Оценка эффективности инновационных проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в определении вопросов формирования стратегии инновационной деятельности на предприятии с использованием достижений науки и техники.Цели данной работы выполняются с помощью нескольких задач:
определение направления развития инновационной деятельности на предприятии;
разработка инновационного пооцесса в современных условиях хозяйствования;
определение эффективности инновационной деятельности.

Содержание работы

Введение…………………….....……………………………………………………………3
Глава I. Аспекты развития инновационной деятельности на предприятии…………………..…………………………………………….…………………………5
1.1. Стратегия инновационной деятельности на предприятии…………….……………5
1.2 .Аспекты развития инновационной деятельности на предприятии…….………….8
1.3. Характеристика инновационных процессов на предприятии в современных условиях хозяйствования…………...…………………………..…………………………14
Глава II. Значение инновационной детельности на предприятии как фактор повышения конкурентоспособности на рынке……………….………..………………..22
2.1. Значение инновационной деятельности в развитии предприятия…..................22
2.2.Определение эффективности инноваций, повышающих конкурентоспособность предприятий ……………..…….……………………....................................................25
Глава III. Результаты инновационной деятельности предприятий в условиях рынка………………………..……………………………………………………...............28
3.1. Выход на рынок ноу-хау технологий как результат инновационной деятельности………………………………..……………………………..……………………………28
3.2. Характеристика результатов инновационной деятельности.…………….............34
3.3. Оценка эффективности инноваций…………………….……………..…................38
Заключение………………………………………………………………….....................48
Список литературы……………………………………………………………………….50

Файлы: 1 файл

Инновации.doc

— 303.50 Кб (Скачать файл)
  • цели проекта ясны всем;
  • все участники проекта считают цели достойными.

Высокая мораль проявляется  тогда, когда все члены группы разделяют общую цель. Лозунг “получить  как можно большую прибыль” редко  когда способствует появлению высокой морали в крупных организациях. Создание технического новшества вызывает энтузиазм. Успешным программам присущ пыл при решении проблем, способность действительно изобретать, создавать нечто новое и нужное. Достойные цели стимулируют людей смотреть за пределы осуществимого - на возможное.

Крупные организации могут разработать реальные стратегии, направленные на решение стоящих перед ними крупномасштабных проблем. Процесс должен начинаться на самой верхушке организации. Многие крупные предприятия Америки возглавляют смелые и дальновидные люди. У них настолько большой авторитет, что если бы они пожелали рискнуть, они бы убедили и финансовое и журналистское сообщество в том, что их случай следует освещать положительно.

Концепция неограниченного  финансирования. Управленческий подход – это планово-бюджетный подход управленца, в распоряжении которого находятся ограниченные ресурсы. У венчурных капиталистов другой подход – финансовые ресурсы безграничны. Они просто ищут идеи или возможности для бизнеса, в который стоило бы вкладывать свои средства.

Даже при большом  финансовом дефиците, такие способные  люди как Джин Амдал или Сеймур Крей сумели быстро найти поддержку  для своих начинаний, в которых  они были настоящими экспертами. Точно  так же и корпорации могут реализовать подход “неограниченного финансирования” и принять меры к привлечению капитала со стороны, если это необходимо для поддержки стоящих идей. Реальная же задача состоит в том, чтобы побудить организацию генерировать высококачественные идеи, направленные на достижение своих целей и удовлетворение рыночных потребностей.

Планирование  возможностей. Для выполнения этой задачи весь процесс планирования должен быть превращен из процесса “распределения ресурсов” в процесс “поиска возможностей”. Предприятие может сначала очень широко определить круг своих интересов и целей. Затем оно может организовать сбор и оценку предложений и сделать это так же, как делают венчурные или рисковые капиталисты: сначала на концептуальном уровне, затем посредством всесторонней оценки личности или команды, которая разрабатывает идею. Наконец, рассмотреть возможность поддержки успешной концепции со стороны компании. Подробный финансовый анализ проводится только тогда, когда анализ концепции показывает, что в ее основе лежит идея с высоким потенциалом реализации. После этого происходит распределение ресурсов между инновациями, которые составляют “совокупный портфель”. Например, организация может защитить себя, инвестируя основную часть своих ресурсов в традиционные, мало рискованные, доходные начинания. Но со стратегической точки зрения, часть своего портфеля она может инвестировать в долгосрочные, высокорисковые начинания, чтобы получить выгоду от новых концепций.

Планирование портфеля. Многие компании признали, что такое планирование портфеля является эффективным средством прорыва за горизонт краткосрочного планирования и за пределы безрисковой нормальной системы управления. Кратко говоря, общая стратегия компании типа –“продукция – бизнес” разбивается на несколько ударных частей. Каждая из последних определяется как координируемая “миссия”, распределяемая между несколькими группами или подразделениями.

Например, для разработки продукции нового поколения может  потребоваться поддержка отдела маркетинга, производственного, конструкторского, научно-исследовательского и других подразделений.

 

2.2.Определение эффективности инноваций, повышающих конкурентоспособность предприятий

  Инновационный проект отобран. Начинается следующий этап – использование инноваций. Значимость определения эффекта от реализации инноваций возрастает в условиях рыночной экономики. Однако не менее важной она является и для переходной экономики.

В зависимости от временного периода учета результатов и  затрат различают показатели эффекта  за расчетный период, показатели годового эффекта.

Продолжительность принимаемого временного периода зависит от следующих  факторов, а именно:

  • продолжительности инновационного периода;
  • срока службы объекта инноваций;
  • степени достоверности исходной информации;
  • требований инвесторов.

Выше отмечено, что  общим принципом оценки эффективности  является сопоставление эффекта (результата) и затрат.

В зависимости от учитываемых  результатов и затрат различаю следующие  виды эффекта от реализации новшеств, предоставленные ниже (таблица 1).

Таблица 1. Виды эффекта от реализации новшеств

  Вид эффекта

           Факторы, показатели

1. Экономический

Показатели учитывают  в стоимостном выражении все  виды результатов и затрат, обусловленных  реализацией инноваций

2. Научно-технический

Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность

3. Финансовый

Расчет показателей  базируется на финансовых показателях

4. Ресурсный

Показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного  вида ресурса

5. Социальный

Показатели учитывают  социальные результаты реализации инноваций

6.Экологический

Шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация. Показатели учитывают влияние инноваций на окружающую среду


 

Отношение может быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах и показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации. Но, главное, нужно четко понять: эффективность в производстве - это всегда отношение.

  В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой – сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций. Особенно остро возникает необходимость быстрой оценки и правильного выбора варианта на фирмах, применяющих ускоренную амортизацию, при которой сроки замены действующих машин и оборудования на новые существенно сокращаются.

Метод исчисления эффекта (дохода) инноваций, основанный на сопоставлении  результатов их освоения с затратами, позволяет принимать решение  о целесообразности использования новых разработок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Результаты инновационной деятельности предприятий в условиях рынка

3.1. Выход на рынок ноу-хау технологий как результат инновационной деятельности

 

  Представление результатов инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынке может происходить путем передачи научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, новых технологий.  Рассмотрим некоторые аспекты, связанные с выходом на лицензионный рынок.

Передача технологий может происходить как в пределах одной страны, так и на международном уровне. Лицензионная торговля представляет собой основную форму международной торговли. Она охватывает сделки с «ноу-хау», с патентами на изобретения. Кроме того, возможны лицензии на передачу прав использования патентов без соответствующего «ноу-хау».

В международной торговле широко распространены лицензионные соглашения, которые предусматривают комплексную  передачу одного или нескольких патентов и связанного с ними «ноу-хау». Могут  быть беспатентные изобретения и «ноу-хау». Лицензионные соглашения, помимо передачи технических знаний, могут предусматривать оказание лицензиатором инжиниринговых услуг по организации лицензионного производства, поставки оборудования и т.п. Одним из факторов быстрого развития лицензионной торговли является высокая доходность лицензионных операций. Это объясняется и тем, что они являются менее рискованными по сравнению с прямым инвестированием. Организационные формы и практика продажи лицензий на внешнем рынке могут быть различны. Так, промышленные фирмы для осуществления операций по продаже лицензий создают лицензионные (патентные) отделы, отделения заграничного лицензирования и дочерние компании по заграничному лицензированию.

В крупных компаниях, выполняющих в большом объеме научно-исследовательские работы  и патентующих свои изобретения, создаются лицензионные отделы (секторы).

Лицензионные отделы (секторы) выполняют  следующие функции:

  • изучение торговли патентами и лицензиями;
  • сбор и представление информации техническим службам, производственным отделениям и отделам, экономическим службам;
  • выявляют фирмы, проявляющие интерес к покупке лицензий;
  • обеспечивают патентную охрану результатов научных исследований и технических достижений своей фирмы;
  • осуществляют непосредственные операции по купле-продаже патентов и лицензий.

Работники лицензионного отдела могут  выезжать на предприятия лицензиата и изучают его возможности  по организации выпуска лицензируемой  продукции; определяют на месте потребности  лицензиата в сырье, материалах, оборудовании, квалифицированной рабочей силе; проверяют состояние предприятий, методы работы, качество выпускаемой продукции.

  Лицензионные отделы могут быть встроенными и самостоятельными. Встроенные отделы (сектора) входят обычно в юридическую службу (отдел), техническую службу (отдел) или в общеэкономическую службу (отдел). Самостоятельный лицензионный отдел находится в ведении одного из членов высшего руководства фирмы и президента, генерального директора, помощника президента. Самостоятельные отделы могут быть централизованными и децентрализованными. Отделения заграничного лицензирования создаются, как правило, в крупных фирмах или компаниях.

В отличие от отделов отделения  имеют хозяйственную самостоятельность. Политику в области лицензирования разрабатывает руководство фирмы и президент, вице-президент, правление директоров, а также руководство дочерних фирм и отделений по экспортным операциям.

Основной функцией дочерних компаний по заграничному лицензированию является осуществление операций по продаже лицензий.

Специализированные фирмы, осуществляющие научно-исследовательскую деятельность, как коммерческую, занимаются скупкой патентов и идей, их доработкой и разработкой и выступают на рынке с широким ассортиментом научно-технических знаний, имеющих разную степень готовности для непосредственного промышленного применения.

Посредниками в торговле патентами  и лицензиями выступают лицензионные или патентные агенты и брокеры. Их услугами пользуются индивидуальные патентообладатели, мелкие и средние фирмы, а также крупные фирмы, не осуществляющие в больших масштабах научно-исследовательские работы.

Отношения между продавцом (лицензиатором) или покупателем  лицензий (лицензиатом), с одной стороны, и агентом - с другой, регулируются на основе лицензионного агентского соглашения. Лицензионные соглашения отражают целый комплекс взаимоотношений, связанных с организацией производства лицензируемой продукции или с использованием лицензируемого процесса. Кроме научно-технических аспектов, комплекс отражает финансовые отношения, производственные отношения по реализации продукции и др.

Типовые лицензионные соглашения разрабатываются различными организациями  и комиссиями ООН, отраслевыми ассоциациями промышленных фирм и др. Типичными  являются соглашения, представляющие лицензиату право на запатентованное изобретение или технологический процесс вместе с техническими значениями, опытом, «ноу-хау», а также с правом использования товарного знака.

В качестве возмещения на использование предмета соглашения лицензиат уплачивает некоторое вознаграждение.

Различают:

  • лицензионные вознаграждения, размер которых определяют на основе фактического экономического результата использования лицензии, это могут быть периодические процентные отношения, участие в прибылях;

лицензионные вознаграждения, размер которых непосредственно не связан с фактическим использованием лицензий, а заранее устанавливается и указывается в договоре, исходя из возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей лицензиата на основе использования лицензии (первоначальный платеж наличными; национальный платеж; передача ценных бумаг лицензиата; передача встречной технической документации).

Периодические процентные отношения или текущие отношения  «роялти», устанавливаются в виде определенных фиксированных ставок в процентах) и выплачиваются лицензиатом через определенные промежутки времени (ежегодно, ежеквартально, ежемесячно или к определенной дате).

Принципы расчета процентных отношений следующие:

  • со стоимости производимой по лицензии продукции;
  • с суммы продаж лицензируемой продукции;
  • с единицы выпускаемых или реализуемых изделий в виде процента к цене или себестоимости;
  • на специально обусловленной базе (например, с установленной мощности запатентованного оборудования, с объема переработанного по запатентованному способу сырья и т. п.).

  Ставки текущих отчислений дифференцированы в зависимости от вида лицензии, срока действия соглашения, объема производства лицензируемой продукции, ее реализационных цен, экспортных или внутренних продаж. В лицензионное соглашение может быть включена оговорка о минимальной сумме вознаграждения, которая в любом случае должна быть выплачена лицензиатом.

Информация о работе Оценка эффективности инновационных проектов