Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 01:27, дипломная работа
Целью дипломной работы является выявление путей инновационного развития энергетического сектора РФ.
Предметов исследования является механизм управления инновационным развитием энергетическим комплексом РФ. Объектом исследования является целевые предприятия ОАО РАО "ЕЭС России".
Введение ……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Инновационное развитие энергетического комплекса РФ ……………………………………………………………………5
Основные направления инновационного развития в энергетическом комплексе РФ ………………………………………………………………...5
1.2 Анализ перспектив развития возобновляемой энергетики в РФ ………...24
Глава 2. Оценка эффективности инновационного развития энергетического комплекса РФ ……………………………………………..42
2.1 Программы качественного инновационного развития электроэнергетики (на примере "РАО ЕЭС России") ……………………………………………...42
2.2 Реформирование энергетического сектора
экономики РФ …………………………………………………………….…….48
2.3 Оценка эффективности реформирования энергетики ..……………...…...59
Заключение ……………………………………………………………………..67
Список литературы ……………………………………………..…………….71
Рост задолженности негативно отражается на денежных потоках всех генерирующих компаний. Мы ожидаем улучшений только к 2010 г. и разумеется, при условии восстановления экономики.
В 2008 г. была принята генеральная схема размещения энергообъектов до 2020 г. В базовом варианте схема предполагает рост (с учетом необходимых выводов) мощности газовых ТЭС на 37,2 ГВт к 2020 г., угольных ТЭС – на 40,1 ГВт, ГЭС – на 22,1 ГВт, АЭС – на 29,8 ГВ
Рис.2.5
Одна из основных идей Генеральной схемы – увеличение доли угольной генерации в структуре мощности российских электростанций. К 2020 г. предполагалось, что доля угольных ТЭС вырастет с 40,7% до 44,6% в общем числе тепловых электростанций. Всего же к 2020 г. доля станций на угле должна достичь 28.8% всех мощностей. Примерно в середине прошлого года некоторые компании даже планировали заместить часть газовых проектов на угольные. Однако сейчас мы можем констатировать, что применительно не только к угольной, но и к тепловой генерации в целом данная схема устарела и требует корректировок.
Как мы уже отметили, в условиях падения потребления и собираемости платежей лишь немногие компании отважились сохранить темпы строительства энергомощностей на докризисном уровне. В основном же «стратеги» стараются отсрочить вводы на 2 – 3 года. К примеру, Газпром совсем недавно представил новую инвестпрограмму своих энергетических «дочек» (ОГК-2, ОГК-6, ТГК-1, Мосэнерго), где собирается сократить 25% денежных затрат и растянуть программу с 2012-го до 2015 г. Кстати, только энергокомпании Газпрома до 2012 г. должны вложить более 200 млрд руб. Общая же сумма необходимых инвестиций в энергетику (генерацию и сети) исчисляется триллионами рублей. Сейчас государство готовит новый вариант Генеральной схемы, в котором, судя по всему, будут учтены кризисные явления, и вводы будут основаны на более консервативных прогнозах роста энергопотребления.40
Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что в настоящее время энергетикам (ОГК и ТГК) будет очень сложно профинансировать многомиллиардные инвестиционные программы. Однако мы убеждены, что отказываться от нового строительства нельзя по ряду причин.
Во-первых, в этом случае станет не совсем понятен смысл реформы, который изначально состоял в том, чтобы привлечь инвестиции и произвести тотальную модернизацию изношенных мощностей.
· Во-вторых, каждый энергоблок строится минимум 2 – 3 года. Следовательно, важно успеть к восстановлению уровня потребления.
· Наконец, в-четвертых, износ существующих мощностей в среднем соответствует 60%, а некоторые электростанции построены еще в довоенное время. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС – самый яркий пример тому, что у энергомощностей отсутствует должная модернизация. Несмотря ни на какие кризисы, электростанции продолжают давать электричество 24 часа в сутки 7 дней в неделю 365 дней в году и вырабатывать свой ресурс.
Рис. 2.6
КПД российских ОГК по итогам 2008 г. по сравнению с КПД современных энергомощностей, %
Текущая ситуация такова, что к старой структуре энергетической отрасли вернуться уже проблематично, а новая находится в переходном периоде, и кризис лишь вредит ее дальнейшему развитию. В этой связи мы полагаем, что для благоприятного завершения реформирования и реализации запланированных инвестиций требуются четкие действия государства. Во-первых, надо четко установить правила игры на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Во-вторых, кредитная поддержка энергетических компаний просто нужна в условиях трудностей с привлечением столь необходимых заемных средств. Кроме того, ясно, что инвестирование в энергетику – процесс очень долгий, следовательно, требуется четкая долгосрочная стратегия развития отрасли, учитывающая как благоприятные, так и неблагоприятные сценарии развития. Наконец, многие компании могут сослаться на кризис и не строить те или иные мощности. В этой связи необходим контроль над реализацией инвестиционных программ частных компаний. При выполнении всех условий мы полагаем, что переходный период тепловая энергетика и энергетика в целом смогут пережить с относительно небольшими потерями и стабильно развиваться в дальнейшем.
Заключение
В первой главе дипломной работы были раскрыты основные направления инновационного развития в энергосекторе. Потребление энергоресурсов в мире будет неуклонно возрастать на этом фоне одним из главных технологических и экономических вызовов современности и планирования будущего становится освоение источников энергии. В современной ситуации становится очевидным, что формирование эффективных организационных структур управления инновационным развитием предприятий ТЭК России становиться приоритетной задачей. Интеграция топливно – энергетического комплекса РФ в мировую структуру и изменения рыночных условий потребовало формирование эффективных организационных структур управления инновационным развитием предприятий ТЭК России и стало приоритетной задачей, так как энергетический комплекс оказывают воздействие на ключевые производственные и экономические процессы в экономике РФ.
Был проанализирован опыт инновационного развития предприятий энергетического комплекса в мире с учетом влияния социальных и экологических рисков, проанализированы инновации в систему управления комплексом и перспективы внедрения инновационных технологий. В энергетическом комплексе ЕС основным инновационным направлением развития стало использование технологий в области возобновляемой энергетики. В 90-х годах прошлого века во многих развитых странах начали осуществляться крупномасштабные программы финансовой поддержки, цель которых состояла в совершенствовании альтернативных энерготехнологий и доведения их до рыночной зрелости. Экономический потенциал ВИЭ превышает годовое потребление первичной энергии. При этом следует помнить, что нефть, уголь, газ сжигаются безвозвратно, а возобновляемыми, экологически чистыми, источниками энергии в объеме 19,5 млрд. условных тонн человечество располагает ежегодно, и эта величина будет неуклонно возрастать с увеличением стоимости ископаемого органического топлива и совершенствованием технологий возобновляемой энергии. Внедрение технологии преобразования энергии приливов в электрическую энергию позволит решить следующие задачи: замещение органических энергоносителей, существенная экономия органического топлива, сохранение запасов углеводородов; снижение дефицита мощности в ОЭС Европейской части России и ОЭС Дальнего Востока; Экспорт электроэнергии в страны Скандинавии, Центральной Европы и Северо-Восточной Азии.
Технологии преобразования ветровой энергии в электрическую энергию одна из самых передовых и доступных с коммерческой точки зрения технологий среди возобновляемых источников энергии. Затраты на возведение и эксплуатацию ветроагрегатов низкие. Эксплуатационные издержки с учетом амортизации исчисляются в размере 5-6% от величины общих капиталовложений в изготовление, установку и обустройство ВЭУ.
Важность использования ВИЭ для России определяется стимулированием хозяйственного развития и повышением качества жизни населения, находящейся в зоне автономного энергоснабжения; неэкономичностью сооружения и поддержания электрических сетей; сохранением ископаемого органического топлива и увеличением экспортного потенциала; оздоровлением экологической обстановки.
Во второй главе исследовано реформирование энергетического сектора, оценка эффективности реформирования и основные инновационного развития на примере программы инновационного развития ОАО "РАО ЕЭС России".
Программы ОАО "РАО ЕЭС России", направленные на развитие электроэнергетики, обеспечивающей адекватное развитие экономического и социального развития России, требуют не только количественного увеличения, но и качественного преобразования производственной базы электроэнергетики.
Проведенный анализ возможных качественно новых технологических решений показал, что такими решениями может быть:
Применение СП оборудования и технологий в электроэнергетике позволяет сократить потери электроэнергии примерно в 2 раза, Создание принципиально новых систем энергетики при совмещении с другими инновационными подходами за счет синергетического эффекта.
Основная цель реформирования электроэнергетики России – повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.
В связи с этим в электроэнергетике России происходят радикальные изменения: меняется система государственного регулирования отрасли, формируется конкурентный рынок электроэнергии, создаются новые компании.
В ходе реформы меняется структура отрасли: осуществляется разделение естественно монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций, и вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, создаются структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности. Схема завершающей реорганизации позволяет: создаются условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.
К оценке эффективности реформирования нужно подходить неоднозначно. Текущая ситуация такова, что к старой структуре энергетической отрасли вернуться уже проблематично, а новая находится в переходном периоде, и кризис лишь вредит ее дальнейшему развитию. В этой связи мы полагаем, что для благоприятного завершения реформирования и реализации запланированных инвестиций требуются четкие действия государства. Во-первых, надо четко установить правила игры на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Во-вторых, кредитная поддержка энергетических компаний просто нужна в условиях трудностей с привлечением столь необходимых заемных средств. Кроме того, ясно, что инвестирование в энергетику – процесс очень долгий, следовательно, требуется четкая долгосрочная стратегия развития отрасли, учитывающая как благоприятные, так и неблагоприятные сценарии развития. Наконец, многие компании могут сослаться на кризис и не строить те или иные мощности. В этой связи необходим контроль над реализацией инвестиционных программ частных компаний. При выполнении всех условий мы полагаем, что переходный период тепловая энергетика и энергетика в целом смогут пережить с относительно небольшими потерями и стабильно развиваться в дальнейшем.
Список литературы
Информация о работе Оценка эффективности инновационного развития энергетического комплекса РФ