Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:24, реферат
В условиях рыночной экономики инновационная политика промышленных предприятий является определяющим инструментом в конкурентной борьбе, обеспечивающим условия для реализации запросов потребителей. Причем, наибольшего успеха добиваются те предприятия, у которых инновационная деятельность и внедрение нового товара представляют собой непрерывный процесс управления инновационной активностью.
Введение
В условиях рыночной экономики инновационная политика промышленных предприятий является определяющим инструментом в конкурентной борьбе, обеспечивающим условия для реализации запросов потребителей. Причем, наибольшего успеха добиваются те предприятия, у которых инновационная деятельность и внедрение нового товара представляют собой непрерывный процесс управления инновационной активностью.
Управление инновационной
активностью предприятий
В то же время в проведенных исследованиях недооценивался тот факт, что успешное внедрение новых товаров является важным компонентом маркетинговых программ, и что необходима точная координация действий маркетинговых, технических и других служб предприятия. Маркетинговый подход к управлению инновационными процессами - это комплексный подход, рассматривающий товар и инновацию одновременно с точки зрения и производителя и потребителя. Только такое видение проблемы позволит добиться обеспечения потребностей потребителей и поддержания длительных отношений между ними и предприятием.
Предприятия, которые пренебрегают инновационной политикой, неминуемо морально устаревают, идут на спад и выбывают из борьбы за потребителя. В периоды больших перемен, каковым является сегодняшний этап развития российской экономики, спад происходит значительно быстрее. Как только отдельное предприятие начинает оглядываться назад, смотреть в прошлое, повернуться лицом к будущему становится чрезвычайно трудно, а порой и просто невозможно. Добиться больших успехов можно лишь на пути сознательной, целенаправленной инновационной и предпринимательской деятельности.
1. Определение инновации
и цели инновационной
Существуют многочисленные определения инновации. В самом общем виде инновация - это "процесс использования знания и информации для создания и внедрения чего-либо нового и полезного".
Общая цель инновационной деятельности фирмы - выживание и развитие компании путем выпуска новых/улучшенных видов продукции и совершенствования методов её производства, доставки и реализации.
Инновационная деятельность фирмы может включать значительный спектр частных целей (задач), как то:
- замена устаревших видов продукции
- расширение ассортимента выпускаемой продукции
- внутри основной специализации фирмы
- вне основной специализации фирмы
- поддержание/увеличение доли на рынке
- проникновение на новые рынки
- внутри страны за рубежом
- усиление гибкости производства
- снижение издержек производства путем:
- снижения удельных трудозатрат
- снижения удельного потребления материалов
- снижения энергопотребления
- снижения уровня отбраковки изделий
- снижение затрат на разработку новых изделий
- ускорение проектирования и освоения производства новых изделий
- повышение качества продукции
- улучшение условий труда
- снижение уровня загрязнения окружающей среды
Изучение внутренней среды предприятий и его организационного поведения предусматривает, в первую очередь, оценку степени воздействия отраслевых и производственных факторов на развитие того или иного предприятия. Среди отраслевых факторов выделяют однородность отрасли, жесткость конкуренции, неопределенность спроса, уровень профессиональной подготовки кадров и пр., а среди производственных факторов или факторов предложения - структурные производственные и рыночные факторы.
Основным содержанием маркетингового подхода к данной проблеме является изучение структуры товарного рынка, уровня производства продукции и услуг, а также принятие решений о формах и методах развития конкурентной среды на данном рынке. Второму аспекту проблемы уделено наибольшее внимание. Это связано с тем, что инновационные решения затрагивают все функции промышленного предприятия, своеобразный "диалог" между которыми организует маркетинг. В процессе принятия инновационных решений маркетинг как функция предпринимательской деятельности способствует поддержанию баланса экономических связей в промышленности в соответствии с желаниями и спросом потребителей. Однако именно этот аспект недооценивается чаще всего.
Исходя из изложенного, важным является исследование маркетингового подхода к формированию действенной инновационной политики как системы управленческой, экономической, организационной и научно - технической деятельности, обеспечивающей достижение и поддержание определенного желаемого уровня производства, а также мероприятий, направленных на развитие и внедрение технических нововведений в производство в соответствии с требованиями потребителей и рынка.
Поэтому инновация рассматривается с двух позиций: с точки зрения потребителей и с точки зрения производителей новых товаров или услуг. Подобный комплексный подход вполне вписывается в современную методологию маркетинга.
С позиции потребителя инновация определяется как творческая и успешная реализация прогрессивного открытия, изобретения или просто концепции, в которой можно выделить три составляющих: потребность, подлежащая удовлетворению, то есть набор функций, которые нужно выполнить;
концепция совокупности объектов, способная удовлетворить потребность, то есть новая идея;
компоненты, представляющие совокупность имеющихся знаний, материалов и доступных технологий, позволяющих довести концепцию до рабочего состояния. Рассматривая инновацию с точки зрения их влияния на производителя товаров или услуг, целесообразно выделить три критерия классификации инноваций:
степень новизны инновации для промышленного предприятия,
характер концепции, на которой основана инновация,
интенсивность инновации.
1.2. Виды инноваций
Инновации в промышленных фирмах могут быть разделены на следующие виды:
технологические (производственные) инновации:
освоение нового продукта или качественное изменение в существующем продукте;
освоение новых методов производства и распределения (складирования, доставки и реализации) продукта;
маркетинговые инновации:
проникновение (освоение) новых рынков сбыта;
развитие новых источников снабжения сырьем и другими факторами производства;
организационные инновации:
внедрение новых методов и стандартов управления,
внедрение значительно измененных структур управления,
реализация новых или значительно измененных стратегических ориентиров компаний;
финансовые инновации:
реализация новых источников (схем) получения финансовых ресурсов
реализация новых методов
организации использования
Сердцевиной всей инновационной деятельности фирмы являются технологические (производственные) инновации, то есть освоение (коммерциализация) новых видов продукции или методов её производства, доставки и реализации.
Технологические продуктовые
инновации - внедрение (коммерциализация)
продуктов с улучшенными
Технологически новый продукт - это продукт, чьи технологические характеристики или варианты возможного использования значительно отличаются от ранее производимых продуктов. Подобные инновации могут базироваться на радикально новых технологиях, комбинировании известных технологий по-новому или могут быть результатом использования новых знаний.
Технологически улучшенный продукт - это существующий продукт, чьи характеристики были значительно улучшены либо обновлены. Продукт может быть улучшен (в терминах лучших характеристик или сниженных издержек на производство) путем применения улучшенных компонентов или материалов, либо улучшений в части деталей (подсистем).
Технологически улучшенный
процесс - это внедрение технологически
новых или значительно
В современных условиях главной проблемой большинства отечественных промышленных фирм является реализация продуктовых инноваций, то есть выпуск новых (улучшенных) продуктов, имеющих успех на рынке.
Общая классификация продуктовых инноваций включает три типа:
1.продукт, новый для рынка;
2.продукт, новый для фирмы;
3.улучшенный продукт, производимый фирмой.
1.3. Инновации как объект деятельности предприятия
В процессе инновационной деятельности предприятие может функционировать с наибольшей результативностью, лишь четко ориентируясь на определенный объект и руководствуясь максимальным учетом воздействий факторов внешней и внутренней среды. Для этого необходима подробная классификация инноваций, их свойств и возможных источников финансирования.
Наиболее характерными показателями нововведений являются такие показатели, как абсолютная и относительная новизна, приоритетность и прогрессивность, уровень унификации и стандартизации, конкурентоспособность, адаптивность к новым условиям хозяйствования, способность к модернизации, а также показатели экономической эффективности, экологической безопасности и пр. Все эти показатели новшества являются, по сути, воплощением показателей технико-организационного уровня нововведения и его конкурентоспособности. Их значимость определяется по степени влияния этих факторов на конечные результаты деятельности предприятия: на себестоимость и прибыльность продукции, ее качество, объем продаж и прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах, уровень рентабельности хозяйственной деятельности. Показатели технического уровня новшества определяют технический уровень производства в целом.
По степени новизны, инновации подразделяются на принципиально новые, не имеющие аналогов в прошлом в отечественной и в зарубежной практике, и на новшества относительной новизны. Для принципиально новых видов продукции, технологии и услуг особенно важен показатель их патентной и лицензионной чистоты и защиты, ибо они являются не только интеллектуальными продуктами первого рода, т.е. обладают приоритетностью, абсолютной новизной, но и являются оригинальным образцом, на основании которого тиражированием получают новшества-имитации копии или интеллектуальный продукт второго рода. Интеллектуальный продукт защищается правом собственности, вот почему предприятию для развития инновационной деятельности необходимо наличие патентов, лицензий, изобретений и ноу-хау
Среди инноваций-имитаций
различают технику, технологию и
продукцию рыночной новизны, новой
сферы применения и новшества
сравнительной новизны (имеющие
аналоги на лучших зарубежных и отечественных
предприятиях) и нововведения – усовершенствования. В свою очередь, нововведения-
Российскими предприятиями накоплен успешный опыт организации инновационной деятельности по следующим уровням:
создание комитетов по инновационным проектам;
целевые группы;
внутренние инновационные проекты;
создание системы внутренних венчурных проектов
создание внутренних венчурных подразделений;
выделение самостоятельных предприятий для реализации
инновационных проектов;
инновационные консорциумы.
2.1.Понятие конкуренции
Конкуренция - свойственная товарному производству борьба между предпринимателями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта продукции, за получение наивысшей прибыли.
Исследования
Конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Конкуренция в экономике выполняет ряд функций, наиболее важные из которых - определение рыночной стоимости товаров, сведение конкретного труда к общественно необходимому. Она содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и соответственно дифференциации размеров прибыли на основе различий в производительности труда и управлении производством. В межотраслевом аспекте конкуренция формирует среднюю норму прибыли, ведет к перераспределению дохода между отраслями, регулирует пропорции производства, осуществляет экономический отбор, поощряет сильнейших. В период перехода к рыночной экономике конкуренция должна способствовать предпринимательской деятельности, интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускоренное внедрение научно-технического прогресса в производство, более полное удовлетворение потребностей в разнообразной высококачественной продукции и услугах, охранять потребителей от диктата производителей, бороться с монополией.
Конкуренция является важной предпосылкой в перегруппировке ресурсов, упорядочении цен; стимулом выступает мощный фактор более выгодных условий производства и сбыта товаров. Для современной конкуренции характерны техническое превосходство, качество и надежность продукции. Конкуренция должна заинтересовывать предпринимателей, нацеливать производство на удовлетворение рыночного спроса, а через него - на меняющиеся потребности, повышение качества продукции, услуг. Состязающиеся между собой предприятия различных форм собственности должны пойти по пути увеличения многообразия предложений на рынке.
Информация о работе Конкуренция в инновационной деятельности