Конкуренция в инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:24, реферат

Описание работы

В условиях рыночной экономики инновационная политика промышленных предприятий является определяющим инструментом в конкурентной борьбе, обеспечивающим условия для реализации запросов потребителей. Причем, наибольшего успеха добиваются те предприятия, у которых инновационная деятельность и внедрение нового товара представляют собой непрерывный процесс управления инновационной активностью.

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ ПО ИТОХМ.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Вторая группа - методы, связанные с сохранением искусственного монополизма и командно-административных структур, которые, однако, постепенно теряют свое значение с переходом от внешнего принуждения производителей к экономическим рычагам и стимулам.

Существуют также рыночные формы конкурентной борьбы. В хозяйственной  деятельности многих западных стран  нередко применяется метод дифференциации качества товаров при одной и той же цене (или незначительном ее колебании). У нас этот метод конкуренции и ряд прочих приобрел при отсутствии развитых рыночных связей характер приемов торговли.

Широко распространен  такой метод конкуренции, как продажа в рассрочку, позволяющий избежать затоваривания. Продавец, ищущий рынок сбыта, предоставляет кредиты - от готовых завтраков до загородных коттеджей, тур поездок, дорогих автомашин и т.п.

Для повышения конкурентоспособности  своей продукции многие фирмы продлевают сроки гарантийного обслуживания, особенно когда технология отработана и брака практически нет.

Немалое значение для  ряда предприятий имеет контроль за ноу-хау и патентами по выпуску  определенного рода продукции. На этой основе появляется возможность создавать все новые и новые образцы изделий, придерживаясь какой-то одной базовой модели.

Важную роль в конкурентной борьбе на рынке инноваций играют товары-заменители, позволяющие получать высокие прибыли.

Существуют два основных метода конкуренции: ценовой и неценовой. Среди неценовых методов можно выделить рыночные и внерыночные формы конкурентной борьбы. Наиболее характерны для ценовой конкуренции лизинг, кредиты, продление сроков гарантийного обслуживания, дифференциация качества товаров при одной и той цене. Через ценовую конкуренцию предприниматели влияют на спрос главным образом посредством изменений в цене. Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса. Если предложенная продукция является уникальной, то у производителя больше свободы в установлении более высоких цен, чем на конкурирующие товары.

Важное условие в  конкурентной борьбе - сокращение производственных и непроизводственных расходов. Чтобы  выстоять в конкуренции производителей на рынке, чтобы гарантировать своему предприятию финансовых успех, необходимо сокращать издержки производства, прежде всего переменные издержки, лидерство в которых обеспечивает высокое преимущество в ценовой политике фирмы. Ценовая конкуренция производителей в условиях массового производства выступает главной формой конкурентной борьбы.

В условиях конкуренции  предприниматели гораздо больше времени должны уделять таким  сферам, как реализация и сбыт продукции, увеличение доходов. Предприниматель, если он стремится к преуспеванию на рынке, должен следовать правилу: делать, прежде всего, ставку на увеличение доходов, а не на снижение издержек (хотя это и взаимосвязано).

Главное в рыночных условиях - способность производителя дать потребителю инновационный продукт  за ту же цену, при тех же издержках производства, что и у товаров-предшественников.

Сущность и необходимость  конкуренции в инновационной  деятельности

Конкуренция в области  инновационной деятельности - это  своего рода инновационный конкурс  с непредсказуемыми в некоторых  случаях результатами при решении научно-технических, социально-экономических и других проблем.

Особенности конкуренции  в инновационной сфере, обуславливающие  необходимость ее развития:

· конкуренция - главный  фактор восприимчивости организации  к техническим новинкам

· конкуренция вынуждает  предпринимателя постоянно искать и находить новые виды продуктов  и услуг, которые нужны потребителям, и могут удовлетворять потребности  рынка

· конкуренция способствует тому, что предприниматели стараются  освоить продукцию высокого качества по ценам рынка в целях удержания потребителей

· конкуренция стимулирует  использование наиболее эффективных  способов производства

· конкуренция вынуждает  предпринимателей оперативно реагировать  на изменение желаний потребителей, а также на все изменения экономики

· конкуренция обеспечивает высокий доход тому, кто упорно и производительно трудится.

В России конкуренция  из скрытой перешла в явную  форму и стала одним из решающих факторов развития инновационного предпринимательства.

Всю систему факторов конкурентоспособности инновационной организации можно подразделить на две основные группы.

Первая группа состоит  из факторов конкурентного преимущества организации. В эту группу внутренних факторов входят различные аспекты  рыночной деятельности предпринимательской организации, а также параметры, отражающие степень использования факторов производства.

Вторая группа факторов (внешних) включает параметры социально-экономической  среды, находящиеся вне среды  непосредственного влияния организации.

Кроме внутренних и внешних факторов следует выделить факторы, оказывающие непосредственное влияние на уровень конкурентоспособности организации (элементы).

С учетом всего вышеизложенного  система основных факторов конкурентоспособности  предпринимательской организации может быть представлена трехуровневой структурой, первый уровень которой представляют элементы конкурентоспособности организации, а второй и третий уровни - собственно внешние и внутренние фактор (Рис.).

 

Приведенная классификация  факторов конкурентоспособности инновационной организации обеспечивает адекватность анализа и выявления причин неконкурентоспособности инновационной организации, обеспечивает адекватность анализа и выявления причин неконкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

Среди внутренних факторов конкурентоспособности организации важная роль принадлежит технологическому фактору, который включает в себя технический уровень продукции и собственно технологию производства. Конкурентоспособность технологии - базовая категория по отношению к конкурентоспособности предпринимательской организации. Она во многом зависит от конкурентных возможностей взаимодействующих средств производства и рабочей силы, зависит также от внешних факторов (технологического процесса в масштабах страны и за рубежом, развитости рынка инноваций, развития науки).

Основной формой конкуренции  в инновационной сфере является научно-техническое превосходство  новой продукции, которое определяется превосходством научных достижений инженерно-технических работников (интеллектуальной собственности). Наука имеет ценность как выражение интеллектуального труда. Конкурентоспособность продукции можно оценить уровнем новейших изобретений и результатом научного поиска.

В целях обеспечения  конкуренции между инновационными организациями в решении закрепленных за ними научно-технических проблем следует осуществить в отраслях народного хозяйства переход к проектированию на конкурентной основе образцов новой техники, технологии, материалов, имеющих важнейшее народнохозяйственное значение, проводить открытые конкурсы по решению важнейших научно-технических задач с участием зарубежных ученых и организаций при обязательном условии внедрения полученных результатов в производство, целесообразно создавать научно-технические консультативные и внедренческие организации для оказания содействия в использовании новейших достижений науки и техники, изучить передовой опыт в развитых странах по совершенствованию экономического механизма научно-технического прогресса.

Конкуренция заставляет инновационных предпринимателей идти на рынок инноваций, участвовать в его формировании:

· развивать собственную  научную и научно-техническую  экспериментальную базу для проведения НИОКР

· заключать договора на проведение НИОКР сторонней организацией

· приобретать лицензии на право производство продукции (оказании услуг)

· покупать готовую продукцию, технологии, ноу-хау и другую интеллектуальную собственность

· инвестировать в  предпринимательскую деятельность.

Конкуренция в инновационной  деятельности - экономический процесс  взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Следствием конкуренции  на рынке любой продукции, в том  числе и инновационной, является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - развитие науки, появление новых решений и вариантов производства продукции, совершенствование имеющихся технологий производства, приток инвестиций в наиболее прогрессивные отрасли.

 

Заключение

 

В условиях динамичных преобразований структуры экономической системы  России возникает объективная необходимость  в повышении эффективности информационного  обеспечения процесса управления предприятием. Успешная деятельность организации предполагает ее постоянное развитие, активную реакцию на изменения внешней среды, готовность руководства к последующим переменам в содержании производственных процессов, получаемых результатов и, в конечном итоге, трансформации самой организации.

Изучение внутренней среды предприятий и его организационного по- ведения предусматривает, в первую очередь, оценку степени воздействия  отраслевых и производственных факторов на развитие того или иного предприятия. Среди отраслевых факторов выделяют однородность отрасли, жесткость конкуренции, неопределенность спроса, уровень профессиональной подготовки кадров и пр., а среди производственных факторов или факторов предложения - структурные производственные и рыночные факторы.

Основным содержанием  маркетингового подхода к данной проблеме является изучение структуры товарного рынка, уровня производства продукции и услуг, а также принятие решений о формах и методах развития конкурентной среды на данном рынке. Второму аспекту проблемы уделено наибольшее внимание. Это связано с тем, что инновационные решения затрагивают все функции промышленного предприятия, своеобразный "диалог" между которыми организует маркетинг. В процессе принятия инновационных решений маркетинг как функция предпринимательской деятельности способствует поддержанию баланса экономических связей в промышленности в соответствии с желаниями и спросом потребителей. Однако именно этот аспект недооценивается чаще всего.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

В.П. Грузинов, В.Д. Грибов Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 208 с.

И.Т. Балабанов Инновационный  менеджмент. СПб.: Питер, 2006. – 437 с.

Н.В. Сергеев Экономика  предприятий: Учебное пособие. – 2-е  изд., - М.: Финансы и статистика, 2005. – 310 с.

Н.И. Зайцев Экономика промышленного предприятия. – М.: ИНФРА - М, 2003. – 259 с.

П.Н. Завлина, А.К. Казанцева Инновационный  менеджмент: Учебное пособие. - СПб.: Наука, 2004. – 270 с.

Экономика предприятия: Учебник /Под  ред. проф. Н.А. Сафронова. - М.: Юристъ, 2004. - 608 с.

 


Информация о работе Конкуренция в инновационной деятельности