Организация научно – исследовательской работы в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:56, реферат

Описание работы

Для науки независимой Украины стартовые условия оказались не слишком благоприятными. Ни для кого не новость, что основные научные центры в СССР находились на территории России. Именно там проводились наиболее важные и дорогостоящие исследования, и именно они притягивали к себе наиболее способных ученых. После развала Союза очень многие из них не вернулись на Украину. Все органы научной, технической, патентной и прочей информации, созданные в СССР, остались в России, поэтому длительное время ученым Украины приходилось работать в информационном вакууме. Разрыв связей между лабораториями, находившимися в других бывших союзных республиках, сворачивание отдельных программ, находившихся в разработке сразу в нескольких научных организациях на территории всего СССР, так же способствовали стагнации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Наука в период независимости.
2. Организационная структура науки в Украине.
3. Виды научно-исследовательских работ
4. Направление научных исследований
5. Подготовка научных и научно-педагогических кадров.
6. Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе.
7. Особенности работы научного коллектива.
8. Организация работы студентов при проведении научных исследований.
9. Значение научных исследований
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

реферат ОНД.docx

— 56.07 Кб (Скачать файл)

МІНІСТЕРСТВО  ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ

Чернігівський державний  технологічний університет

 

 

КАФЕДРА: Машини і апарати легкої промисловості

 

РЕФЕРАТ

 

з дисципліни: Основи наукових досліджень

на тему:

«ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

РАБОТЫ  В УКРАИНЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Виконав:

Студент групи Ма-091                     Однолько Т.О.

 

Керівник:

професор                  Чередніченко П.І.

 

Чернігів ЧДТУ 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

   1. Наука в период независимости.

2. Организационная структура науки в Украине.

   3. Виды научно-исследовательских работ

   4. Направление научных исследований

5. Подготовка научных и научно-педагогических кадров.

6. Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе.

7. Особенности работы научного коллектива.

8. Организация работы студентов при проведении научных исследований.

  9. Значение научных исследований

          ВЫВОДЫ

         СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для науки независимой  Украины стартовые условия оказались  не слишком благоприятными. Ни для кого не новость, что основные научные центры в СССР находились на территории России.

Именно там проводились  наиболее важные и дорогостоящие  исследования, и именно они притягивали  к себе наиболее способных ученых. После развала Союза очень  многие из них не вернулись на Украину. Все органы научной, технической, патентной и прочей информации, созданные в СССР, остались в России, поэтому длительное время ученым Украины приходилось работать в информационном вакууме. Разрыв связей между лабораториями, находившимися в других бывших союзных республиках, сворачивание отдельных программ, находившихся в разработке сразу в нескольких научных организациях на территории всего СССР, так же способствовали стагнации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Наука в период независимости

Важным фактором и предпосылкой развития образования, культуры, повышение  качества рабочей силы всегда была наука. Без мощной научной базы эффективная  рыночная экономика просто не может  развиваться. До обретения Украиной независимости украинская культура была слишком ориентирована на потребности  военно-промышленного комплекса. Это  мешало развиваться всем ее отраслям. В первые годы независимости стало  очевидным, что в Украине очень  слабая система информации, без чего она как государство не может  перестраиваться и, самое главное, присоединиться к мировому содружеству  стран, имеющих информационное общество. После распада СССР Украина имела  хорошие стартовые возможности  для информатизации и создания постиндустриального  общества. Однако за 1991-1995 гг. почти  никаких сдвигов в направлении  информатизации не было сделано. Более  того, за этот период наметилось значительное отставание в отрасли от многих стран. В Украине долгие годы система  обеспечения информацией и документальными  источниками была чрезвычайно отсталой и не давала возможности организовать эффективное обеспечение ученых и специалистов журналами, книжной  продукцией, компактными оптическими  дисками, доступом к зарубежным базам  данных.

В Украине не было реферативных журналов (кроме медицинского), не было "Экспресс-информации", не выдавались аналитические обзоры различных отраслей науки и техники, резко сократилось количество научных журналов. Не было электронных каталогов библиографической информации. Все органы научной, технической, патентной и другой информации, созданные в СССР, остались в России. Летописи журнальных и газетных статей становились все тоньше. Не было централизованной каталогизации всех печатаемых в Украине изданий. Медленными темпами шли национальные рельсы философской, исторической, культурологической науки. Несколько в лучшем состоянии находилась политология - новая для нас наука, которая на волне революционных потрясений в обществе опередила своими прикладными результатами другие гуманитарные науки. И это несмотря на то, что политологов наши высшие учебные заведения ранее не готовили. В политологию пришли ученые смежных наук. Однако украинскими учеными уже разработана и утверждена программу "Терминология", которой предусмотрена разработка концепции и функционирования украинского научно-технической терминологии, ее нормирования и компьютеризации процесса стандартизации, - формирование банка данных по научно-технической терминологии и его анализа. Были проведены международные конференции по украинской терминологии, выполнено экспертизу более 300 стандартов по научно-технической терминологии, подготовлены к изданию 200 словарей разных видов. Известно, что за годы "невиданного расцвета языков необъятной родины" украинские собственные названия латинским алфавитом воспроизводились только в русской транскрипции. Например, переводилось "Kiev", а не "Kyiv", "Lvov", а не "Lviv" и т.п. В связи с этим Министерство иностранных дел издано распоряжение "О воспроизведения украинских собственных названий латинским алфавитом" (1996 г.) (фамилий, имен, географических названий, непереводимых названий юридических лиц и т.п.). В распоряжении отмечается, что воспроизведения украинских собственных названий латиницей при заполнении загранпаспортов (чего, к сожалению, не скажешь о внутреннем паспорте), укладке аутентичных текстов договоров на иностранных языках, изготовлении различных консульских документов, заполнении гражданами Украины анкет и оформление виз иностранных государств, в нотной переписке, при переводе текстов на другие языки и т.п. происходит путем транслитерации (побуквенный записи с помощью латинского алфавита) украинского языка. Соответствующий указ отправлено посольствам иностранных государств и представительствам международных организаций, в котором сообщается о разработанной "Нормативной таблице ..." и правилах воспроизведения украинских собственных названий. Итак, сделан еще один важный шаг на пути утверждения украинского государственного языка. Ученые высших учебных заведений также получили ряд результатов мирового уровня по приоритетным направлениям развития науки и техники, которые свидетельствуют о наличии в Украине мощного интеллектуального потенциала. Государственные премии Украины в области науки и техники были присуждены большой группе ученых, среди которых ведущие ученые Днепропетровского, Харьковского, Львовского университетов, Национального технического университета (КПУ).

2. Организационная структура науки в Украине

Общие цели и задания  науки на конкретный период развития каждая страна определяет исходя с  их социально-экономического и политического  состояния.

Государственная политика Украины по научной и научно-технической  деятельности нацелена на:

· увеличение национального  богатства в результате использования  научных и научно-технических  достижений;

· создание условий  для достижения высокого уровня жизни  людей, их физического и интеллектуального  развития с помощью использования  современных достижений науки и  техники;

· усиление национальной безопасности на основе использования  научных и научно-технических  достижений;

· обеспечение свободного развития научного и научно-технического творчества.

При осуществлении государственного управления и регулирования научной  деятельностью государство руководствуется  принципами:

· органического  единства научно-технического, экономического, социального и духовного развития общества;

· сочетания централизации  и децентрализации управления в  научной деятельности;

· соблюдения условий  экологической безопасности;

· признания свободы  творческой, научной и научно-технической  деятельности;

· сбалансированности развития фундаментальных и прикладных исследований;

· использования  достижений мировой науки, возможностей международного научного сотрудничества;

· свободы распространения  научной и научно-технической  информации;

· открытости для  международного научно-технического сотрудничества, обеспечения интеграции украинской науки в мировую в сочетании  с защитой интересов национальной безопасности.

Организационная структура есть сложной, разветвленной  системой. Государственное регулирование и управление развитием науки осуществляют Верховная Рада Украины, кабинет Министров Украины и Президент Украины. Высшим органом организации науки есть Национальная академия наук Украины. Также к организациям, которые формируют науку Украины относят: Министерство образования и науки Украины, Министерство экономики по вопросам европейской интеграции Украины, институт экономического прогнозирования, межведомственный научный совет с прогнозирования, координационные советы по приоритетным направлениям развития науки и технологий, экспертные советы с различных проблем. Совокупность всех органов власти и научных учреждений Украины формируют организационную структуру науки.

Одним из основных инструментов осуществления государственной  политики в сфере научной и  научно-технической деятельности является бюджетное финансирование. Его размер не может быть меньше 1,7 % от ВВП Украины.

Высшим  научным органом страны есть НАН Украины, которая возглавляет, организовывает и осуществляет фундаментальные и прикладные исследования по наиболее важным проблемам естественных, технических и гуманитарных наук, а также координирует осуществление фундаментальных исследований в научных учреждениях и организациях независимо от форм собственности. При НАН Украины образовывается Межведомственный совет по координации фундаментальных исследований в Украине. Положения о Совете и ее состав утверждается Кабинетом Министров Украины.

Руководство НАН  Украины осуществляет ее Президент, который избирается общими собраниями ученых. НАН состоит из ряда отделов  соответствующих отраслей наук. Помимо отраслевых, есть и территориальные отделы (Донецкий, Западный и Южный) и территориальные филиалы.

Отраслевые отделы НАН объединяют научно- исследовательские  институты. Кроме НАН в Украине  функционируют государственные  отраслевые академии наук – украинская академия аграрных наук, Академия медицинских  наук Украины, академия педагогических наук Украины, Академия правовых наук Украины, Академия искусства Украины.

Отраслевые академии координируют, организовывают и проводят исследования в соответствующих  отраслях науки и техники.

В состав академии могут входить научные учреждения, предприятия, организации, объекты  социальной сферы, которые обеспечивают их деятельность.

Академии ежегодно отчитываются перед Кабинетом Министров  Украины о результатах научной  и научно-технической деятельности и использования средств, выделенных им из Государственного бюджета Украины.

При Президенте Украины  образован Совет по вопросам науки  и научно-технической политики с  целью способствовать формированию государственной политики относительно развития науки, определению приоритетных направлений, разработке стратегий технологического развития, усовершенствованию структуры управления наукой и системы подготовки и аттестации кадров.

Совет возглавляет  Президент Украины.

Для поддержания  фундаментальных научных исследований в отрасли естественных, технических  и гуманитарных наук, которые проводятся научными учреждениями, высшими учебными заведениями, учены, создается государственный  фонд фундаментальных исследований.

Основными производителями  и носителями знания в обществе выступает  наука в целом, то есть ее организационная  структура и отдельные ученые, исследователи. В Украине действует  разветвленная сеть научных организаций. По официальным статистическим данным количество научных организаций  в Украине составило 1506 единиц в 2000 году. Однако, наблюдается некоторое сокращение конструкторских и проектных организаций, но в то же время увеличивается количество ВУЗ, в которых проводятся научные исследования. 

Субъектами научной и научно-технической  деятельности есть: ученые, научные работники, научно-педагогические работники, а также научные учреждения, научные организации, высшие учебные заведения III- IV уровней аккредитации, общественные организации.

В стуктуре науки в XXI веке резко возрастает роль теоретических и фундаментальных наук, которые создают новые знания, обогащают общество новыми изобретениями, подходами, данными, технологиями, оперативными знаниями для применения их в производстве.

Во многих странах  мира фундаментальная наука, как  правило, финансируется из государственного бюджета, а прикладные науки –  частными или коммерческими структурами. В ближайшей перспективе целесообразно  в Украине сформировать структурное  соотношение фундаментальных наук (Ф), прикладных (П) и исследование разработок (Р), которое свойственно государствам с высоким техническим уровнем, высокой наукоемкостью потенциала за схемой:

Ф = 15-16%;

П = 22-25;

Р = 59-63%.

Фундаментальные науки  должны развиваться опережающими темпами, создавая теоретическую базу для  прикладных наук. Для современной  науки характерный следующий  цикл: фундаментальные---прикладные---разработки---внедрения.

 

3. Виды научно-исследовательских работ

Основными видами являются: подготовка обзорного реферата на определенную тему, отдельные исследования в ходе практических и лабораторных работ, при подготовке докладов и выступлений на конференциях и семинарах, разработке отдельных научно-исследовательских вопросов в курсовых и дипломных работах, исследования в период практики. Наряду с этим во внеучебное время студент может принимать участие в НИР кафедры, в подготовке научных публикаций и др.

По форме исследования могут быть индивидуальными и коллективными, теоретическими и экспериментальными с использованием активного, пассивного и смешанного экспериментов.

ДОКЛАД – это развернутое  изложение какой-нибудь темы, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить.

Информация о работе Организация научно – исследовательской работы в Украине