Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:41, курсовая работа
Цель данной работы - исследовать методы оценки эффективности инноваций в деятельности исследуемого предприятия.
Задачами данной работы являются:
изучить теоретических источников по теме;
дать организационно - экономическую характеристику деятельности предприятия;
исследовать особенности состояния инноваций на предприятии.
Введение 3
1 Теоретические и нормативно - правовые основы разработки инновационного проекта 5
1.1 Понятие и основные элементы инновационного проекта 5
1.2 Виды и содержание инновационных проектов 9
1.3 Порядок разработки инновационного проекта 11
2 Организационно – экономическая характеристика предприятия 18
2.1 Условия деятельности и финансово-экономические результаты 18
2.2 Проблемы дальнейшего развития предприятия 25
3 Использование методов оценки инноваций в деятельности ООО «Клен» 28
3.1 Характеристика существующей модели управления инновационной деятельностью 28
3.2 Методы оценки инноваций 29
3.3 Разработка рекомендаций по внедрению инновационной идеи и оценка ее эффективности 31
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложения 48
Рентабельность оборотных
Таким образом, использование оборотных активов в 2010-2012 годах на предприятии эффективно.
Анализ ресурсов предприятия невозможен без изучения такого фактора производства, как труд.
От обеспеченности предприятия
трудовыми ресурсами и
Достаточная обеспеченность трудовыми ресурсами, в свою очередь, позволяет работать предприятию на полную мощность, а, следовательно, увеличивать объемы выпуска продукции.
На предприятии применяются следующие формы систем оплаты труда: для выплаты зарплаты обслуживающему персоналу и служащим применяется сдельно-премиальная, для всех остальных категорий работников – повременно-премиальная.
Проведем оценку трудового потенциала предприятия. В первую очередь рассмотрим структуру персонала по категориям предприятия и ее динамику (Таблица 6).
Таблица 6 - Численность и структура персонала ООО «Клен»
Показатель |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
Изменение 2012г. к 2010г. | ||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% | |
Среднесписочная численность промышленно- |
685 |
100 |
692 |
100 |
698 |
100 |
13 |
101,9 |
в т.ч. рабочие, чел. |
565 |
82,5 |
571 |
82,5 |
576 |
82,5 |
11 |
102 |
служащие, чел. |
3 |
0,4 |
3 |
0,4 |
3 |
0,4 |
0 |
100 |
специалисты, чел. |
48 |
7 |
49 |
7,1 |
49 |
7,1 |
1 |
102,1 |
руководители, чел. |
69 |
10,1 |
69 |
10 |
70 |
10 |
1 |
101,4 |
Из таблицы видно, что основную часть персонала на предприятии составляют рабочие – 82,5 % от общего состава. Удельный вес служащих составляет 0,4%, а специалистов 7% от общего числа работников предприятия. Руководители составляют 10 % от числа работающих.
Проведенные расчеты показали неизменность структуры персонала на протяжении всего исследуемого периода, что прежде всего связано с применением отраслевых методик расчета необходимой численности персонала. Отдел труда и заработной платы ООО «Клен» ежегодно в 4 квартале представляет руководству предприятия уточненный расчет численности работников в соответствии с нормами обслуживания и плановыми объемами производства. Данная система управления численностью работников и обеспечивает стабильность структуры персонала и эффективность его использования.
Таблица 7 - Производительность труда в ООО «Клен»
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Изменение 2012 г к 2010 г. | |
тыс. руб. |
% | ||||
Выработка на 1 работника по денежной выручке, тыс. руб. |
92,24 |
135,55 |
181,88 |
89,65 |
97,19 |
Выработка на 1 отработанный чел. -ч по денежной выручке, руб/чел.-ч |
16,70 |
23,68 |
32,20 |
15,50 |
92,84 |
Трудоемкость производства продукции, чел.-ч / руб. |
0,060 |
0,042 |
0,031 |
-0,029 |
-48,14 |
Рост производительности труда связан с более высокими темпами прироста производства по отношению как к росту численности занятых на предприятии, так и по отношению к продолжительности рабочего времени, что свидетельствует об интенсификации производства, повышении эффективности использования трудового потенциала ООО «Клен». Также существенную роль в росте эффективности использования трудового потенциала ООО «Клен» играет материальное стимулирование.
Основными конкурентами на местном рынке для рассматриваемого предприятия являются:
В целом сложившийся рынок
Приведем характеристику наиболее сильных конкурентов (Таблица 8). Оценка производилась экспертами коммерческой службы ООО «Клен» по 5-балльной шкале.
Таблица 8 - Сравнительная характеристика товаров конкурентов
Характеристики товара |
Наименования конкурентов | ||||
ООО "Клен" |
ООО "Нововятский ЛПК" |
ОАО «ВяткаЛесИнвест» |
ООО «Пульсар» |
ООО «Кировская лесоперевалочная база» | |
Цена |
4 |
4 |
3 |
5 |
4 |
Ассортимент |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
Качество |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
Формы сбыта |
оптовые посредники, прямая доставка |
оптовые посредники, прямая доставка |
оптовые посредники, прямая доставка |
оптовые посредники, прямая доставка |
оптовые посредники, прямая доставка |
Интенсивность и привлекательность рекламы и т.п. |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
По данным проведенного анализа формулируем вывод о сильных и слабых сторонах конкурентов и определяются преимущества фирмы: исследуемое предприятие ООО «Клен» выпускает качественную продукцию, соответствующую требованиям ГОСТ и сравнимую с продукцией основных конкурентов.
Слабостью предприятия в настоящий момент является недостаточность производственных мощностей для производства более широкого ассортимента продукции, удовлетворяющей спрос потребителей.
Коммерческий отдел
Таблица 9 - Потенциальные потребители продукции ООО «Клен»
Наименование предприятия |
Объем заключенных договоров на 2011 год, м3/год |
ООО «Пихта» |
14000 |
ОАО «Красный якорь» |
17000 |
ЧП Рожков |
8000 |
ЗАО «Вымпел» |
14300 |
ОАО «Эликон» |
14000 |
В ходе переговоров и рассмотрения
проектов договоров поставок с потребителями
ООО Клен» выяснено, что некоторые
предприятия удовлетворены
Предварительные оценки показали, что рост объема продаж фирмы в 2012 году составит 10000-15000 м3/год (таблица 10).
Таким образом, дополнительный объем спроса на пиломатериалы и продукцию деревообработки составляет 10 000 - 15 000 куб. метров в год.
Таблица 10 – Оценка объема сбыта ООО «Клен» в 2012 году
Наименование предприятия |
Объем, м3/год |
Предполагаемый прирост закупок |
Примечание |
ООО «Пихта» |
14000 |
4500 |
Соглашение |
ОАО «Красный якорь» |
17000 |
5300 |
Договор |
ЧП Рожков |
8000 |
1200 |
Встреча с руководством |
ЗАО «Вымпел» |
14300 |
1300 |
Телефонные переговоры |
ОАО «Эликон» |
14000 |
2000 |
Встреча с руководством |
Итого |
67300 |
14300 |
Инновационная деятельность ООО «Клен» осуществляется по преимуществу в условиях неопределенности. Если речь идет о замещении имеющихся производственных мощностей, то инвестиционное решение может быть принято достаточно просто, поскольку руководство предприятия ясно представляет себе, в каком объеме и с какими характеристиками необходимы новые основные средства (машины, станки, оборудование и т.п.). Если же речь идет о расширении основной деятельности или ее диверсификации, то фактор риска начинает играть существенную роль.
Понятие инновационный проект употребляется в двух смыслах:
Каждый проект независимо от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет».
В момент приобретения машин и оборудования, иных основных средств невозможно с уверенностью предсказать экономический эффект подобной операции. Инвестиционные решения обычно принимаются в условиях, когда существует несколько альтернативных проектов, различающихся по видам и объемам требуемых вложений, срокам окупаемости и источникам привлекаемых средств. Принятие решений в таких условиях предполагает оценку и выбор одного из нескольких проектов на основе каких-то критериев. Понятно, что критериев может быть несколько, их выбор является произвольным, а вероятность того, что какой-то один проект будет предпочтительнее других по всем параметрам, весьма невелика. Поэтому велик и риск, связанный с принятием того или иного инвестиционного решения.
Принятие инвестиционных решений - такое же искусство, как и принятие любых других предпринимательских (управленческих) решений. Здесь важна и интуиция предпринимателя, и его опыт, и знания квалифицированных специалистов. Определенную помощь могут оказать известные мировой и отечественной практике формализованные методы оценки инвестиционных проектов.
Методы, используемые в анализе инновационной деятельности, можно подразделить на две группы: а) основанные на дисконтированных оценках; б) основанные на учетных оценках. Рассмотрим ключевые идеи, лежащие в основе этих методов.
Метод чистой настоящей стоимости основан на сопоставлении величины исходной инновации (IC) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока. Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью коэффициента r, устанавливаемого аналитиком (инвестором) самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый им капитал.
Допустим, делается прогноз, что инновация (IC) будет генерировать в течение n лет, годовые доходы в размере P1, P2, ..., Рn. Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект (NPV) соответственно рассчитываются по формулам:
,
.
Очевидно, что если: NPV > 0, то проект следует принять;
NPV < 0, то проект следует отвергнуть;
NPV = 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный.
При прогнозировании доходов по годам необходимо по возможности учитывать все виды поступлений как производственного, так и непроизводственного характера, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Так, если по окончании периода реализации проекта планируется поступление средств в виде ликвидационной стоимости оборудования или высвобождения части оборотных средств, они должны быть учтены как доходы соответствующих периодов.
Информация о работе Методы оценки эффективности инновационных проектов