Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 14:08, курсовая работа
Цель исследования - сравнить освещение важных для аудитории тем в локальных медиа и в сети Интернет на локальных ресурсах на примере конкретных информационных источников.
Задачи исследования:
Изучить специфику работы локальных медиа.
Определить основные площадки общения пользователей выбранных городов и районов в сети Интернет и основные локальные медиа.
Выявить самые обсуждаемые темы (события / проблемы) в локальном Интернет-пространстве.
Сравнить освещение обсуждаемых тем в локальном Интернет- пространстве и в локальных медиа.
При этом, как отмечает В.П.Пугачев: "взятые ими на вооружение принципы отбора материалов плохо совместимы с глубокими аналитическими сообщениями и часто препятствуют созданию информационной картины мира, более или менее адекватной реальности"4. Им выделяется пять таких принципов5, которые в общем виде можно сформулировать следующим образом:
1. Приоритетность (действительная
и мнимая) и привлекательность
темы для граждан. В
2. Неординарность фактов. Это означает,
что информация о других
Этим объясняется, в частности, склонность СМИ к информации негативного характера и сенсациям.
3. Новизна фактов. Привлечь внимание
населения в большей степени
способны сообщения, еще не
получившие широкой
4. Успех Согласно этому принципу,
в передачи и статьи попадают
сообщения об успехах
Особое внимание уделяется победителям на выборах или в рейтинговых опросах. Культ звезд в политике, искусстве, спорте — типичное явление для СМИ в рыночном обществе.
5. Высокий общественный статус. Чем выше статус источника информации, тем значительнее считается интервью или передача, поскольку предполагается, что их популярность при прочих равных условиях прямо пропорциональна общественному положению людей, сообщающих сведения. В силу действия этого правила наиболее легкий доступ к СМИ имеют лица, занимающие высшие места в политической, военной, церковной или других иерархиях: президенты, военноначальники, министры и т.д. Им посвящаются первые страницы газет и главные радио- и телепередачи.
Современные средства массовой коммуникации
создали для этого
Таким образом, в информационной среде в причудливых сочетаниях и многообразных формах переплетены адекватная и иллюзорная субъективные реальности.
Теперь рассмотрим, какие темы наиболее обсуждаемы в локальных медиа.
Традиционные печатные и эфирные СМИ обычно имеют свои интернет-страницы, иногда полностью повторяющие содержание офлайновых выпусков, иногда содержащие только анонсы статей и/или тексты прошлых номеров, иногда имеющие дополнительный контент.
История возникновения Интернет-
В октябре-декабре того же года в рамках проекта «Россия: выборы-95» происходит по истине прорыв в развитии Интернет-журналистики – в сети в реальном времени публикуется информация о ходе выборов.
В 1996 году активно появляются авторские проекты. Авторский проект — это посещаемый сайт (или домашняя страница), полностью создаваемый и поддерживаемый усилиями одного человека, где с некоторой периодичностью появляются результаты его журналистского творчества.
В период с 1996г по 1998 г. активно и очень массово появляются различного рода Интернет-обозрения. Следует заметить, что первоначально они были весьма однотипны, а затем это явление пошло на спад, и сегодня их существует меньше десятка, а «на слуху» - вообще единицы.
1 марта 1999 года выходит в свет ежедневная Интернет-газета Gazeta.ru. В создании этого проекта принимали участие «звезды» Рунета: главный редактор — Антон Носик, дизайн сайта — Артемий Лебедев, программирование — Максим Мошков.
Традиционно в таких изданиях материалы рубрицируются по нескольким десяткам взаимно пересекающихся тематических и географических разделов, объединяются в сюжеты, а в ряде случаев выделяются в спецпроекты.
С самого момента создания
Интернет-издания активно
В качестве иллюстрации рассмотрим типологические особенности Интернет-газеты «Избранное».
Концепция издания заключается в жестком разделении информации и оценок. Новости на сайте сопровождается разного рода сопутствующими материалами. Это могут быть комментарии экспертов, мнения журналистов, свидетельства очевидцев события, биографические и исторические справки. Такого рода дополнительные материалы сопровождают только те новости, которые редакция издания расценивает как наиболее важные.
Газета состоит из четырёх основных разделов6:
1. На главной странице находятся лента новостей и центральный блок, в котором размещены главные новости каждого часа. Эти новости снабжены комментариями, которые расположены в отдельных рубриках.
2. Раздел «Поединок» посвящен дискуссиям, которые еженедельно проходят в клубе редакции.
3. Раздел «Блоги» содержит Интернет-дневники журналистов и авторов «Избранного».
4. Раздел «Самиздат» является самопародией.
Регион распространения – все Россия, т.е. пользователи Интернет-пространства. У издания бесплатный доступ, поэтому аудитория определяется достаточно широким кругом читателей по всей стране.
Газета совмещает новости и аналитику, имея либеральный фон комментариев. С газетой сотрудничают серьезные и ответственные эксперты. Имена многих из них хорошо известны в России и мире. По просьбе редакции они будут в оперативном режиме комментировать происходящее. Среди авторов «Избранного» — люди разных политических убеждений и научных школ.
В массовой общественно-политической газете важнейшую роль играют публицистические материалы. То есть публицистика в широком смысле слова - все журналистские произведения - от заметок и репортажей до статей, очерков и эссе, в которых освещаются факты и события, имеющие значение для жизни людей, поднимаются актуальные вопросы и проблемы политики, экономики и других важнейший общественных сфер. Все эти материалы образуют подсистему жанров газетно-журнальной публицистики. Они представляют основное содержание большинства газет - как их компонентов, так и каждого отдельного номера. Эти тексты дают читателю ту разнообразную и непрерывно меняющуюся панорам событий в мире или в определенном регионе, которую он ожидает увидеть в газете.
Рубрики облегчают разработку композиционной модели газеты, определение её структуры и построения каждого номера. Поэтому для обеспечения процесса планомерной подготовки выпуска газеты необходимо сформировать систему рубрик.
В эту систему входят рубрики двух типов. Важнейший из них - тематические рубрики, определяющие тематику публикаций. К ним примыкают служебные рубрики, которые облегчают систематизацию публикаций в газете по другим их характеристикам.
Тематические рубрики отражают7: новостные блоки, комментарии, акции, мнения экспертов. Служебные рубрики: контакты с учредителями и редакцией газеты, рекламный блок, блоги, контакты с изданиями-партнерами. «От автора», «Очевидец», «Экспертиза» эти подрубрики дают возможность пользователю газеты напрямую общаться с интересной для него персоной или специалистом, мнение которого важно в настоящий момент. Так создается в издании эффект обратной связи, столь важный для Интернет-издания8.
Производство информационного продукта в Сети набирало высокие темпы (с появлением в 1999-2000 годах) множества Интернет-СМИ.
Наступила новая эра «оn-line»-
По жанрам интернет-издания не отличаются от офлайновых. Они делятся на:
Однако, если офлайновые
издания выпускаются
Наиболее известные новостные интернет-издания на настоящий момент10:
Есть интернет-издания,
которые выпускаются
Анализируя тематическую
проблематику локальных медиа рассмотрим
на примере новостных
Тематика медиа исходит из специфики таких сфер11:
- национальность аудитории.
Подавляющее большинство россий
- социальная специфика аудитории. Издания учитывают специализацию по профессии читателей, роду занятий. В систему российских газет входят издания для инженеров и рабочих различных отраслей промышленности, для учителей, медиков, работников торговли, транспорта и др. В рамках этой тематики происходит более узкая специализация: газетные издания для фермеров, дачников, огородников и садоводов и пр.
- гендерная специфика
читателей. Происходит
- возрастая специфика. Выделяются газеты для детей с учетом их онтогенетической специфики: для самых маленьких, для дошколят, для тинэйджеров и пр.
- религиозная принадлежность.
Значительно более широкую
Все медиа издания в Интернете можно разделить на:
1) собственно сетевые издания,
2) онлайновые версии печатных СМИ12.
Часто электронные версии газет и журналов появляются на сервере и оказываются доступными читателям тогда, когда их печатные аналоги еще только подписываются к выходу в свет. Это значит, что повышается оперативность информирования читателя, что для печатных изданий, уступающих в оперативности электронной прессе, немаловажно. Однако главное достоинство всех электронных СМИ - их интерактивность, позволяющая взаимодействовать с аудиторией в диалоговом режиме.
Все существующие в Интернете ресурсы можно разделить на две категории: профессиональные и любительские. По этому критерию, фактически, по типу учредителя, мы можем классифицировать сетевые издания с тем же успехом, что и печатные13.
Деление прессы на новостную, информационную и аналитическую характерно, только для Сети. Но порой не с первого взгляда удается определить, к какой из этих категорий относится тот или иной проект. Разница состоит в том, что любая новость - это информация, однако не любая информация - новость14.
Новостные сайты являются разновидностью сайтов информационных, однако специализируются, прежде всего, на оперативной подаче новостей. Классический пример новостных сайтов - информационные ленты, созданные в большом количестве информационными агентствами. Ленты эти могут быть как общего характера, предлагающими подборку новостей по самым разным темам (Lenta.ru, rbc.ru), так и специализированными, отражающими новости экономики, политики или компьютерного рынка (www.finmarket.ru, cnews.ru).
Еще один критерий, позволяющий дифференцировать сетевые издания, пришел в Сеть из традиционной прессы. Это так называемый характер аудитории, в соответствии с которым пресса делится на общую и специализированную. Общая пресса - это те издания, при чтении которых не приходится задумываться над смыслом слов и выражений. Что же касается специализированных изданий, то в них на первой странице обычно указано, специалистам какого профиля они предназначены. Лишь по некоторым направлениям сайты, регулярно поставляющие качественную специализированную информацию осознали себя как СМИ и стали соответствующим образом формировать свой имидж, изучать аудиторию, систематически привлекать рекламодателей15. Более или менее уверенно эта тенденция прослеживается в сфере компьютерной, финансовой и спортивной информации. В других областях потенциальные специализированные СМИ еще отчетливо не выделились.
Информация о работе Обсуждение проблемных тем локальными медиа и локальными Интернет-сообществами