Методы оценки эффективности инновационных проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - исследовать методы оценки эффективности инноваций в деятельности исследуемого предприятия.
Задачами данной работы являются:
изучить теоретических источников по теме;
дать организационно - экономическую характеристику деятельности предприятия;
исследовать особенности состояния инноваций на предприятии.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические и нормативно - правовые основы разработки инновационного проекта 5
1.1 Понятие и основные элементы инновационного проекта 5
1.2 Виды и содержание инновационных проектов 9
1.3 Порядок разработки инновационного проекта 11
2 Организационно – экономическая характеристика предприятия 18
2.1 Условия деятельности и финансово-экономические результаты 18
2.2 Проблемы дальнейшего развития предприятия 25
3 Использование методов оценки инноваций в деятельности ООО «Клен» 28
3.1 Характеристика существующей модели управления инновационной деятельностью 28
3.2 Методы оценки инноваций 29
3.3 Разработка рекомендаций по внедрению инновационной идеи и оценка ее эффективности 31
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложения 48

Файлы: 1 файл

33991 мар 2013 копия 27198_ВГСХА Кур Инновационный менеджмент Методы оценки эффективности инновационных проектов ООО Клен.doc

— 474.50 Кб (Скачать файл)

Рентабельность оборотных средств  положительна, и выросла на 16,78 п.п.

Таким образом, использование оборотных  активов в 2010-2012 годах на предприятии эффективно.

Анализ ресурсов предприятия невозможен без изучения такого фактора производства, как труд.

От обеспеченности предприятия  трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и, как следствие, объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Достаточная обеспеченность трудовыми ресурсами, в свою очередь, позволяет работать предприятию на полную мощность, а, следовательно, увеличивать объемы выпуска продукции.

На предприятии применяются  следующие формы систем оплаты труда: для выплаты зарплаты обслуживающему персоналу и служащим применяется сдельно-премиальная, для всех остальных категорий работников – повременно-премиальная.

Проведем оценку трудового потенциала предприятия. В первую очередь рассмотрим структуру персонала по категориям предприятия и ее динамику (Таблица 6).

 

Таблица 6  - Численность и структура  персонала ООО «Клен»

Показатель

2010г.

2011г.

2012г.

Изменение 2012г. к 2010г.

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Среднесписочная численность промышленно-производственного  персонала, чел.

685

100

692

100

698

100

13

101,9

в т.ч. рабочие, чел.

565

82,5

571

82,5

576

82,5

11

102

служащие, чел.

3

0,4

3

0,4

3

0,4

0

100

специалисты, чел.

48

7

49

7,1

49

7,1

1

102,1

руководители, чел.

69

10,1

69

10

70

10

1

101,4


 

Из таблицы видно, что основную часть персонала на предприятии составляют рабочие – 82,5 % от общего состава. Удельный вес служащих составляет 0,4%, а специалистов 7% от общего числа работников предприятия. Руководители составляют 10 %  от числа работающих.

Проведенные расчеты показали неизменность структуры персонала на протяжении всего исследуемого периода, что прежде всего связано с применением отраслевых методик расчета необходимой численности персонала. Отдел труда и заработной платы ООО «Клен» ежегодно в 4 квартале представляет руководству предприятия уточненный расчет численности работников в соответствии с нормами обслуживания и плановыми объемами производства. Данная система управления численностью работников и обеспечивает стабильность структуры персонала и эффективность его использования.

 

Таблица 7 - Производительность труда в ООО «Клен»

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Изменение 2012 г к 2010 г.

тыс. руб.

%

Выработка на 1 работника по денежной выручке, тыс. руб.

92,24

135,55

181,88

89,65

97,19

Выработка на 1 отработанный чел. -ч по денежной выручке, руб/чел.-ч

16,70

23,68

32,20

15,50

92,84

Трудоемкость производства продукции, чел.-ч / руб.

0,060

0,042

0,031

-0,029

-48,14


 

Рост производительности труда  связан с более высокими темпами  прироста производства по отношению  как к росту численности занятых на предприятии, так и по отношению к продолжительности рабочего времени, что свидетельствует об интенсификации производства, повышении эффективности использования трудового потенциала ООО «Клен». Также существенную роль в росте эффективности использования трудового потенциала ООО «Клен» играет материальное стимулирование.

    1. Проблемы дальнейшего развития предприятия

 

Основными конкурентами на местном  рынке  для рассматриваемого предприятия  являются:

  • ООО «Нововятский ЛПК»,
  • ОАО «ВяткаЛесИнвест» г. Киров;
  • ООО «Пульсар» г. Киров;
  • ООО «Кировская лесоперевалочная база» г. Киров;
  • другие производители пиломатериалов.

В целом сложившийся рынок пиломатериалов в области можно считать конкурентным, так как на рынке присутствует значительное производителей со стандартизованной однотипной продукцией. 

Приведем характеристику наиболее сильных конкурентов (Таблица  8). Оценка производилась экспертами коммерческой службы ООО «Клен» по 5-балльной шкале.

 

Таблица 8 - Сравнительная характеристика товаров конкурентов

Характеристики товара

Наименования конкурентов

ООО "Клен"

ООО "Нововятский ЛПК"

ОАО «ВяткаЛесИнвест»

ООО «Пульсар»

ООО «Кировская лесоперевалочная база»

Цена

4

4

3

5

4

Ассортимент

4

5

4

5

4

Качество

5

5

4

5

4

Формы сбыта 

оптовые посредники, прямая доставка

оптовые посредники, прямая доставка

оптовые посредники, прямая доставка

оптовые посредники, прямая доставка

оптовые посредники, прямая доставка

Интенсивность и привлекательность  рекламы и т.п.

4

3

4

5

4


 

По данным проведенного анализа  формулируем вывод о сильных и слабых сторонах конкурентов и определяются преимущества фирмы: исследуемое предприятие ООО «Клен» выпускает качественную продукцию, соответствующую требованиям ГОСТ и сравнимую с продукцией основных конкурентов.

Слабостью предприятия в настоящий момент является недостаточность производственных мощностей для производства более широкого ассортимента продукции, удовлетворяющей спрос потребителей.

Коммерческий отдел предприятия, изучая рыночные возможности, выявил рост спроса на пиломатериалы и продукцию деревообработки. В таблице 9 представлены результаты исследования потенциального рынка сбыта.

 

Таблица 9 - Потенциальные потребители продукции ООО «Клен»

Наименование предприятия

Объем заключенных договоров на 2011 год, м3/год

ООО «Пихта»

14000

ОАО «Красный якорь»

17000

ЧП Рожков

8000

ЗАО «Вымпел»

14300

ОАО «Эликон»

14000


 

В ходе переговоров и рассмотрения проектов договоров поставок с потребителями  ООО Клен» выяснено, что некоторые  предприятия удовлетворены сотрудничеством  с исследуемой фирмой и в связи с ростом объемов производства готовы увеличить объем закупок.

Предварительные оценки показали, что  рост объема продаж фирмы в 2012 году составит 10000-15000 м3/год (таблица 10).

Таким образом, дополнительный объем спроса на пиломатериалы и продукцию деревообработки составляет 10 000 - 15 000 куб. метров в год.

 

Таблица 10 – Оценка объема сбыта ООО «Клен» в 2012 году

Наименование предприятия

Объем, м3/год

Предполагаемый прирост закупок

Примечание

ООО «Пихта»

14000

4500

Соглашение

ОАО «Красный якорь»

17000

5300

Договор

ЧП Рожков

8000

1200

Встреча с руководством

ЗАО «Вымпел»

14300

1300

Телефонные переговоры

ОАО «Эликон»

14000

2000

Встреча с руководством

Итого

67300

14300

 

 

  1. Использование методов оценки инноваций в деятельности ООО «Клен»

    1. Характеристика существующей модели управления инновационной деятельностью

 

Инновационная деятельность ООО «Клен» осуществляется по преимуществу в условиях неопределенности. Если речь идет о замещении имеющихся производственных мощностей, то инвестиционное решение может быть принято достаточно просто, поскольку руководство предприятия ясно представляет себе, в каком объеме и с какими характеристиками необходимы новые основные средства (машины, станки, оборудование и т.п.). Если же речь идет о расширении основной деятельности или ее диверсификации, то фактор риска начинает играть существенную роль.

Понятие инновационный проект употребляется  в двух смыслах:

  1. Как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;
  2. Как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий.

Каждый проект независимо от сложности  и объема работ, необходимых для  его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет».

В момент приобретения машин и оборудования, иных основных средств невозможно с  уверенностью предсказать экономический  эффект подобной операции. Инвестиционные решения обычно принимаются в условиях, когда существует несколько альтернативных проектов, различающихся по видам и объемам требуемых вложений, срокам окупаемости и источникам привлекаемых средств. Принятие решений в таких условиях предполагает оценку и выбор одного из нескольких проектов на основе каких-то критериев. Понятно, что критериев может быть несколько, их выбор является произвольным, а вероятность того, что какой-то один проект будет предпочтительнее других по всем параметрам, весьма невелика. Поэтому велик и риск, связанный с принятием того или иного инвестиционного решения.

Принятие инвестиционных решений - такое же искусство, как и принятие любых других предпринимательских (управленческих) решений. Здесь важна  и интуиция предпринимателя, и его опыт, и знания квалифицированных специалистов. Определенную помощь могут оказать известные мировой и отечественной практике формализованные методы оценки инвестиционных проектов.

    1. Методы оценки инноваций

 

Методы, используемые в анализе инновационной деятельности, можно подразделить на две группы: а) основанные на дисконтированных оценках; б) основанные на учетных оценках. Рассмотрим ключевые идеи, лежащие в основе этих методов.

Метод чистой настоящей стоимости  основан на сопоставлении величины исходной инновации (IC) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока. Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью коэффициента r, устанавливаемого аналитиком (инвестором) самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый им капитал.

Допустим, делается прогноз, что инновация (IC) будет генерировать в течение n лет, годовые доходы в размере P1, P2, ..., Рn. Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект (NPV) соответственно рассчитываются по формулам:

,

.

Очевидно, что если: NPV > 0, то проект следует принять;

NPV < 0, то проект следует отвергнуть;

NPV = 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

При прогнозировании доходов по годам необходимо по возможности  учитывать все виды поступлений  как производственного, так и  непроизводственного характера, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Так, если по окончании периода реализации проекта планируется поступление средств в виде ликвидационной стоимости оборудования или высвобождения части оборотных средств, они должны быть учтены как доходы соответствующих периодов.

Информация о работе Методы оценки эффективности инновационных проектов