Оценка и генерация идей в отрасли фототехники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является генерация и оценка идей в отрасли производства фототехники.
Задачами исследования являются:
- изучение теоретических аспектов инновационной деятельности;
- исследование инновационных моделей фотоаппаратов;
- рассмотрение методов поиска инновационных идей и методов селекции конкурирующих предложений;
- выбор перспективной инновации из имеющихся предложений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
1. Теоретическая часть………………………………………………………...6
1.1. Основные понятия и терминология в инноватике………………..6
1.2. Классификация инноваций………………………………………….13
1.3. Жизненный цикл инноваций……………………………………….19
1.4. Процесс генерирования идей………………………………………28
1.5. Моделирование инноваций в российской и зарубежной
практике…………………………………………………………………...31
Практическая часть………………………………………………………..39
2.1. Состояние и характеристика инновационной деятельности в отрасли фототехники………………………………………………….39
2.2. Методы поиска инновационных идей………………………………44
2.3. Процесс отбора новых видов фотоаппаратов на основе модели
Кима Кларка и Стивена Уилрайта………………………………51
2.4. Селекция конкурирующих предложений……………………………55
2.5. Результаты исследования…………………………………………….56
Заключение………………………………………………………………………57
Список использованной литературы………………………………………….59

Файлы: 1 файл

kursovik_po_teorii_innovatsy_Shibaeva.docx

— 450.71 Кб (Скачать файл)

Нововведение  – процесс внедрения новшеств в различных сферах жизни общества и осуществление связанных с  этим изменений (в последнем главный  смысл инноваций).

Нововведение  – существенное изменение в любой  области общественного развития, направленное на достижение положительного эффекта и реализованное на практике.

Я разделяю позицию тех исследователей, которые  считают неправомерным отождествлять  понятия «новшество» и «инновация». Новшество – это оформленный  результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению эффективности. [22]

Новшества могут  оформляться в виде:

  1. открытий;
  2. изобретений;
  3. патентов;
  4. товарных знаков;
  5. рационализаторских предложений;
  6. документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс;
  7. организационной, производственной или другой структуры;
  8. ноу-хау;
  9. понятий;
  10. научных подходов или принципов;
  11. документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.);
  12. результатов маркетинговых исследований и т.д.

Вложение  инвестиций в разработку новшества  – половина дела. Главное – внедрить новшество, превратить новшество в  форму инновации, т.е. завершить инновационную  деятельность и получить положительный  результат, затем продолжить диффузию инновации. Эти этапы относятся  к инновационной деятельности как  процессу.

Таким образом, новшество - конкретный результат научных  исследований и разработок в виде новой продукции, техники, технологии, информации, методики и т.д. В свою очередь, инновация представляет собой  процесс внедрения новшества  с целью изменения объекта  управления и получения научно-технического, экономического и социального эффекта.

Если на предприятии  существуют инновации, то в этом случае необходимо затронуть понятие «инновационная деятельность» и «инфраструктура  инноваций». [25]

Процесс внедрения инноваций охватывает практически все стороны деятельности предприятия. Сам поиск эффективных  организационных форм управления инновациями  основывается на умелом сочетании научно-инновационных и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность. [23]

Итак, инновационная деятельность — это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность — целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия (фирмы) к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления.

Инновационная деятельность включает в себя:

  1. научную деятельность;
  2. деятельность по воплощению разработок в продукт, технологию, изготовление опытного образца;
  3. деятельность по внедрению (применению) этого продукта и технологии, а так же промышленное производство.

По мнению многих авторов к инновационной  относится вся деятельность в  рамках инновационного процесса, включая:

  • маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей;
  • информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих фирм;
  • поиск новаторских идей и решений;
  • партнера по внедрению и финансированию инновационного проекта.

Сама инновационная деятельность характеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что  способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей. [4,с.156]

Инновационная сфера представляет собой:

  1. систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции, услуг и развитой инфраструктуры;
  2. рынок новшеств (новаций), рынок капитала (инвестиций) и рынок чистой конкуренции нововведений.

Поэтому управление инновационным  процессом становится ключом современной  организации инновационной деятельности на микро- и макроуровнях.

Таким образом, инновационная деятельность предприятия не сводится только к  созданию и внедрению новшеств, но и включает также разработку соответствующих  структур, организационных форм хозяйствования и управления на производственных предприятиях.

В большинстве развитых стран регулирование  и стимулирование инновационной  деятельности происходит в основном через национальные исследовательские  программы и различные уровни государственного участия. Во Франции наиболее высокий уровень централизованного регулирования инновационной деятельности, где научные исследования признаются общенациональной программой и представлены в виде пятилетних стратегических научно-исследовательских планов. В Англии — отсутствует система централизованного регулирования инновационной деятельностью, но есть хорошо разработанный механизм взаимодействия, позволяющий осуществлять координацию разработок инноваций на государственной уровне. В США экономисты и социологи видят в венчурном бизнесе свидетельство вхождения американской экономики в фазу подъема нового «цикла Кондратьева». [6,с. 241]

Таким образом, опыт государственной  поддержки инновационной деятельности в развитых странах показывает, что  именно государство должно разрабатывать такую инновационную политику, которая обеспечивала бы эволюционный путь к современному рынку.

Инновационная деятельность предприятия  основывается на принципах:

  • приоритетность инновационного производства;
  • экономичность инновационного производства;
  • гибкость инновационного производства;
  • инновации ограничены по времени рыночными циклами.

Решающим  фактором успеха в инновационном  процессе  является человек.

Переход российских компаний на инновационный путь развития предъявляет особые требования к HR-специалистам, работающим в российских компаниях. Инновации не возникают на пустом месте. Успешные инновации генерируются и реализуются людьми. Вовлечение персонала организации в инновационный  процесс предполагает создание поддерживающей инфраструктуры. Создать такую инфраструктуру без участия HR-специалистов невозможно. [25]

Люди, работающие в организации, не только должны понимать важность инноваций для успешной деятельности компании, но и располагать  необходимыми знаниями и навыками для  активного участия в инновационном  процессе. Сотрудников следует стимулировать  к активному участию в проектах по подготовке и внедрению инноваций. Без системного подхода к усилению мотивационной составляющей, без  формирования нужного отношения  к поставленным задачам и без  поддерживающей инновации организационной  культуры ни одна компания не сможет добиться успеха на поприще инноваций. [9,с.145]

И так, инновацию - результат нужно рассматривать  с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны  три свойства: научно-техническая  новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается  на инновационном процессе.

1.2. ВИДЫ КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИИ

Классификация инноваций означает распределение  инноваций на конкретные группы по определенным критериям. Построение классификационной  схемы инноваций начинается с  определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность.

Важность  классификации инноваций:

- она нужна  для анализа основных признаков  инноваций с целью выявления  специфических требований, предъявляемых  к механизму их разработки  и внедрения на предприятиях;

- она определяется  в целях изучения комплексного  характера инновации: раскрытие  разнообразных областей и способ  их использования, изучение различных  методов управления;

-она нужна для установления значимости того или иного инновационного продукта;

- она используется для  сравнительной качественной и  количественной оценки.

Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные  классификационные признаки. [2,с.97]  В экономической литературе представлены самые различные подходы к классификации инноваций, а также к выделению ее критериев.

 

Инновации классифицируются по следующим  признакам:

  1. значимость (базисные, улучшающие, псевдоинновации);
  2. направленность (заменяющие, рационализирующие, расширяющие);
  3. место реализации (отрасль возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления);
  4. глубина изменения (регенерирование первоначальных способов, изменение количества, перегруппировка, адаптивные изменения; новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род);
  5. разработчик (разработанные силами предприятия, внешними силами);
  6. масштаб распространения (для создания новой отрасли, применение во всех отраслях);
  7. место в процессе производства (основные продуктовые и технологические, дополняющие продуктовые и технологические);
  8. характер удовлетворяемых потребностей (новые потребности, существующие потребности);
  9. степень новизны (на основе нового научного открытия, на основе нового способа применения к давно открытым явлениям);
  10. время выхода на рынок (инновации-лидеры, инновации-последователи);
  11. причина возникновения (реактивные, стратегические);
  12. область применения (технические, технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные и т.д.).

Однако для  нас будет важна классификация, представленная в «Руководстве ОСЛО», отредактированном в 2010 году.[1,с.90] Оно содержит наиболее современную и широко применяемую классификацию.

Исходя из нее, различают четыре типа инноваций:

  • Продуктовые;
  • Процессные;
  • Маркетинговые;
  • Организационные.

Эта классификация обеспечивает наибольшую возможную преемственность с прежними определениями технологической продуктовой и процессной инновации, использованными во втором издании Руководства Осло. Понятия продуктовой и процессной инноваций близки к прежним понятиям технологической продуктовой и технологической процессной инноваций. Введение маркетинговых и организационных инноваций расширило диапазон типов инноваций, охватываемых настоящим Руководством.

Продуктовая инновация есть введение в употребление (внедрение) товара или услуги, являющихся новыми или значительно улучшенными по части их свойств или способов использования. Сюда включаются значительные усовершенствования в технических характеристиках, компонентах и материалах, во встроенном программном обеспечении, в удобстве использования или в других функциональных характеристиках.

Новыми продуктами считаются товары и услуги, значительно отличающиеся по своим характеристикам или предназначению от продуктов, производимых предприятием ранее. Примерами новых продуктов, где использовались новые технологии, можно считать первые микропроцессоры или цифровые фотоаппараты. Первый портативный МРЗ-плейер, в котором использовалось сочетание уже существовавшего программного обеспечения и технология использования миниатюризированного жесткого диска, был новым продуктом, в котором комбинировались существовавшие до этого технологии.

Значительные улучшения  уже существующих продуктов могут  осуществляться за счет изменений в материалах, компонентах и прочих характеристиках изделий, улучшающих их свойства. Внедрение тормозной системы ABS, навигационной системы глобального позиционирования GPS или улучшения других подсистем в автомобилях могут служить примерами продуктовой инновации, заключающейся в частичных изменениях или дополнениях какой-либо одной из многих технических подсистем, объединенных в изделии. Использование в производстве одежды воздухопроницаемых тканей является примером продуктовой инновации, заключающейся в использовании новых материалов для улучшения свойств продукта.

Процессная  инновация есть внедрение нового или значительно улучшенного способа производства или доставки продукта. Сюда входят значительные изменения в технологии, производственном оборудовании и/или программном обеспечении.

Процессные инновации  могут иметь целью снижение себестоимости  или затрат по доставке продукции, повышение  ее качества либо производство или доставку новых или значительно улучшенных продуктов.

Методы производства включают технологические процедуры, оборудование и программное обеспечение, применяемые  в производстве товаров или услуг. Примерами новых методов производства являются установка нового автоматизированного оборудования на производственной линии или компьютеризация проектно-конструкторских работ.

Методы доставки затрагивают  логистику предприятия и объединяют в себе оборудование, программное  обеспечение и технологии, используемые в снабжении исходными материалами, в снабжении внутри предприятия  и в доставке конечной продукции. Примерами новых методов доставки могут служить внедрение учета  перемещений товаров с помощью  штрих-кода или активной радиочастотной системы отслеживания перемещений  транспортных средств (RFID).

Информация о работе Оценка и генерация идей в отрасли фототехники