Методы оценки эффективности инновационных проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - исследовать методы оценки эффективности инноваций в деятельности исследуемого предприятия.
Задачами данной работы являются:
изучить теоретических источников по теме;
дать организационно - экономическую характеристику деятельности предприятия;
исследовать особенности состояния инноваций на предприятии.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические и нормативно - правовые основы разработки инновационного проекта 5
1.1 Понятие и основные элементы инновационного проекта 5
1.2 Виды и содержание инновационных проектов 9
1.3 Порядок разработки инновационного проекта 11
2 Организационно – экономическая характеристика предприятия 18
2.1 Условия деятельности и финансово-экономические результаты 18
2.2 Проблемы дальнейшего развития предприятия 25
3 Использование методов оценки инноваций в деятельности ООО «Клен» 28
3.1 Характеристика существующей модели управления инновационной деятельностью 28
3.2 Методы оценки инноваций 29
3.3 Разработка рекомендаций по внедрению инновационной идеи и оценка ее эффективности 31
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложения 48

Файлы: 1 файл

33991 мар 2013 копия 27198_ВГСХА Кур Инновационный менеджмент Методы оценки эффективности инновационных проектов ООО Клен.doc

— 474.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ВЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ИННОВАЦИОННОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ

 

на тему: «Методы оценки эффективности инновационных проектов»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка:

Курс 4

Специальность: менеджмент организации

Филиппова Т.С.

 

Руководитель:                

________________________________

 

 

Регистрационный номер:

 

Дата сдачи на проверку:

 

Оценка после защиты:

 

 

 

 

 

Киров – 2013

 

Содержание

 

Введение

 

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной  общественности и предпринимательских  кругов России. Именно в настоящее  время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

В специальной литературе и официальных  документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим  прогрессом, внедрение достижений науки  и техники в производство и  т.п., что характерно для централизованно  управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.

Таким образом, с момента принятия к распространению новшества  приобретает новое качество - становится нововведением (инновацией). Процесс  введения новшества на рынок принято  называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовые или  процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации - работники данной организации или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия).

В настоящее время инновационная деятельность в технологической сфере осуществляется преимущественно на промышленных предприятиях, а также в организациях малого бизнеса.

Основными разработчиками нововведений являются организации научно-технологической  сферы России - отраслевые научно-исследовательские и конструкторские организации, академические научные организации и вузы, а также сами промышленные и малые предприятия. Наиболее распространенным субъектом исследования при изучении инновационной деятельности являются промышленные предприятия, поскольку именно промышленность является основным потребителем создаваемых технологических инноваций.

Таким образом, инновационная деятельность является необходимым условием развития инновационных процессов и управление этой областью является одной из задач инновационного менеджера.

Инновационная деятельность связана с рождением, развитием, распространением и применением  научно-технических знаний. Она включает: научные исследования и разработки; научно-техническое образование  и подготовку кадров; научно-технические услуги.

Цель  данной работы - исследовать методы оценки эффективности инноваций  в деятельности исследуемого предприятия.

Цель  решается посредством ряда задач:

Задачами  данной работы являются:

    • изучить теоретических источников по теме;
    • дать      организационно      -      экономическую      характеристику деятельности предприятия;
    • исследовать особенности состояния инноваций на предприятии. Объект исследования ООО «Клен».

Период исследования - 2010-2012 гг.

При написании работы использовались методы: метод изучения теоретических источников, аналитический метод, экономико-статистический метод, метод сравнения.

  1. Теоретические и нормативно - правовые основы разработки инновационного проекта

    1. Понятие и основные элементы инновационного проекта

 

Понятие «инновационный проект» рассматривается:

1) как форма целевого управления  инновационной деятельностью;

2) как процесс осуществления  инноваций;

3) как комплект документов [14].

Как форма целевого управления инновационной  деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники. Как процесс осуществления инноваций — это совокупность выполняемых определенной         последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий приводящих к инновациям. В то же время инновационный проект — это комплект технической, организационно- плановой и расчетно-финансовой документации, необходимой для реализации целей проекта (на Западе для обозначения этого аспекта проекта используется термин design). Наиболее полно и комплексно сущность инновационного проекта проявляется в его первом аспекте. Учитывая все три аспекта понятия «инновационный проект», можно дать следующее его определение:

Инновационный проект - это система  взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой  комплекс научно -исследовательских, опытно - конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и  исполнителям),  оформленных  комплектом  проектной  документации  и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно - технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации. К основным элементам инновационного проекта (Рис. 1) относятся:

    • однозначно сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;
    • комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей;
    • организация выполнения проектных мероприятий, т. е. увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества;
    • основные показатели проекта (от целевых — по проекту в целом и до частных — по отдельным заданиям, темам, этапам, мероприятиям и исполнителям), в том числе показатели, характеризующие его эффективность [11].

Инновационные проекты могут формироваться  как в составе научно-технических  программ, реализуя задачи тех или  иных направлений (заданий, разделов) программы, так и отдельно, решая конкретную проблему на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Рисунок 1 - Основные элементы (характеристики) инновационного проекта

Задачи    инновационного    проекта.    Формирование    инновационных проектов  для  решения  важнейших  научно-технических  проблем  (задач) обеспечивает:

    • комплексный, системный подход к решению конкретной задачи (цели) научно-технического развития;
    • количественную конкретизацию целей научно-технического развития и строгое отражение конечных целей и результатов проекта в управлении инновациями;
    • сквозное непрерывное управление процессами создания, освоения, производства и потребления инноваций;
    • обоснованный выбор путей наиболее эффективной реализации целей проекта;
    • сбалансированность ресурсов, необходимых для реализации инновационного проекта;
    • межведомственную координацию и эффективное управление сложным комплексом работ по проекту [18].

Основные участники инновационных  проектов. Реализация замысла инновационного проекта обеспечивается участниками  проекта. В зависимости от вида проекта  в его реализации могут принимать участие от одной до несколько десятков (иногда сотен) организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его реализацию. Все эти организации в зависимости от выполняемых ими функций принято объединять в конкретные группы (категории) участников проекта.

Заказчики — будущие владельцы  и пользователи результатов проекта. В качестве заказчиков могут выступать  как физические, так и юридические  лица.

Инвесторы — физические или юридические  лица, вкладывающие средства в проект. Инвестор может быть и заказчиком. Если это не одно и тоже лицо, то инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта. Инвесторами в России могут быть органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом; организации и предприятия, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности; международные организации, иностранные юридические лица; физические лица - граждане РФ и иностранные граждане. Одними из основных инвесторов, обеспечивающих финансирование проекта, являются банки [20].

Проектировщики — специализированные проектные организации, разрабатывающие  проектно-сметную документацию. Ответственной за выполнение   всего   комплекса   проектных   работ   обычно   является   та организация, называемая генеральным проектировщиком. За рубежом ее представляют архитектор и инженер.

Архитектор - это лицо или организация, имеющие право профессионально, на основе соответствующим образом оформленной лицензии выполнять работу по созданию проектно-сметной документации.

Инженер — это лицо и организация, имеющие лицензию на занятие инжинирингом, т.е. комплексом услуг, связанных с  процессом производства и реализации продукции проекта.

Поставщики — организации, обеспечивающие материально-техническое обеспечение  проекта (закупки и поставки).

Исполнители (организации-исполнители, подрядчики) - юридические лица, несущие  ответственность за выполнение работ  в соответствии с контрактом.     К     ним     относятся         научно-технические     организации,

производственные предприятия, вузы и т.д.

Научно - технические советы (НТС) - ведущие специалисты по тематическим направления проекта, несущие ответственность за выбор научно - технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий для достижения проектных целей, организующие конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов [11].

Руководитель проекта (в принятой на Западе терминологии «проект -менеджер») - юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту, то есть по планированию, контролю и координации работ участников проекта. Конкретный состав полномочий руководителя проекта определяется и контрактом с заказчиком [17].

Команда проекта - специфическая организационная  структура, возглавляемая руководителем  проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью  эффективного достижения его целей. Состав и функции команды  проекта зависят от масштабов, сложности и других характеристик   проекта.   Команда   проекта   вместе   с   его   руководителем

является разработчиком  проекта.  Для выполнения части своих функций  разработчик может привлекать специализированные организации.

Поддерживающие структуры проекта - это организации различных форм собственности, содействующие основным участники проекта в выполнении задач проекта и образующие вместе с ним инфраструктуру инновационного предпринимательства. К поддерживающим структурам относятся инновационные центры, фонд поддержки программ (проектов), консалтинговые фирмы, орган независимой экспертизы, патентно-лицензионные фирмы, аудиторские фирмы и т.п [21].

    1. Виды и содержание инновационных проектов

 

В управлении проектом планирование (программирование, раз работка, детальной программы) занимает основное место, воплощая организующее начало процесса реализации проекта.

Основная цель планирования — интеграция всех участников проекта для выполнения комплекса работ, обеспечивающих достижение конечных результатов проекта. План реализации инновационного проекта представляет собой детальный, развернутый во времени, сбалансированный по ресурсам и исполнителям, взаимоувязанный перечень научно-технических, производственных, организационных и других мероприятий, направленных на достижение общей цели или решение поставленной задачи. Таким образом, план содержит указания кому, какую задачу и в какое время решать, а также какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи. Как правило, он оформляется в виде комплексной инновационной программы [11].

При управлении инновационными проектами  выделяется система планов. Во временном  разрезе (по периоду планирования) различают  долгосрочные планы, период реализации которых превышает 5 лет; среднесрочные  планы, с периодом реализации от 3 до 5 лет; краткосрочные планы — на период менее 3 лет. По целям различают стратегический и текущий планы реализации проекта. Стратегический план определяет целевые этапы и основные вехи проекта, характеризующиеся сроками завершения комплексов работ, поставки продукции (оборудования), подготовки фронта работ и т. д.; кооперацию организаций-исполнителей; потребности в материальных, технических и финансовых ресурсах с распределением по годам и кварталам. Основное назначение стратегического плана — показать, как промежуточные этапы реализации проекта логически выстраиваются по направлению к его конечным целям. Текущий план уточняет сроки выполнения комплексов работ и потребность в ресурсах, устанавливает четкие границы между комплексами работ, за выполнение которых отвечают различные организации-исполнители, в разрезе года и квартала.

Планы могут детализироваться по уровню проекта (степени охвата работ проекта): план проекта в целом, планы организаций  — участников проекта, планы отдельных видов работ (этапов, стадий). План проекта в целом называется сводным, или комплексным, и охватывает все работы проекта. Планы отдельных организаций-участников (поставщиков, инвесторов и исполнителей) или отдельных видов работ (план НИОКР, бюджет проекта, план поставок и т. д.) являются частными или детальными. Содержательно планы подразделяются на продуктово-тематические, объемно-календарные, технико-экономические (ресурсные) и бизнес-планы [9].

Информация о работе Методы оценки эффективности инновационных проектов