Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является генерация и оценка идей в отрасли производства фототехники.
Задачами исследования являются:
- изучение теоретических аспектов инновационной деятельности;
- исследование инновационных моделей фотоаппаратов;
- рассмотрение методов поиска инновационных идей и методов селекции конкурирующих предложений;
- выбор перспективной инновации из имеющихся предложений.
Введение…………………………………………………………………………4
1. Теоретическая часть………………………………………………………...6
1.1. Основные понятия и терминология в инноватике………………..6
1.2. Классификация инноваций………………………………………….13
1.3. Жизненный цикл инноваций……………………………………….19
1.4. Процесс генерирования идей………………………………………28
1.5. Моделирование инноваций в российской и зарубежной
практике…………………………………………………………………...31
Практическая часть………………………………………………………..39
2.1. Состояние и характеристика инновационной деятельности в отрасли фототехники………………………………………………….39
2.2. Методы поиска инновационных идей………………………………44
2.3. Процесс отбора новых видов фотоаппаратов на основе модели
Кима Кларка и Стивена Уилрайта………………………………51
2.4. Селекция конкурирующих предложений……………………………55
2.5. Результаты исследования…………………………………………….56
Заключение………………………………………………………………………57
Список использованной литературы………………………………………….59
Спад. Спад является периодом резкого снижения продаж и прибыли. Сбыт может упасть до нуля или оставаться на очень низком уровне. Основная причина: появление нового, более совершенного товара или изменение предпочтений потребителей. Многие фирмы уходят с рынка.
Переход от стадии к стадии происходит без резких скачков. Продолжительность цикла и отдельных его фаз зависит от самого товара и конкретного рынка. На жизненный цикл также влияют внешние факторы, такие, как экономика в целом, уровень инфляции, стиль жизни потребителей и т.д.
Жизненный цикл проекта
Типичный жизненный цикл проекта, как показано на рисунке 5, состоит из четырех фаз:
Рисунок 5 - Жизненный цикл проекта
Фаза концепции посвящена разработке концепции проекта и включает:
1. Назначение руководителя проекта и формирование команды проекта, в первую очередь ключевых членов команды.
2. Развитие концепции и разработка основного содержания проекта.
3.Структурное планирование.
4.Организация и проведение торгов, заключение субконтрактов с основными исполнителями.
5.Организация
выполнения базовых проектных
и опытно-конструкторских
6.Представление проектной разработки. [17,с.108]
7. Получение одобрения на продолжение работ по проекту.
В фазе реализации выполняются работы, необходимые для достижения проекта:
1. Организация и проведение торгов, заключение контрактов
2. Полный ввод в действие разработанной системы УП.
3. Организация выполнения работ.
4. Ввод в
действие средств и способов
коммуникации и связи
5. Ввод в
действие системы
6. Детальное проектирование и технические спецификации.
7. Оперативное планирование работ.
8. Установление
системы информационного
9. Выполнение работ, предусмотренных проектом (в т.ч. производство строительно - монтажных и пуско-наладочных работ).
В завершающей фазе (или фазе окончания) проекта достигаются конечные цели проекта, подводятся итоги, разрешаются конфликты и проводится закрытие проекта. [16, c.67] Основные работы этой фазы:
Цель завершающих
операций при выполнении проекта
заключается в том, чтобы повысить
эффективность работы или отдачу
от капиталовложений для следующего
проекта, внося на основе как позитивного,
так и негативного опыта
1.4. ПРОЦЕСС ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ
Существует много различных методов, способных помочь при генерировании новых идей. Упор больше делается на количество созданных идей, чем на их качество. Это дает множество идей, которые можно применять при выработке решений, оцениваемых впоследствии.
Важным элементом при
Ниже приведены самые популярные методы генерации идей.
1.
Мозговой штурм
Автор — Алекс Осборн.
Основной принцип состоит в том, чтобы развести во времени генерацию идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Иногда используют «немой» вариант мозгового штурма — брейнрайтинг, когда идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие соображения. (Приложение А)
2.
Шесть шляп
Автор — Эдвард де Боно.
Методика позволяет
3.
Ментальные карты
Автор — Тони Бьюзен.
По его мнению, креативность связана с памятью, а значит, укрепление памяти улучшит и качество креативных процессов. Однако традиционная система записи с заголовками и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзен предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.
4.
Синектика
Автор — Уильям Гордон.
Гордон считает, что основной источник
креативности — в поиске аналогий.
Сначала нужно выбрать объект
и нарисовать таблицу для его
аналогий. В первый столбец записывают
все прямые аналогии, во второй —
непрямые (например, отрицание признаков
первого столбца). Затем нужно
сопоставить цель, объект и непрямые
аналогии. Скажем, объект — карандаш,
задача — расширение ассортимента.
Прямая аналогия — объемный карандаш,
ее отрицание — плоский карандаш.
Результатом будет карандаш-
5.
Метод фокальных объектов
Автор — Чарльз Вайтинг.
Идея состоит в том, чтобы объединить признаки разных объектов в одном предмете. Например, взяли обычную свечу и понятие «Новый год». Новый год ассоциируется с искрящимся бенгальским огнем, этот признак можно перенести на свечу. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, получится «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.
6.
Морфологический анализ
Автор — Фриц Цвикки.
Объект нужно разложить на компоненты,
выбрать из них несколько существенных
характеристик, изменить их и попытаться
соединить снова. На выходе получится
новый объект. Например, нужно придумать
визитную карточку для парфюмерной
компании. Если изменить классическую
прямоугольную форму и
7.
Непрямые стратегии
Авторы — Брайан Эно и Питер Шмидт.
Берется колода карт, на которых записан набор команд (например, «дай волю злости», «укради решение» и др.). Во время создания новой идеи нужно вытаскивать карту и пытаться следовать ее указаниям.
8. Автобус, кровать, ванна
Метод основан на убеждении, что новая идея не только зреет в глубинах подсознания, но и активно рвется наружу. И чтобы она проявилась, надо лишь не мешать ей. Новая идея может прийти в голову где угодно, даже в малоподходящих для этого местах. Классический пример — Архимед с его ванной.
9. Расшифровка
Берется непонятная надпись на чужом языке — скажем, иероглифы. В голове человека, который ее рассматривает, будут рождаться разные ассоциации. Один преподаватель, например, «увидев» воду и три круга, решил открыть свое дело и занялся доставкой устриц.
10. Ловушка для идей
Этот прием подразумевает
1.5.МОДЕЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИИ В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ
Новые технологии, размывание границ между отраслями, глобализация рынков и усиление конкуренции в значительной степени влияют на среду, в которой действует бизнес. Эти факторы привели к появлению динамического моделирования бизнеса (dynamic business modeling — DBM). Его сущность в интегрировании знаний разных экспертов, что позволяет углубить понимание динамики событий, происходящих на инновационной арене.
В настоящее время задача реализации
стратегического планирования и
управления является необходимым условием
успешного развития почти всех сфер
бизнеса. В то же время широкий
круг управленческого персонала
сталкивается с проблемой невозможности
автоматизации целого класса бизнес-процессов,
связанных с системами
При использовании методов
Инновационная арена — пространство, которое описывается четырьмя параметрами инноваций, а именно: технологиями, приложениями, рынками или потребительскими группами и организационной (внутренней и внешней) структурой. Иными словами, динамическое моделирование бизнеса облегчает формирование общей модели инновационного процесса. [11,с.119]
Первый этап динамического моделирования. Он включает анализ существующего и возможного в будущем позиционирования компании на рынке; анализ заинтересованных лиц (сил), препятствующих или способствующих переходу компании к позиции, которую предполагается занимать в будущем; анализ бизнес-процессов.
1) Анализ
позиционирования компании - определение
ее возможностей на рынке в
зависимости от динамики
Рисунок 6 - Модель пяти рыночных факторов по М. Портеру
2) Анализ заинтересованных лиц. Действующие субъекты (лица и группы лиц, организации), на которых влияет или может повлиять инновация, являются заинтересованными лицами. Они имеют определенный интерес к результатам процессов, происходящих в ходе разработки новых форм бизнеса. Это потребители, поставщики, конкуренты, партнеры, институциональные лица, акционеры. Их подразделяют на внутренних и внешних заинтересованных лиц.
Вовлечение как внешних, так и внутренних заинтересованных лиц в процесс развития новых видов бизнеса в значительной степени повышает вероятность конечного успеха.
Внешние заинтересованные лица. К ним относятся потребители, поставщики, конкуренты, институциональные заинтересованные лица.
Потребители. При разработке нового продукта или услуги необходимо детально исследовать состав потребителей. Если физические качества продукта протестировать достаточно легко, то оценить его эмоциональную ценность значительно труднее. Здесь свою роль играют как традиции, так и мода.
Поставщики. Их роли в инновационном процессе меняются в зависимости от отрасли экономики. Поставщики обеспечивают компании финансовыми ресурсами, поступающими от акционеров, банков, правительства (субсидии, гранты и т.п.), исходными материалами и компонентами, средствами производства, знаниями и идеями, поступающими из институтов, от потребителей и консультантов, персоналом.
Конкуренты. Они могут быть заинтересованы в разработке новых видов бизнеса в целом, но и могут помешать соперникам достигнуть успеха в ходе инноваций. В ситуациях роста рынка более выгодным являются совместные инновации, поскольку развитие рынка для одной компании может оказаться невозможным. Во многих случаях выгодно партнерство с конкурентами, особенно если рынок подвергается атаке продуктов-заменителей. [17,с.109]
Институциональные заинтересованные лица. Ими являются органы власти и контролирующие органы инфраструктуры, особенно в регулируемых отраслях. Чем более строгими становятся экологические нормы в ряде отраслей (химическая, сталелитейная и автомобильная), тем в большей степени они стимулируют инновации.
Внутренние заинтересованные лица — это владельцы, акционеры, сотрудники компании.
Акционеры. Они влияют на ее акционерную стоимость. Акционерная стоимость обеспечивается двумя способами: через дивиденды и через увеличение цены акций.
Сотрудники компании. Каждая инновация влияет на внутренние процессы и требует адаптации сотрудников и самой организации.
3) Анализ бизнес-процесса. Бизнес-процесс — это совокупность направлений организационной деятельности, в которой конкретные исходные составляющие трансформируются в продукт с заранее установленными показателями, привлекающими потребителя и удовлетворяющими его спрос.
Информация о работе Оценка и генерация идей в отрасли фототехники