Инновационный рынок. Его структура, объекты и субъекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Современные тенденции мирового развития связаны с переходом общества к более высокой – постиндустриальной – стадии. Человеческая цивилизация вступила в новый этап своего развития – информационное общество, основу жизнедеятельности которого составляют процессы производства, распространения и использования информации.
В этих условиях радикальным образом изменились механизмы функционирования российской экономики

Содержание работы

Введение 3
1. Нововведения как объект инновационного менеджмента 6
1.1 Определения инновации и инновационного процесса 6
1.2 Виды инноваций и организационные структуры инновационного менеджмента 11
2. Рынок инноваций 14
2.1 Структура рынка инноваций 14
2.2 Объекты и субъекты рынка инноваций 19
2.3 Научно-техническая и инновационная деятельность 23
3. Инвестиции в инновации 28
3.1 Рынок финансовых ресурсов 28
3.2 Коммерческое финансирование инноваций 29
3.3 Бюджетное финансирование инноваций 36
Заключение 41
Список используемой литературы 43

Файлы: 1 файл

Курсовая инновационный менеджмент.docx

— 716.58 Кб (Скачать файл)

5. То же при привлечении вкладов  в натуре от партнеров в  уставные фонды собственного  либо целевого совместного предприятия,  в обеспечение совместных проектов  или консорциумов;

6. Привлечение трудовых ресурсов, найм работников с оплатой в ценных бумагах фирмы, выпущенных под инновационный проект (практически с оплатой будущими дивидендами из прибылей по инвестиционному проекту).

Суть  данных методов очевидна и сводится к тому, что обеспечение инновационных  проектов осуществляется непосредственно  потребными для их реализации материально-техническими, трудовыми и информационными  ресурсами - минуя стадию привлечения  денег и расходования их на приобретение этих ресурсов.  

 

 

 

 

 

 

 

3.3    Бюджетное финансирование  инноваций

В целом все источники финансирования инновационной деятельности (c позиций коммерческой фирмы) принято подразделять на: централизованные (бюджетные или государственные) и децентрализованные (внебюджетные или коммерческие). К централизованным источникам обычно относятся средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Среди вышеперечисленных источников федеральный бюджет является главным инструментом научно-технической политики государства и центральным звеном финансовой системы. Через бюджет перераспределяется до 30-40% совокупного дохода в рамках страны, полученный владельцами средств производства.

Фактически, процесс выделения  средств осуществляется не из бюджета  как такового (бюджет - это всего лишь это форма образования и расходования денежных средств), а из так называемого бюджетного фонда (основного государственного централизованного денежного фонда, образуемого и используемого в процессе исполнения бюджетного плана, основного финансового документа страны).

В соответствии с законодательством, основными источниками доходов  бюджета являются: налоговые отчисления фирм, предприятий и организаций, акцизы, лицензионные и регистрационные  сборы, платежи за пользование природными ресурсами, таможенные пошлины и  иные таможенные сборы и платежи, доходы от внешнеэкономической деятельности и прочие неналоговые доходы. В некоторых случаях, в частности, на проведение научно-исследовательских работ прикладного характера, расходуются средства, накопленные за счет отчислений земельного налога и арендной платы за землю.

 

 

 



 

 


 

 



 

 

 


Финансовые средства

                                            


 

                                                               

                                                                              

 

Рис. 6: Основные источники прямого государственного финансирования инновационной деятельности в РФ

 

Как можно видеть на рисунке 6, государство выступает в роли своеобразного хозяйствующего субъекта (инвестора) при реализации приоритетных инновационных проектов. При проведении собственной инновационной политики государство воздействует на производственные инновации и инвестиционный климат. В современном промышленном комплексе доля инвестиций в развитие составляет около 45% в национальном доходе.

Государство заинтересовано в поддержке инновационной  деятельности науки по следующим  причинам:

1. необходимость  проведении фундаментальных исследованиях,  почти не выполняемых частным  бизнесом в связи с длительными  сроками проведения, неопределенностью  затрат, результатов и сроков, а  также из-за того, что результаты  фундаментальных исследований не  имеют коммерческого значения  и риска того, что результаты  фундаментальных исследований могут  оказаться у конкурентов;

2. необходимость  осуществления масштабных дорогостоящих  проектов, для проведения которых  у отдельных фирм может быть  недостаточно средств;

3. необходимость  проведения НИОКР в отраслях  с высокой долей государственной  собственности или в приоритетных  для государства сферах (экология, медицина, социальная сфера, строительство  очистных сооружений);

4. необходимость  проведения НИОКР военного значения  и в области разработки космической  техники.

Бюджетному  финансированию присущи следующие  принципы: получение максимального  и социального эффекта при  минимуме затрат; целевой характер использования бюджетных ресурсов; предоставление бюджетных средств  фирмам, предприятиям и организациям в меру выполнения плана и с  учетом использования ранее выделенных ассигнований. Принципиально новым  в практике последних лет является избирательное частичное финансирование конкретных проектов и формирование состава таких проектов по принципу конкурсности и возвратности.

Объектами прямой государственной финансовой поддержки в инновационной сфере  являются:

1. НИОКР оборонного  производства или военного характера,  космические исследования. Результаты профинансированных оборонных НИОКР могут быть использованы либо по прямому назначению, т.е. для организации и производства новой техники и вооружений (при этом может преследоваться следующие две цели - поставка новых видов военной техники в действующую армию и экспорт военной техники за рубеж) или запатентованы и также экспортировав за рубеж. Оборонные НИОКР могут также использоваться в производстве необоронной продукции. Это так называемые критические технологии двойного назначения;

2. НИОКР гражданского назначения, как-то: финансирование фундаментальных и крупных прикладных исследований, проводимых академическими НИО; финансирование непроизводственных НИОКР (в области медицины, строительства очистных сооружений, оказании коммунальных услуг); важнейшие НИОКР, выполняемые на уровне государственных программ.

Государственное участие в инновационной деятельности может включать как непосредственную финансовую поддержку централизован-ными средствами (прямое финансирование), так и создание условий для использования рыночного механизма привлечения средств (косвенное финансирование). Примечательно то, что поддержка малых инновационных фирм представляет для государства особую важность, поскольку считается доказанным, что мелкий наукоемкий бизнес является наиболее эффективным в плане создания новых продуктов и технологий, изобретений и патентов в расчете на единицу затрат на исследования и разработки.

Надо  отметить, что проблема поиска оптимального инструментария финансирования деловых  операций очень важна, поскольку  объем и характер ресурсов, которыми располагает инновационная фирма - это одна из важнейших составляющих, которая определяет ее инновационную  стратегию. От того, в какой степени  в настоящее время внедряемые инвестиционные проекты учитывают  передовые, прогрессивные техни-ческие и технологические тенденции, на микро-уровне зависит размер получаемой фирмами прибыли, а на макро-уровне это выражается в повышении уровня НТП и конкурентоспособности страны на международ-ных рынках. К сожалению, единой стратегической инициативы, которая генерировала бы существенное увеличение активности инновационного предпринимательства в России пока нет, поэтому поддержка развития деятельности инновационных фирм требует широкого круга государствен-ных акций, направленных на стимулирование предпринимательской активности в инновационной сфере.

Заключение

 

Российская  Федерация, встав на путь рыночной экономики, должна интегрироваться в мировое  экономическое сообщество, в его  рынки, в том числе и в рынок  инноваций. Общеизвестно, что инновации  позволяют быть первыми в жесткой  экономической конкуренции на мировых  товарных рынках и получать солидные финансовые дивиденды на базе новых  технологий. Хорошо понимая это, развитые страны всемерно поддерживают инновационные  процессы, и это является их технологической  политикой. На долю новых или усовершенствованных  технологий, содержащих передовые знания или решения, в развитых странах  приходится до 80% прироста ВВП. Там полным ходом идет работа по созданию единой базы данных, концентрации финансов на ключевых направлениях, поддержке малых  и средних предприятий, внедряющих у себя инновации. Такие предприятия  имеют существенные налоговые льготы, для них создается надлежащий налоговый климат, стимулируется  обучение их работников.

Объем инноваций, поступающих из России в  мировое сообщество, незначителен, но и в самой России он слабо  просматривается: это иностранные  инновации, превращенные российскими "челноками" в товары народного  потребления для российских граждан, и финансовый коридор, через который  идут финансовые вливания в иностранные  компании-производители. Большая часть этих средств идет на развитие иностранного научно-технического прогресса и наукоемких технологии.

Научно-техническая  деятельность в Российской Федерации  характеризуется резким спадом на фоне развития инноваций в мировом  сообществе. Вклад российской инновационной  продукции в мировую копилку  инноваций составляет всего 0,3% и  имеет тенденцию к дальнейшему  уменьшению.

Если  государство не изменит своего декларативного подхода к проблеме инноваций, не разработает реальных программ с  реальными источниками бюджетного и внебюджетного финансирования, не создаст правового поля для инноваций и механизмов его реализации, то Россия рискует через несколько лет потерять весь научно-технологический потенциал и попасть надолго, если не навсегда, в зависимость от зарубежных технологий.

В Российской Федерации можно создать  эффективный инновационный механизм, способный обеспечить несырьевое развитие государства. Для этого целью государственной политики в области науки и технологий должен стать переход к инновационному пути развития страны на основе выбранных приоритетов. Приоритеты должны определяться общемировыми тенденциями развития науки и технологий и опираться на имеющиеся в России достижения в научно-технической и образовательной сферах. Формирование национальной инновационной системы является важнейшей задачей, неотъемлемой частью экономической политики государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1.  Венчурный капитал. - http://www.techbusiness.ru - 1999
  2. Закон РФ от 25.02.99г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вллжений»// Российская газета. 1999. 4 марта.
  3. Закон РФ "О науке и государственной научно-технической политике" (с изменениями от 19 июля, 17 декабря 1998 г.). - Нормативная компьютерная база данных "Гарант", 1996, №127-ФЗ
  4. Закон РФ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений". - "Гарант", 1999, №39-ФЗ
  5. Инновационный менеджмент: Учебник для ВУЗов/С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.- 327с.
  6. Менеджмент (современный российский менеджмент): Учебник/под редакцией Ф. М. Русинова и М. Л. Разу. - М.: ФБК - ПРЕСС, 1998;
  7. Рынок инноваций в России - http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=99ba2373-58d0-4d47-bd4c-600ce8826c09
  8. Факторинг в вопросах и ответах. - http://www.factoring.ru - 2000

9.  Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - М., "Бизнес школа "Интел-Синтез", 1998

10. Финансирование и кредитование инновационной деятельности/Под ред. Валдайцева С.В., Мотовилова О.В. - СПб, СПбГУ, 1993

 

 

 


Информация о работе Инновационный рынок. Его структура, объекты и субъекты