Инновационный рынок. Его структура, объекты и субъекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Современные тенденции мирового развития связаны с переходом общества к более высокой – постиндустриальной – стадии. Человеческая цивилизация вступила в новый этап своего развития – информационное общество, основу жизнедеятельности которого составляют процессы производства, распространения и использования информации.
В этих условиях радикальным образом изменились механизмы функционирования российской экономики

Содержание работы

Введение 3
1. Нововведения как объект инновационного менеджмента 6
1.1 Определения инновации и инновационного процесса 6
1.2 Виды инноваций и организационные структуры инновационного менеджмента 11
2. Рынок инноваций 14
2.1 Структура рынка инноваций 14
2.2 Объекты и субъекты рынка инноваций 19
2.3 Научно-техническая и инновационная деятельность 23
3. Инвестиции в инновации 28
3.1 Рынок финансовых ресурсов 28
3.2 Коммерческое финансирование инноваций 29
3.3 Бюджетное финансирование инноваций 36
Заключение 41
Список используемой литературы 43

Файлы: 1 файл

Курсовая инновационный менеджмент.docx

— 716.58 Кб (Скачать файл)

в виде знаний, опыта, консультирования в сфере  консалтинга, маркетинга, проектного управления, инжиниринга и других научно-практических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной  деятельности.

Общепринятым  в мировой практике является обобщение  всего спектра экономических  отношений по поводу купли-продажи  результатов научной, инновационной  деятельности и оказания услуг в  этой сфере в понятии “технологический обмен” или “передача (трансфер) технологий”. В основе такого подхода лежит современное понимание сущности технологии, которая включает в себя как технические средства,  систему соответствующих навыков и знаний, так и финансовые, материально-технические, кадровые и информационные ресурсы, производственную культуру, систему адекватного управления, социальную и природную среду, в которой реализуется технологический процесс, а так же систему социально-экономических последствий (прежде всего, экологических).

Рынок инноваций  характеризуется рядом отличительных  особенностей:

- он традиционно является новым для выходящей на рынок организации (в силу новизны разработанного продукта приходится иметь дело с незнакомыми потребителями);

- он является неэластичным, вследствие ограниченного влияния ценовой политики на объем сбыта;

- он характеризуется ограниченным количеством покупателей и продавцов.

Спрос на инновационную  продукцию может исходить из собственно научного сообщества, промышленности или от общества в широком его  понимании.

Во многих случаях создание новой технологии не влечет за собой спроса, поскольку  характерной особенностью для нее  является высокая степень рыночной и технологической неопределенности. Рыночная неопределенность заключается в отсутствии информации относительно характера и степени удовлетворения той или иной потребности рынка с помощью новой наукоемкой продукции. В случае появления на рынке принципиально новой продукции трудно предусмотреть реакцию потребителя из-за его неосведомленности о своих запросах.

Рыночная  неопределенность обусловлена следующими условиями:

- потребитель еще не знает, в какой мере новая продукция может удовлетворить его потребность (или в какой степени новые продукты лучше уже существующих);

- поведение потребителя подвержено влиянию многих факторов и не может быть предсказуемо даже в случае покупки новой продукции;

- в случае признания потребителем достоинств новой продукции возникает проблема ее совместимости с другой продукцией, уже используемой потребителем;

- трудно предсказать скорость, масштабы распространения новшества и насыщения им спроса, определить емкость потенциального рынка и намерения конкурентов.

Технологическая неопределенность заключается в  отсутствии у производителя уверенности  в том, сможет ли продукция удовлетворить  осознанные запросы потенциальных  потребителей. Технологическая неопределенность обусловлена следующими, труднопрогнозируемыми условиями, влияющими на положение и поведение производителя:

- нестабильностью и неразвитостью каналов реализации продукции и угрозой срыва установленных и согласованных сроков ее поставок;

- отсутствием возможностей послепродажного и гарантийного обслуживания;

- проявлением непредвиденных побочных эффектов, несущих в себе риск конфликтов с законодательством и общественностью в случае использования новой технологии;

- сложностью определения своевременности выхода новой продукции на рынок, на котором еще достаточно товаров, к которым привык потребитель.

К субъектам  инновационного рынка относится  также государственный научный центр (ГНЦ). В России статус государственного научного центра присваивается Правительством РФ научной организации, которая:

- имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование;

- располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации;

- научная и/или научно-техническая деятельность которой получила международное признание.

Объектами инновационного рынка можно назвать ресурсы, необходимые субъектам инновационного рынка для осуществления их деятельности. Эти ресурсы могут быть предоставлены  организациями инфраструктурной составляющей НИС (национальная инновационная система).

Услуги, оказываемые  организациями инфраструктуры субъектам, можно расклассифицировать следующим  образом:

1.Производственнотехнологические

2. Кадровые 

3. Консалтинг 

4. Информационные 

5. Предоставление  финансовых средств (бюджетных,  внебюджетных)

6. Сбыт и  прочие.

2.3 Научно-техническая и инновационная деятельность

Научно-техническая  и инновационная деятельность является необходимым условием развития инновационных  процессов и управление этой областью является одной из задач инновационного менеджера.

Научно-техническая  деятельность связана с рождением, развитием, распространением и применением  научно-технических знаний. Она включает: научные исследования и  разработки; научно-техническое образование  и подготовку кадров; научно-технические  услуги.

Научные исследования и разработки представляют собой  творческую деятельность. Их целью  является увеличение объема знаний о  человеке, природе, обществе, поиск  новых путей применения этих знаний.

Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные  исследования, прикладные исследования, разработки.

Фундаментальные исследования – экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний. Их результатом могут быть теории, гипотезы, методы и т.п. Они могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований, научными докладами, публикациями.

В отличие  от фундаментальных исследований, прикладные исследования имеют целью решение конкретных практических задач. Они представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний, поиск путей использования результатов фундаментальных исследований; новых методов решения тех или иных проблем.

Разработки – это работы, направленные на создание новых продуктов или устройств, новых материалов, внедрение новых процессов, систем и услуг или усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. Они могут быть связаны с разработкой: определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы); технологических процессов, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему, производящую определенный полезный продукт (технологические работы); созданием опытных образцов (оригинальных моделей, обладающих принципиальными особенностями создаваемого новшества); проведением испытаний для получения технических и других данных и накопления опыта . (это находит отражение в технической документации по применению  нововведений).

Объектами управления в инновационном менеджменте  является процесс внедрения инноваций, деятельность органов управления и  финансирования научных исследований и разработок.

Инновационная деятельность – понятие более широкое. Она включает научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств потребителям. Научные исследования и разработки, являясь источником новых идей , осуществляются на различных этапах инновационного процесса.

В исследованиях  инноваций выделяют следующие виды инновационной деятельности:

*  инструментальная подготовка и организация производства;

  •   пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала, а также пробное производство;
  •   маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок);
  •   приобретение неовеществленной  технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;
  •   приобретение овеществленной технологии (машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций);

*  производственное проектирование.

Рынок  - понятие  многомерное и как составную  часть включает в себя рынок научно-технической  продукции (НТП). Объектами последнего являются  товары  в виде научно-технической, проектно-конструкторской  и  технико-технологической  продукции и информационных услуг; субъектами контрагенты рынка, дифференцированные по объему своего производственного, научного, информационного  и финансового  потенциала, форме собственности. Данный рынок  имеет специфические черты, в частности, ограниченный характер товарной формы достижений науки  и техники.

Научно-техническая  продукция - это логичный результат  интеллектуальной (научно-исследовательской, научно-технической и инновационной) деятельности. Научно-техническая продукция  признается товаром, если она выступает  средством углубления, расширения и  получения новых знаний, а ее использование  обеспечивает экономию затрат общественного  труда при сохранении потребительской  стоимости материального продукта, созданного на ее основе. При этом рынок  научно-технической продукции представляет собой форму экономических отношений  между владельцем интеллектуальной собственности и покупателем  права владения, пользования и  распоряжения, в результате которых  происходит эквивалентный обмен  платежеспособного спроса покупателя на потребительскую ценность, заключенную  в научно-технической продукции.

Научно-техническая  продукция, предлагаемая рынку, отличается от обычных товаров тем, что на данный момент она может иметь  потребительную стоимость, т.е. подлежать  коммерциализации,а может и не иметь (не быть товаром), но через некоторый период времени способна проявить ее. Это касается прежде всего фундаментальных исследований (эксперементальных или теоретических), направленных  на получение новых знаний без какой либо конкретной  цели, связанной с их использованием. Превращение в товар происходит тогда, когда определяется прикладное значение исследований. Рыночные  отношения не  распространяются на те НИОКР, результаты которых не могут быть получены на коммерческой основе (принципиально новая техника). Товарность достижений науки и техники не обнаруживается, если научные организации включены в структуру предприятий,  т.к. результаты являются промежуточной продукцией. В зарубежных фирмах они реализуются во внутреннем обороте по трансфертным ценам, как и основная часть лицензий, поскольку большинство соответствующих продаж осуществляется в рамках транснациональных корпораций.

В нашей стране рынок научно-технической продукции  ограничен монополией большинства  НИИ и КБ в своей области  и неразвитостью конкуренции. Монополизм в научно-технической сфере ( в прикладной  области  несколько меньше, чем в фундаментальной) является производным от монополизма в целом по народному хозяйству (например в машиностроении он составляет 80%).

 Внешнеэкономические  инновационные структуры также  централизованы посредством монополии  соответствующих государственных,  а сейчас  и  негосударственных  организационных систем и не  позволяют  потребителю избежать  применения отечественного контрагента-монополиста.  Поэтому  при  формировании  рынки инновационных товаров   антимонопольное регулирование  должно включать создание новых   организационных структур (субъектов  рынка и их взаимоотношений).

 Монопольный   уровень  цен  на  научно-техническую  продукцию может  быть  нейтрализован,  например, при помощи инженеринговых бирж, а также формированием гос. системы коммерческих посредников, компенсиру ющих производителям материально-технические и финансовые расходы на создание технологических инноваций, отраженные в стоимости на них. Источниками компенсации у названных посредников могут быть государственные фонды развития науки и техники, доходы от лизинга инноваций потребителям, которые осуществляют посредники,   инновационные   банки. Аналогичные   источники материально-финансовых  компенсаций возможны и у независимых коммерческих посредников (включая различные общественные фонды и союзы, например, научно-промышленный).

Одна  из конечных целей антимонопольной  политики – усиление проявления  интересов  потребителей. Роль последних  в создани и распространении нововведений не менее важна, чем непосредственных  производителей. (В исследовании, проведенном сотрудниками Массачусского  технологического  института (США), покозано, что нововведения часто ведут от потребителей продукции, нуждающихся в новых или улучшеных изделиях. В научном приборостроении на потребителей  приходится 77% нововведений, а в некоторых отраслях  по  производству пластмасс - 90%. Во многих зарубежных исследованиях  отмечается,  что соотношение нововведений, вызваннных  новыми потребителями и новыми технологическими возможностями, составляет 3:1")

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Инвестиции в инновации.

 

3.1   Рынок финансовых  ресурсов.

    Специфика   функционирования инновационной  сферы находит отражение и на рынке финансовых ресурсов и ценных бумаг. Это связано с тем, что из-за отсутствия скорого эффекта финансирование из  негосударственных  источников  не будет таким щедрым, как в тех  отраслях,  где  короткие сроки окупаемости и гарантирована высокая  норма  прибыли. Следовательно, основным источником финансирования  инновационной деятельности остается государственный  бюджет. Но его постоянный дефицит и остаточный принцип финансирования  оставляют  мало надежд на увеличение ассигнований на  науку,  хотя  развитие  последней должно стать приоритетным направлением вывода экономики из кризиса. Приходиться надеяться на  спонсоров  и коммерческие банки, имеющие возможность рисковать  и все прочнее занимающие свое место в экономической жизни общества. Из  сказанного  следует,  что  рынок финансовых ресурсов, в котором  будет  участвовать  инновационная  сфера деятельности, имеет  свою  специфику, обусловленную приоритетностью стоящих задач и путей их реализации. Это означает, что ее участие будет носить  весьма  ограниченный характер по сравнению, например, с рынком средств производства и предметов потребления.

Информация о работе Инновационный рынок. Его структура, объекты и субъекты