Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:11, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в определении вопросов формирования стратегии инновационной деятельности на предприятии с использованием достижений науки и техники.Цели данной работы выполняются с помощью нескольких задач:
определение направления развития инновационной деятельности на предприятии;
разработка инновационного пооцесса в современных условиях хозяйствования;
определение эффективности инновационной деятельности.
Введение…………………….....……………………………………………………………3
Глава I. Аспекты развития инновационной деятельности на предприятии…………………..…………………………………………….…………………………5
1.1. Стратегия инновационной деятельности на предприятии…………….……………5
1.2 .Аспекты развития инновационной деятельности на предприятии…….………….8
1.3. Характеристика инновационных процессов на предприятии в современных условиях хозяйствования…………...…………………………..…………………………14
Глава II. Значение инновационной детельности на предприятии как фактор повышения конкурентоспособности на рынке……………….………..………………..22
2.1. Значение инновационной деятельности в развитии предприятия…..................22
2.2.Определение эффективности инноваций, повышающих конкурентоспособность предприятий ……………..…….……………………....................................................25
Глава III. Результаты инновационной деятельности предприятий в условиях рынка………………………..……………………………………………………...............28
3.1. Выход на рынок ноу-хау технологий как результат инновационной деятельности………………………………..……………………………..……………………………28
3.2. Характеристика результатов инновационной деятельности.…………….............34
3.3. Оценка эффективности инноваций…………………….……………..…................38
Заключение………………………………………………………………….....................48
Список литературы……………………………………………………………………….50
Уровень ставок текущих отчислений в современной практике колеблется от 2 до 10 %. Чаще встречаются ставки в 3-5%.
Твердо зафиксированная в соглашении сумма лицензионного вознаграждения называется паушальным платежом. Этот платеж устанавливается в следующих случаях:
при передаче лицензии вместе с поставками оборудования (эта сделка носит единовременный характер, что требует единовременного определения ее стоимости);
Паушальный платеж может производиться в разовом порядке и в рассрочку (например, 50% – после подписания соглашения; 40% - после поставки оборудования и передачи технической документации; 10% - после пуска оборудования).
Первоначальный платеж
наличными предусматривает
Такой товар, как технология, нужно рассматривать с учетом:
Технологические знания являются нематериальным продуктом, его полезность не определяется формой материального носителя: техническая документация, опыт и т.п. Она заключается в создании условий для повышения эффективности производства, выпуска новых видов продукции и ускорения ее реализации. Каждое новое техническое решение, относящееся к производству, является уникальным и неповторимым. Поэтому каждый отдельный технологический товар нельзя непосредственно связывать с другим товаром, хотя последний может относиться к той же отрасли производства.
Сравнивать технологии можно только через полезный эффект от их использования. Затраты труда на производство нематериального продукта отличаются от затрат труда на производство материальных носителей знаний. Прежде всего, труд по созданию ново технологии, как один из видов научного труда носит творческий характер. Затраты труда по созданию технологии отличаются от затрат труда по ее непосредственному внедрению в производство. Последние включают работы по проектированию и строительству предприятий, обучение персонала, организацию и управление и др. Специфика потребительной стоимости и труда по созданию технологии предопределяет особенности потребления этого товара. Технологические знания используются в производственном процессе, однако. Характер их потребления обусловливает то, что труд по созданию технологических знаний не переносится на продукт предприятия, который создается с помощью этих знаний.
На использование технологии влияют:
Вышеизложенное влияет на формирование цен на лицензии, «ноу-хау». Особенности формирования цен на лицензии («ноу-хау») состоят в следующем:
Информация о фактической прибыли лицензиата в связи с использованием данной лицензии или «ноу-хау» составляет коммерческую тайну.
Наиболее распространен расчет роялти в процентах от стоимости продаж лицензионной продукции по следующей формуле:
Rs =
где Rs – роялти в % от стоимости чистых продаж;
R – годовая сумма роялти;
S – стоимость чистых продаж.
На величину дополнительной прибыли лицензиата влияют:
Производственный риск связан с тем, что предприятие лицензиата не реализует тех показателей, которые планируются в соответствии с данной лицензией или «ноу-хау».
Вероятность производственного риска зависит от степени разработанности новой технологии. Коммерческий риск при приобретении лицензии и «ноу-хау» возникает в силу того, что лицензиат не сможет реализовать произведенную продукцию и, следовательно, не получит расчетной суммы дополнительной прибыли.
Базой международной торговли лицензиями и «ноу-хау» является патентная деятельность стран-экспортеров технологии. Ведущая роль в патентовании изобретений принадлежит промышленно развитым странам. Первое место по числу заявок на патенты и выданных патентов занимает Япония, на втором месте США. Промышленно развитые страны являются привлекательным рынком технологий.
Одним из важных показателей качества научно-технических разработок является их экспортная конкурентоспособность, которая определяется по формуле 2:
где ЭК – экспортная конкурентоспособность;
NПЗ – число заявок на патенты, поданных за рубежом;
NЗВ – число заявок на патенты, поданные внутри страны.
Число и распределение патентных
заявок, проданных в зарубежных странах,
свидетельствует о
Наличие значительной разницы между числом зарубежных заявок национальных фирм и заявок, поданных внутри страны свидетельствует об отставании уровня научно-технических решений в данной стране. А это исключает зарубежное патентование части национальных изобретений.
Показателем конкурентоспособности научно-технических разработок является степень охвата НИОКР отраслей промышленности.
Таким образом, эффективность инновационной деятельности определяется конкурентоспособностью технических разработок.
3.2.Характеристика результатов инновационной деятельности
В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами.
Результаты инновационной
Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права. Возникает такое юридическое понятие как интеллектуальная собственность. Данное понятие предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, созданную в 1967 году. Задачей Всемирной организации интеллектуальной собственности является содействие ее охране.
В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией Российской Федерации (ст. 44). Действует также пакет законов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности:
В Гражданском кодексе Российской Федерации определены способы охраны служебной и коммерческой тайны. Объекты интеллектуальной собственности могут использоваться предприятиями и организациями, приносить доход. Они включаются в состав нематериальных активов.
Охранными документами на изобретения являются патенты, авторские свидетельства. Патент удостоверяет авторство, приоритет и исключительное право на использование изобретения в течение срока действия патента. Патентная форма защиты изобретений обеспечивает правовую охрану отечественной продукции на международном рынке лицензий, позволяет развивать лицензионную торговлю технической документацией, новейшими технологиями. Различают национальные и региональные патенты (например, зарегистрированные в Европейском патентном ведомстве). Патенты служат источником информации о новейших научно-технических достижениях, знание которых чрезвычайно важно для инновационного менеджера, который должен владеть ситуацией на рынке инновационной продукции. В России выдача патентов и публикация официальной информации о них осуществляется Роспатентом. Непосредственному получению патента предшествует подача заявки, которая содержит сведения об авторе, заявителе, его законном представителе, описание объекта, объеме и сроках охраны. Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией.
В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено такое средство индивидуализации продукции - товарный знак. В Законе Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» дается следующее определение: «Товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак ТЗ) - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее товаров) других юридических или физических лиц». Товарным знаком может быть оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и т.п. Право на использование товарных знаков получают посредством их регистрации. Во всем мире товарные знаки применяются и защищаются. Товарные знаки играют важную роль как для производителей и продавцов, так и покупателей новшеств. Они являются указателем на то, кто несет ответственность за определенный товар.
Отметим, что однородная продукция
может выпускаться разными
Товарный знак выполняет следующие задачи:
Товарный знак входит в состав нематериальных активов, является предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности (является составной частью интеллектуальной собственности).
Результатом инновационной деятельности являются ноу-хау («знаю, как»), которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера. Использование ноу-хау обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему.
Ноу-хау могут быть незапатентованные технологические знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по проектированию, расчетам, строительству и производству изделий; проведению научных исследований и разработок; состав и рецепты материалов, веществ и др., а также опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов.
Права обладателей конфиденциальной
информации закреплены в Гражданском
кодексе Российской Федерации. Коммерческая
передача ноу-хау оформляется
Информация о работе Оценка эффективности инновационных проектов