Оценка эффективности инновационного развития энергетического комплекса РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 01:27, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявление путей инновационного развития энергетического сектора РФ.
Предметов исследования является механизм управления инновационным развитием энергетическим комплексом РФ. Объектом исследования является целевые предприятия ОАО РАО "ЕЭС России".

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Инновационное развитие энергетического комплекса РФ ……………………………………………………………………5
Основные направления инновационного развития в энергетическом комплексе РФ ………………………………………………………………...5
1.2 Анализ перспектив развития возобновляемой энергетики в РФ ………...24
Глава 2. Оценка эффективности инновационного развития энергетического комплекса РФ ……………………………………………..42
2.1 Программы качественного инновационного развития электроэнергетики (на примере "РАО ЕЭС России") ……………………………………………...42
2.2 Реформирование энергетического сектора
экономики РФ …………………………………………………………….…….48
2.3 Оценка эффективности реформирования энергетики ..……………...…...59
Заключение ……………………………………………………………………..67
Список литературы ……………………………………………..…………….71

Файлы: 1 файл

Диплом по инновационному менеджменту 2.doc

— 952.00 Кб (Скачать файл)

Решением общего собрания акционеров ОАО РАО "ЕЭС России" был утвержден разделительный баланс, включающий положение (правила) о правопреемстве, которое является неотъемлемой частью разделительного баланса.В положении (правилах) о правопреемстве, устанавливающем принципы ведения учета и распределения имущества, прав и обязанностей в переходный период (с даты, на которую составляется разделительный баланс (01.04.2007 г.), по дату завершения реорганизации ОАО РАО "ЕЭС России"), в частности были предусмотрены:

  • мораторий на продажу "миноритарной" доли акций целевых компаний.
  • сохранение денежных средств от продажи пакетов акций ОГК/ТГК или приобретенного на эти деньги имущества за той компанией (Государственным Холдингом), которой указанные акции были распределены по разделительному балансу. Благодаря утвержденным в положении (правилах) о правопреемстве принципам ведения учета предусмотрена была возможность продажи акций ОГК/ТГК с баланса ОАО РАО "ЕЭС России" в пределах "государственной" доли.

Три специальных холдинга, выделенных при реорганизации в соответствии с дополнениями в схему реорганизации, одобренными Советом директоров ОАО РАО "ЕЭС России" 27 апреля 2007 г.

Эти компании были выбраны для обособления в ходе первого этапа реорганизации, поскольку были в максимальной степени готовы к полноценному самостоятельному функционированию, реализации перспективных инвестиционных проектов, успешно провели эмиссии дополнительных акций и привлекли в акционерный капитал стратегических инвесторов и инвестиции в развитие. Акционеры ОАО РАО "ЕЭС России" в результате первой реорганизации в дополнение к принадлежащим им акциям ОАО РАО "ЕЭС России" получили акции ОАО "ОГК-5" и ОАО "ТГК-5" пропорционально своей доле в уставном капитале энергохолдинга. При этом число акций ОАО РАО "ЕЭС России", принадлежащее им, осталось неизменным. Доля Российской Федерации в уставном капитале ОАО "ОГК-5" по завершении первого этапа реорганизации составила 26,43%, в капитале ОАО "ТГК-5" – 25,09%.

На втором этапе реструктуризации электроэнергетики были намечены и в реализованы я следующие структурные преобразования в отрасли:

  • создан оператор рынка электроэнергии – Администратор торговой системы (АТС), предоставляющий субъектам оптового рынка услуги по организации оптовой торговли электроэнергией;
  • создан и проходит процесс консолидации своей организационной структуры Системный оператор (СО), централизующий функции по оперативно-диспетчерскому управлению ЕЭС России;
  • создана Федеральная сетевая компания (ФСК), в составе которой должны быть объединены существующие магистральные линии электропередачи, образующие ЕНЭС. Цель создания ФСК – обеспечение единства технологического управления и реализация государственной политики в части электросетевого комплекса, относящегося к ЕНЭС;
  • проведена реструктуризация подавляющего большинства АО-энерго с разделением конкурентных (производство, сбыт электроэнергии, производственный сервис) и регулируемых видов деятельности (передача электроэнергии);
  • формируются межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК);

на базе тепловых и гидравлических электростанций РАО «ЕЭС России» и региональных энергосистем созданы и проходят процесс организационной консолидации оптовые и территориальные генерирующие

В декабре 2007 – январе 2008 года закончено формирование целевой структуры всех тепловых ОГК и ТГК, завершен первый этап консолидации ОАО «ГидроОГК». Был закончен процесс выделения сетевых компаний. На базе реорганизованных АО-энерго созданы все 56 магистральных сетевых компаний.  

Схема завершающей реорганизации позволяла:

  • учесть интересы всех групп акционеров ОАО РАО «ЕЭС России»;
  • пропорциональное распределить акций целевых компаний, принадлежащие ОАО РАО «ЕЭС России», среди акционеров ОАО РАО «ЕЭС России» и/или указанных ими в установленном порядке компаний;
  • снизить долю участия государства в потенциально конкурентных видах деятельности в электроэнергетике;
  • обеспечить долю прямого участия государства в уставном капитале ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «ГидроОГК» на предусмотренном законодательством РФ уровне (75% +1 акция для ОАО «ФСК ЕЭС», контрольный пакет для ОАО «ГидроОГК»);
  • ликвидировать дефицит инвестиционных средств на развитие сетевого хозяйства и гидрогенерации за счет продажи компаниями ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «ГидроОГК» пакетов акций тепловых генерирующих компаний, приходящихся на долю государства.

В ходе второго этапа (окончание – 1 июля 2008 г.) завершились структурные преобразования активов энергохолдинга, произошло обособление от ОАО РАО "ЕЭС России" всех компаний целевой структуры отрасли (ФСК, ОГК, ТГК и др.) и общество прекратило свое существование 30 июня 2008 года. Штаб-квартира РАО «ЕЭС России» находилась в Москве.

План реформирования РАО «ЕЭС России» предполагал распределение почти всех ТЭС на ОГК (оптовые генерирующие компании) и ТГК (территориальные генерирующие компании). В результате появились 6 тепловых ОГК общей мощностью около 53 ГВт и 14 ТГК общей мощностью 55,7 ГВт. Не вошедшие в состав ОГК и ТГК станции перешли в собственность ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» (почти 1.9 ГВт), а также Холдингу ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» К (5.8 ГВт). Крупными владельцами ТЭС остаются и так называемые независимые АО-энерго (16.3 ГВт в общей сложности).

Рис. 2.2

Целевая структура отрасли энергетики в 2009 году

Формируемые в ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов, либо являются общероссийскими.

Так, магистральные сети перешли под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети предполагается интегрировать в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений передаются общероссийскому Системному оператору.

Активы генерации также объединяются в межрегиональные компании, причем двух видов: генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании – ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединяют электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК входят главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК формируются на базе тепловых электростанций, а одна («ГидроОГК») – на основе гидрогенерирующих активов. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, в то время как ТГК объединяют станции соседних регионов.

Инвестиционная программа холдинга электроэнергетики на 2008-2012 годы, утвержденная в мае 2008 г., предполагает строительство 43,9 тысячи мегаватт новой генерации, 98,8 тысячи километров линий электропередачи, 156,9 тысячи мегавольтампер трансформаторной мощности. Это примерно 10-15-кратный рост в годовом исчислении. Безусловно, такие объемы могут быть достигнуты только за счет частных инвестиций. Они и будут привлечены в объеме почти 1 триллион рублей (вся инвестиционная программа – 4,375 триллиона). «Поступление частных инвестиций удалось обеспечить за счет продажи акций генерирующих компаний, принадлежащих РАО «ЕЭС России». Часть средств, полученных от продажи акций энергохолдинга, приходящихся на долю государства, была направлена на финансирование инвестиционной программы ФСК и ГидроОГК, которые контролирует государство

После 2012 года инвестиционный процесс, как предполагается, из взрывообразной стадии выйдет на стационарную. Централизованное планирование охватит только магистральную и распределительную сетевые компоненты, а также гидро- и атомную генерацию. А тепловая генерация, вырабатывающая более 60 процентов электроэнергии, будет развиваться на основе рыночных сигналов.

А что с сетями, ведь магистральная сетевая компонента осталась государственной (так, в ФСК доля государства превышает 75 процентов)? Частные инвестиции в сколько-нибудь значимых объемах туда пока не пойдут, и на этот счет ни у кого нет никаких иллюзий. Импульсом развития станет механизм перераспределения части дохода от продажи государственной доли РАО «ЕЭС России» в ОГК и ТГК. Это уже позволило магистральному сетевому комплексу получить 252 миллиарда рублей, причем бюджет России дает на развитие сетей всего 73 миллиарда рублей. Общий объем средств на сетевые инвестиционные программы за пять лет превысит триллион рублей. Примечательно, что за эти годы ФСК сможет заработать всего 300 миллиардов, иными словами, ФСК не смогла бы профинансировать такие объемы инвестиций из своего тарифа.37

Это о магистральных сетях. С распределительными сетями все несколько сложней: такие сети замкнуты на региональных потребителей, стратегическому инвестору они мало интересны. Приватизировать их тоже нельзя (по крайней мере, закон запрещает это делать до 2011 года, и эксперты считают такой запрет экономически и политически разумным). Остаются две потенциальные возможности: инвестиционная составляющая в тарифе и плата за присоединение к сетям. К 2011 году плату планируется отменить, поскольку эксперты считают, что к тому времени заработают сугубо рыночные механизмы.

Так или иначе, объем ежегодных капитальных вложений в отрасли с 2002 до 2009 года увеличивается в 17 раз, мощность ежегодных вводимых в строй энергетических объектов – в 20 раз. Эти процессы спровоцируют возникновение мультипликационного положительного эффекта в смежных отраслях экономики.

 

2.3 Оценка эффективности реформирования энергетики

 

Российскую электроэнергетику сложно представить без тепловых электростанций ГРЭС и ТЭЦ. По данным Системного оператора, по итогам I полугодия 2009 г. в единой энергосистеме (ЕЭС) на ТЭС приходится 135 ГВт из 212.6 ГВт установленной мощности, т.е. 63,5%. Около 40% всех тепловых станций работают на угле, остальные – преимущественно на газе. Аналитик ИК ООО «БрокерКредитСервис» Ирина ФИЛАТОВА представила свою оценку нынешнего положения отрасли.

План реформирования РАО «ЕЭС России» предполагал распределение почти всех ТЭС на ОГК (оптовые генерирующие компании) и ТГК (территориальные генерирующие компании). В результате появились 6 тепловых ОГК общей мощностью около 53 ГВт и 14 ТГК общей мощностью 55,7 ГВт. Не вошедшие в состав ОГК и ТГК станции перешли в собственность ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» (почти 1.9 ГВт), а также Холдингу ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» К (5.8 ГВт). Крупными владельцами ТЭС остаются и так называемые независимые АО-энерго (16.3 ГВт в общей сложности).38

 

Рис.2.3

Структура ТЭС в ЕЭС РФ по компаниям и собственникам, %

 

Образование новых компаний необходимо для привлечения инвестиций путем продажи компаний частным собственникам. В результате 26,6% мощностей ТЭС в настоящее время владеет Газпром, а 11,7% – КЭС (Холдинг ЗАО «Комплексные энергетические системы»). Крупные доли – в генерации у ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) и Enel, E.On. В общей сложности РАО «ЕЭС России» привлекло в отрасль 950 млрд руб., которые следует направить на реализацию инвестиционных программ. Впрочем, несмотря на взятые на себя обязательства по вводу новых мощностей, кризис заставил энергетиков скорректировать свои планы. Во-первых, государство пока не определило правила игры на конкурентном рынке мощности. Плата за мощность нужна для поддержания в норме электростанций генкомпаний. Рынок мощности позволит инвесторам окупить высокие затраты на сооружение новых энергоблоков. По большому счету он сейчас отсутствует, и любые попытки генкомпаний продать новую мощность по цене, близкой к справедливой, пресекаются регулятором. Более того, непростая экономическая ситуация в России вообще ставит под вопрос скорую либерализацию этого рынка, т.к. новая мощность обойдется потребителям в несколько раз дороже старой.

Во-вторых, инвестиционные планы, разработанные РАО, исходили из прогнозов роста энергопотребления на 4 – 5% в год до 2012 г. Эти прогнозы не сбывались и в лучшие времена, а 2009 г. и вообще расставил все по своим местам. 7%-ное снижение объема потребления в январе – июне текущего года привело к тому, что ОГК и ТГК сокращают свои вложения и переносят сроки вводов новых блоков.

Рис. 2.3

Динамика энергопотребления в ОЭС за I полугодие 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.39

 

Системный оператор Единой энергосистемы всегда загружает в первую очередь самые эффективные (читай: с самой низкой стоимостью энергии) электростанции. Более того, предпочтение отдается АЭС, поскольку они несут базовую нагрузку в энергосистеме, а затем следуют ГЭС с их не всегда предсказуемой из-за водности выработкой. На графике «Динамика выработки ТЭС и ГЭС» можно увидеть, что, например, с января по июль2009 г., несмотря на падение потребления, наблюдался значительный прирост выработки электроэнергии ГЭС.

условиях снижения энергопотребления ТЭС не могут компенсировать выпадающие доходы за счет торговли на оптовом рынке электроэнергии. В настоящий момент цены свободного сектора находятся на уровне 2007 г. Во II  квартале нынешнего, 2009 г., стоимость свободного киловатта отступила от показателей 2008 г. на 10% в первой ценовой зоне и на 25% – во второй ценовой зоне. Такая разница вполне объяснима: оптовый рынок чутко реагирует не только на изменения потребления, но и на изменения цены топлива. В I полугодии 2009 г. тариф на газ вырос на 12.35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Динамика стоимости угля, напротив, отрицательная: в I полугодии нынешнего года она снизилась на 13.5%. В ценовой зоне Европы и Урала много именно газовых ТЭС и не так много ГЭС. Следовательно, сокращение цены меньше, чем в Сибири, где 50% мощностей – это ГЭС, а оставшиеся – это угольная генерация.

Рис.2.4

 

Средняя оптовая цена на оптовом рынке, руб.МВтч.

 

Средний регулируемый тариф ТЭС в зоне Европа – Урал составляет 440,28 руб./МВт/ч, в Сибири – 413,1 руб./МВт/ч. Таким образом, для ценовой зоны Сибири на свободном рынке цена вполне сопоставима с тарифом. Не исключено, что возможно и дальнейшее снижение при ухудшении ситуации.

Помимо непосредственного снижения потенциальной выручки от продажи электроэнергии, кризис привел к падению платежной дисциплины потребителей. По данным НП «Совет Рынка», средний недельный долг участников оптового рынка электроэнергии вырос с 23.7 млрд руб. в начале года до 30.6 млрд руб. к середине2009 г., т.е. речь идет о 30%-м росте.

Информация о работе Оценка эффективности инновационного развития энергетического комплекса РФ