Оценка эффективности инновационного развития энергетического комплекса РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 01:27, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявление путей инновационного развития энергетического сектора РФ.
Предметов исследования является механизм управления инновационным развитием энергетическим комплексом РФ. Объектом исследования является целевые предприятия ОАО РАО "ЕЭС России".

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Инновационное развитие энергетического комплекса РФ ……………………………………………………………………5
Основные направления инновационного развития в энергетическом комплексе РФ ………………………………………………………………...5
1.2 Анализ перспектив развития возобновляемой энергетики в РФ ………...24
Глава 2. Оценка эффективности инновационного развития энергетического комплекса РФ ……………………………………………..42
2.1 Программы качественного инновационного развития электроэнергетики (на примере "РАО ЕЭС России") ……………………………………………...42
2.2 Реформирование энергетического сектора
экономики РФ …………………………………………………………….…….48
2.3 Оценка эффективности реформирования энергетики ..……………...…...59
Заключение ……………………………………………………………………..67
Список литературы ……………………………………………..…………….71

Файлы: 1 файл

Диплом по инновационному менеджменту 2.doc

— 952.00 Кб (Скачать файл)

Эти факторы были учтены при разработке программы развития Единой национальной электрической сети (ЕНЭС), в которой впервые в российской энергетике в качестве отдельного раздела программы были сформулированы направления разработки и практического использования сверхпроводящих технологий в электрических сетях. Данная программа одобрена Советом Директоров ОАО "ФСК ЕЭС" и при финансовой и организационной поддержке ОАО "РАО ЕЭС России" начата ее реализация.

С целью координации этих работ, а также более широкого применения сверхпроводимости в электроэнергетике был создан специализированный Координационный совет, в который вошли как работники электроэнергетики, так и представители научно-исследовательских институтов, включая институты Росатома и Академии наук России, а также представители Минпромэнерго РФ и Минобрнауки РФ. Координационный совет возглавил Председатель Правления ОАО "РАО ЕЭС России" А.Б.Чубайс.32

Координационный совет утвердил Комплексную программу разработки СП оборудования и технологий его применения в электроэнергетике со сроком ее реализации до 2025 года. Основной упор в этой программе сделан на кабельные линии, создаваемые на основе ВТСП технологий, как наиболее готовых для коммерческого использования с получением реального технико-экономического эффекта. Кроме того, программой предусматривается проведение исследований и работ по разработке СП генераторов и компенсаторов, трансформаторов и накопителей электрической энергии, а также комплексные исследования электроэнергетических систем, включающих сверхпроводящее электрооборудование и линии электропередачи.

Раздел программы, направленный на создание и применение ВТСП технологий в электрических сетях, выделен в отдельную подпрограмму с назначением руководителя-координатора подпрограммы (Дорофеев В.В.).

Целью данной подпрограммы является:

  • Создание, отработка технологии производства и практического применения сверхпроводящих кабелей, как элементов электрической сети.
  • Внедрение опытно - промышленных образцов таких кабелей (разной длины) в конкретных электрических сетях.
  • Организация масштабного применения сверхпроводящих кабелей в электрических сетях с разработкой идеологии создания электрических сетей нового поколения.

Данная подпрограмма должна быть выполнена до 2012 года включительно.33

Основные направления работ подпрограммы:

1. Разработка, изготовление опытного  образца и испытания трехфазной  СП - кабельной линии длиной 30 метров  напряжением до 20 кВ с целью  отработки технологии изготовления кабеля и криогенной системы и проведению комплексных исследований для проверки качества принимаемых решений. Изготовление кабеля предусмотрено закончить до конца текущего года, а завершение работ по этой части проекта, включая испытания и подготовку заключения по результатам испытаний в 1 квартале 2008 года. Головным исполнителем этого раздела подпрограммы определен НТЦ Электроэнергетики. Финансирование этого раздела подпрограммы осуществляют на паритетных началах РАО ЕЭС России и ОАО "ФСК ЕЭС".

2. Комплекс работ по разработке, изготовлению и установке на объекте электрической сети опытного - промышленного СП - кабельной линии длиной до 500 метров напряжением до 20 кВ. Данные работы предполагают проверку технических решений на реально действующих объектах г. Москвы, обучение эксплуатационного персонала и наработку практического опыта эксплуатации подобных систем. Установка на объекте (питающая подстанция - ВТСП кабельная линия- распределительная подстанция) и начало эксплуатации намечается во 2 квартале 2010 года.34

Этот проект получил государственную поддержку через включение в Федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" работы "Создание силовой электрической линии для распределительных сетей на базе ВТСП технологий". На данную работу Министерство образования и науки России заключило контракт с головным исполнителем ОАО "ЭНИН". В работе принимают участие специалисты электросетевого комплекса (ФСК ЕЭС, МГЭК, МОЭСК), НТЦ Электроэнергетики, ВНИИКП, РНЦ "Курчатовский институт", МАИ. Кроме Министерства образования и науки России, финансирование этого раздела подпрограммы осуществляют РАО ЕЭС России и организации электросетевого комплекса.

3. Комплекс работ по разработке, изготовлению и установке на объекте электрической сети СП - кабеля длиной свыше 1000 метров напряжением до 20 кВ. Данные работы предполагается проводить в виде двух проектов: как силами российских организаций (Российский проект), так и путем организации международного тендера (Международный проект). Эти проекты будут осуществляться на реально действующих объектах на коммерческой основе, начиная с 2009 года. Предварительные проработки показали, что только в электрических сетях г. Москвы есть более 10 возможных мест эффективного применения этих технологий.

4. Комплекс работ по перспективным  направлениям применения СП - кабелей с целью дальнейшего развития энергосистем на основе серьезного повышения пропускной способности сети. Эти работы предусматривают исследование сетей с ВТСП кабелями на постоянном токе и напряжении до 110 кВ, что является альтернативой действующим ЛЭП напряжением 220-330 кВ.

В процессе исполнения программы был проведен мониторинг подобного вида работ, проводимых в мире. Во многих странах приняты программы на государственном уровне. Наиболее амбициозные программы приняты в США, Южной Корее, Китае, а также в Австралии и Мексике. В Европе отдельные фирмы Германии, Дании, Швеции начали создание технологий промышленного производства СП материалов и проектов кабельных линий в ряде крупных городов. Недавно в США опубликован проект создания не отдельной кабельной линии, а целой сети в одном из центральных районов города Нью Йорка.

Реализация программы принятой РАО ЕЭС России позволит создать принципиально новую технологическую основу для российской электроэнергетики, существенно повышающую надежность и экономичность ее функционирования.

 

2.2 Реформирование электроэнергетики РФ

 

Поведение первоначальной реструктуризации электроэнергетики и создание общеотраслевой холдинговой компании ОАО РАО «ЕЭС России» позволило при распаде ЕЭС СССР на национальные энергосистемы сохранить в России принципы и методы ее работы, обеспечить достаточно надежное энергоснабжение потребителей электрической и тепловой энергией при практически полном отказе от государственного финансирования и высокой инфляции, сменившейся острым кризисом неплатежей. Одновременно такая организация электроэнергетики способствовала интеграции регионов страны. При этом была не только сохранена технологическая основа, но и созданы предпосылки для дальнейшей реструктуризации электроэнергетики России и развития оптовой торговли электроэнергией с последующим переходом к конкурентному рынку электроэнергии.

В результате первого этапа российская электроэнергетика частично изменила свою прежнюю вертикально интегрированную структуру, началось организационное разделение по видам деятельности:

  • в производстве электроэнергии появилось множество хозяйствующих субъектов с самостоятельными экономическими интересами – электростанции РАО «ЕЭС России» (АО-станции и филиалы), государственные АЭС, электростанции АО-энерго, сформировавших субъектный состав Федерального оптового рынка электроэнергии и мощности (ФОРЭМ);
  • значительная часть системообразующих и высоковольтных линий электропередачи, а также центральное и объединенные диспетчерские управления были сосредоточены в ОАО РАО «ЕЭС России»;
  • магистральные и распределительные сети, сбытовая инфраструктура электрической и тепловой энергии на территории соответствующих субъектов РФ, как и значительная доля генерирующих (главным образом тепловых) мощностей после передачи крупных электростанций из ПОЭЭ, были включены в состав соответствующих АО-энерго – как правило, дочерних обществ Холдинга РАО «ЕЭС России».

ОАО РАО «ЕЭС России» — российская энергетическая компания, до 1 июля 2008 года монополист на рынке генерации и энерготранспортировки России. Полное наименование — «Открытое акционерное общество энергетики и электрификации „Единая энергетическая система России“». Компания объединяла практически всюроссийскую энергетику.

В России компании группы РАО «ЕЭС» владели 72,1 % установленной мощности или 69,8 % электроэнергии и 32,7 % теплоэнергии и транспортировали практически всю (96 %) электроэнергии (2004). Установленная мощность компаний группы превышала 156 ГВт, что делало её по этому показателю крупнейшей энергокомпанией мира. Ближайшие конкуренты — SPCC (Китай), у которой установлено 151 ГВт и EDF (Франция) — 121 ГВт. Поскольку компании группы РАО «ЕЭС» в настоящее время совмещают деятельность по передаче электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению с деятельностью по генерации электроэнергии и сбыту ее конечным потребителям, в соответствии с федеральным законодательствам (в частности ФЗ «Об Электроэнергетике» и ФЗ «О естественных монополиях») цены на услуги компании устанавливались Федеральной службой по тарифам

Рис.2.1

Структура первой реорганизации электроэнергетики в 2000 году.

 

Вместе с тем проведенная частичная реструктуризация электроэнергетики и связанные с ней изменения в системе отраслевого управления не решили фундаментальные проблемы электроэнергетики, проявившиеся в 80-е годы, – проблемы низкой эффективности производства и потребления энергии, недостаточной финансовой устойчивостикомпаний электроэнергетики, слабой прозрачности их деятельности для акционеров и потенциальных инвесторов, неотлаженной системы государственного регулирования.

Для обеспечения эффективного и устойчивого функционирования электроэнергетики, превращения ее в инвестиционно привлекательную и открытую для инвестиций отрасль потребовалось проведение второго этапа реструктуризации электроэнергетики, предусматривающего кардинальное изменение структуры отрасли и экономических механизмов ее функционирования. 

Формирование новой организационной структуры отрасли началось в 2001 г. сразу после принятия Постановления Правительства РФ №526 (создание оператора рынка электроэнергии, системного оператора и федеральной сетевой компании).

Реализация наиболее сложных и масштабных задач по реструктуризации электроэнергетики, связанных с реорганизацией АО-энерго, созданием новых субъектов рынка и дальнейшей консолидацией единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС), началась с принятия и вступления в силу в апреле 2003 г. пакета законов, формирующих законодательную базу реформирования электроэнергетики5.

Процесс реформирования АО-энерго начался в 2003 году с реализации нескольких пилотных проектов: реформирования ОАО «Калугаэнерго», ОАО «Орелэнерго», ОАО «Брянскэнерго», ОАО «Тулэнерго». Наиболее активно структурные преобразования начали осуществляться в 2004 году. Процесс реформирования затронул более 30 компаний. К апрелю 2004 года была завершена процедура реорганизации первой региональной энергокомпании – ОАО «Калугаэнерго», а к концу года разделены по видам деятельности 5 АО-энерго.

В том же 2004 году началось создание новых межрегиональных компаний. В последние месяцы 2004 года были созданы (прошли государственную регистрацию) первые три ОГК и две ТГК. В тот же период (в октябре 2004 года) Совет директоров ОАО РАО «ЕЭС России» принял решение об учреждении четырех МРСК. В 2004 году также была практически сформирована новая вертикаль оперативно-диспетчерского управления: функции региональных диспетчерских управлений были переданы (за некоторым исключением) от АО-энерго Системному оператору.35

В 2005 году процесс реформирования охватил большинство АО-энерго, причем значительная их часть к концу года была разделена. В этом же году учреждено большинство оставшихся межрегиональных компаний: к марту зарегистрирована последняя из семи ОГК, к августу – тринадцать из четырнадцати ТГК, созданы четыре МРСК.

С 1 сентября 2006 года вступили в силу новые правила работы оптового и розничных рынков электроэнергии. На оптовом рынке электроэнергии (мощности) в результате введения с 1 сентября новых правил работы был осуществлен переход к регулируемым договорам между покупателями и генерирующими компаниями, ликвидирован сектор свободной торговли (ССТ), запущен спотовый рынок – «рынок на сутки вперед» (РСВ). К 2011 году, в соответствии с Постановлением Правительства России от 7 апреля 2007 года, предусматривается постепенная замена регулируемых договоров на свободные (нерегулируемые) договоры. Правила функционирования розничных рынков предполагают постепенную либерализацию розничных рынков электроэнергии параллельно с либерализацией оптового рынка, при сохранении обеспечения населения электроэнергией по регулируемым тарифам.Таким образом, в ходе реформы исчезает прежняя, монопольная структура электроэнергетики: большинство вертикально-интегрированных компаний сходят со сцены, на смену им появляются новые компании целевой структуры отрасли.

Первый этап, в рамках которого из ОАО "РАО "ЕЭС России" были выделены ОАО "ОГК-5" и ОАО "ТГК-5", был завершен 3 сентября 2007 года.

Государственные холдинги будут являться промежуточными компаниями. Выделение ОАО "Государственный холдинг" и ОАО" "Государственный холдинг ГидроОГК" было осуществлено с их одновременным присоединением к ОАО "ФСК ЕЭС" и ОАО "ГидроОГК" соответственно, что обеспечит прямое участие государства в капитале ОАО "ФСК ЕЭС" и ОАО "ГидроОГК".36

За счет передачи на баланс ОАО "ФСК ЕЭС" и ОАО "ГидроОГК" государственной доли в ОГК и ТГК при присоединении произошло увеличение доли государства в Федеральной сетевой компании до уровня не менее 75% + 1 акция, а в ОАО "ГидроОГК" – до уровня не менее 50% + 1 акция.

Информация о работе Оценка эффективности инновационного развития энергетического комплекса РФ