Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 12:20, реферат
В курсовой работе рассмотрены основные понятия и принципы использования пластиковых карточек как современного платежного инструмента на международном и российском рынках.
Настоящая работа призвана обобщить как исторические корни расчетных систем пластиковых карт, так и их финансовую основу, перспективу развития.
Карты, выданные в рамках зарплатных проектов, конечно, в основном использовались для обналичивания и первые годы мало способствовали расширению сферы безналичных расчетов. Тем не менее, сам факт, что на руках у населения находилось все больше банковских карточек, оказывал определенное давление на рынок, способствовал расширению сети обслуживающих карты магазинов, ресторанов, пунктов выдачи наличных.
Большие возможности для
реализации многофункциональных зарплатных
проектов давали карты с микропроцессором,
которые в середине 90-х гг. XX века
получили в России широкое распространение.
С помощью чиповых карт на крупном
предприятии уже в середине 90-х
гг. возможно было реализовать локальные
платежные системы. И такие локальные
платежные системы
Другим важным клиентским
сегментом – потенциальными держателями
карт в новейшей истории России стали,
конечно же, туристы. После того,
как бывшие граждане Советского Союза
получили возможность выезжать заграницу,
без особых проблем оформив паспорт
в ближайшем ОВИРе, миллионы россиян
воспользовались этой возможностью.
Естественно, что в этом клиентском
сегменте пользовались спросом карточки
международных платежных
На начальном этапе
российские банки выдавали карточки
международных платежных систем
с большой осмотрительностью
и на достаточно жестких условиях.
В середине 90-х годов в тарифах
по выдаче и обслуживанию пластиковой
карточки международной платежной
системы любого банка обязательно
присутствовала такая позиция как
"страховой депозит" или "гарантийное
покрытие". Как известно, страховой
депозит – это сумма, размещаемая
на отдельном счете клиента (ее размер
зависит от платежного лимита по карте),
которая не доступна клиенту для
расчетов с использованием выданной
ему карты и возвращается клиенту
только в случае закрытия карточного
счета. Предполагается, что страховой
депозит в определенной степени
гарантирует банк от овердрафта по
специальному карточному счету (СКС). Фактически
же, это были дополнительно привлекаемые
банком денежные средства клиента, причем
приличного размера и к тому же
размещаемые в банке под
Описанная выше ситуация была
нормальной на начальном этапе, когда
российских банков, выпускающих карты
международных платежных систем
было немного, а желающих получить их
для поездки заграницу
Очень скоро российские банки
– полноправные члены международных
платежных систем открыли для
себя новый бизнес – распространение
своих карт через банки - агенты.
При распространении карт по агентской
схеме, банк-агент, заключив специальный
договор с банком–эмитентом, получал
право распространять среди своих
клиентов карточки этого банка. Здесь
следует подчеркнуть, что с точки
зрения международных платежных
систем российский банк-агент не был
эмитентом карт, поскольку не имел
никаких договоров с платежными
системами, не являлся их членом. Более
того – платежные системы могли
не подозревать о его
Перед клиентами банки-агенты,
как правило, не афишировали свою
посредническую роль. Клиентам всегда
объявлялось, что банк эмитирует
международные карточки, даже если
на самом деле банк-агент всего
лишь принимал наличные от клиентов и
перечислял их в банк-эмитент на
специальные карточные счета. В
любом случае – велись карточные
счета у агента, или у эмитента
– все расчеты между банками
по операциям с выданными
В процессе развития агентского бизнеса некоторые банки пошли на создание специальных партнерских программ (например, программа "Альянс" Мост-Банка). В этом случае банки-агенты получили возможность выпускать карты нейтрального дизайна, содержащего наименование программы, и с указанием с названия банка-агента.
Следует отметить, что на определенном этапе бурное развитие агентских схем в России стало вызывать беспокойство у Visa International. Данная платежная система стала вести планомерную целенаправленную работу по выявлению таких неофициальных "эмитентов" и приданию им официального статуса в рамках своей платежной системы. Связано это было с двумя важными факторами. Во-первых, законное беспокойство у Visa вызывал рост числа неофициальных участников платежной системы, которые активно пользовались престижным международным брендом и фактически ничего не платили за это. И, во-вторых, что тоже было существенно, этот рост "банков-неплательщиков" привел к реальному снижению уровня сервиса держателей карточек. И вот, примерно со второй половине 90-х годов у банков-эмитентов появились программы, позволявшие банкам-агентам вступать в международные платежные системы на правах ассоциированных членов при спонсорстве полноправных членов. Агентские же схемы (по крайней мере по линии Visa Int) фактически сошли на нет.
К 2005 году, в итоге более
чем десятилетнего развития карточного
бизнеса в российских банках, во-первых,
существенно снизились тарифы на
получение и обслуживание всех видов
карт (показателен хотя бы пример с
картами класса "Electron" – в
рамках зарплатных проектов, да и не
только, они давно уже выдаются
бесплатно). Во-вторых - расширился продуктовый
ряд (в этом ряду появились и заняли
прочное место полноценные
1.2 Понятие пластиковых карт
Обслуживание налично-
В таких условиях все большее предпочтение отдается сравнительно новой форме безналичного расчета – расчетов по пластиковым картам и электронным расчетам, что позволяет снизить затраты на подготовку и доставку документов, информации о клиенте, ускорить время прохождения платежей.
Пластиковая карта – это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий владельцу возможность безналичной оплаты товаров и услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Принимающие карточку предприятия и отделения банков образуют сеть точек обслуживания карточки (или приемную сеть).
Пластиковая карточка представляет собой
пластину стандартных размеров (85.6
мм 53.9 мм 0.76 мм), изготовленную из специальной,
устойчивой к механическим и термическим
воздействиям, пластмассы. Для обеспечения
идентификации владельца
Графические данные обеспечивают возможность визуальной идентификации карточки. В пластиковых картах со штрих - кодом в качестве идентифицирующего элемента используется штриховой код, аналогичный коду, применяемому для маркировки товаров. Карточки со штрих - кодом весьма дешевы и, по сравнению с другими типами карт, относительно просты в изготовлении. Последняя особенность обуславливает их слабую защищенность от подделки и делает, поэтому малопригодными для использования в платежных системах.
Карточки с магнитной полосой являются на сегодняшний день наиболее распространенными - в обращении находится свыше двух миллиардов карт подобного типа.
1.3 Классификация пластиковых карт
Основными видами пластиковых карт являются:
5) Обычные пластиковые карты, серебряные и золотые. Обычная карточка предназначена для рядового клиента. Серебряная карточка или бизнес-карта предназначена для клиентов, уполномоченных расходовать средства в увеличенных пределах. Золотая карточка предназначена для наиболее состоятельных и богатых клиентов. Клиенты, обладающие значительным состояниями или доходами, могут получать золотые кредитные карточки, выдаваемые лицам, внесшим определенный гарантийный взнос. Золотые карточки обеспечивают дополнительные виды услуг, например, бесплатное страхование клиента от несчастного случая, безлимитное кредитование при покупках, упрощенную систему оплаты услуг гостиниц и т.д.