Оценка экономической эффективности инновационных предложений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время создание в России национальной инновационной инфраструктуры является ключевой задачей не только для научно-технической сферы, но и для повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Коммерциализация технологий является частью целостного механизма создания и реализации нововведений в рамках национальной инновационной инфраструктуры.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I . Теоретическая часть. Инновационная инфраструктура.
Её развитие в РФ…………………………………………………………6
1.1 Российская национальная инновационная система…………………..6
1.2 Понятие и классификация инновационной инфраструктуры………...9
1.3 Основные виды инновационной инфраструктуры…………………...10
Глава II. Анализ инновационной деятельности салона красоты
«Марлен»………………………………………………………………...23
2.1 Экономическая характеристика предприятия……………………….23
2.2 Использование инновационных технологий и их
технико-экономические характеристики………………………….....24
Глава III. Оценка экономической эффективности инновационных
предложений…………………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………33
Список использованных источников……………………………………..36

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 83.36 Кб (Скачать файл)

    В «новой» части российской НИС (рыночной) наиболее острыми, хорошо видимыми проблемами являются: отсутствие критической массы малых инновационных предприятий и необходимой инновационной инфраструктуры.

 

    1.2 Понятие и классификация инновационной инфраструктуры

 

    Традиционно в экономике под инфраструктурой понимают совокупность систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства либо для обеспечения условий жизнедеятельности общества. Важно отметить главную особенность любой инфраструктуры, а именно: инфраструктура - это специализированная подсистема, оказывающая услуги всем субъектам производственных или социальных процессов и обеспечивающих доступ к различным ресурсам.

Обычно выделяются, по крайней мере, следующие виды (подсистемы) инновационной инфраструктуры:

а)  финансовая: различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, такие как, например, фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний;

б)  производственно-технологическая (или материальная): технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы и т.п.;

в)  информационная: собственно базы данных и знаний и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т.п. центры (т.е. организации, оказывающие услуги);

г)  кадровая: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.;

д)  экспертно-консалтинговая: организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.).

Во всех перечисленных выше случаях субъектам инновационной деятельности предоставляется доступ к некоторым видам необходимых им ресурсов и услуг, а именно (в соответствии с принятым выше порядком):

-  к финансовым ресурсам напрямую, либо через получение доли в рыночной стоимости субъектов;

-  к зданиям, сооружениям, оборудованию, приборам и т.д.;

-  к необходимой информации;

- к кадровым ресурсам требуемой квалификации, либо системам, обеспечивающим повышение их квалификации;

-  к различного вида специальным услугам, которые могут быть оказаны данному субъекту инновационной деятельности.

   Естественно, что «устройство» (включая состав) инновационной инфраструктуры существенно зависит от основополагающих характеристик самой инновационной системы. Это означает, что инфраструктуры административно-командной и рыночной НИС различаются весьма значительно. Более того, эти отличия зависят и от общей финансовой политики, проводимой государством в инновационной сфере. Последняя включает в себя гораздо более широкий спектр финансовых, а также бюджетных, налоговых инструментов поддержки и регулирования деятельности конкретных субъектов национальной инновационной системы.

 

             1.3 Основные виды инновационной инфраструктуры

 

1.Научно-технологические парки.

Научно-технологический парк - это компактно расположенный комплекс, который может включать в себя научные учреждения, высшие учебные заведения, предприятия промышленности, малые фирмы. При этом фирмы, входящие в технопарк, могут находиться на разных этапах развития инноваций - от начинающих-до фирм с налаженным производством и стабильной рыночной «нишей». При наличии технопарка ученым не обязательно покидать свои лаборатории или кафедры, поскольку в фирмах, реализующих их идеи, они могут работать по совместительству, а технопарк может также помочь с подбором квалифицированной команды менеджеров. Кроме того, ученый имеет право продать лицензию фирме парка и через дирекцию парка контролировать использование полученных фирмой прав. Смысл создания технопарка в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Обобщая, можно выделить главные цели деятельности технопарков:

-содействие формированию и росту новых наукоемких фирм, использующих результаты исследований научных организаций и вузов.

-катализация позитивных изменений в регионе через создание новых рабочих мест, а также перестройку промышленности на основе новых технологий.

- содействие формированию сотрудничества между высшими учебными заведениями, научными центрами и промышленностью.

- стимулирование появления новых источников доходов для университетов и научных организаций.

Управление технопарком осуществляет внешняя управляющая компания.         Развитие технопарков в России ведет отсчет с конца 80-х - начала 90-х гг.

Первым технопарком России считается Томский научно-технологический парк, открытый в 1990 году на базе Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. После этого технопарки начали расти как грибы: в начале 90-х годов они открывались чуть ли не во всех университетских городах страны.

В 1991 был открыт технопарк МИЭТ при Московском институте электронной техники в городе Зеленограде. В 1992 году - Научный парк Московского государственного университета, в 1993 – «Технопарк в Москворечье» при МИФИ, в 1998 – технопарк на базе Курчатовского института и так далее.

 В нашей стране их  развитие  пошло двумя основными  путями: на базе высшей школы  и на базе промышленных предприятий. Большая часть из них была  организована первым путем, то  есть технопарки создавались  в качестве структурного подразделения  вуза и не были отдельно  действующими организациями, которые  инициируют, создают и поддерживают  малые инновационные предприятия.

 Второй путь возникновения российских технопарков - на базе промышленных предприятий. В процессе реструктуризации производств крупный бизнес создает целые кластеры малых и средних компаний, которые используют инфраструктуру основного предприятия и сосуществуют с ним в рамках симбиоза, выступая как поставщики и подрядчики. Помимо этого, они начинают поставлять продукцию на другие предприятия, тем самым создавая устойчивые индустриальные сети.

 Сейчас на территории России технопарки открываются не только при университетах, но и в крупных научных центрах, наукоградах, а также в «закрытых городах». В настоящее время в России зарегистрировано более 80 технопарков.В таблице 1 представлены наиболее известные из них,причем как действующие,так и только планирующие начать свою работу.

Таблица 1. Наиболее известные технопарки в России

 

         Регион

             Технопарк

          Статус

 

 

1.

Алтайский край

Индустриальный парк Новоалтайск Южный

Проектируемый

 

2.

Белгородская область

«Северный»

Действующий

 

3.

Иркутская область

«Ангарский»

Действующий

 

4.

Калужская область

«Ворсино»

Действующий

   

«Грабцево»

Действующий

   

«Калуга-Юг»

Действующий

   

«И-Парк Лемминкяйнен»

Действующий

   

«Росва»

Действующий

   

«Калуга-Детчино»

Действующий

 

5.

Липецкая область

«Грязинский»

Действующий

 

 

6.

Московская область

Технопарк РХТУ им Д. И. Менделеева

Действующий

   

Индустриальный парк Электросталь

Действующий

   

«Ступино» («Комстрин»)

Действующий

   

 

Технопарк «Дубна»

 

Действующий

 

7.

Нижегородская область

«Волжский»

Действующий

 

 

8.

Новосибирская область

Промышленно-логистический парк Новосибирской области

Действующий

 

9.

 

Санкт-Петербург

 

Технопарк «Ингрия»

 

Действующий

 

10.

 

Саров

 

Саровский технопарк

 

Действующий

11.

Свердловская область

Химический парк «Тагил»

Действующий

   

ОЭЗ «Титановая долина»

Проектируемый

 

12.

 

Республика Татарстан

«Технополис Химград»

Действующий

   

ОЭЗ «Алабуга»

Действующий

 

13.

 

Тюмень

Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа

 

Действующий


  В Таблице 2 представлена специализация технопарков по отраслям экономики и их доля в процентном соотношении.

Таблица 2.

 Космические технологии

    1%

Медицинские технологии

    5%

Информационные технологии

   19%

Машиностроение

   10%

Приборостроение

   16%

Энерго-эффективность и энергосбережение

   15%

Биотехнологии

   16%

Инновационные технологии в добыче

   18%


   В России с 2006 года реализуется комплексная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", утверждённая 10 марта 2006 года Правительством. Координатором программы является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В программе принимают участие следующие субъеты Российской Федерации:

Таблица 3.

           Регион

    Наименование технопарка

1

Нижегородская область

"ИТ-парк Анкудиновка"

2

Республика Мордовия

 "Технопарк Мордовия"

3

Самарская область

 "Жигулёвская долина"

4

Калужская область

  "Технопарк Обнинск"

5

Пензенская область

  "Технопарк высоких технологий"

6

Тюменская область

  "Западно-Сибирский инновационный центр"

7

Кемеровская область

  "Кузбасский технопарк"

8

Новосибирская область

  "Центр технологическогообеспечения инновационных разработок"

9

 Республика Татарстан

"Технополис Химград" и ИТ-парк.


    С целью поддержки технопарков Министерством связи были подписаны соглашения о сотрудничестве и поддержке в реализации проектов компаний-резидентов с инновационным центром «Сколково» (в июле 2011 года) и с ОАО «РВК» (в октябре 2011 года). Кроме того, было создано Некоммерческое партнерство«Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий».

    В инфраструктуру технопарков по итогам 2011 года было вложено 7 млрд. руб. федеральных средств, 8,5 млрд. руб. региональных средств и 4 млрд. руб. средств частных инвесторов. Эффективность создания технопарков как социально-значимого проекта доказывает создание 9 000 рабочих мест.

 
 
 
 

 

2.Инновационно-технологические центры.

Идея состояла в том, что ИТЦ будут открываться на базе промышленных предприятий с тем, чтобы обеспечивать связь малого бизнеса и промышленности. Было определено, что ИТЦ - это конгломераты из множества малых предприятий, размещенных под одной крышей. Для их формирования были выделены существенные финансовые ресурсы, которые инвестировались преимущественно в ремонт и оборудование помещений, где должны были размещаться малые предприятия.

Главная особенность ИТЦ состоит в том, что он по сути своей является структурой поддержки сформировавшихся малых инновационных предприятий, уже прошедших наиболее трудный этап создания, становления и выживания в начальный период своей деятельности, когда гибнет до 90% малых инновационных фирм. В этом концептуальное отличие ИТЦ от технопарка. Поэтому в идеале технопарки должны были создаваться при вузах и выполнять задачу инкубирования малых фирм, а ИТЦ были призваны обеспечивать более устойчивые связи малого бизнеса с промышленностью, а потому создаваться при предприятиях или научно-производственных комплексах.

Однако на практике около 45% ИТЦ было создано при вузах, нередко - на базе уже действовавших технопарков, так что два эти вида инфраструктуры в значительной степени переплелись и оказались в какой-то мере дублирующими.  

На сегодняшний день в России действует около 50 ИТЦ, в которых работают более 1000 малых фирм. ИТЦ оказывают комплекс услуг находящимся в них малым предприятиям: помимо сдачи помещений в аренду, они предоставляют техническое, информационное и консультационное обеспечение, а также формальные и неформальные гарантии при поиске малыми предприятиями средств для своего развития (табл. 4).

Таблица 4

Перечень услуг, предоставляемых инновационно-технологическими центрами (перечислены в порядке уменьшения частоты их оказания)

1

Предоставление производственных и офисных помещений в льготную аренду

2

Информационные услуги малым предприятиям

3

Консультационные услуги в области бизнес-планирования

4

Содействие выполнению НИОКР и реализации их результатов

5

Подготовка и переподготовка кадров для научно-технологического предпринимательства

6

Организация семинаров, выставок, конференций и других мероприятий

7

Оценка и правовая защита интеллектуальной собственности

8

Разработка и реализация программ приоритетного развития регионов

9

Помощь в поиске инвестиций и получении кредитов

10

Содействие внешнеэкономической деятельности

11

Предоставление стипендий студентам, работающим на малых фирмах

12

Создание центров коллективного пользования оборудованием

13

Создание новых предприятий по конкретным направлениям деятельно-

Информация о работе Оценка экономической эффективности инновационных предложений