынок чистой конкуренции выступает в этом процессе с двойственных позиций, которые  представляют собой единство и борьбу противоположностей.

При всем разнообразии форм участия организаций  на рынке новшеств определяющим условием является объем инвестиций как в  сферу научной и научно-технической деятельности, так и в процесс преобразования новшеств в нововведения.

Рынок капитала (инвестиций).  Трудно найти организацию, которая не хотела бы обновления и развития. Домашнему хозяйству необходимо приобрести и/или обновить мебель, видеотехнику, автомобиль, ковры, осветительную аппаратуру и т.п. Предприятию желательно приобрести новые технологии, конкурентоспособные на внешнем и внутреннем рынках продукции (услуги), найти новые рынки сбыта своей продукции, новых поставщиков и покупателей. Государству требуются новые виды вооружений, экологически чистые виды энергии, ресурсосберегающие технологии и т.п. Мировое сообщество осматривает проекты дальнейшего освоения околоземного пространства полета на Марс, использования ресурсов Мирового океана и др. Современное развитие науки и техники позволяет достичь всего этого уже сегодня. Однако в качестве основного ограничения удовольствия потребностей любого субъекта хозяйствования выступает капитал во всех его видах (ссудный, оборотный, акционерный, венчурный, уставный и др.).

Основные  факторы развития рынка капитала представлены на рис. 3.

В инновационной  сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, так  как инновационный процесс длится в среднем 3 - 5 лет и более. В  условиях глубокого экономического кризиса в Российской Федерации  государственные источники финансирования резко сокращаются. Концепцией государственной  промышленной политики России, разработанной  Государственным комитетом РФ по промышленной политике, предусматривается  закрепление в законодательном  порядке следующих основных норм инвестиционной политики в промышленности:

  •   На безвозвратной основе из федерального бюджета могут финансироваться только фундаментальные научные исследования, а также объекты федерального значения некоммерческого характера и объекты, связанные с поддержанием национальной безопасности;
  •   Все остальные виды централизованных инвестиций могут осуществляться только на возвратной и конкурсной основе;
  •   Преимущественными формами предоставления государственных ресурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам.

Рис. 4 Инвестиции, инвесторы и инфраструктура в инновационном процессе

 

В самом общем виде инвестиции представляют собой долгосрочные вложения средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли. В специальной литературе можно встретить различные варианты классификации инвестиций, один из которых представлен на рис.4. По экономической сущности и целям инвестиции подразделяются на реальные и финансовые. Реальные инвестиции осуществляют организации и другие субъекты хозяйствования, приобретая землю, средства производства, нематериальные и другие активы. Финансовые инвестиции – это покупка субъектами хозяйствования и частными лицами ценных бумаг различных эмитентов. В данном случае приток капитала в бизнес происходит через инвестирование средств в ценные бумаги.

Рассмотрев  рынок новшеств, рынок чистой конкуренции  и рынок капитала (инвестиций) как  основных составляющих инновационной  сферы, сформулируем содержание понятия  “инновационная сфера”, определим область инновационной деятельности как формы общественного разделения труда и охарактеризуем основные этапы инновационного процесса.

Инновационная сфера представляет собой систему  взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции, услуги и организации в целом. На этом инновационный процесс завершается.

 

2.2 Объекты и субъекты рынка инноваций

Субъекты инновационного рынка - это государство, предприятия, организации, учреждения, университеты, фонды, физические лица (ученые и специалисты).

Объекты инновационного рынка - это результаты интеллектуальной деятельности, представленные:

в овеществленной форме (в виде оборудования, агрегатов, опытных установок, инструментов, технологических  линий и т.д.);

в неовеществленной форме (данные научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ в виде аналитического отчета, обобщающего описания способа, конструкторской и технической документации);

Информация о работе Инновационный рынок. Его структура, объекты и субъекты