Механизм управления инновациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.

Файлы: 1 файл

Курсовая Инновационный Менеджмент.doc

— 489.50 Кб (Скачать файл)

     Ранжирование  на основе балльной оценки сочетает в  себе преимущества непосредственного  ранжирования и ранговой корреляции. При этом список оцениваемых объектов может быть неограничен. Эксперты сами называют число объектов и оценивают их в баллах или располагают их в определенном порядке, при этом порядковому номеру присваивается соответствующее число баллов. Для получения окончательно упорядоченного списка ранжируемых объектов баллы складываются, а объекты располагаются в порядке возрастания или убывания баллов. Балльное ранжирование стало одним из наиболее популярных методов рейтинговой оценки среди российских информационных и аналитических агентств.

     Главная проблема ранжирования как одного из методов оценки связана с тем, что сравнения объектов осуществляются по нескольким показателям, и результаты могут быть неоднозначными: лидер  по одному показателю может стать  аутсайдером по другому (классический пример: высокая доходность корпоративных ценных бумаг при высокой степени риска инвестиций). Поэтому встречается рейтинг, в котором объекты ранжированы отдельно по каждому показателю. Право определить, какое из ранжированных качеств является наиболее важным, предоставляется тому, кто использует результаты рейтинга. Также предпринимаются попытки согласования ранжированных списков на базе элементарных методов расчета средневзвешенных величин с учетом коэффициентов весомости (важности для анализа) показателей или специального математического и логического аппарата.

     Чтобы снизить субъективное влияние экспертов  на результаты оценки, наряду с оцениваемыми показателями в рейтинг включаются объективные характеристики объектов, реально поддающиеся измерению и сопоставлению без участия экспертов. Рейтинг в этой форме получил наименование скоринга (scoring), который является оцениванием на основе системы показателей и балльной оценки.

     Методы  сведения ранжированных списков  по различным показателям в единый список с учетом характеристик объекта представляют собой ноу-хау конкретного рейтинга агентства. Для того, чтобы результаты обобщения не вызывали сомнения, агентство должно иметь достаточный авторитет независимого агентства и солидную репутацию. Методики рейтинга оценки агентства должны быть опробованы в течение достаточно длительного периода на практике. Оценка на основе стандартной методики позволяет отнести объект к тому или иному классу (группе), например, по кредитоспособности или надежности. Полученная оценка означает, что объект относится к группе, характеризующейся конкретными признаками, список которых зависит от целей рейтинга. При этом в группе вполне может оказаться единственный представитель.

     Количественная  оценка рисков. При оценке риска вполне обосновано применение аппарата математической статистики и теории вероятностей в случаях:

    1. Если речь идет об инновациях, имеющих аналоги. Тогда становится справедливым применение методов математической статистики для оценки наиболее вероятных параметров инновационного процесса и его результатов;
    2. Если инновация не имеет аналогов, либо организация-инноватор не обладает достаточным опытом для внедрения инновации, либо инновационный процесс реализуется в условиях нестабильности. Тогда используется аппарат теории вероятностей, позволяющий моделировать инновационные процессы с большей точностью, а, следовательно, более адекватно определять меры по управлению риском.

     Стохастические  методы позволяют также моделировать результаты инновационной деятельности с учетом разработанных мероприятий по снижению рисков и тем самым оценивать их эффективность.

     Для формализованного представления риска  в инновационной деятельности необходимо исходить из следующего:

    • существуют объективные закономерности, определяющие результат и ход инновационной деятельности. Проявления этих закономерностей подтверждаются статистическими наблюдениями за инновационной деятельностью, однако ход реализации каждой конкретной инновации и ее результат непредсказуем;
    • статистика инновационных процессов подчиняется общим правилам математической статистики;
    • важнейшими характеристиками риска являются вероятность возникновения неблагоприятной ситуации в ходе инновационной деятельности и количественная оценка этой «неблагоприятности»;
    • для количественной оценки риска инновационной деятельности применяется методологический аппарат теории полезности, позволяющий учитывать не только экономические, но и все другие аспекты инновационной деятельности, а также дающий возможность применять комплексную оценку по нескольким аспектам процессов реализации нововведений.

Методы управления рисками

     Управление  рисками — управленческая деятельность, направленная на классификацию рисков, идентификацию, их анализ и оценку, разработку путей защиты от риска.

     Главным методологическим принципом управления рисками является обеспечение сопоставимости оценки полезности и меры риска за счет измерения обоих этих показателей в общих единицах измерения.

     Поскольку в основу теории управления рисками  положены подходы теории вероятностей и математической статистики, то количественная оценка риска оперирует теми же понятиями, которые использованы в этих областях науки.

     Распределение рисков осуществляется обычно между участниками проекта, чтобы сделать ответственным за риск участника, который в состоянии лучше всех рассчитать и контролировать риски и наиболее устойчивого в финансовом отношении, способного преодолеть последствия от действия рисков.

     Диверсификация дает снижение портфельных рисков за счет разнонаправленности инвестиций. Доказано, что портфели, состоящие из рисковых финансовых активов, могут быть сформированы таким образом, что совокупный уровень риска портфеля будет меньше риска любого отдельного финансового актива, входящего в него. Простейшим примером является портфель, сформированный из 2-х ценных бумаг с — коэффициентами, совпадающими по модулю, но различающимися по знаку. В результате снижение курсовой стоимости одних бумаг практически полностью компенсируется ростом других, то есть независимо от ситуации на рынке стоимость портфеля остается стабильной, а инвестиции подвержены лишь систематическому риску. Сформированный подобным образом портфель имеет в целом риск ниже, чем каждый из образующих его финансовых активов.

     Диверсификация  будет иметь незначительный эффект, если между финансовыми активами имеется большая корреляция. Возможные варианты диверсификации инвестиционного портфеля предполагают: сочетание финансовых активов, движущихся параллельно с рыночными индексами, и иных финансовых активов, имеющих противоположную (иную) тенденцию; присутствие иностранных ценных бумаг, так как экономики разных стран не всегда движутся синхронно и др.

     Снижение  неопределенности. Видовое разнообразие рисков и способов их выражения достаточно большое. Однако какова бы ни была форма выражения риска, обусловленного неопределенностью экономической ситуации, содержание его составляет отклонение фактически установленных данных от типичного, устойчивого, среднего уровня или альтернативного значения оцениваемого признака.

     Преодолеть  фактически вероятностный исход конкретной характеристики в условиях рынка объективно невозможно. Минимизация риска, связанного с неопределенностью, как задача управления по эффективному размещению средств в активах организации, может решаться статистическим путем (путем сознательного формирования видовой структуры активов как единого целого с взаимопогащающимися внутренними колебаниями характеристик доходности этих активов). Правильно составить конкретный портфель активов, чтобы риск был минимальный, является главной задачей в управлении рисками.

     Лимитирование обеспечивает установление предельных сумм расходов, продажи, кредита. Этот метод применяется банками для снижения степени риска при выдаче ссуд хозяйствующим субъектам, при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капиталов и т. п.

     Хеджирование — эффективный способ снижения риска неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры с помощью заключения срочных контрактов (фьючерсов и опционов). Способ позволяет зафиксировать цену приобретения или продажи на определенном уровне и таким образом компенсировать потери на спот-рынке (рынке наличного товара) прибылью на рынке срочных контрактов. Покупая и продавая срочные контракты, предприниматель защищает себя от колебания цен на рынке и тем самым повышает определенность результатов своей производственно-хозяйственной деятельности.

     Страхование как система экономических отношений, включает образование специального фонда средств (страхового фонда) и  его использование (распределение  и перераспределение) для преодоления путем выплаты страхового возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховыми случаями). Для страхования обязательно наличие двух сторон: специальной организации, ведающей соответствующим фондом (страховщика), и юридических или физических лиц, вносящих в фонд установленные платежи (страхователей). Их взаимные обязательства регламентируются договором в соответствии с условиями страхования.

     В зависимости от системы страховых  отношений выделяют различные виды страхования: сострахование, двойное страхование, перестрахование, самострахование.

     При состраховании два страховщика  и более участвуют определенными  долями в страховании одного и  того же риска, выдавая совместный или  раздельные договоры каждый на страховую сумму в своей доле.

     Двойное страхование подразумевает наличие  нескольких страховщиков одного и того же интереса от одних и тех же опасностей, когда общая страховая  сумма превышает страховую сумму  по каждому договору страхования.

Заключение

     Управление инновациями – это сложный, комплексный процесс, один из тех редких процессов, которые требуют от менеджера в равной степени и знаний и таланта. Потому что и без того и без другого невозможно управление созданием новых видов продуктов и услуг.

     Управление  это опирается на огромное количество методов, взятых из совершенно разных областей знаний, что требует от менеджера недюжинных организаторских способностей. Необходимо свести воедино все аспекты жизнедеятельности предприятия, и свести успешно, с тем, чтобы можно было вывести на рынок нечто новое.

     Совсем  немногого можно добиться, используя  шаблонные шаги и решения, и, наоборот, лучшие результаты будут достигнуты там, где есть место нетривиальным  подходам к ведению инновационного бизнеса.

     Инновационный менеджмент – все еще слишком сложный процесс, чтобы его весь классифицировать и описать, многое приходится делать на интуитивном уровне, и вот тут важен талант менеджера, его способности к творческому мышлению. Как показывает практика, такой менеджер может добиться гораздо более позитивных результатов, чем тот, который станет досконально следовать догмам.

     За  долгое время инновационной деятельности было разработано большое количество методик и принципов, которые  помогают менеджеру в принятии тех  или иных решений, связанных с управлением инновациями.

     Эти методики весьма обширны и многочисленны, они могут многое объяснить и  помочь принять верное решение, однако, до сих пор самые верные решения  все еще принимает человек.

     Не  следует недооценивать значение инноваций в нашей жизни, без них мы бы вряд ли могли наслаждаться всеми благами цивилизации сегодня, поэтому, я считаю, что чем лучше и эффективнее мы научимся управлять инновациями, тем быстрее и качественнее пойдет весь прогресс в целом.

 

Список  литературы

  1. Глазьев С. Ю. «Теория долгосрочного технико-экономического развития», — М.: Владар, 1993.
  2. Гончаров В. В. «В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала», — М.: МНИИ, 1996.
  3. Завлин П. Н., Казанцев А. К., Миндеди Л. Э. «Инновационный менеджмент. Справочное пособие», — СПб.: Наука, 1997.
  4. Медынский В. Г. «Инновационный менеджмент», — М.: Инфра-М, 2002.
  5. Балабанов И. Т. «Инновационный менеджмент», — СПб.: ИД Питер, 2001.
  6. Румянцева З. П., Саломатин Н. А. «Менеджмент организации. Учебное пособие», — М.: ИНФРА-М, 1996.
  7. Моисеева Н. К., Анискин Ю. П. «Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление: том 1», — М.: Внешторгиздат, 1993.
  8. Поршнев А. Г. «Управление инновациями в условиях перехода к рынку», — М.: Мегаполис-Контракт, 1993.
  9. Гохберг Л. М. «Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь», — М.: ЦИСН, 1996.
  10. Бобрышев Д. М. «Управление научно-техническими программами», — М.: Экономика, 1993.
  11. Поршнев А. Г., Румянцева З. П., Саломатин Н. А «Управление организацией», — М.: ИНФРА-М, 1998.
  12. Шапиро В. Д, и др. «Управление проектами», — СПб: Два+Три, 1996

Информация о работе Механизм управления инновациями